История одной церкви. Костромской Иоанно-Богословский храм в Ипатьевской слободе

Автор: Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия. .

kos019Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Каждый из русских храмов, кроме своего духовного, культурного, архитектурного назначения и особенностей, является свидетелем истории. И не так важно, стоит ли он в городе или в деревне, на острове или на проезжей дороге, является приходским или в монастырским – его история неразрывно связана с историей как той местности, где он находится, так и с историей всей Русской земли. Историей ее народа, его самсознания, его пути к которому он движется.

Я расскажу историю одного храма. Историю, во многом типичную для многих других храмов России, поэтому она выглядит универсальной, и каждый найдет в ней историю своего храма, своей семьи, себя… Историю, в которой отобразилась вся Россия.

Рядом с ансамблем Ипатьевского монастыря, с его горящими на солнце золотом куполами Троицкого собора и словно лампадами, над гладью реки Костромы стоящими башнями, наше внимание привлекает стоящий рядом величественный, и вместе с тем, прекрасный своими стройными формами храм во имя святого апостола Иоанна Богослова. Иоанно-Богословская церковь - один из древнейших храмов Костромы, одна из жемчужин в короне ее духовных и исторических древностей. Изящное пятиглавие и стройный шатер колокольни, в контрасте с монументальным завершением Троицкого собора, дополняет панораму т. н. заречной части города.

По данным записей клировых ведомостей церковь была возведена в 1681-1686 годах, на месте сгоревших в 1681 году двух деревянных храмов – зимнего и летнего – в честь св. ап. Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца. Построена по типичной для XVII века архитектурной схеме: «каменная, одноэтажная, с трапезной, колокольней..» При церкви находилось кладбище – место упокоения жителей монастырской слободы. Оно было огорожено обширной деревянной оградой. О древности прихода сообщает грамота святителя митрополита Московского Макария, выданная на строительство деревянных церквей, воздвигнутых по его благословению в 1562 г. Данные о наличии на месте строительства церкви подтверждала надпись на храмовой иконе находившейся в местном ряду иконостаса - «св. ап. Иоанн Богослов в житии». Икона была перенесена, согласно описи 1701 г. из « старобывшия церкви» (ныне утеряна)[1].

В слободе, которая образовалась вокруг Ипатьевского монастыря и издревле называлась Ипатьевской (по названию монастыря), или Богословской (по названию слободской церкви), жили потомственные монастырские ремесленники – каменщики и плотники, иконописцы и кузнецы, обслуживающие нужды монастыря. О состоянии взаимоотношений монастырских людей с монастырским начальством в Переписной книге 1701 г. записано, что жители слободы « от монастырских оброков оскудели и в конец разорились», «пашни у них и сенных покосов и никаких угодей нет, кормятца работою своею и ремеслом, отходя к Москве и иныя городы»[2].

От оскудения уходили «ипатские каменщики» на заработки в другие города и строили храмы в Новгороде, в Переяславле-Рязанском, по всей России. Конечно же, желали они                  и в родной слободе воздвигнуть каменный храм. Тому способствовал случай. Деревянные храмы сгорели. Вместо сгоревших храмов, на средства жителей слободы и окрестных деревень, а так же при денежной помощи наместников монастыря, руками слобожан был построен свой каменный храм. О завершении строительства церкви на иконостасе главного придела некогда была надпись: «Та церковь божия Иоанна Богослова совершися                        в нынешнем 195(1686) году при державе государех царех и великих князех Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великой государыни Софьи Алексеевны.., тщанием и радением Ипатова монастыря архимандрита Феодосия. Совершил и освятил церковь божию Иоанна Богослова в нынешнем 195 году декабря в 11 день»[3].

В дальнейшем церковь неоднократно перестраивалась. В 1706 г., с северной стороны трапезной был пристроена каменная паперть с приделом в честь свт. Николая, а в 1780 г.,                    с южной стороны - придел в честь Федоровской иконы Божией Матери. В 1901-1904 годах первоначальная маленькая трапезная, соединявшая четверик и колокольню была снесена,                 а на ее месте возводено большое помещение для зимней церкви. В 1735 г., интерьер церкви был украшен фресками (поновлены в 1885г.), выполненными артелью костромских изографов. На северной стене главного придела в клейме сохранилась надпись: «Града Костромы, трудившиеся изографы поп Федор Логвинов с детьми Матвеем, Иваном, Яков Васильев, Егор Абрамов с сыном…» и др. Имя Федора Логвинова упоминается так же                        и в числе изографов, расписавших Троицкий собор Ипатьевского монастыря.

Посвящение церкви апостолу и евангелисту Иоанну Богослову отобразилось в стенных композициях «Деяний апостолов». Отдельные циклы – повествуют о житии и чудесах свт. Николая Чудотворца и прп. Алексия, Человека Божия, небесного покровителя царя Алексея Михайловича. В композиции росписей включены сцены из акафиста Божией Матери и «Страстей». Редкий для костромских храмов иконостас поражает нас царскими вратами XYIIIвека с барочным балдахином и резными фигурами апостолов. К сожалению,            до наших дней оригинальный иконостас не сохранился - после закрытия храма в 1949 г., часть икон «разошлась» по костромским храмам, часть «бесследно исчезла»[4]. По описанию костромских исследователей, в частности доктора искусствоведения В. Г. Брюсовой – «живопись икон – образец тончайшего миниатюрного письма, отдельные детали различимы лишь в лупу. Иконы написаны по золоту с золотой пробелкой на одеждах. Рисунок икон исполнен…изящества…»[5] Ограда вокруг церкви выстроена в 1765-1766 гг. С северной и восточной стороны в ней есть ворота, завершенные барочными кровлями с фигурными главами. С большим мастерством выполнен изящный рисунок металлической решетки                          с завершениями отдельных элементов в виде языков пламени. Западная часть ограды возведена в 1811г.

С церковью Иоанна Богослова связаны имена многих лиц духовного звания и знатных костромичей, прихожан церкви – на солее церкви похоронен костромской епископ Евгений (Романов, управлявший Костромской Епархией 1800-1811), в приделе свт. Николая похоронен викарий Костромской епархии, епископ Кинешемский Вениамин (Платонов 1819-1905), бывший последние годы своей жизни председателем костромского отделения императорского Палестинского Общества, чье мраморное надгробие до сих пор хранится в церкви. На церковном кладбище Иоанно-Богословской церкви нашел свое упокоение профессор Московской Духовной Академии протоиерей Федор Александрович Голубинский (1797-1854), философ-метафизик, родившийся в Костроме и окончивший Костромскую духовную семинарию. Там же, в родовой усыпальнице, покоится тело основателя и руководителя Александровского православного братства Иллария Ефимовича Беляева (+1903) . На кладбище до наших дней сохранились могилы, на которых значатся имена протоиереев и регентов Успенского собора Костромы, костромских ученых, меценатов, именитых купцов, которые были членами братства.

Страницы истории становления и развития Александровского братства, неразрывно связанного с Иоанно-Богословским храмом, под духовным окормлением которого оно находилось со дня своего основания и до наших дней, повествуют о его славном прошлом.

16 сентября 1879 г., одноименное братство при церкви Иоанна Богослова было преобразовано в Александровское православное братство, «имевшее целью отметить благотворительными заведениями те местности Костромского края, которые были исторически связаны с пребыванием в них Михаила Федоровича Романова, во время избрания его на царство, а так же с народной памятью о подвиге Ивана Сусанина»[6]. Свои задачи братство определило и как: «попечение о благоустройстве и благолепии приходских церквей, сохранение в них древностей; содержании в порядке, чистоте и исправности приходских кладбищ; попечение о нуждах и благосостоянии приходских причтов;                              о распространении истинного религиозно-нравственного просвещения; о приходских училищах и учреждении при них библиотек; об учреждении ремесленных училищ, лечебниц, больниц, богаделен»[7]. Члены-сотрудники братства, оказывали содействие задачам его своими средствами. На эти средства к 1913 г. в Костромской губернии были основаны 7 школ, 4 учебных мастерских с общежитиями при них, 2 амбулаторные лечебницы, богадельня, учебная сельскохозяйственная ферма, всего 19 просветительско-благотворительных заведений. Первым делом братство отремонтировало здание Иоанно- Богословской церкви и обустроило приходское кладбище. Примером благотворительности, достойным подражания, может служить деятельность братчика, инженера-механика                    М.С. Шестинского, владельца механического завода в Костроме. При заводе он устроил столярно-токарные мастерские, в которых ежегодно бесплатно обучал 35 учеников.            Вот пример для нынешних фабрикантов и заводчиков! Материально братство помогало                      и духовенству Иоанно-Богословской церкви, штат которой состоял из 2 священников                        и диакона. В приходе имелось пять часовен: четыре в приходских деревнях и одна – между Богословской слободой и селением Святым (в настоящее время д. Некрасовское), на месте битвы костромичей под предводительством Василия Ярославича с монголо-татрским отрядом (ок. 1262 г.).

Несмотря на революционное и послереволюционное лихолетье, на гонение религии                    и тяжелые годы войны, на закрытие рядом стоящего Ипатьевского монастыря                                    и превращение его помещений в квартиры для работников ткацких фабрик, церковь Иоанна Богослова выстояла. Выстояла благодаря твердости веры, упорству и решимости местного населения защитить свою святыню.

21 сентября 1930 г. между религиозной общиной церкви и властями было заключено соглашение-договор о бесплатном пользовании религиозной общиной церковного здания.                   6 января 1944г. община получила удостоверение о регистрации ее Советом по делам Русской Православной Церкви. Опись имущества церкви позволяет судить, что в ней,                  и после всех изъятий и экспроприаций сохранилось еще немало ценных церковных предметов: 189 икон, 6 хоругвей, 8 паникадил, Евангелия 1762, 1760, 1751, 1677, 1784, 1872 гг., 3 напрестольных креста, 72 священнических облачения, 41 диаконское[8]. Сегодня многие предметы церковной утвари, иконы, книги из Богословской церкви мы можем увидеть в Церковно-археологическом музее Ипатьевского монастыря[9].

Из архивных документов Уполномоченного по делам религий по Костромской области, узнаем, что в 1944 г. и до апреля 1945 г. настоятелем церкви был протоиерей Николай Петрович Невский, с 1932 по 1939 гг. находившийся в ссылке за свои религиозные убеждения (в1945 г. настоятель церкви в Николо-Бережках, в 1947г. церкви Воскресения на Дебре в Костроме, с 16.07.1948г. по 5.03. 1949 г. служил снова в церкви Иоанна Богослова, в 1949г. арестован)[10]. Судя по документам, где-то с этого времени наблюдается действия властей ведущие к закрытию храма – раздоры в церковной общине, ежегодная,                             а то и полугодовая смена священства – священник Александр Федорович Сокольский, например, вообще, служил в храме с 1.04. 1948 по 16.07. 1948 (3,5месяца)[11]. Запрет на проведение ремонтов[12]. Наконец, как результат – решение исполкома костромского горсовета за № 187 от 14. 04. 1949 г. « О расторжении договора на пользование церковным зданием церкви Иоанна Богослова за р. Костромой». В представленном документе указывается причина расторжения договора, которая стандартна для того времени: «община имущество не бережет, капремонта здания не производила, крыша течет, отопление нарушено, стены бывают сырыми и от этого разрушаются»[13]. В связи с вышеизложенным исполком за подписью председателя горсовета П. Смирнова принимает решение: « договор расторгнуть и церковное имущество из общины верующих изъять»[14]. Это решение подтверждает и решение Совета по делам Русской Православной Церкви от 20.05. 1949 г. за №1405 «О закрытии церкви и расторжении договора с верующими и снятии церкви с регистрации»[15]. Настоятеля церкви, священника Дмитрия Лобанова, 8.07.49 г. лишают регистрации, якобы за неуплату личных налогов, службы в храме прекращаются[16].

Вообще подобное явление закрытия церкви было делом распространенным. Закрытие проходили повсеместно и происходили как в результате действий властей, так и являлись следствием внутренних конфликтов в общине[17]. Закрытие церкви явилось следствием антирелигиозной компании 1949-1950 гг. спровоцированной проектами постановлений ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной пропаганды» и «О мерах по усилению пропаганды научно-атеистических знаний» развернутых в контексте борьбы партийных чиновников за власть[18]. За 1949 год в РСФСР было закрыто около 600 храмов.[19]. Партийный товарищей явно смущало количество открытых в Костроме церквей. В тот период, кроме Богословской церкви, действовали еще четыре храма. Аналогичная ситуация и мотивировка по закрытию церквей в том случае, когда в городе (селе), находилось более двух храмов, в те времена действовала повсеместно[20]. Можно сказать, что Богословской церкви еще «повезло». Ее не продали в какую-либо организацию (было и такое), а передали в ведение облмузея[21].

Несмотря на все протесты общины, письма в высокие инстанции, просьбы и обращения к Председателю Верховного Совета СССР Н.М. Швернику, в Совет по делам Русской Православной Церкви, Московскую патриархию, результат оставался прежним – власти не желали менять свое решение, мотивируя это тем, что « в г. Костроме имеется значительное количество церквей, обеспечивающих религиозные потребности верующих». В письме                  к Председателю Верховного совета СССР Н.М. Швернику, люди, надеясь быть услышанными, пытались доказать всю несостоятельность обвинений в «запущенности церкви»: «храм отремонтирован в 1948-49 гг., крыша починена, труба восстановлена, печи работают исправно, храм в текущем году побелен, заготовлен материал для ремонта ограды»[22].

В обращении к Председателю Совета министров тов. И. В. Сталину за подписью 431 человека, прихожане пишут: «Дорогой и любимый наш тов. Сталин! Только Вы, можете нас, старушек, успокоить в нашей просьбе…мы просим, старики и старушки открыть нам нашу церковь, в которой мы молимся за наших сынов, погибших в тяжелую войну.                Мы будем молиться о Вашем здоровье так же, как молились до закрытия нашей церкви»[23]. Все тщетно. Ходатайство отправляют на усмотрение местной власти. Решением исполкома облсовета просьба отклоняется. Имущество церкви расходится по действующим храмам и музеям. Храм поступает в ведение Костромского облмузея, в ведении которого находится и комплекс сооружений Ипатьевского монастыря. В 1958 г., вместе с монастырскими сооружениями он входит в состав республиканского историко-архитектурного музея-заповедника. 1963 год для храма ознаменовался началом реставрационных работ, при которых приделы Федоровский и Никольский, примыкавшие с южной и северной стороны, были разобраны. Восстановлена была западная стенка крыльца, которая была сооружена при перестройке трапезной в 1902 г., вскрыт для прокладки отопления, изумительный по красоте, скомпонованный из фигурных плит, чугунный пол (плиты были складирован около церкви). При реставрации с верхнего яруса колокольни исчезли зеленые поливные изразцы в виде сказочных птиц - грифонов. С приостановлением реставрационных работ, отсутствием финансирования, с бесхозностью и течением неумолимого времени храм действительно начинает иметь запущенный вид. Лишь туристы, посещавшие комплекс Ипатьевского монастыря превращенного в музей, да местные мальчишки посещали его. На кладбище, правда, приходили люди поклониться праху своих родных, особенно, как было принято в те времена, на Пасху.

Ситуация с храмом стала меняться после изменения идеологического климата в стране. С восстановлением 10.03.1992 г., Александровского Православного братства, первым председателем которого стал клирик Воскресенского на Дебре собора протоиерей Александр Корягин, инициативной группой был поднят вопрос о передаче храма общине верующих. Инициатива была поддержана и озвучена перед властями Управляющим Костромской епархией архиепископом Костромским и Галичским Александром (Могилев, с 1989-2010 гг. управлял Костромской епархией, ныне митрополит Астанайский и Казахстанский). 1.02.1993 г. решением Комитета по Управлению Госимуществом РФ, церковь Иоанна Богослова была передана в безвозмездное и бесплатное пользование общине верующих Костромской епархии[24].

В связи с невозможностью монастырской братией Ипатьевского монастыря отправлять ежедневные богослужения в самом монастыре, по благословению правящего архиерея 7 февраля 1993г. храм передан окормлению возрождающейся монашеской общине Ипатьевского монастыря (храмы Ипатьевского монастыря еще не были переданы епархии).

Первым наместником Ипатьевского монастыря Указом Священного Синода от 30.06.93 г. стал архимандрит Иероним (Тестин), он же, с 1 декабря 1993г., назначен председателем Александровского братства. В храм пошли люди, религиозная душа истосковалась по Слову Божию. Ведь все годы закрытия церкви для многих жителей слободы нестерпима была разлука со «своим» храмом. Энтузиасты приводили в порядок кладбище, могилу профессора Московской духовной академии протоиерея                                    Ф.А. Голубинского. Студенты и преподаватели, историки и простые рабочие люди вместе, в едином порыве желали скорейшего возрождения храма и трудились над его восстановлением. Машинами вывозился накопившийся за годы хранения храма музеем мусор.

В Пасху 1993г. после 47-летнего закрытия церкви клириком кафедрального Богоявленского собора протоиереем Дмитрием Сазоновым при многочисленном стечении молящихся была совершена первая пасхальная утреня и литургия. Церковь не могла вместить количества пришедших в «свой храм» людей, поэтому многие стояли на улице. Наконец пришло религиозное обновление, весна духовная, в Трудовую слободу, так с начала 20-х годов была переименована Ипатьевская (Богословская) слобода.

Много трудов по возрождению храма и налаживанию церковной жизни прихода положил некоторое время служивший в храме иерей Валерий Бурдин (+ 2002), замечательный костромской поэт, похороненный затем у алтарной апсиды.

Наместник Ипатьевского монастыря архимандрит Павел(Фокин, наместник с 1996-2004, ныне епископ Ханты-Мансийский и Сургутский), воодушевив, объединив и собрав людей, приступил к прокладке в храме отопления, восстановлению настенной живописи, икон иконостаса, пола, кладбища, приобретению церковной утвари и облачений. Жители слободы так же немало потрудились и внесли свою посильную лепту и труд в дело возрождения храма.

15 ноября 2005 г., церковь Иоанна Богослова, Указом Управляющего Костромской епархией архиепископа Александра из ведения Ипатьевского монастыря переведена                        в приходскую и получила статус прихода[25]. Храм постепенно становится для жителей слободы духовным центром, средоточием их духовной жизни. Развивает свою просветительскую деятельность Александровское братство, по-прежнему приписанное к Богословскому храму.

В заключении хочется сказать о том, что пролистав историю храма, мы затронули судьбы многих людей, их радости и разочарования, их веру и надежды. Мы заглянули                  в Божий Промысел о русском человеке. Профессор В. Н.Тростников в своей книге « Бог в Русской истории» говорит о понимании истории как процесса духовного восхождения, осуществляемого через смену все более полно познающих своего Творца цивилизаций – Домостроительства Божия на Земле[26]. Поймем ли мы сове место в истории?



[1] Цит. по Брюсова В.Г. Ипатьевский монастырь. Искусство. Москва.1982. С. 71.

[2] ЦГАДА. Ф- 237, оп. 1, ч.1, ед.34, Переписная книга церковной утвари Костромского Ипатьевского монастыря за 1701 г. Л.500.

[3] Там же.

[4] Икона церкви Иоанна Златоуста (ныне находится в церкви Иоанна Златоуста на ул. Лаврской).

[5] Брюсова В.Г. Там же

[6] Устав Александровского Православного Братства, состоящего под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством. СПб., 1885. С.5.

[7] Там же. Сс. 7-8.

[8] ГАКО (Государственный архив Костромской области. Ф-2102, оп.6, №330. Уполномоченный Совета по делам религий по Костромской области. Материалы о ремонте Иоанно-Богословской церкви. Л. 74. С.9.

[9] Открытпо благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 18 мая 2007 года.

[10] ГАКО. Там же. С.25.

[11] ГАКО. Там же. С.15.

[12] ГАТО. (Государственный архив Тульской области). Ф. Р-3354, оп.1, д.13, л.24-25.

[13] ГАКО. Там же. С.11.

[14] ГАКО. Там же. С.12.

[15] ГАКО. Там же. С. 22.

[16] ГАКО. Там же. С. 21.

[17] Эдельштейн Г., прот. Записки сельского священника. М., 2005. С.84.

[18] Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М., 1999. С. 344.

[19] А. А. Федотов. Русская Православная Церковь в 1943-2000гг.: Внутрицерковная жизнь взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России). Иваново. 2000. С.64.

[20] ГАИО (Государственный архив Ивановской области). Ф. Р-2953, оп. 4, д.3б, л. 2.

[21] ГАКО. Ф. Р-1435, оп.2, д. 57, л.1. Договор о продаже колхозу «Прибой» церкви в с. Давыдовском Мелеховского сельсовета Нерехтского района от 28 февраля 1941 года.

[22] ГАКО. Там же. С.14.

[23] ГАКО. Там же, с. 18.

[24] АКЕУ. Архив Костромского Епархиального Управления. Дело Иоанно-Богословской церкви. С. 3.

[25] Архив Костромского Епархиального Управления. Там же. С.15.

[26] Тростников В. Н. Бог в Руссокй истории. М., 2008. С. 32.

 

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Икона Макарий Унженский с 21 клеймом жития» из собрания Ярославского художественного музея

В собрании ЯХМ хранится одна из ранних известных икон Макария Унженского с житием в 21 клейме[1]. Она происходит из Спасо-Архангельской церкви из г. Романова (ныне - г.Тутаева Ярославской области), и была создана в 1630-40-х гг. Икона опубликована в каталогах ЯХМ и уже была в центре внимания исследователей[2]. В предлагаемой работе сделана попытка уточнить и развить существующие мнения и версии, а также высказать некоторые дополнительные соображения относительно иконографии данного памятника[3].

Подробнее...

Статьи

Святитель Варлаам (Ряшенцев) костромской след

Имя владыки Варлаама (в миру Виктора Степановича Ряшенцева, 1878- 1942) нельзя назвать ни неизвестным, ни забытым. Только запрос в сети Интернет даёт свыше 1700 страниц ссылок на всевозможные сайты. Такую известность он приобрел из-за участия в так называемом «ярославском расколе», когда в ответ на известную «Декларацию» 16/19 июля 1927 г., направленную на фактическую поддержку безбожной власти, владыка 6 февраля 1928 г. в составе группы архиереев Ярославской епархии, возглавляемой митрополитом Агафангелом (1854-1928), подписал встречную декларацию об отделении от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского)[1].

Подробнее...