Драгоценные оклады чудотворной Тихвинской-Ипатьевской иконы Божией Матери Костромского Ипатьевского монастыря

Автор: Куколевская Ольга Святославовна, ведущий искусствовед Костромского областного государственного учреждения «Наследие». .

В многочисленном ряду духовно-исторических святынь Костромского Ипатьевского монастыря чудотворный образ Тихвинской-Ипатьевской иконы Божией Матери занимает одно из главных мест со времени принесения его в монастырь повелением царя Михаила Федоровича Романова. История появления и пребывания данного образа в Ипатьевском монастыре достаточно подробно рассмотрена в статье автора настоящего сообщения, которая была опубликована в 2003 году.1

Доподлинно не известно, была ли на Тихвинском-Ипатьевском образе Божией Матери какая-либо риза (оклад), иное убранство во время передачи его Ипатьевскому монастырю предположительно в 1619 году. Но в начале XVIIIвека икона уже имела драгоценный оклад, описание которого сохранилось в «Книгах Описных Троицкому Ипатьевскому обретающемуся при Костроме монастыре. 1736 года»2: «По левую сторону царских дверей. Образ Богородицы Тихфинския местной в пять четвертей обложен серебром в чекан золочен. С трубами и венцы и корона и цаты чеканные же. А в венцах и в коронах и в цатах каменев бирюз винис и достаканов и хрусталей и смазней тритцать девять, на короне между камениями на спнях в верху десять больших жемчужин кафимских. У пресвятыя Богородицы убрусец и ожерелейцо. Терерукавуецо. И у превечного младенца ожерелейцо ж низано жемчугом. У того ж образа у цаты три трубы серебряные три дробницы серебряные ж чеканные. В них одиннатцать каменев в серебряных гнездах. У них три серебряные дщицы. Два хрусталя большие на серебряных дщицах же, тот образ подложен бархатом белым»3. В первой половине XIX века в «Описи Троицкого собора Ипатьевского монастыря» данный оклад был описан более подробно и с указанием его ветхостей: «Против южной алтарной двери подле самого ж на завороте иконостаса в особой украшенной киоте и за стеклом образ Тихфинския Божия Матери с предвечным Младенцем. Длиною аршин четыре вершка обложен серебром в чекан по краям с трубами золоченые венцы и короны и цаты чеканные ж золочены токмо цата с одной стороны переломлена в венцах и коронах и цатах каменьев бирюз яхонтов лазоревых, да сканов хрусталей и смазней тридцать восемь да гнездо порожнее на короне между камнями на спнях в верху десять кафимских больших жемчужин. У Богородицы убрус и ожерельецо и перерукавлеца и у предвечнаго Младенца ожерельецо низаны жемчугом в привесе две серебряные дщицы в них два хрусталя большие три надписи серебряныя. Тот образ подложен бархатом красным»4.

В 1837 году обветшавшая риза Тихвинского образа была заменена новой: «На сию икону в 1837 годе и риза сделана серебряная с позолотою. Что и значится в регистре прибыльных вещей имянно на 113й странице»5.

«Реестр прибыльных вещей поступивших в 1837 году в ризницу Костромскаго кафедральнаго первокласнаго Ипатиевскаго монастыря.

1. Образ Тихвинской Божией Матери значащийся в описи сей под № 46м мерою в длину пять четвертей, венец и корона, также и на предвечном Младенце серебряные и по краям онаго обложено в чекан же серебром, во всем весу с каменьями два фунта тридцать два золотника. А сего 1837го года при Преосвященнейшем Владимире, Епископе Костромском и Галичском и Кавалере собственно по Его настоянию сделана и риза серебряная на сумму доброхотнодателей, весом в семь фунтов и пятьдесят три четвертых золотников, в медном листе; к коему прикреплена в семь же фунтов и три четверти, в разных серебряных винтах и [слово неразборчиво] серебра девяносто четыре золотников, на ней жемчугу, снятого с стараго Б. Матери, ожерелья Иисуса и обоих с запястьев тридцать пять с половиною золотников – сщетом оне две тысячи сто тридцать семь жемчужин, около лица ея низано бурмискими зернами, коих сщетом семдесят зерен, в них с серебряными ушками и ниткою семь золотников, на местах сережек прикреплено четыре бурмиских зерен. На позолотку ризы, полей и венцов употреблено золота монастырскаго тридцать восемь золотников, а всего находилось 47 золотников как в описи значится под № 550м коего остается на лицо девять золотников. Четыре дщицы, на коих изображены слова: МФ и ИС ХС. Каменьев и стразов восемь золотников, щетом оне 502 камня и три больших Аматита. Венцы же как на Б.Матери, так и на предвечном Младенце остались по всему в том же виде с новою позолотою, в каком были прежде со всеми их принадлежностями, изключая снятых зерен со спней венца Б. Матери и употребленных на туже икону, а цата перенесена на копию ея»6.

Сведения о последнем драгоценном окладе сохранились в переписке Правления Ипатьевского монастыря с Архиепископом Костромским и Галичским Платоном и Почетным Гражданином Санкт-Петербурга, владельцем крупной ювелирной фирмы Федором Андреевичем Верховцевым в 1866-1867 годах. В настоящее время документы хранятся в Государственном архиве Костромской области (ГАКО) в фонде Ипатьевского монастыря7.

 

Переписка с Преосвященнейшим Платоном, епископом Костромским и Галичским о ризе на Тихвинскую икону Божией Матери

 

«Его Преосвященству, Преосвященнейшему Платону, епископу Костромскому и Галичскому и разных орденов Кавалеру

Правление Костромского Ипатиевского монастыря

 

Доклад

 

Риза на Чудотворной иконе Богоматери Тихвинской становится уже ветхою и представляет украшение недостаточное. А как по завещанию Гжи Надежды Степановны Деспот-Зенович на украшение сей ризы ея душеприкащиками представлены бриллиантовый эсклаваж, бирюзовая цепочка с бриллиантами же, длиною в ¾ арш. (в двух вещах крупных бриллиантов 81, а мелких 137 штук) и сверх сего две нитки бурмицких зерен8 124 штуки, неблагородно ли будет Вашему Преосвященству устроить новую ризу самой лучшей прочной работы и разместить на оной в местах приличных украшения. Серебра – разнаго лому, снятаго с уничтоженных прежних иконостасов имеется в ризнице достаточно на сей предмет и на уплату за работу мастеру уже пожертвовано неизвестными благотворителями 450 руб. а за производство работы в самом лучшем и прочном виде с позолотой чрез огонь известный по художеству фабрикант Гн. Верховцев объявил решительную цену 550 руб.

        Докладывая о сем Вашему Преосвященству Правление Ипатьевского монастыря благопокорнейше испрашивает Вашего Архипастырскаго разрешения.

Наместник игумен Кирилл

Эконом иеромонах Августин

Духовник иеромонах Филипп

№ 229

14 декабря 1866 года».9

 

«Его Преосвященству, Преосвященнейшему Платону, епископу Костромскому и Галичскому и разных орденов Кавалеру

 

Правление Костромского Ипатиевского монастыря

 

Доклад

 

        По докладу Правления резолюциею Вашего Преосвященства от 14 декабря сего года разрешено на Чудотворную икону Богоматери Тихвинския устроить новую серебряную ризу из серебра снятого с уничтоженных иконостасов и употребить на украшение оной согласно духовному завещанию Г. подполковницы Надежды Степановны Деспот Зенович бриллиантовые украшения и бурмицкия зерна. Правление находит удобным употребить на сей предмет 6ть клейм 84 пробы снятых с царских врат, весящих 8 ф. 20 золот.10, 4ре венца 84 пробы весящие 1 ф. 9 золот. и разнаго лому 1 ф. 68 золот. – всего 11 ф. 9 золот.

        Докладывая о сем Вашему Преосвященству Правление нижайше испрашивает Архипастырскаго разрешения оныя вещи исключить из описи и препроводить к фабриканту Верховцеву вместе с украшениями при подробной описи вещей.

Наместник игумен Кирилл

Эконом иеромонах Августин

Духовник иеромонах Филипп

№ 234

22 декабря 1866 года».11

 

«Опись вещей, препровожденных в С. Петербург к фабриканту Гну Верховцеву на устройство серебряной ризы на Тихвинскую икону Божией Матери.

1. Золотой эсквалаж; в нем крупных бриллиантов 53, а мелких 47.

2. Бирюзовая цепочка, длиною ¾ аршин, в ней крупных бриллиантов 28, и мелких 90 штук.

3. Две нитки бурмицких зерен, счетом 124 штуки.

4. Золотой браслет с эмалью.

5. Крестик золотой.

6. Два кольца и булавка с камнем.

7. Шесть клейм с царских врат весу 8 фун. 20 золотн.

8. Четыре венца позолоченных 1 ф. 9 золотн.

9. Лому разнаго частию с позолотою 1 ф. 68 золотн.

10. Поднос большой беспробнаго серебра – 4 фун. 13 золотн.

11. Поднос круглой беспробнаго серебра – 1 фун. 34 золотн.

Вещи на устройство ризы отосланы Верховцеву 2го января 1867 года».12

 

«Января 19 дня 1867 г.

Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший о. Кирилл.

Почтеннейшее Ваше письмо от 1го января текущаго года с посылкою бриллиантов золота и серебра я получил. Серебра в количестве 17 фун. 42 зол. И золота 6 золотн. (состоящаго из двух колец, браслета и крестика), всего серебра с золотом 17фун. 48зол. Было сплавлено, и после плавки получен один слиток золота и серебра весом 16 фун. 64 золот. который был представлен мною в Горный Департамент, где по испытанию онаго оказалось: на серебро общая проба 75я на золото 2/6 всего же на сумму триста сорок девять руб. сер. 36 коп. Уплаченныя деньги согласно Вашему желанию пойдут в счет уплаты за ризу Богоматери прилагаю при сем оценку Вашим вещам. Работа ризы будет произведена мною в самом лучшем виде. О получении сего письма прошу почтить меня уведомлением.

За тем честь имею быть Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою

Верховцев

14 января 1867 г.».13

 

«Оценка

Нижняя часть Диодемы:

Бриллиантов крупных –       24 штуки

Средней величины брилл.   24

Мелких брилл.                     23

Роз или искр брилл.             24

Цена всей вещи                   1085 рублей.

Цепочка из бриллиантов и бирюзы

Бриллианты крупные           28

Мелких роз или искр           90

Цена цепочки                       615 руб.

Две нитки бурмист. зерен – 725 руб

Итого всей сум.                     2425 руб.

Ювелир Александр Бечвом

… января 1867 года».14

 

«Опись

Вещам полученных мною на устройство серебряной ризы Тихвинской Богоматери, из Костромского Ипатиевского монастыря.

1. Золотой эсквалаж с бриллиантами

2. Бирюзовая цепочка

3. Две нитки бурмицких зерен

4. Золотой браслет с эмалью

5. Крестик золотой

6. Два кольца и булавка с камнем

7. Шесть клейм от царских врат весу 8ф. 20зол.

8. Четыре венца позолоченных весу 1ф. 9зол.

9. Лому разнаго частию оппозолоченнаго 1ф. 68зол.

10. Поднос большой – 4ф. 13зол.

11. Поднос круглый – 1ф. 34зол.

12. Венец (неозначенный в списке) – 90зол.

Всего весу 17ф.42зол.

Почетный гражданин Верховцев».15

 

«Его Преосвященству, Преосвященнейшему Платону, епископу Костромскому и Галичскому и разных орденов Кавалеру

 

Правление Костромского Ипатиевского монастыря

 

Доклад

 

        Потомственный почетный гражданин Федор Верховцев, по заказу, сделанному с ним, с разрешения Вашего Преосвященства, Правлением Ипатиевкого монастыря, устроил новую ризу на Тихвинскую икону Божией Матери, которая из С. Петербурга ныне доставлена им в Ипатиевский монастырь. Риза весит 12 фунтов 21 золотник.

        Из счета представленнаго Верховцевым видно, 1. что работа с позолотою чрез огонь всей ризы и двух венцов и с произведением по золоту чеканки из материалов мастера стоит 550 рублей. 2., За отправку ризы через контору «Надежда» уплачено 14 р. 38 коп. 3., В уплату за работу принято Верховцевым разнаго серебра ломанаго, доставленнаго ему Правлением на устройство ризы, по приведении серебра в слиток 16 фун. 64 золотника на сумму 394 руб. 36 коп. Итого следует доплатить Верховцеву деньгами 215 руб. 2 копейки.

        Так как риза устроена отчетливо, с отличным искусством и высокой работы, и все драгоценности размещены в приличных местах, то Правление полагает уплатить Верховцеву деньги 215 р. 2 коп. из суммы пожертвованной на устройство ризы, каковой в наличности имеется 450 руб., на что нижайше испрашиваем Вашего Архипастырскаго разрешения.

Наместник Архимандрит Кирилл

Эконом иеромонах Августин

Духовник иеромонах Филипп

№ 104

Июня 26 дня 1867 года».16

 

                                                       «Счет

Его Высокопреподобию Наместнику Ипатиевского Монастыря О. Игумену Кириллу

от Потомственнаго Почетнаго Гражданина Федора Андреевича Верховцева

 

Сделана риза на икону Тихвинской Божией Матери из серебра 84й пробы весу

И оное стоит серебро с позолотою чрез огонь всей ризы и двух венцов и с произведением по золоту чеканки

За отправку означенной ризы в контору «Надежда» заплачено

 

Фунты

Золот -

ники

Цена

Итого

Всего суммы

Руб.

Коп.

Руб.

Коп.

Руб.

Коп.

12

21

550

14

38

       

Всего на сумму

Получено серебра на

564

349

38

36

Следует получить

215

2

 

За украшение короны, звезд и прочих мест на ризе жемчужными стразами платы не требуется.

Почетный Гражданин Верховцев.

7 июня 1867 г.

Квитанция на получение ризы при сем прилагается. О получении прошу немедленно уведомить».17

          Вид новой ризы, выполненной санкт-петербургскими ювелирами мастерской Ф.А. Верховцева зафиксирован на фотографии, сделанной в 1911 году знаменитым русским фотографом С.М. Прокудиным-Горским.

После закрытия Ипатьевского монастыря чудотворный Тихвинский Ипатьевский образ Божией Матери поступил на хранение в Костромской государственный областной музей. В учетной документации музея 1918-1925 годов18 имеется запись, что драгоценный оклад с иконы «Тихвинская Божия Матерь» был снят в 1920-х гг. и сдан в Государственную Третьяковскую галерею. Попытки обнаружить следы оклада в фондах Государственной Третьяковской Галереи успехом не увенчались.

        До 1992 года чудотворный Тихвинский-Ипатьевский образ Божией Матери хранился в фондах Костромского музея-заповедника. После длительной научной реставрации проведенной Г.Б.Губочкиным, художником-реставратором высшей категории Костромской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской, икона хранилась в музейной экспозиции «Ризница Троицкого собора Ипатьевского монастыря» и 12 апреля 2004 года накануне, Пасхи Господней, была возвращена на свое историческое место – в иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Для иконы был изготовлен специальный дубовый киот19, который установили в местном ряду иконостаса слева от Царских врат во второе гнездо. Драгоценная риза на иконе отсутствует.

 

Примечания

 

1. Куколевская О.С. Тихвинская икона Богоматери – чтимый образ Ипатьевского монастыря // Краеведческие записки. Выпуск VI. Костромской объединенный историко-архитектурный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь». Кострома, 2003. С. 177-187.

2. Книги Описные Троицкому Ипатьевскому обретающемуся при Костроме монастыре. 1736 года.Л. 6-7. КГОИАиХМЗ КОК 235. В настоящее время документ хранится в Церковном историко-археологическом музее Костромской епархии (ЦИАМ).

3. Во всех цитируемых текстах сохранена орфография источника.

4. Опись Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Первая половина XIX века. Л. 14 об. – 15. КГОИАиХМЗ КОК 24666. В настоящее время документ хранится в ЦИАМ.

5. Там же.

6. Там же. Л. 113 – 113 об.

7. ГАКО. Ф. 712. Оп. 4. Д. 270.

8. Бурмицкие зерна – жемчуг, привозимый в Россию из Персидского залива, считался особенно высокого качества.

9. ГАКО. Ф. 712. Оп. 4. Д. 270. Л. 4-4 об.

10. Фунт = 0,409 кг

Золотник = 2,265 г

Аршин = 71,1 см

Вершок = 4,45 см

Пядь = 4 вершка = 17,78 см

11. Там же. Л. 5-5 об.

12. Там же. Л. 6.

13.Там же. Л. 7-7 об.

14. Там же. Л. 8.

15. Там же. Л. 9.

16. Там же. Л. 10-10 об.

17. Там же. Л. 11.

18. «Опись церковного отдела Костромского государственного областного музея. Начата 16 мая 1925 г.». В настоящее время Опись хранится в отделе учета фондов Костромского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (КГОИАиХМЗ).

19. Место изготовления киота – ООО «Кострома мебель» (директор предприятия - Репин Сергей Юрьевич). Художник – дизайнер проекта киота – Смирнов Александр Львович. Исполнители киота - столяры-краснодеревщики Старогородцев Алексей Викторович и Шувалов Валерий Иванович. Сметная стоимость всех работ – 50 тыс. рублей. Киот был передан музею безвозмездно.

В 2005 году по распоряжению наместника Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря архимандрита Иоанна (Павлихина) киот был дополнительно украшен резными золочеными накладками. Позднее у иконы появились дополнительные украшения: крест подвесной серебряный с драгоценными камнями, несколько золотых колец и нательных крестиков – вклады почитателей чудотворного Тихвинского-Ипатьевского образа Божией Матери.

 

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Икона Собора Костромских святых. Память 23 января /5 февраля

В центре – преподобный Никита Костромской, небесный покровитель Костромы.

Подробнее...

Статьи

Романовы и Салтыковы

«Ни из одной фамилии не было столько бояр, столько фельдмаршалов и столько главных начальников Москвы, как из Салтыковых», - отметил еще Петр Владимирович Долгоруков, но и в костромской истории их было немало.

Подробнее...