Гражданский архитектор Иван Васильевич Брюханов (23.12.1863-04.11.1917)

Автор: Резепин П.П. e-mail: prezepin@gmail.com. . Опубликовано в Статьи

Всю свою жизнь он строил для простого народа, выходцем из которого являлся и сам, и хотя фамилия связывала его с небезызвестным родом нерехтских купцов и фабрикантов, он появился на свет в семье костромских мещан Василия Васильевича († 07.03.1908-68 лет) и Анны Ивановны († 12.04.1909-65 лет) Брюхановых, похороненных на Крестовоздвиженском кладбище, по окончании костромских городского (1877) и реального (1884) училищ поступил на казенный счет в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров и через пять лет закончил его со званием гражданского инженера [2, вып. 2, с. 45], после чего возвратился на родину, где служил сверхштатным техником-строителем (25.11.1889) и младшим инженером (13.06.1892) строительного отделения губернского правления в чинах коллежского секретаря (30.01.1890) и титулярного советника (15.10.1892).

Если не считать всего перестроенного и отремонтированного им [4, л. 1-28; 18, с. 41; 19, с. 309; 20, с. 92], первым самостоятельным, безвозмездным и определившим его дальнейшую судьбу проектом оказалась основанная и укомплектованная на всероссийские пожертвования Костромская народная библиотека-читальня имени А.Н. Островского, сданная 22 сентября 1896 года и в перестроенном через восемь десятилетий виде ставшая кукольным театром [15, с. 66]. После этого он оставил государственную службу (10.03.1897), т.к. получил сразу два предложения, ни от одного из которых отказаться не мог.

К тому времени он уже состоял действительным членом Костромской губернской ученой архивной комиссии (27.03.1894) и старостой костромской Власьевской церкви (1895), поэтому его согласие стать архитектором костромского Александровского православного братства, занимавшегося благоустройством мест, связанных с династией Романовых, не удивляет. Так же, впрочем, как и его договор с Товариществом Большой Костромской Льняной Мануфактуры на застройку обширной территории, принадлежавшей Товариществу, потому что какой же архитектор откажется от большого проекта?

В результате за два десятилетия старые корпуса прядильной и ткацкой фабрик, вытянувшиеся вдоль берега реки Костромы, с противоположной стороны подперли два десятка новых, не менее светлых и просторных, к тому же соединенных между собой переходами, посредством которых можно было обойти все производство, не выходя на улицу. По отдельности располагались лишь хозяйственный двор и склады дров, сырья и готовой продукции, что при неоднократных пожарах впоследствии предохраняло от полного разорения.

Все постройки были выполнены в лицевой кирпичной кладке, с выделенными побелкой карнизами, лопатками и перемычками окон и, как и на старых корпусах, с лепными изображениями колеса фортуны в простенках.

В 1898 году, кроме того, в линию со старыми корпусами и с видом на Ипатьевский монастырь вознеслись пятиэтажные общежитие для служащих и казарма для рабочих – «сборная» на тысячу человек, с 250 комнатами по шестнадцать квадратных метров, с русскими печами, широкими коридорами с чугунными лестницами в торцах и детскими залами в середине, против которых начинались коридоры-переходы в кухни, кладовые, прачечные и туалеты, помещавшиеся в шестиэтажной пристройке с такой же чугунной лестницей.

В довершение всего последний квартал Цареконстантиновской улицы, называющейся ныне проспектом Текстильщиков, заняли двухэтажные фабричные детские ясли, больница и училище, а также хлебопекарня и магазин потребительского общества при Товариществе Большой Костромской Льняной Мануфактуры, выдержанные в том же «кирпичном» стиле.

В 1900 году в Богословской слободе новое кирпичное двухэтажное здание (ул. Просвещения, 22) заняла церковно-приходская школа Александровского братства [1, с. 100; 15], а три года спустя новое кирпичное одноэтажное здание (ул. Просвещения, 24) – столярно-токарная мастерская для мальчиков.

В 1904 году, наконец, в разных частях Костромы по проектам Ивана Васильевича Брюханова были воздвигнуты три его наиболее примечательных здания – Народного дома Костромского попечительства о народной трезвости на Власьевской (ул. Симановского, 70) [6, л. 2 об-167; 12, с. 4; 17, с. 215], Костромского отделения Государственного банка на Златоустовской (ул. Князева, 5) [14] и Костромского епархиального женского училища на Всехсвятской (ул. Дзержинского, 15) [11, с. 3-4; 16, с. 107] улицах, - разнофигурных и разнообъемных, с ризалитами и разнообразными кровлями, аттиками, карнизами, окнами и рустом. В первом из них размещались зрительный зал на 560 мест, библиотека-читальня и чайная со столовой, в последнем – актовый зал, домовая Покровская церковь, четырнадцать учебных аудиторий, квартиры учителей и пансион на 250-300 мест.

В «воздаяние заслуг перед костромским Александровским православным братством» [21, c. 14, 29, 30, 31; 22, с. 6, 9] Иван Васильевич Брюханов был награжден орденами Святого Станислава II (01.01.1907) и III (06.12.1899) и Святой Анны III (06.12.1902) степеней [5, л. 73 об.; 7, л. 289; 8, л. 17-17 об.; 9, л. 1 об.-14; 13], а признанием его заслуг перед Костромой можно расценить его избрание гласным Костромской городской думы (18.01.1909).

Как гражданский архитектор и костромской гражданин он не остался равнодушным к сносу классических и строительству неоклассических флигелей Старого двора и отозвался статьей под названием «К инциденту с постройкой «Старого двора» [3], являлся также автором нескольких писем в редакции «Костромского листка» и «Костромской жизни», а вместе с костромским городским головой (1898-1912) Геннадием Николаевичем Ботниковым (1859-1922), председателем совета Костромской губернской ученой архивной комиссии (1906-1907) Петром Алексеевичем Илинским (1836-1907), членом совета Костромской губернской ученой архивной комиссии (1907-1917) Львом Петровичем Скворцовым (1855 – не ранее 1920) и управляющим фабриками Товарищества Большой Костромской Льняной Мануфактуры (1905-1917) Владимиром Алексеевичем Шевалдышевым (1874 – не ранее 1917) – соиздателем костромской газеты «Поволжский вестник» (1907-1913), затем участником IV Областного историко-археологического съезда в г. Костроме (1909) и попечителем Костромской торговой школы (1911-1917).

Одной из его последних и сохранившихся до наших дней гражданских построек в Костроме было сданное в 1911 году одноэтажное здание пожарного депо городского добровольного пожарного общества на Марьинской улице (ул. Шагова, 87) [10, с. 15, 52; 16, с. 332, 350], а как «ревностного и безмездного деятеля по возведению братских зданий», по выражению бессменного историка, пожизненного почетного члена (02.10.1899), члена совета (15.03.1900), директора воскресной женской школы при Запрудненской рукодельной школе (1906-1918) и товарища председателя (05.07.1909) Александровского братства Ивана Михайловича Студитского (1858 – не ранее 1923), - краснокирпичная часовня в деревне Деревеньки Молвитинской волости Буйского уезда, освященная 21 октября 1913 года.

Нельзя не упомянуть и его самое крупное культовое сооружение – макарьевский Александро-Невский собор, ширина которого не уступает его высоте, отчего он кажется наполовину вросшим в землю, зато как в 1907 году при его открытии, так и впоследствии, когда собор служил кинотеатром, он вмещал едва ли не все население Макарьева. Да и другие малобюджетные общественные здания того же автора, обруганные искусствоведом Георгием Крескентьевичем Лукомским (1884-1952) в его книге о Костроме как малохудожественные, стоят уже больше ста лет и, несмотря на многократную внутреннюю перепланировку, по швам не трещат и декор не роняют.

 

Список источников:

 

1.[Баженов И.В.] Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга.- Кострома: Губ. тип., 1911.- XXI, 406 с.

2.Барановский Г.В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров. 1842-1892.- СПб.: Ин-т гражд. инж., 1892-1893.- Вып. 1-2.

3.Брюханов И.В. К инциденту с постройкой «Старого двора» // Поволжский вестник.- Кострома, 1912.- № 1694.

4.Государственный архив Костромской области. Ф. 130. Оп. 2. Д. 1379.

5.Государственный архив Костромской области. Ф. 130. Оп. 9. Д. 3702.

6.Государственный архив Костромской области. Ф. 174. Оп. 1. Д. 35.

7.Государственный архив Костромской области. Ф. 200. Оп. 3. Д. 893.

8.Государственный архив Костромской области. Ф. 340. Оп. 1. Д. 1618.

9.Государственный архив Костромской области. Ф. 436. Оп. 1. Д. 787.

10.Костромское добровольное пожарное общество. Отчет о деятельности… за 1911 год.- Кострома: Типо-лит. А.Н. Чемоданова, 1912.- 53 с.

11.Костромское епархиальное женское училище на Костромской юбилейной земской выставке.- Кострома: Губ. тип., 1913.- 9 с.

12.Костромское Попечительство о народной трезвости. Отчет о деятельности… за 1902 год.- Кострома: Губ. тип., 1903.- 91 с.

13.Костромской государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. КОК 19501.

14.Об освящении и открытии Костромского отделения Государственного банка.- [Б.м., б.и.] 1904.

15.Освящение училищного здания в Богословской слободе, близ Ипатиевского монастыря // Костромские епархиальные ведомости.- Кострома, 1900.- № 20.- Часть неофициальная.- С. 574.

16.Памятники архитектуры Костромской области. Каталог.- Кострома: Б.и., 1996.- Вып. I.- Ч. 1.- 363 с.

17.Памятники архитектуры Костромской области. Каталог.- Кострома: Б.и., 1997.- Вып. I.- Ч. 2.- 309 с.

18.Памятники архитектуры Костромской области. Каталог.- Кострома: Б.и., 1998.- Вып. I.- Ч. 3.- 159 с.

19.Памятники архитектуры Костромской области. Каталог.- Кострома: Б.и., 2001.- Вып. III.- 399 с.

20.Памятники архитектуры Костромской области. Каталог.- Кострома: Б.и., 2005.- Вып. VII.- 183 с.

21.Студитский И.М. Состоящее под высочайшим его императорского величества покровительством Александровское Православное братство в г. Костроме. (1879-1913 гг.).- М.: Т-во скоропечатни А.А. Левенсон, 1913.- 43 с.: ил.

22.Студитский И.М. XXXV-летие просветительно-благотворительной деятельности состоящего под высочайшим его императорского величества покровительством Александровского Православного братства (1879-1914 гг.). Историческая записка, читанная в общем собрании членов Братства 26 сентября 1914 года.- Кострома: Губ. тип., 1914.- 13 с.

 

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Епископ Софроний (Иванцов, 1880- 1947)

В миру Сергей Николаевич Иванцов, родился 21 июня 1880 года в Москве в семье протоиерея храма Христа Спасителя.

В 1906 году окончил юридический факультет Московского университета со степенью кандидата права, а в 1914 году окончил там же филологический факультет. В 1914 году – помощник присяжного поверенного при Московском окружном суде. В 1915 году окончил Психологический экспериментальный институт.

Подробнее...

Статьи

Легитимизм – краеугольный камень монархической идеи

Наиболее древнее из дошедших до нас произведений русской письменности, лежащее в основании не только литературы России, но и отечественной традиции богословия, философии, истории и, в целом, социальных наук – «Слово о Законе и Благодати» св. Митрополита Киевского Иллариона. В этом есть нечто промыслительное. Проблема соотношения и взаимосвязи Закона и Благодати рассматривается под разными углами зрения во всем христианском мире на протяжении веков. Но именно в нашем Отечестве этот вопрос явился корневым. Из него, по сути дела, начало расти древо национальной культуры.

Подробнее...