Член II Государственной думы от Костромской губернии Юницкий Павел Евлампиевич потомственный почётный гражданин (1872-1937).

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился Павел Евлампиевич в 1872 году в семье священнослужителя села Парское Евлампия Аркадьевича Юницкого.

Фамилия могла быть образована от слова «Юня» — производной формы мужского имени Юний (или Иоанн). Или от названия местности Юнец в Болгарии. Подобные фамилии присваивались учащимся духовных семинарий при поступлении, ведь граждан недворянского происхождения звали лишь по имени, прозвищу. Юницкий — значит «юный», какими и были семинаристы. «Через духовные семинарии прошли десятки тысяч людей. Среди выпускников Костромской духовной семинарии с 1822 по 1911 год 12  человек с  фамилией Юницкий.

Юницкий Евлампий Аркадьевич, протоиерей, около 12 лет он был настоятелем Богородицерождественского собора г. Солигалича. Родился Евлампий Аркадьевич 26 июля 1829 года в многодетной семье причетника церкви с. Афанасьевское Шуйского уезда Владимирской губернии Аркадия Юницкого. Евлампий был старшим из девяти детей в семье родителей. Первоначальное образование Евлампий Юницкий получает в Лухском (впоследствии Кинешемском) духовном училище, а в 1852 году заканчивает по 1 разряду богословское отделение Костромской духовной семинарии в звании студента. Незадолго до окончания учебы в семинарии у него умерли родители, и все заботы в воспитании младших братьев и сестер пришлось взять на себя. После окончания семинарии Евлампий женился и был назначен на должность учителя image002начального народного училища в с. Тетеринское Нерехтского уезда, где и трудился до 1855 года. Супруга Евлампия – Дарья Яковлевна, помимо своих детей, стала еще второй матерью для его братьев и сестер. 12 февраля 1855 года преосвященным Костромским Филофеем Евлампий Юницкий был рукоположен в сан пресвитера к Преображенской церкви села Спас-Вежи Костромского уезда. Здесь он прослужил более 11 лет священником и благочинным 8-го Костромского благочиннического округа. 8 июля 1866 года его перемещают на должность настоятеля села Парское Юрьевецкого уезда, где он прослужил почти 32 года, в том числе более 25 лет благочинным 5-го Юрьевецкого благочиннического округа. Последний, третий период священнослужения Евлампия Юницкого начинается с 3 апреля 1897 года, когда преосвященным Виссарионом он перемещен на настоятельское место в Солигаличский Богородицерождественский собор.

image003На новом месте служения он не переставал заботиться о своем прежнем любимом деле – церковно-школьном просвещении детей. Назначенный председателем отделения епархиального училищного совета протоиерей Евлампий Юницкий, помимо возложенных на него обязанностей, принял на себя заведование новой соборной церковно-приходской школы, к строительству которой вместе с соборным старостой А.В. Пастуховым имел прямое отношение.

За усердное прохождение должности председателя отделения и руководителя церковно-приходским делом в уезде он был удостоен училищным при Святейшем синоде Советом грамоты и денежной награды в размере 150 рублей. Окружным духовенством дважды в течение трех лет избирался членом правления Солигаличского духовного училища. Евлампий Аркадьевич был награжден многочисленными почетными наградами, в том числе и орденом св. Владимира 4-й степени.

image004В 1905 году Евлампий Аркадьевич уволен за штат [1]. Протоиерей Евлампий Аркадьевич Юницкий скончался 1 августа 1909 года на 81-году жизни. В заупокойной литургии 4 августа 1909 года приняли участие всё городское духовенство (два протоиерея и 10 священников), включая и сына покойного священника Преображенской церкви с. Шартаново Чухломского уезда Николая Юницкого. В память об усопшем были сказаны прощальные слова его преемником по отделению училищного совета священником Константином Песковым, преемником по настоятельству в Богородицерождественском соборе и его помощником, смотрителем духовного училища протоиереем Иосифом Смирновым, священником Николаевским из Кинешемского уезда и другими.

«…Прямота твоего характера и искренность в отношениях твоих к людям всегда располагали к тебе окружающих и близко знавших тебя; добродушие маститого старца, убеленного почтенными сединами, особенно было привлекательно в тебе и в твоих отношениях к нам»… Такими словами закончил свое прощальное выступление один из священнослужителей собора. Похоронили протоиерея Е.А. Юницкого рядом с супругой, скончавшейся в 1897 году [2].

image005В 1901 году у него были дети: Александр, 38 лет, учитель в Костромской духовной семинарии; Николай, 36 лет, священнослужитель; Павел, 29 лет, учитель в народной школе [3].

Примечания:

[1] ГАКО.- Ф-130.- Оп.9.-. Д.- 2353 (1908 г.)

[2] КЕВ.- 1909. — № 17.-С.612-620

[3]  ГАКО. Ф-130. – Оп.4.- Д. 321 (1901 г.)

image006Парское. Расположено по обоим берегам р. Парша, от которой и произошло название села, основанного в 1399 г. на большом тракте из Костромы в Шую. Сходящиеся к переправе дороги из торговых сел Иваново, Дунилово и Палех способствовали формированию центрической планировки села с крупной торговой площадью на высоком левом берегу реки. По легенде, начало поселению в 14 веке дал Святой источник, который находится за храмом. Вода этого родника считается полезной, за ней сюда приезжают жители окружающих городов и деревень.Сейчас здесь выстроена купальня.Композиционный центр площади уже в сер. 16 в. был закреплен постановкой деревянного храма, известного тем, что в 1552 г. в него был сделан крупный вклад Иваном Грозным. Среди первых владельцев села были князья Шуйские, Черкасские, боярин И. В. Морозов. С нач. 17 в. село становится известно местными, так называемыми Ивановскими, ярмарками, проходившими 26−30 августа и приуроченными к престольному празднику Усекновения главы Иоанна Предтечи, а также еженедельными торгами. Особенно славилось Парское среди окружающих сел производством роговых и пальмовых гребней.

image007Храмовый комплекс Усекнове́ние главы́ Иоанна́ Предте́чи был заложен здесь на рубеже XIV и XV веков. С XIV по XVII век Парское принадлежало князьям Шуйским, которые выкопали здесь пруды, построили палаты и соколиные питомники. Василий Шуйский сюда приезжал на соколиную охоту к брату Ивану, главному владельцу поместья. Позднее селом владели Морозовы, Голицыны и Трубецкие, которые оставались хозяевами имения вплоть до отмены крепостного права в 1861 году. В 18 в. село переходит во владение князю С. Трубецкому. В это время вместо старого храма, сгоревшего в 1773 г., строится новый кирпичный Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773−85) в традиционных для Шуйского региона формах — с пятиглавым двусветным четвериком и шатровой колокольней.

В приходе имеются два храма: Летний храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи, после закрытия и разграбления в 1937 г. не восстановлен. Зимний храм Вознесения Господня имеет, кроме главного алтаря, частично восстановленного, придел Святителя Николая Мирликийского и придел Трех Святителей, частично восстановленный.

К этому времени торговую площадь занимал крупный гостиный двор, получивший к началу 19 века форму каре с шестью воротами по периметру. Помимо основного холодного храма ансамбль торговой площади в 1816−22 гг. был дополнен еще одной теплой церковью, скорее всего, в формах позднего классицизма. Вновь образованный комплекс окружала ограда с ампирными часовнями по углам.

Летний деревянный храм в честь святого пророка Иоанна Предтечи, постепенно приходил в ветхое состояние, верующие ходатайствовали о строительстве нового храма. В 1770 г. храм сгорел от удара молнии. На его месте, на средства жителей села в 1773-1783 гг. был воздвигнут и освящен в 1785 г. каменный храм с колокольней, высотой 42,6 м. Новый храм отличался необычной красотой и дорогим убранством, его стены и своды были расписаны фресками, многие из которых сохранились до сих пор.Архитектурный ансамбль храмового комплекса с. Парское дополняется зимним храмом Вознесения Господня с двумя пределами, освященными в 1863 г. в честь Николая Чудотворца и трех учителей вселенских, святителей Василия, Григория и Иоанна Богослова. Территория храмов еще в 1822 г. была обнесена массивной кованой оградой на кирпичных основах. В настоящее время по периметру ограды частично сохранились остатки двух (из трех) ворот и четыре угловых строения: часовня, сторожка и два складских помещения для церковной утвари. 

В 30-е годы 20 в. храм был закрыт и передан местному колхозу. Здания храмов стали использоваться в качестве складских помещений для хранения зерна (в Вознесенском храме) и хозяйственных материалов (в Предтеченском храме). В Вознесенском храме в алтарной части стояла семяочистительная машина, в притворе была устроена мельница для размола зерна. В 1990 г. храмовый комплекс был передан в общине верующих, и постепенно было начато церковное служение.

В Павел Евлампиевич 1886 году окончил Кинешемское духовное училище. В 1892 году закончил Костромскую духовную семинарию, затем занимался преподавательской деятельностью. По окончании духовной семинарии состоял надзирателем Кинешемского духовного училища, с 1893 года был учителем народной школы. В 1907 году заведовал ремесленными классами в селе Майдакове Юрьевецкого уезда. 

Народные училища — образовательные учреждения в дореволюционной России.

Согласно Уставу о народных училищах для всех городов Российской империи от 5 (16) августа 1786 года были организованы Главные и Малые народные училища. Во время школьной реформы 1804 года Главные народные училища преобразованы в гимназии, а Малые в Уездные училища.

Начальные народные училища были созданы в 1864 году и давали только начальное образование. К ним относились земские школы, различные ведомственные и частные школы, а также церковно-приходские и воскресные школы. Их деятельность регулировалась Положением о начальных народных училищах, принятом в 1874 году.

Во время работы в селе Майдаково, видя, как остро на Майдаковском литейном заводе не хватает квалифицированных кадров среднего звена, добился открытия школы по подготовке ремесленников. Помимо этого, Павел Юницкий создаёт в Майдакове, Сосновце, Красном и других сёлах округи сеть народных библиотек. Книжный фонд, в основном, приобретался на его собственные средства. В 1907 году П. Юницкий вступает в партию конституционных демократов и в этом же году избирается народом, т. е. избирателями Костромской губернии, членом 2‑й Государственной Думы от партии кадетов. Правда, ненадолго. После роспуска Думы, решением костромского губернатора ему запрещают проживать в Костромской губернии, и Юницкий перебирается в Москву, где с 1907 по 1919 годы работает в издательстве Н. Д. Сытина. После национализации этого издательства переходит на работу в один из отделов Кустпрома.

Из воспоминаний И.Д. Сытина «Жизнь ради книги» 1960г..

«Все издания по промышленному образованию имели очень большой, можно даже сказать выдающийся, успех. Во главе дела стоял у нас молодой человек, П. Е. Юницкий, земский деятель и специалист по промышленному образованию. С его помощью дело с каждым годом развивалось все больше и больше, и спрос на техническую книгу неизменно возрастал. Большой успех имели и плакаты, которые расходились в огромном количестве. Это агитационное средство оправдало себя в полной мере.»

image008 В 1920 году Юницкого направляют в Шуйский и Юрьевецкий уезды для организации кустарных промыслов. И, хотя в период гражданской войны остро не хватало ни сырья, ни материалов, ни энергоресурсов, Павел Евлампиевич справлялся.

В 1921 году он был назначен инструктором по профтехобразованию Родниковского района. С этого времени Юницкий живёт у себя на родине, в Парском, где готовит к изданию и печатает книги по подготовке кадров. Одновременно ведёт хуторское крестьянское хозяйство близ деревни Котиха. Происхождения, членства в партии кадетов, а также избрания в Госдуму власти не могли простить Павлу Юницкому.

В 1937 году его арестовывают.

Вот еще о священнике из рода Юницких. Преоображенский храм в с. Шартаново. http://газета-вперед.рф/articles/media/2014/10/23/bolshoe-selo-na-vige/ Николай Евлампиевич Юницкий, брат которого — Александр преподавал в Костромской духовной семинарии. Можно долго перечислять фамилии духовных пастырей, служивших в этом храме, рассказывать о судьбах их детей, но остановлюсь только на некоторых.

У протоиерея Николая Юницкого была большая семья, матушка Александра Ивановна умерла рано в 1909 году, и он один воспитывал 12 детей. Жила семья Юницких в двухэтажном доме, где последнее время располагалась контора сельхозкооператива «Шанс».

Внучка священника Нина Александровна Петрова рассказывала, что все дети получили образование и вышли в люди. Возможно, ему помог брат жены Иван Николаевский, который служил городским судьёй в Буе.  Анна стала учителем и вышла замуж за Александра Владимировича Смирнова, приехавшего сюда из Питера. Он тоже учительствовал в Зельевской школе, был высокообразованным человеком и прекрасно играл на скрипке. Вторая сестра Мария тоже долго преподавала в Шартановской школе, её мужа Николая Васильевича Либерова, старшего счетовода конторы «Лесзагтара» арестовали в декабре 1936 года, обвинив в антисоветской агитации, а 10 февраля 1937 года дело прекратили в связи со смертью обвиняемого. Кстати, его младший брат Александр впервые подвергся аресту в 1922 году, являясь подсудимым на процессе эсеров, и содержался во внутренней тюрьме ОГПУ.  Затем его в разные сроки арестовывали ещё пять раз, последний в апреле 1938 года и осудили на 10 лет. Умер 55-летний Александр Либеров в Сиблаге в августе 1942 года.Екатерина Юницкая была одним из первых советских библиотекарей, жила на Гражданской улице с мужем Александром Соболевым, расстрелянным 26 августа 1937 года по громкому политическому делу о троцкистах.

image009Николай Юницкий окончил Варшавский университет, он – участник Первой мировой войны, во время Великой Отечественной в чине майора защищал Родину от фашистов. С женой, балериной театра оперы и балета познакомился в Варшаве.

С приходом в Шартаново советской власти семью священника раскулачили, а самого арестовали. От дальнейшей расправы его спас сын Алексей, до революции он окончил Демидовский лицей и занимал должность прокурора Ивановской промышленной области, в состав которой входила бывшая Костромская губерния.Последние годы митрофорный протоиерей Николай Юницкий служил в церкви села Горелец Парфеньевского района, умер накануне войны, но до конца дней состоял на учете в органах НКВД, как неблагонадёжный, чуждый советской власти элемент.

9 сентября за отказ подписывать признание следователь на одном из многочисленных допросов в бешенстве выхватил наган и застстрелил подследственного – Павла Евлампиевича Юницкого. Чтобы скрыть убийство, напечатали решение тройки УНКВД, где обозначено, что 09.09.1937 года Юницкий Павел Евлампиевич приговорён к расстрелу, и приговор приведён в исполнение в этот же день. Где точно похоронен П. Е. Юницкий, неизвестно. Известно лишь, что на одном из кладбищ города Иваново.

Один из сыновей П. Е. Юницкого — Юрий — родился в Шуе, закончил школу второй ступени (ныне школа № 2 имени К. Бальмонта). Учился в вузе в Иванове и параллельно в музыкальном училище. Заметив в нём талант певца, Юрия посылают учиться вокалу в Москву, где он занимается в оперной студии. По её окончании пел в опере и добился огромной популярности. За особые заслуги в оперном искусстве Юрий Юницкий награждён государственной премией и орденом «Знак Почёта».

Реабилитирован П. Е. Юницкий Президиумом Ивановского областного суда 22 января 1958 года.

Публикации: Кустарный музей : [Очерк о Торг.-пром. музее кустар. изделий в Москве и о развитии кустар. пром-сти] / [П. Юницкий]. - Москва : т-во А.А. Левенсон, 1911. - 24 с.; 20.

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик священник Иван Румянцев (1889 - не ранее 1937)

Память 31 июля / 13 августа

Священномученик Иван Иванович Румянцев родился в 1889 году в селе Карчино (или Корчино) Макарьевского уезда Костромской губернии.

Подробнее...

Статьи

Статья Костромская голгофа

15 октября на научном богословском портале Богослов.ру опубликована статья Секретаря епархиального совета Кинешемской епархии, докторанта Общецерковной аспирантуры святых Кирилла и Мефодия  профессора протоиерея Дмитрия Сазонова «Костромская голгофа».

Подробнее...