Воссоздается некрополь на территории Московской духовной академии

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

image00129 февраля 2024 г. состоялась установка памятника заслуженному ординарному профессору Евгению Евсигнеевичу Голубинскому (1854–1912) – академику Императорской академии.На территории московской духовной академии в рамках проекта воссоздания академического некрополя восстановлен памятник на могиле ординарного профессора Императорской академии наук, заслуженного профессора Московской духовной академии Евгения Евсигнеевича Голубинского.

Евге́ний Голубинский - автор ряда фундаментальных исследований по истории Русской Церкви. Считается сторонником позитивизма. Наряду с священномучеником митрополитом Серафимом (Чичаговым) сыграл важную роль в канонизации преподобного Серафима Саровского, когда, в частности, была использована книга Голубинского «История канонизации святых в русской церкви».

image003Родился будущий историк 28 февраля 1834 г. в семье священника Рождество-Богородицкой церкви Евсигния Феодоровича Пескова в селе Матвееве Кологривского уезда Костромской губернии. Образование Голубинский получил в духовных учебных заведениях: Солигаличском духовном училище (1848 г.), Костромской духовной семинарии (1854 г.), Московской духовной академии (1858 г.). В личном фонде Голубинского в РГИА (фонд 1628) хранятся его студенческие сочинения, переписка с родными; рукописи опубликованных работ историка, подготовительный материал к ним, оттиски статей с правкой ученого, его книги с авторскими пометами и поправками на полях; конспекты и планы лекций по Истории Русской церкви; списки студентов и тем для студенческих сочинений и др.

После окончания академии в степени магистра в 1958 г., Голубинский преподает в Вифанской духовной семинарии, а с 1861 г. – на кафедре истории Русской церкви Московской духовной академии в звании бакалавра, с 28 сентября 1870 г. – экстраординарного профессора. В 1866-1867 гг. после сильного переутомления Голубинский ослеп на один глаз. В качестве докторской диссертации в 1880 г. им была представлена к защите первая половина первого тома сочинения «История Русской церкви», и вскоре Голубинский становится ординарным профессором.

image005В 1906 г. как приложение ко второй половине первого тома «Истории Русской церкви» был издан «Археологический атлас». Все рисунки атласа, разысканные и тщательно отобранные, сопровождал пояснительный текст. Учебным комитетом при Синоде он был рекомендован в качестве «незаменимого по наглядности» учебного пособия для Семинарий.

В этом же 1906 г. историк окончательно потерял зрение и практически утратил возможность работать. «Усердно молюся Господу Богу, чтобы он дал мне силы безропотно нести свой тяжелый крест и чтобы Он не очень замедлил взять меня к Себе».

7 (20) января 1912 г. Е. Е. Голубинский скончался. Основными его наследниками по завещанию стали в равных долях шестеро детей родных брата Александра и сестры Анны. Вся работа по разбору, печатанию и продаже сочинений Голубинского, а также право распорядиться архивом учителя были поручены его ученику, Сергею Алексеевичу Белокурову, (старшему делопроизводителю Московского Главного архива МИД). Благодаря последнему, а также самому фондообразователю, скрупулезно собиравшему и хранившему рукописи своих сочинений и другие документы, нам доступны уникальные материалы, отложившиеся в личном фонде Голубинского в РГИА, в том числе ряд неопубликованных работ историка, которые еще ждут своих исследователей.

image007Некрополь, располагавшийся в западной части Академического сада, на границе со Смоленским кладбищем, возник в 1871 г. стараниями ректора Московской духовной академии протоиерея Александра Горского как место последнего упокоения профессоров и преподавателей, студентов Академии. В период 1920-х – 1930-х гг. надмогильные памятники, как и другие признаки некрополя, были уничтожены.

В 2014 и 2015 гг. Подмосковная археологическая экспедиция Института провела археологические полевые работы, ставшие основой для воссоздания Академического некрополя Троице-Сергиевой Лавры. Работы проводились в рамках подготовки к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

На основе данных, полученных экспедицией, руководство Московской духовной академии приняло решение о необходимости разработки проекта воссоздания планировочных решений и памятников исторического некрополя. В 2021–2022 гг. был запущен проект по восстановлению памятников профессору Е.Е. Голубинскому (1854–1912), ректорам протоиереям А.В. Горскому (1812–1875) и С.К. Смирнову (1818–1889), а также реставрация мемориала, изготовленного и установленного в 1958 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I

Реализация проекта началась в 2022 г. 4 октября 2023 г. на историческое место возвратился памятник ректору Академии протоиерею С.К. Смирнову, а 29 февраля 2024 г. было установлено надгробие на могиле профессора Е.Е. Голубинского.

image009В дальнейшем планируется восстановить и наиболее сложный в изготовлении памятник ректору протоиерею А.В. Горскому. Таким образом, будет воссоздана центральная часть некрополя, где захоронены выдающиеся историки Русской Православной Церкви, двое из которых в разное время руководили Московской духовной академией.

Протоиерей Александр Васильевич Горский (1812— 1875), ректор Московской духовной академии, обладавший обширной церковно-историко-филологической и богословской эрудицией в истории русского богословия, да и всего отечественного историко-филологического знания, был личностью поистине уникальной. А. В. Горский оказал решающее влияние на широчайший спектр явлений в русской церковно-исторической, филологической и богословской науках. Это следствие многосторонней научной и церковной деятельности ученого А. В. Горский родился 16 августа 1812 года в семье костромского протоиерея Василия Сергеевича Горского. В 1828 году шестнадцатилетний Горский поступил сразу из философского класса Костромской духовной семинарии на два года раньше обычного срока в Московскую духовную академию. В Академии у молодого Горского проявился интерес к «мистической» стороне христианства. Поверх этого мистического влияния ложится влияние Филарета (Гумилевского), впоследствии архиепископа Черниговского, который впервые ввел исторический метод в преподавание догматики и сумел пробудить у своих слушателей не только интерес, но и любовь к историческим занятиям. В Горском поражает его впечатлительность, восприимчивость и ненасытная способность к познанию.

В 1832 году Горский заканчивает Московскую духовную академию, а уже в 1833 году становится бакалавром церковной истории в родной Академии. В 1841 году Горским было составлено «Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры», выдержавшее несколько изданий и по сей день служащее лучшим руководством для всякого образованного человека, желающего получить отчетливое представление об исторических судьбах этой русской святыни. Главное достоинство историко-филологическим исследованиям Горского придает то обстоятельство, что он работал с рукописными источниками, руководствуясь при этом строго научной методой. Долгий путь совершенствования пришлось пройти Горскому-ученому: от первоначальных лекций до европейски известного описания рукописей, до указаний таким даровитым ученым, как И. И. Срезневский, М. П. Погодин, Ю. Ф. Самарин, Н. И. Костомаров и др.

23 октября 1862 г. прот. Александр Горский был назначен ректором МДА (первым из белого духовенства), занимал эту должность до конца жизни. Благодаря его усилиям академия стала центром российской церковной науки. К студентам о. Александр относился требовательно, но с отеческой любовью, сам принимал вступительные экзамены. При нем в академии был освящен Покровский храм (1870), устроено академическое кладбище (1871). 

image011Должность ректора предусматривала обязательное преподавание богословия, поэтому Горский перешел на кафедру догматического богословия. С 1865 г. – доктор богословия. Указывал на влияние индивидуальных качеств святых отцов на учение Церкви. Прот. Александр скончался 24 октября 1875 г. в своем доме в Сергиевом Посаде, будучи приобщен Святым Тайнам, со словами: «Хочу домой». 14 октября он был погребен на лаврском кладбище близ Смоленской церкви.

Влияние Горского, создавшего историческую школу в Академии, было не только научно-педагогическим, но и духовно-нравственным. Студенты называли Александра Васильевича “папашей”.

“В Академии жизнь богатая внутренним содержанием, правильно установленная, ни в каком случае не отрешенная от мира и не закабаленная в безжизненных формах... гармоническое сочетание формы и идеи, закона и благодатной любви...особенно бережно относились к молодежи, всячески поддерживали падающих; за погубление молодых талантов молодежи никому из истинных по духу учеников Горскогого не придется отвечать перед Богом... Последующие “реформаторы” не оказались на высоте понимания гениальной педагогии А. В. Горского.”

Сочинения

  • Ист. описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1842;
  • О девственниках христианских до монашества // ПрТСО. 1843. Ч. 1. С. 276-291;
  • Кирилл, митр. Киевский и всея России // Там же. С. 415-432;
  • О походе рус. на Сурож // ЗапООИД. 1844. Т. 1. С. 191-196;
  • Св. Петр, митр. Киевский, и его исповедание веры // ПрТСО. 1844. Ч. 2. С. 73-90;
  • Жизнь св. Василия Великого, архиеп. Кесарийского // Там же. 1845. Ч. 3. С. 1-110;
  • О духовных уч-щах в Москве в XVII ст. // Там же. 2-я паг. С. 147-197;
  • Петр Могила, митр. Киевский // Там же. 1846. Ч. 4. С. 29-76;
  • Св. Иона, митр. Киевский и всея России // Там же. С. 221-267;
  • Св. Алексий, митр. Киевский и всея России // Там же. 1848. Ч. 6. С. 89-128;
  • О сношениях Рус. Церкви с святогорскими обителями до XVIII ст. // Там же. С. 129-168;
  • Св. Киприан, митр. Киевский и всея России // Там же. С. 295-369; О митрополии рус. в кон. IX в. // Там же. 1850. Ч. 9. С. 132-146;
  • Жизнь св. Афанасия, архиеп. Александрийского // Там же. 1851. Ч. 10. С. 29-201;
  • Послание к Василию, архим. Печерскому, ХII в. // Там же. С. 341-357;
  • Фотий, митр. Киевский и всея России // Там же. 1852. Ч. 11. С. 207-271;
  • Подвижники веры на Востоке после падения империи греческой // Там же. С. 466-487, 642-654; 1853. Ч. 12. С. 175-184;
  • Совершал ли Господь Иисус Христос пасху иудейскую на последней вечери Своей с учениками // Там же. 1853. Ч. 12. С. 446-491;
  • Митрополия Киевская в начале отделения своего от Московской // Там же. 1854. Ч. 13. С. 524-554;
  • Жизнь блж. Феодорита, еп. Кирского // Там же. 1855. Ч. 14. С. 309-396;
  • Горский, Невоструев. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки;
  • О древних канонах св. Кириллу и Мефодию // ПрТСО. 1856. Ч. 15. С. 33-48;
  • Митрополиты московские со времени разделения митрополии Всерос. на две половины: Феодосий и Филипп I // Там же. 1857. Ч. 16. С. 210-246;
  • О древних словах на св. Четыредесятницу // Там же. 1858. Ч. 17. С. 34-64;
  • Максим Грек Святогорец // Там же. 1859. Ч. 18. С. 144-192;
  • О слав. переводе Пятикнижия Моисеева, испр. в XV в. по евр. тексту // Там же. 1860. Ч. 19. С. 134-163;
  • Слово на воспоминание об избавлении Троицкой лавры от осады // Там же;
  • Письмо Мары Самосатского к сыну его Серапиону // Там же. 1861. Ч. 20. С. 613-628;
  • Неск. сведений о Паисии Лигариде до прибытия его в Россию // Там же. 1862. Ч. 21. С. 133-148;
  • О сане епископском в отношении к монашеству в Церкви Восточной // Там же. С. 321-375;
  • Св. Епифаний, еп. Кипрский // Там же. 1863. Ч. 22. С. 271-290;
  • Образование канона свящ. книг НЗ // Там же. 1871. Ч. 24. С. 297-327;
  • По вопросу о нашем духовенстве: Ист. очерки // ЧОЛДП. 1877. Кн. 2. Отд. 1. С. 196-202;
  • О священнодействии венчания и помазания царей на царство // ПрТСО. 1882. Ч. 29. С. 117-151;
  • О церкви греч. с 1453 г. до нач. ХVIII ст. // Там же. 1883. Ч. 32. С. 391-427;
  • История евангельская и Церкви Апостольской: Акад. лекции. М., 1883 (переизд.: То же. Дневники. СПб., 1999р);
  • Дневник. М., 1885;
  • Слова ректора МДА. Серг. П., 1895;
  • Неизданные места из «Дневника» // БВ. 1914. № 10/11. С. 367-423;
  • История Церкви Русской // ЖМП. 1976. № 1. С. 62-70; № 2. С. 61-70; № 3. С. 68-76; № 4. С. 69-77.

Литература

  • Памяти ректора МДА доктора богословия прот. А. В. Горского // ПО. 1875. № 12. Прил. С. 3-61;
  • Воронец Е. Н. К восп. о скончавшемся в Бозе прот. А. В. Горском. Х., 1877;
  • Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования: 1814-1870. М., 1879. С. 124-127;
  • Попов С. Г. Ректор МДА прот. А. В. Горский: Опыт биогр. очерка. Серг. П., 1897;
  • Лебедев А. П. Церк. историк А. В. Горский // Он же. Церк. историография в главных ее представителях с IV по XX в. М., 1898. С. 555-579. СПб., 2000;
  • Прот. А. В. Горский в воспоминаниях о нем МДА в 25-ю годовщину со дня его смерти // БВ. 1900. № 11. С. 369-560;
  • ЖПодв. Окт. С. 335-379;
  • У Троицы в Академии: 1814-1914: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914;
  • Хибарин И. Профессор-подвижник // ЖМП. 1954. № 10. С. 59-64;
  • Алексеев А. А. А. В. Горский // СвДР. С. 128-129;
  • Рукописные собр. ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 130-136;
  • Мельков А. С. Ректор МДА А. В. Горский и его вклад в развитие рус. церк.-ист. науки // ЖМП. 2002. № 12. С. 47-52;
  • Геннадий (Гоголев), архим. Великан учености: Жизнь и труды прот. А. В. Горского (1812-1875). М., 2004.
  • Мельков А. С. Жизненный путь и научное наследие протоиерея А .В. Горского / А. С. Мельков. - Москва: Пашков дом, 2006. - 216 с.: ил. - (Духовные чтения).
  • Мельков А. С. Исполин знания: жизнеописание протоиерея А. В. Горского: монография / А. С. Мельков. - М.: Пашков дом, 2012. -259 с.: ил.

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Собор Костромских святых

Преподобный Авраамий Галичский

память 20 июля (2 августа)

Преподобный Авраамий Галичский, Чухломский, Городецкий– ученик преподобного Сергия Радонежского.

Место рождения и мирское имя преподобного Авраамия неизвестны. Согласно отрывку из его древнейшего жития, преподобный Авраамий первоначально подвизался и нижегородской Печерской обители, откуда перешел в Троице-Сергиев монастырь. Спустя некоторое время, в поисках места для уединенной монашеской жизни, преподобныйАвраамий по благословению преподобного Сергия Радонежского ушел в костромские пределы, в Галичское княжество, где основал первую в галичской стороне обитель – Авраамиев Новозаозерский (Новоезерский) монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы на северо-восточном берегу Галичского озера (ныне – село Умиление Галичского района Костромской области).

Подробнее...

Статьи

Богоборческий террор 20-30-х гг. XX века (На примере Костромского заволжья)

После революции 1917 г. для Церкви наступили тяжелые времена: большевистская власть объявила войну религиозному «дурману». По сей день некоторые политические ораторы, пытаясь найти оправдание богоборческому террору 20 – 30-х гг. XXвека и преступному уничтожению памятников культового зодчества, назойливо повторяют тезис о том, что русские люди якобы легко и по собственному почину отрекались от веры в Бога, более того – сладострастно глумились над православными святынями. Конечно, это не имеет никакого отношения к истине. Подтверждением тому – история проведения антирелигиозных кампаний и уничтожения православных святынь в костромском Заволжье.

Подробнее...