Воссоздается некрополь на территории Московской духовной академии

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

image00129 февраля 2024 г. состоялась установка памятника заслуженному ординарному профессору Евгению Евсигнеевичу Голубинскому (1854–1912) – академику Императорской академии.На территории московской духовной академии в рамках проекта воссоздания академического некрополя восстановлен памятник на могиле ординарного профессора Императорской академии наук, заслуженного профессора Московской духовной академии Евгения Евсигнеевича Голубинского.

Евге́ний Голубинский - автор ряда фундаментальных исследований по истории Русской Церкви. Считается сторонником позитивизма. Наряду с священномучеником митрополитом Серафимом (Чичаговым) сыграл важную роль в канонизации преподобного Серафима Саровского, когда, в частности, была использована книга Голубинского «История канонизации святых в русской церкви».

image003Родился будущий историк 28 февраля 1834 г. в семье священника Рождество-Богородицкой церкви Евсигния Феодоровича Пескова в селе Матвееве Кологривского уезда Костромской губернии. Образование Голубинский получил в духовных учебных заведениях: Солигаличском духовном училище (1848 г.), Костромской духовной семинарии (1854 г.), Московской духовной академии (1858 г.). В личном фонде Голубинского в РГИА (фонд 1628) хранятся его студенческие сочинения, переписка с родными; рукописи опубликованных работ историка, подготовительный материал к ним, оттиски статей с правкой ученого, его книги с авторскими пометами и поправками на полях; конспекты и планы лекций по Истории Русской церкви; списки студентов и тем для студенческих сочинений и др.

После окончания академии в степени магистра в 1958 г., Голубинский преподает в Вифанской духовной семинарии, а с 1861 г. – на кафедре истории Русской церкви Московской духовной академии в звании бакалавра, с 28 сентября 1870 г. – экстраординарного профессора. В 1866-1867 гг. после сильного переутомления Голубинский ослеп на один глаз. В качестве докторской диссертации в 1880 г. им была представлена к защите первая половина первого тома сочинения «История Русской церкви», и вскоре Голубинский становится ординарным профессором.

image005В 1906 г. как приложение ко второй половине первого тома «Истории Русской церкви» был издан «Археологический атлас». Все рисунки атласа, разысканные и тщательно отобранные, сопровождал пояснительный текст. Учебным комитетом при Синоде он был рекомендован в качестве «незаменимого по наглядности» учебного пособия для Семинарий.

В этом же 1906 г. историк окончательно потерял зрение и практически утратил возможность работать. «Усердно молюся Господу Богу, чтобы он дал мне силы безропотно нести свой тяжелый крест и чтобы Он не очень замедлил взять меня к Себе».

7 (20) января 1912 г. Е. Е. Голубинский скончался. Основными его наследниками по завещанию стали в равных долях шестеро детей родных брата Александра и сестры Анны. Вся работа по разбору, печатанию и продаже сочинений Голубинского, а также право распорядиться архивом учителя были поручены его ученику, Сергею Алексеевичу Белокурову, (старшему делопроизводителю Московского Главного архива МИД). Благодаря последнему, а также самому фондообразователю, скрупулезно собиравшему и хранившему рукописи своих сочинений и другие документы, нам доступны уникальные материалы, отложившиеся в личном фонде Голубинского в РГИА, в том числе ряд неопубликованных работ историка, которые еще ждут своих исследователей.

image007Некрополь, располагавшийся в западной части Академического сада, на границе со Смоленским кладбищем, возник в 1871 г. стараниями ректора Московской духовной академии протоиерея Александра Горского как место последнего упокоения профессоров и преподавателей, студентов Академии. В период 1920-х – 1930-х гг. надмогильные памятники, как и другие признаки некрополя, были уничтожены.

В 2014 и 2015 гг. Подмосковная археологическая экспедиция Института провела археологические полевые работы, ставшие основой для воссоздания Академического некрополя Троице-Сергиевой Лавры. Работы проводились в рамках подготовки к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

На основе данных, полученных экспедицией, руководство Московской духовной академии приняло решение о необходимости разработки проекта воссоздания планировочных решений и памятников исторического некрополя. В 2021–2022 гг. был запущен проект по восстановлению памятников профессору Е.Е. Голубинскому (1854–1912), ректорам протоиереям А.В. Горскому (1812–1875) и С.К. Смирнову (1818–1889), а также реставрация мемориала, изготовленного и установленного в 1958 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I

Реализация проекта началась в 2022 г. 4 октября 2023 г. на историческое место возвратился памятник ректору Академии протоиерею С.К. Смирнову, а 29 февраля 2024 г. было установлено надгробие на могиле профессора Е.Е. Голубинского.

image009В дальнейшем планируется восстановить и наиболее сложный в изготовлении памятник ректору протоиерею А.В. Горскому. Таким образом, будет воссоздана центральная часть некрополя, где захоронены выдающиеся историки Русской Православной Церкви, двое из которых в разное время руководили Московской духовной академией.

Протоиерей Александр Васильевич Горский (1812— 1875), ректор Московской духовной академии, обладавший обширной церковно-историко-филологической и богословской эрудицией в истории русского богословия, да и всего отечественного историко-филологического знания, был личностью поистине уникальной. А. В. Горский оказал решающее влияние на широчайший спектр явлений в русской церковно-исторической, филологической и богословской науках. Это следствие многосторонней научной и церковной деятельности ученого А. В. Горский родился 16 августа 1812 года в семье костромского протоиерея Василия Сергеевича Горского. В 1828 году шестнадцатилетний Горский поступил сразу из философского класса Костромской духовной семинарии на два года раньше обычного срока в Московскую духовную академию. В Академии у молодого Горского проявился интерес к «мистической» стороне христианства. Поверх этого мистического влияния ложится влияние Филарета (Гумилевского), впоследствии архиепископа Черниговского, который впервые ввел исторический метод в преподавание догматики и сумел пробудить у своих слушателей не только интерес, но и любовь к историческим занятиям. В Горском поражает его впечатлительность, восприимчивость и ненасытная способность к познанию.

В 1832 году Горский заканчивает Московскую духовную академию, а уже в 1833 году становится бакалавром церковной истории в родной Академии. В 1841 году Горским было составлено «Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры», выдержавшее несколько изданий и по сей день служащее лучшим руководством для всякого образованного человека, желающего получить отчетливое представление об исторических судьбах этой русской святыни. Главное достоинство историко-филологическим исследованиям Горского придает то обстоятельство, что он работал с рукописными источниками, руководствуясь при этом строго научной методой. Долгий путь совершенствования пришлось пройти Горскому-ученому: от первоначальных лекций до европейски известного описания рукописей, до указаний таким даровитым ученым, как И. И. Срезневский, М. П. Погодин, Ю. Ф. Самарин, Н. И. Костомаров и др.

23 октября 1862 г. прот. Александр Горский был назначен ректором МДА (первым из белого духовенства), занимал эту должность до конца жизни. Благодаря его усилиям академия стала центром российской церковной науки. К студентам о. Александр относился требовательно, но с отеческой любовью, сам принимал вступительные экзамены. При нем в академии был освящен Покровский храм (1870), устроено академическое кладбище (1871). 

image011Должность ректора предусматривала обязательное преподавание богословия, поэтому Горский перешел на кафедру догматического богословия. С 1865 г. – доктор богословия. Указывал на влияние индивидуальных качеств святых отцов на учение Церкви. Прот. Александр скончался 24 октября 1875 г. в своем доме в Сергиевом Посаде, будучи приобщен Святым Тайнам, со словами: «Хочу домой». 14 октября он был погребен на лаврском кладбище близ Смоленской церкви.

Влияние Горского, создавшего историческую школу в Академии, было не только научно-педагогическим, но и духовно-нравственным. Студенты называли Александра Васильевича “папашей”.

“В Академии жизнь богатая внутренним содержанием, правильно установленная, ни в каком случае не отрешенная от мира и не закабаленная в безжизненных формах... гармоническое сочетание формы и идеи, закона и благодатной любви...особенно бережно относились к молодежи, всячески поддерживали падающих; за погубление молодых талантов молодежи никому из истинных по духу учеников Горскогого не придется отвечать перед Богом... Последующие “реформаторы” не оказались на высоте понимания гениальной педагогии А. В. Горского.”

Сочинения

  • Ист. описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1842;
  • О девственниках христианских до монашества // ПрТСО. 1843. Ч. 1. С. 276-291;
  • Кирилл, митр. Киевский и всея России // Там же. С. 415-432;
  • О походе рус. на Сурож // ЗапООИД. 1844. Т. 1. С. 191-196;
  • Св. Петр, митр. Киевский, и его исповедание веры // ПрТСО. 1844. Ч. 2. С. 73-90;
  • Жизнь св. Василия Великого, архиеп. Кесарийского // Там же. 1845. Ч. 3. С. 1-110;
  • О духовных уч-щах в Москве в XVII ст. // Там же. 2-я паг. С. 147-197;
  • Петр Могила, митр. Киевский // Там же. 1846. Ч. 4. С. 29-76;
  • Св. Иона, митр. Киевский и всея России // Там же. С. 221-267;
  • Св. Алексий, митр. Киевский и всея России // Там же. 1848. Ч. 6. С. 89-128;
  • О сношениях Рус. Церкви с святогорскими обителями до XVIII ст. // Там же. С. 129-168;
  • Св. Киприан, митр. Киевский и всея России // Там же. С. 295-369; О митрополии рус. в кон. IX в. // Там же. 1850. Ч. 9. С. 132-146;
  • Жизнь св. Афанасия, архиеп. Александрийского // Там же. 1851. Ч. 10. С. 29-201;
  • Послание к Василию, архим. Печерскому, ХII в. // Там же. С. 341-357;
  • Фотий, митр. Киевский и всея России // Там же. 1852. Ч. 11. С. 207-271;
  • Подвижники веры на Востоке после падения империи греческой // Там же. С. 466-487, 642-654; 1853. Ч. 12. С. 175-184;
  • Совершал ли Господь Иисус Христос пасху иудейскую на последней вечери Своей с учениками // Там же. 1853. Ч. 12. С. 446-491;
  • Митрополия Киевская в начале отделения своего от Московской // Там же. 1854. Ч. 13. С. 524-554;
  • Жизнь блж. Феодорита, еп. Кирского // Там же. 1855. Ч. 14. С. 309-396;
  • Горский, Невоструев. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки;
  • О древних канонах св. Кириллу и Мефодию // ПрТСО. 1856. Ч. 15. С. 33-48;
  • Митрополиты московские со времени разделения митрополии Всерос. на две половины: Феодосий и Филипп I // Там же. 1857. Ч. 16. С. 210-246;
  • О древних словах на св. Четыредесятницу // Там же. 1858. Ч. 17. С. 34-64;
  • Максим Грек Святогорец // Там же. 1859. Ч. 18. С. 144-192;
  • О слав. переводе Пятикнижия Моисеева, испр. в XV в. по евр. тексту // Там же. 1860. Ч. 19. С. 134-163;
  • Слово на воспоминание об избавлении Троицкой лавры от осады // Там же;
  • Письмо Мары Самосатского к сыну его Серапиону // Там же. 1861. Ч. 20. С. 613-628;
  • Неск. сведений о Паисии Лигариде до прибытия его в Россию // Там же. 1862. Ч. 21. С. 133-148;
  • О сане епископском в отношении к монашеству в Церкви Восточной // Там же. С. 321-375;
  • Св. Епифаний, еп. Кипрский // Там же. 1863. Ч. 22. С. 271-290;
  • Образование канона свящ. книг НЗ // Там же. 1871. Ч. 24. С. 297-327;
  • По вопросу о нашем духовенстве: Ист. очерки // ЧОЛДП. 1877. Кн. 2. Отд. 1. С. 196-202;
  • О священнодействии венчания и помазания царей на царство // ПрТСО. 1882. Ч. 29. С. 117-151;
  • О церкви греч. с 1453 г. до нач. ХVIII ст. // Там же. 1883. Ч. 32. С. 391-427;
  • История евангельская и Церкви Апостольской: Акад. лекции. М., 1883 (переизд.: То же. Дневники. СПб., 1999р);
  • Дневник. М., 1885;
  • Слова ректора МДА. Серг. П., 1895;
  • Неизданные места из «Дневника» // БВ. 1914. № 10/11. С. 367-423;
  • История Церкви Русской // ЖМП. 1976. № 1. С. 62-70; № 2. С. 61-70; № 3. С. 68-76; № 4. С. 69-77.

Литература

  • Памяти ректора МДА доктора богословия прот. А. В. Горского // ПО. 1875. № 12. Прил. С. 3-61;
  • Воронец Е. Н. К восп. о скончавшемся в Бозе прот. А. В. Горском. Х., 1877;
  • Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования: 1814-1870. М., 1879. С. 124-127;
  • Попов С. Г. Ректор МДА прот. А. В. Горский: Опыт биогр. очерка. Серг. П., 1897;
  • Лебедев А. П. Церк. историк А. В. Горский // Он же. Церк. историография в главных ее представителях с IV по XX в. М., 1898. С. 555-579. СПб., 2000;
  • Прот. А. В. Горский в воспоминаниях о нем МДА в 25-ю годовщину со дня его смерти // БВ. 1900. № 11. С. 369-560;
  • ЖПодв. Окт. С. 335-379;
  • У Троицы в Академии: 1814-1914: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914;
  • Хибарин И. Профессор-подвижник // ЖМП. 1954. № 10. С. 59-64;
  • Алексеев А. А. А. В. Горский // СвДР. С. 128-129;
  • Рукописные собр. ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 130-136;
  • Мельков А. С. Ректор МДА А. В. Горский и его вклад в развитие рус. церк.-ист. науки // ЖМП. 2002. № 12. С. 47-52;
  • Геннадий (Гоголев), архим. Великан учености: Жизнь и труды прот. А. В. Горского (1812-1875). М., 2004.
  • Мельков А. С. Жизненный путь и научное наследие протоиерея А .В. Горского / А. С. Мельков. - Москва: Пашков дом, 2006. - 216 с.: ил. - (Духовные чтения).
  • Мельков А. С. Исполин знания: жизнеописание протоиерея А. В. Горского: монография / А. С. Мельков. - М.: Пашков дом, 2012. -259 с.: ил.

Храмы и монастыри

Церковь во имя святителя Николая в с. Саметь, Костромского р-на

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Подробнее...

Святые и Святыни

Блаженный Симон Юрьевецкий

23 мая, на следующий день после празднования перенесения в 1087 году мощей святителя и чудотворца Николая, Церковь молитвенно обращается к заступничеству нашего земляка - блаженного Симона, Юрьевецкого, святого собора Костромских святых.

В 2014 году празднуется 430 лет со дня его блаженной кончины. Симон Юрьевецкий, Христа ради юродивый, родился в селе Оделеве бывшего Нерехтского уезда Костромской губернии (в настоящее время – Приволжского района Ивановской области) в благочестивой семье крестьян Родиона и Марии Шитовых.

Подробнее...

Статьи

Запад и Восток: Разница менталитетов

Аннотация: Разница менталитетов, характеров, взглядов Запада и Востока кроется в разнице духовных измерений. Чтобы понять друг друга необходимо раскрыть те духовные истины, которые всегда лежали в основе славянской, русской души – а именно - жажда неземной истины. Чтобы государство стало Родиной, русский человек наполняет государственнообразующую идею Москвы как Третьего Рима духовной идеей небесного, второго Иерусалима, в основе которого лежит Евангельский идеал.

Ключевые слова: Закон, благодать, государство, земля, собор, Церковь.

Annotation: Abstract: the Difference of mentalities, characters, views of the East and West lies the difference in the spiritual dimension. To understand each other is necessary to reveal those spiritual truths that have always been the Foundation of Slavic, Russian soul - and it is the desire of heavenly truth. To the state became the Homeland, the Russian man fills государственнообразующий the idea of Moscow as the Third Rome spiritual idea of heaven, the second Jerusalem-based Evangelical ideal.
Keywords: Law, grace, the state, the earth, the Cathedral, the Church.

Подробнее...