Проблема "Народного духа" в философии и истории

Автор: Булдаков С.К. д.ф.н., профессор . . Опубликовано в Статьи

 В отечественной социально-философской мысли идеи «народного духа» появляются в 11 веке. В «Слове и законе к благодати» митрополита Иллариона выражена мысль, что после Христа на земле возникает «царство благодати», пришедшее на смену «царству закона». Христианская вера вводит в мировую историю новые народы, в том числе и русский народ. Историческим народом русский народ становится потому, что через христианство он обретает национальное самосознание, то, что может быть названо народным духом.

Политический смысл «Слова о законе и благодати» заключается в том, что Русь заявляет свои права на участие в межгосударственных отношениях со странами христианского мира в качестве равноправного субъекта мировой политики.

В «Слове о законе и благодати» митрополит Илларион закладывает начальные представления об идеале Святой Руси, который получил свое дальнейшее развитие в 15-16 вв. у духовных вождей той эпохи Нила Сорского Иосифа Волоцкого.

У Нила Сорского идеал Святой Руси выражен в теории исихазма -религиозно-мистическом учении о достижении единения человека с Богом. Однако путь иноческой жизни, предложенный Нилом Сорским, на деле возможен для немногих подвижников. Этим путем не может идти весь народ. Понимание того, что идеал Святой Руси достижим и на пути исторической жизни народа мы находим у Иосифа Волоцкого. Он считает, что идея Святой Руси может быть реализована через христианскую веру и сильную государственную власть. Иосиф Волоцкий считает русского государя главным хранителем законности, православия и благочестия.

Таким образом, по мысли И.Волоцкого, Святая Русь соединяет в себе народный дух, основанный на православной вере и сильную государственную власть, без которой существование страны, как суверенного государства, невозможно.

В религиозно-философской концепции икока Филофея идея Святой Руси как средоточия христианского народного духа принимает вид идеологемы «Москва-Третий Рим». Это была своего рода историософская модель возможного и ожидаемого развития страны в мировой истории, которая может считаться классической.

В концепции икока Филофея видим соединение религиозного провиденциализма с философским обоснованием возвышения Московского царства как мировой державы и русского народа как духовного лидера среди других народов, имеющего свою историческую миссию. Филофей считает русский народ богоизбранным народом, хранителем истинной христианской духовности.

Таким образом, в трудах отечественных богословов и религиозных философов проявились первые попытки понять содержание категорий «духовность» и «народный дух».

В более поздней философии к понятию «дух» обращались многие философы. Как правило, дух они определяли как некое невещественное начало, отличное от природного, материального начала.

Особое место в ряду философов, у которых категория «дух» была центральной, занимает Гегель, Он построил, развернутую философию мирового духа, проявляющего себя в природе, человеке и обществе. В обществе мировой дух проявляет себя во всех сферах: религии, философии, науке, искусстве и т.д.

Человеческую историю Гегель рассматривает как «прогресс духа» в сознании свободы». В истории мировой дух разворачивается через дух отдельных народов, сменяющихся друг друга по мере выполнения своей исторической миссии. По мнению Гегеля, состояние народного духа в разные периоды исторической жизни народа может быть разным. Если дух народа способен правильно понимать замысел мирового духа и действовать в соответствии с этим замыслом - народ, государство успешно развивается и осуществляет свою историческую миссию. Если нет-то народ может оказаться выброшенным из мировой истории, которая дальше будет развиваться без него.

Основным критерием состояния народного духа, по мысли Гегеля, является способность народа организовать свою государственность таким образом, чтобы остаться субъектом мировой истории. Решающую роль в этом процессе играют не материальные, а духовные факторы: нравственные, политические, религиозные. Основным хранителем и выразителем народного духа, по Гегелю, является государство, обеспечивающее сильную политическую власть, объединяющее народ на основе развития его самосознания.

Концептуально близкими гегелевским были историософские идеи С.М. Соловьва, ставшие методологией его многотомного труда «История России с древнейших времен». Движущими силами русской истории, по мнению С.М.Соловьева были идеи государственности и основанного на православии народного духа.

Так, рассматривая период так называемого Смутного времени, С.М.Соловьев прямо указывает на то, что в это «безгосударственное» время консолидацию народных сил взяла на себя православная церковь во главе с патриархом Гермогеном. По примеру патриарха многие деятели православной церкви стали рассылать по русским городам так называемые «призывные грамоты», поднимавшие народ на борьбу с иноземными захватчиками и их отечественными союзниками.

С.М. Соловьев отмечает, что ряд смут и бедствий не сокрушали « могучих сил юного народа», но очистили общество, привели его в состояние духовного единения, укрепили народный дух. С.М. Соловьев пишет, что в это время у русского народа проявились его лучшие национальные качества. Не видя никакой помощи извне, народ углубился во внутренний духовный мир, чтобы там найти средства спасения. В русских городах люди приносили покаяние, собирали пожертвования для спасения веры и государства.

Так, при господстве религиозного чувства, выразилась в народе мысль о необходимости очищения земли от всего смутного и бесчестного. По мнению С.М. Соловьева, народ сам путем испытаний пришел к мысли о необходимости духовного и государственного обновления.

На Нижегородской земле выразителем народного духа стал К.Минин, по инициативе которого было создано народное ополчение под руководством князя Д.Пожарского, освободившее Москву от иноземных войск и изгнавшее незаконную, бесчестную власть.

Примеры подъема народного духа в то время дала и Костромская земля. С.М.Соловьев приводит в своей работе сведения о подвиге Ивана Сусанина, об обстоятельствах призвания на царство Костромского боярина М.Романова, об участии в народном ополчении костромичей.

Все эти исторические факты свидетельствуют о том напряжении духа, которое проявил русский народ в 17 веке. Это проявление народного духа позволило Российскому государству занять заметное место в мировой истории на длительный период времени с начала 17 века до начала 20 века.

Исторические вызовы 20-21 вв. на которые наша страна часто не находила адекватных ответов, делают вновь актуальным обращение к проблеме народного духа уже в новых исторических условиях.

Булдаков С.К. д.ф.н., профессор
заведующий кафедрой
философии и политологии
КГУ им. Н.А.Некрасова

 

 

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Карталинский и Кахетинский Никон (Софийский), экзарх Грузии (1861 - 1908), член Императорского Православного Палестинского Общества.

Родился 14 (26) мая 1861 г. в с. Озарниково, Чухломского уезда, Костромской губернии в семье сельского священника Андрея Павловича Софийского. Когда Николаю было три года, умер отец. Семья, в которой было семь детей (шесть мальчиков и одна девочка), и без того жившая бедно, осталась без средств к существованию. Смог получить образование только благодаря трудам его матери, которая кормила семью, занимаясь тяжелой крестьянской работой. Точно так же и другие дети получили образование (исключая родившегося глухонемым брата Василия), а старший брат Иван позднее был протоиереем в чухломском Преображенском соборе.

Подробнее...

Статьи

Мотивы и последствия реформы приходского управления принятой на Архиерейском соборе 1961 года

Аннотация. В результате давления государства Церковь вынуждена была пойти на отстранение настоятеля от управлением приходом. В результате чего церковная иерархия была фактически отстранена от управления церковными структурами. Но Церковь выстояла и на Поместном соборе 1988 года был принят Устав, по которому управление возвращалось в церковные структуры и благодаря которому стал возможен новый тип взаимоотношений Церкви и государства.

Ключевые слова: Церковь, реформа приходского управления, государство, Поместный собор, гонения, верующие.

THE MOTIVES AND CONSEQUENCES OF THE REFORM OF THE PARISH ADMINISTRATION ADOPTED AT THE COUNCIL OF BISHOPS OF 1961.
Archpriest Dmitry I. Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate of the Church postgraduate school of saints Cyril and Methodius.

Annotation. As a result of pressure from the state Church had to go to the dismissal of the rector of running arrival. In the result of which the Church hierarchy had actually removed from the administration of Church structures. But the Church survived and at the local Council of 1988 Charter was adopted, according to which the management of return in Church structures and through which became possible new type of relations between the Church and the state.

Keywords: Church, parish administration reform, state, local Council, persecution, believers.

Подробнее...