Шиловский Пётр Петрович (1871-1957)
Родился будущий русский государственный деятель, статский советник Петр Петрович Шиловский 12 сентября1871 года. С именем Петра Петровича Шиловского связано проведение юбилейных мероприятий, посвященных 300-летию дома Романовых, становление научно-краеведческого объединения «Общества изучения Олонецкой губернии» и начало издания журнала «Известия Общества изучения Олонецкой губернии». Пётр Петрович Шиловский получил известность и как талантливый инженер, изобретатель-самоучка, пионер гироскопической техники.
Происходил из дворянского рода Шиловских. Дед Петра Петровича — Степан Иванович Шиловский, надворный советник, более десяти лет был предводителем дворянства. Отец, Петр Степанович Шиловский — действительный статский советник, был членом Государственного Совета.
В 1892 году окончил Императорское училище правоведения, служил судебным следователем в Луге под Санкт-Петербургом и судьёй в Санкт-Петербургской губернии. Поступил на службу в Департамент герольдии Сената.
В 1894 году служил в канцелярии Первого департамента Сената. В этот период Пётр Петрович увлекается публицистикой и пишет острые статьи в прессе на правовые темы. В 1895 году назначен судебным следователем 1-го участка Лужского уездного округа Санкт-Петербургского окружного суда, в 1900 г. — товарищем прокурора окружного суда в Ревеле и Саратове, избирается почётным мировым судьёй по Петрозаводскому уезду. Затем за короткое время занимал посты: вице-губернатора в Уральске (1904), военного губернатора той же области (1905), Екатеринославского вице-губернатора (1906), Симбирского вице-губернатора (1907), а затем Костромского (1910—1912) и Олонецкого (1912—1913) губернатора.
В 1905 году был пожалован в камер-юнкеры. В 1909 году получил патент на «Устройство для сохранения равновесия повозок или других находящихся в неустойчивом положении тел» в Англии, Германии, Франции и США[3]. В 1911 г. на выставке в Петербурге продемонстрировал действующую модель монорельсовой железной дороги с гиростабилизированным поездом, а в мае 1914 года на улицах Лондона — гирокар (гиростабилизированный двухколесный автомобиль).
1 мая 1913 года Шиловскому указом Сената утвержден почетным мировым судьей по Солигаличскому уезду Костромской губернии, 5 мая 1913 года П. П. Шиловскому, по ходатайству Костромского городского общественного управления, императором присвоено звание почетного гражданина города Костромы].
В июле 1913 года — уволен в отставку с поста Олонецкого губернатора.
В годы Первой мировой войны Шиловский разработал проект стабилизации корабельного орудия, действующая модель гироскопического успокоителя качки корабля, «ортоскоп» (гироскопический курсоуказатель), проверенный на яхте и на самолете «Илья Муромец».
8 сентября 1919 г. П. П. Шиловский выступил с докладом на заседании Всероссийского совета народного хозяйства с докладом «О постройке гироскопической железнодорожной ветки Кремль — Кунцево». ВСНХ издает постановление о необходимости проведения опытной гироскопической железной дороги длиной 6 верст и поручает члену президиума Л. Б. Красину создать комиссию для подготовки постановления в жизнь и выдачи аванса на строительство.
П. П. Шиловский приобрёл широкую известность внедрением (1919 г.) и строительством (1921—1922 гг.) монорельсового железнодорожного пути Петроград — Детское Село (ныне Пушкин) — Гатчина. В теоретическом основании монорельсовой железной дороги принимали участие известные ученые — И. В. Мещерский, П. Ф. Папкович, Н. Е. Жуковский[7][8].
За опытной дорогой было признано общегосударственное значение, а руководство строительством её поручено Всероссийскому совету народного хозяйства. Всего за один год, под руководством Шиловского, группа инженеров выполнила подробный рабочий проект дороги и поезда (Р. Н. Вульф, А. М. Годыцкий-Цвирко, В. Н. Евреинов, Р. А. Лютер, А. С. Шварц и др.). Поезд должен был состоять из двух вагонов и двигаться со скоростью 150 километров в час. Удалось проложить часть пути на расстояние около 12 километров, а петроградским заводам был передан заказ на постройку поезда. Однако работы, начатые летом 1919 года, постоянно замедлялись и были полностью прекращены в мае 1922 года из-за разрухи и нехватки средств.
В 1922 году эмигрировал в Великобританию, где продолжил работу в Sperry Corporation. В 1924 году он опубликовал монографию «Гироскоп: его конструкция и применение»[9].
Скончался 3 июня 1957 в Херфордшире (Англия), прожив 85 лет.
Труды[править | править код]
- Шиловский П. Акты, относящиеся к политическому положению Финляндии.СПб., 1903
- P. P. Shilovski.The gyroscope: its practical construction and application, treating of the physics and experimental mechanics of the gyroscope, and explaining the methods of its application to the stabilization of monorailways, ships, aeroplanes, marine guns, etc.. — London, New York: E. & F. N. Spon, ltd.;Spon & Chamberlain, 1924. — 224 с.
ШИЛОВСКИЙ ПЕТР ПЕТРОВИЧ (12.09.1871, г. Санкт-Петербург – 03.06.1957, г. Херфордшир, Великобритания) – государственный деятель, изобретатель. Сын д.с.с. и владельца им. Глебово-Избище Московского у. Московской губ. Шиловского Петра Степановича (1829-1902) и Прасковьи Федоровны, ур. Лебедевой (?-?), внесенный в VI часть дворянской родословной книги по Московской и Рязанской губ. Выпускник III Санкт-Петербургской гимназии (1887) и ИПУ (1892). Судебный следователь 1-го участка г. Луги Санкт-Петербургского у. Санкт-Петербургской губ. (16.05.1892) и Новоржевского у. Псковской (1895) губ. Судья Санкт-Петербургского окружного суда (1895). Товарищ прокурора Ревельского (1900) и Саратовского (1901) окружных судов. Уральский (24.04.1904-02.06.1906), Екатеринославский (02.06.1906-18.05.1907) и Симбирский (18.05.1907-22.02.1910) вице-губернатор, Камер-юнкер двора ЕИВ (1905). Обладатель патента на «Устройство для сохранения равновесия повозок или других находящихся в неустойчивом положении тел» (1909, № 27091), конструкции устойчивых при качке гироскопических морских орудия, указателя курса, прожектора и пр. и первого в мире гироскопического автомобиля на двух колесах (1914-1916). Костромской (22.02.1910-31.12.1912), при котором были открыты Костромское землемерное (1911) и Ветлужское реальное (01.12.1911) училища и Ветлужская (1910), Кологривская (1910), Нерехтская (1911) и Юрьевецкая (1911) мужские и Кологривская (1911) и Солигаличская (1911) женские гимназии и 13 воскресных школ (9 мужских и 4 женских), Нерехтское (03.12.1910) и Плесское (04.07.1911) общества самообразования, памятники императору (19.02.1855-01.03.1881) Александру II (17.04.1818-01.03.1881) в уездных городах и волостных селах (1911-1912), адресный стол губернского правления (1912) и др., подавлены всеобщая в память о Ленском расстреле (06.04.1912) и первомайская (01.05.1912) забастовки и 10-тысячная демонстрации (01.05.1912) и всеобщая 35-дневная стачка (16.06-23.08.1912) в г. Костроме, и Олонецкий (31.12.1912-01.06.1913) губернатор.
Член-учредитель КОЭ (1910), КО ВЛБТ (01.01.1912), КО ИРМО (22.02.1912), КНОИМК (05.05.1912), КГО (14.05.1912) и КЦИО (03.06.1912). Действительный член (01.04.1912) и председатель (1910-02.0.1913) КГУАК. Почетный член КПФСБ (03.03.1912). Почетный член (31.12.1912) и участник юбилейного собрания (14.03.1913) КЦИО. Почетный гражданин г. Костромы (02.01.193) и почетный мировой судья Солигаличского у. Костромской губ. (01.05.1913). Автор доклада «О постройке гироскопической железнодорожной ветки Кремль – Кунцево» на заседании ВСНХ (08.09.1919). Руководитель строительства гироскопического поезда и монорельсовой железнодорожной линии Петроград – Детское Село (1921-1922). Эмигрант в Великобританию (1922).
Соч.: Судебные очерки.- СПб., 1899.- Вып. 1; Акты, относящиеся к политическому положению Финляндии.- СПб., 1903; О свободе слова, печати и собраний по английскому праву.- Уральск, 1906; Записка симбирского вице-губернатора П. Шиловского о продовольственной сельской земельной реформе.- Симбирск, 1907; The gyroscope: its practical construction and application. Treating of the Physics and experimental mechanics of the gyroscope and explaining the method of its application to the stabilization of monorail ways, ships, aero planes, marina guns, etc. / By P.P. Schilovsky with a prof. by prof. C. V. Boys. Chipper re – issue.- London; New-York, 1938.
Лит.: Губернии Российской империи. История и руководители. 1708-1917.- М., 2003.- С. 414, 421, 442, 461; История Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, 1898 – 2020 гг., с именным указателем / авт.-сост. протоиерей Д.И. Сазонов и П.П. Резепин.- Кострома, 2020.- С. 163-165; КГД. Журналы … за 1913 год.- Кострома, 1915.- С. 2-3; Обзор Костромской губернии за 1911 год.- Кострома, 1912.- С. 29-30; Общий Гербовник дворянских родов Всероссийския Империя, начатый в 1797 году.- [Б.м., Б.г.].- Часть пятая.- С. 48; Памятная книжка Императорского училища правоведения на учебный 1916/17 год.- Пг., 1916.- С. 186; Служение отечеству. Руководители Костромской губернии и области, 1778-2008 гг.: историко-биографические очерки / отв. ред., сост. А.М. Белов; вступ. ст. А.М. Белова.- Кострома, 2009.- С. 99-102; Список лиц, служащих по ведомству Министерства внутренних дел. 1907 г. (исправлен по 1 мая 1907).- СПб., 1907.- Ч. II.- С. 167; 100 лет Императорскому Романовскому музею: Альбом-каталог / под ред. И.С. Наградова и Н.В. Павличковой.- Иваново, 2014.- С. 38-39, 69, 340, 354; Энциклопедический словарь / под ред. И.Е. Андреевского, К.К. Арсеньева и Ф.Ф. Петрушевского.- СПб., 1903.- Т. XXXIX а.- С. 569; [Баженов И.В.] КЦИО. Отчет о состоянии и деятельности … за время от его открытия 3 июня 1912 года до 1 января 1914 года.- Кострома, 1914.- С. 8-9; Кораблёв Н.А., Мошина Т.А. Олонецкие губернаторы и генерал-губернаторы: Биографический справочник.- Петрозаводск, 2012.- С. 116-123; Лысенко Л.М. Губернаторы и генерал-губернаторы Российской Империи (XVIII – нач. ХХ в.).- Изд. 2-е, испр. и доп.- М., 2001.- С. 299, 315; Карьера губернатора П.П. Шиловского // РС.- М., 1913.- 21 июня; Экстренное заседание городской думы (Вопрос о чествовании П.П. Шиловского) // СКЖ.- Кострома, 1913.- 3 января; Проводы П.П. и М.Н. Шиловских // Там же.- 13 января; Горохова О.В., Резепин П.П. Почетные граждане Костромской губернии // ГД.- Кострома, 2016.- № 3 (104).- С. 77-78; Резепин П.П. Почетные члены КЦИО // Там же.- Кострома, 2007.- № 6.- С. 16; Черненко Г.Т. Чудо-поезд губернатора Шиловского // Секретные материалы.- СПб., 2001.- 26 февраля; Чумаков С.М. Воспоминания костромича // Костромские купцы Чумаковы: История купеческого рода: дневники, документы, воспоминания / сост. А.В. Бялко, Н.Г. Чудова.- М., 2006.- С. 404-405.
Арх.: ГАКО. Ф. 133. Оп. 2. Д. 12225. Л. 1-160; Оп. 31. Д. 739. Л. 28-47; Оп. 36. Д. 35. Л. 33-34; Ф. 134. Оп. 7. Д. 343. Л. 1-24; Ф. 143. Оп. 1. Д. 4529. Л. 6-6 об.; Ф. 175. Оп. 1. Д. 10. Л. 19-21 об.; Ф. 179. Оп. 2. Д. 5. Л. 2; Ф. 400. Оп. 1. Д. 13. Л. 1; КГОИАХМЗ. КОК 42002, 42003.