Священномученик Алексий Великосельский (1865-1918)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00116 мая 2023 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором были утверждены поименные списки местных соборов святых. Собор костромских святых пополнили имена прп. Иакова Костромского и свщмч. Алексия Великосельского.

Священномученик Алексий Великосельский (1865-1918)

30 августа Русская Православная Церковь чтит память священномученика Алексия Великосельского.

image002Алексей Александрович Великосельский родился в семье священнослужителя в 1865 году. После окончания в 1888 г. Ярославской Духовной Семинарии служил псаломщиком, учителем и законоучителем местной церковно-приходской школы при церкви Происхождения Честных древ Животворящего креста Господня села Красного на Шексне Мологского уезда Ярославской губернии (затоплено при создании Рыбинского водохранилища). Алексей Александрович вступил в брак Зинаидой Арсеньевной 1870 г. р. и 9 июня 1891 г. был рукоположен во священника к церкви Смоленской иконы Божией Матери села Никольское-на-Тропе Рыбинский уезда. Исполнял обязанности заведующего и законоучителя Оболтинской школы грамоты.

В апреле 1903 года согласно прошению, перемещён к Спасской церкви села Ивашево Ростовского уезда (ныне — Ильинского района Ивановской области), преподавал Закон Божий в Ивашевском и Чанниковском земских училищах. Был преподавателем церковного пения в Ивашевской школе.

12 ноября 1912 г. архиепископом Ярославский и Ростовским Тихоном (Белавиным), будущим Патриархом, переведён к церкви Смоленской Иконы Божией Матери села Диево-Городище Ярославского уезда, а затем назначен настоятелем Троицкой церкви того же села.

image003Деево (Современное произношение Диево) городище в XV веке принадлежало ярославским князьям Деевым. В старину на месте, где возвышается величественная Смоленская церковь, находилась усадьба, в которой, по преданию, в 16 веке родился Федор Колычев, впоследствии митрополит Филипп. На средства А.М. Колычева, в память о знаменитом митрополите, в 1699 году была воздвигнута взамен обветшавшего деревянного храма каменная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. Этот храм не сохранился до наших дней.

В селе сохранился интересный памятник каменного зодчества второй половины XVIII века – Троицкая церковь (1787). Она выстроена, как говорили в старину, «кораблем». Это самый распространенный в ярославском зодчестве того XVIII – первой половины XIX века тип храма. Его композиция складывается из собственно храма (летней, холодной церкви), трапезной (зимней, теплой церкви) и колокольни.

Обе части здания связаны друг с другом расположенной симметрично по отношению к продольной оси восток-запад. Летний храм представляет собой поставленный прямо на фундамент (либо поднятый на подклете) кубический объем четверика, перекрытый сомкнутым сводом. Прямоугольная в плане трапезная, как правило, более обширна, чем летняя церковь. Троицкая церковь Диева Городища отличается ясностью и четкостью пространственно-композионного решения. К высокому двухсветному четверику с восточной стороны пристроена далеко выступающая полукруглая апсида, с западной – квадратная в плате четырехстолпная трапезная. Строгое внешнее убранство храма выполнено в стиле раннего классицизма с элементами барокко. Данью ярославской традиции служит image004проходящий по всему периметру четверика фриз из мелких кокошников в верхней части стен. Килевидные архивольты окон трапезной и ярусов звона колокольни, по-видимому, появились при перестройке храма в 1872 году. Современная храму четырехъярусная колокольня со шпилем украшена коринфскими колоннами, количество которых убывает от яруса к ярусу, а также декоративными вазами. В верхней части колокольни помещались часы с четырьмя циферблатами по сторонам света. Главную роль в образной выразительности Троицкой церкви играют хорошие пропорции и удачная компоновка объемов. Памятник расположен на узком мысу у впадения в Волгу реки Шиголость и рассчитан прежде всего на обозрение со средней и дальней дистанции. Его стройный силуэт отчетливо рисуется на фоне неба бескрайних волжских просторов. У подножия храма сохранилась кирпичная церковная ограда конца XVIII – начала XIX века, башенки которой имеют своеобразное завершение в виде цилиндр с готическими оконцами и шпилем.

По книге Борисова Н.С. «Окрестности Ярославля. Диево Городище-Красно-Некрасовское-Карабиха-«Великое село»-Филиппово».

Деятельность святителя Тихона в качестве архиепископа Ярославского и Ростовского – важный этап его биографии. Именно в эти семь лет (1907–1914) утвердились те взгляды на жизнь, те нравственные качества, которые впоследствии сделают его гордостью Русской Церкви, подобно святому митрополиту Филиппу.29 января 1907 года указом Святейшего Синода архиепископ Ярославский и Ростовский Иаков (Пятницкий, † 1922) был назначен архиепископом Симбирским и Сызранским. На его место Синод перевел архиепископа Алеутского и Северо-Американского Тихона. Период пребывания святителя Тихона на Ярославской кафедре – важнейшая часть его духовного пути. Здесь он впервые глубоко узнал жизнь русского крестьянства, его материальные и духовные нужды. Здесь он проникся тем чувством национального достоинства, национальной святости, которым были исполнены ростовские и ярославские святыни, и это чувство помогло ему с достоинством пройти тот крестный путь, который уготовала ему судьба.

image005В 1918 г. во ходе Ярославского мятежа отряд белогвардейцев занял село Диво-Городище, расположенное на границе Ярославской и Костромской губерний. 10 июня красные взяли штурмом село и арестовали около ста его жителей, в том числе и отца Алексия Великосельского, настоятеля Троицкой храма, на колокольне которого обнаружили пулемёт. Большевики посчитали батюшку белогвардейцем и 30 августа 1918 г. расстреляли в Костроме.

Сведения о расстреле поступили в Комиссию по гонениям на РПЦ при Священном Соборе 1917−1918гг. от членов Ярославского Епархиального совета.

Священномученик Алексей прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Определение Священного Синода от 26 декабря 2001 г.

Дни памяти: 30 августа (17 августа по ст. ст.), в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Публикации и документы.

1.Синодик священнослужителей и мирян Ярославской епархии, пострадавших в годы гонений. Романов-Борисоглебск (г.Тутаев): Изд-во "Соборъ", 2003. С.16.

  1. Все мы Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие в годы гонений за веру православную. 1918–1953. Краткие биографические сведения. Часть первая. А — Л. Ярославль, 2012. 588с. С.48–49.
  2. ГА РФ. Ф.3431. Оп.1. Д.563. ЛЛ.489–490.
  3. Журнал N 81 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2001г.

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Смирнов Лавр Николаевич (1876-1937)

Священник Смирнов Лавр Николаевич (1876-1937)

Лавр Николаевич Смирнов родился 26 июля по ст. ст. (8 августа по н.ст.) 1876 года в селе Верхнемежском, Кологривского уезда, в семье священника. Окончил курс обучения в Костромской духовной семинарии по второму разряду в 1898 году.

Подробнее...

Статьи

Состояние духовенства и верующих на приходах Русской Православной Церкви в 1958-1988 гг. как показатель религиозности населения СССР (По материалам Центральной России)

Аннотация. В статье на основании официальной светской и церковной хроники, архивных данных, дается картина состояния религиозности населения СССР в 1958-1988гг. Указывается, что административный нажим на Церковь и усиление антирелигиозной пропаганды с середины 1950-х годов вызвали движение неорганизованного сопротивления действиям властей, пытавшейся ликвидировать «остатки религиозных предрассудков» у некоторой части граждан, в основном принадлежавшим к старшему поколению. Однако, увиденная властью высокая степень религиозности среди всех слоев населения, показали бесплодность и бесперспективность дальнейшей борьбы, которая, посредством открытых писем религиозных диссидентов и «утечки информации о преследовании граждан по религиозному признаку» портила международный облик советской власти как «борца за мир и свободу человека». Церковное руководство, проводя взвешенную политику по отношению к действиям властей боролась за внутреннюю дисциплину как духовенства, так и верующих, и такая работа давала результаты повышением народного авторитета Церкви и священства. Действия властей, направленные на ликвидацию Церкви постепенно сходили на нет, по мере дальнейшего развития освободительных процессов в стране, которые наступили после заката советской идеологической системы.

Подробнее...