21 февраля. память великомученика Федора Стратилата

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

0121 февраля Церковь совершает память великомученика Федора Стратилата, небесного покровителя Костромы. Великомученик Феодор Стратилат, Гераклийский, родился в городе Евхаит в Малой Азии и был воеводой, «стратилатом» по-гречески, в городе Гераклея близ Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он заслужил уважение и любовь местных жителей и многих привёл к христианской вере.

25 января. Память святой мученицы Татьяны

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

0125 января Церковь празднует память святой мученицы Татьяны. Воспитанная в христианстве, будучи диакониссой (служение женщин в церкви) римской церкви, она ходила за больными, посещала темницы, помогала неимущим, находилась в постоянной молитве к Богу. За исповедание Христа Богом, она вместе с отцом, была усечена мечем. Решение назвать храм в честь мученицы Татьяны в Московском Императорском Университете было принято в связи с тем, что именно в день памяти этой святой мученицы, 25 января по новому стилю, императрица Елизавета II подписала указ об основании Московского университета в 1755 году. Храм святой мученицы Татьяны при Московском Императорском Университете впервые был освящен московским митрополитом Филаретом Дроздовым в 1837 году. Летом 1919 года университетская церковь была закрыта. Позже в помещении храма находился театр МГУ.

Святки. Обрезание Господне.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

0114 января (по старому стилю 1 января), совершается память Василия Великого, Обрезания Господня (древний обряд посвящения Богу) и Новый год по юлианскому календарю. Гражданский Новый год, который отмечался 1 января, отмечался по григорианскому календарю (не надо забывать, что тогда был пост). У православных Новый год – 14 января. Святки оканчивается 18 января Крещенским Сочельником, днем строгого поста. В Сочельник совершается «великое освящение воды», «хождение на Иордань», освящение речных вод.

12 дней после Рождества Христова вплоть до Крещенского Сочельника именуются Святками, т.е. святыми днями, названными так потому, что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления (другое название праздника Крещения Господня). В святочный период нет поста. В эти святые дни принято посещать друг друга, дарить подарки, поздравлять с праздником Рождества Христова, своими посещениями символизируя ангелов возвестивших великую радость о рождении Спасителя мира Вифлеемским пастырям. При поздравлении обычно родившегося Богомладенца песнопениями посвященными празднику Рождества (тропарем и кондаком праздника), и многолетиями хозяевам дома.

7 января. Рождество Христово 2016

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01

7 января, по новому стилю (григорианскому календарю), а по старому стилю, юлианскому календарю 25 декабря, Православная Церковь празднует рождение по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Разница в календарях – 13 дней. Православные придерживаются юлианского календаря т. к. он был календарем, принятым во времена жизни Христа.

19 декабря. Память святителя и чудотворца Николая, архиепископа г. Миры Ликийские

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

2015 12 1919 декабря Церковь чтит память святителя и чудотворца Николая (+345г.), архиепископа г. Миры Ликийские. При жизни, и по смерти, святитель своим молитвенным заступничеством за людей перед Богом покровительствовал нуждающимся, заступался за обиженных, помогал находящимся в беде, терпящим кораблекрушение, «питал вдов и сирот».

4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

014 декабря Церковь празднует событие Введения во храм Пресвятой Богородицы. Родители Пресвятой Девы Марии, верные обету посвятить свое дите служению Господу, по достижении трехлетнего возраста, привели ее, окруженную юными девами с горящими свечами и родственниками, в иерусалимский храм. Там, на ступеньках храма их встретил первосвященник Захария, который, руководствуясь внутренним вдохновением ввел ее в Святая Святых храма, куда сам входил лишь два раза в год для принесения жертвы очищения.

21 ноября. Празднование собора Архистратига (предводителя воинства небесного) Михаила (евр.- «Кто, как Бог»), и прочих Небесных сил бесплотных (Михайлов день)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

0121 ноября Церковь посвящает молитвенное празднование собора Архистратига (предводителя воинства небесного) Михаила (евр.- «Кто, как Бог»), и прочих Небесных сил бесплотных (Михайлов день). Прежде творения видимого мира и человека, Бог из ничего сотворил духовный мир - ангелов (вестников), бессмертных и бестелесных для нашего материального зрения духов, одаренных умом, волей и могуществом. Они различаются между собой по степени совершенства, по роду своего служения и разделяются на несколько чинов ( девять чинов): серафимы (пламенные, огненные), херувимы (разумение), престолы (правосудие), господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы. Высшими из них считаются: серафимы, херувимы и архангелы. Для исполнения воли Божией ангелы принимают видимый, человеческий облик.

17 ноября 2015г. День памяти Симона Юрьевецкого

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01Родился в первой половине XVI в. в деревне Братское, ныне село Оделево Приволжского района Ивановской области; умер 17.11.1584 в городе Юрьевец Ивановской области. С юных лет он принял на себя подвиг юродства и тайно ушел в глухие леса. Позже поселился в доме священника о. Иосифа в с.Ёлнать. Прожил здесь 15 лет. Затем переселился в город Юрьевец, где после кончины и был погребен в Богоявленском монастыре. Обладал даром прозрения: многое предвидел и предсказывал будущее. О пророчествах и чудесах блаженного и поныне ходят легенды.

28 октября – день празднества иконы “Спорительница хлебов”

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01Икона Божией Матери, именуемая “Спорительница хлебов”, написана по благословению старца Введенской Оптиной пустыни иеросхимонаха Амвросия (23.XI. 1812 – 10.X.1891). Отец Амвросий, великий русский подвижник XIX века, пламенел детской верой к Божией Матери.

21 октября совершается память священномученика Димитрия (Добросердова)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

0121 октября совершается память священномученика Димитрий (Добросердова), архиепископа Можайского, который 6 месяцев был Управляющим Костромской епархией (31 декабря 1929 по 25 июня 1930).

Священномученик Димитрий (в миру Иван Иванович Добросердов) родился 22 января 1864 года в селе Пахотный Угол Тамбовской губернии в семье священника. По окончании в 1885 году Тамбовской Духовной семинарии он был назначен учителем земской школы в Моршанском уезде, где трудился до 1889 года. 6 мая 1889 года был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Мамонтове Тамбовской губернии.

Храмы и монастыри

Светильник Костромского Заволжья

С 1932 года в городскую черту Костромы входит село Селище, расположенное на правом берегу Волги. С XVI века оно называлось Новоселки, затем – Мошениной слободой. Неизвестно, принадлежало ли Селище до середины ХVI века какому-либо владельцу, или его жители относились к числу «черных» (государственных) крестьян, но во второй половине ХVI века – предположительно в 70-е годы – Селище и прилегающие к нему деревни были пожалованы царем Иваном Грозным в вотчину князю и боярину Ивану Михайловичу Глинскому.

Подробнее...

Святые и Святыни

Лаговский Иван Аркадьевич (1889 - 1941)

Богослов, публицист, деятель Русского студенческого христианского движения, редактор «Вестника РСХД» (1930—1936). Иван Лаговский родился в 1889 году в Костроме в семье священника. В 1896—1897 году его отец был переведён на служение в Кинешму, где прошли детские годы Ивана. В 1902 году отец умер. Окончив духовное училище Кинешмы, в 1903 году Лаговский поступил в Костромскую духовную семинарию. В 1908 году уехал в Киев, учился в Киевской духовной академии. Окончил академию в 1913 году со званием кандидата богословия. Переехал в Екатеринослав, совмещал преподавание в гимназии и духовном училище с учёбой на филологическом факультете университета, куда поступил в 1917 году.

Подробнее...

Статьи

Коллективизм и соборность. Понимание общинной жизни в СССР в 1960-е годы. Психологический и социальные аспекты

DOI: (присваивается в редакции)

УДК

Коллективизм и соборность. Понимание общинной жизни в СССР в 1960-е годы. Психологический и социальные аспекты.

Сазонов Дмитрий Иванович, протоиерей

Костромская митрополия Русской Православной Церкви г. Кострома

sazonow63.12 @gmail.com

Аннотация. В статье, на основании документов, дается анализ положения верующих в условиях государственно-партийного курса взятого на XXI съезде коммунистической партии в 1959 году. Вместе с задачами построения коммунизма как экономической формации ставится задача воспитания нового человека – безрелигиозного человека коммунистического общества. Руководство Русской Православной Церкви находясь на позициях лояльного отношения к власти выбрало курс, при котором сочетались два направления: желание показать соответствие христианского идеала социалистическим (коммунистическим) воззрениям и следование своим вероучительным традициям. Социологические исследования показывают, что благодаря такому курсу удалось нивелировать тезис о классовом противостоянии Церкви и коммунистического государства, с другой стороны, с другой стороны - сохранить свою религиозную идентичность и накопить силы для воссоздания своих структур в изменившихся общественно-политических  условиях.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: