Протоиерей Сиков Максим Александрович (1889- 1937)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

oj1 347bРодился Максим Александрович Сиков 11 мая 1889 г. в д. Холопово Александровский уезда Владимирская губ., крещен был в соборе Рождества Христова г. Александрова. В 1905г. с отличными оценками окончил городское мужское училище г. Александрова.

В 1911г. Максим Сиков окончил Московскую духовную семинарию по I разряду, в 1915 г. Московскую духовную академию со стпенью кандидата богословия. Во время Первой мировой войны, в 1915г. до февраля 1918г. Максим Сиков служил в Русской армии. Как поступивший на военную службу добровольно и имеющей высшее образование, он сначала был зачислен вольноопределяющимся, затем произведен в чин прапорщика и служил в 311-м Кременецком полку 78-й Пехотной дивизии на Юго-Западном фронте начальником саперной команды. В январе-феврале 1918г. после оккупации Бессарабии Румынией был интернированв Кременец-Подольск, занятый австрийскими войсками, откуда отправлен эшелоном в Россию. Возвратившись с фронта, Максим Сиков вступил в брак с дочерью священника соседнего села Бакшеево, протоиерея Владимира Соколова, Александрой (1895г.р.). После этого он был рукоположен 01.09.1918 г. во священника к Введенской церкви с. Парша Юрьев-Польского уезда,. Владимирская губ. В 1918г. о. Максим с супругой были лишены избирательных прав. К декабрю 1922г. о. Мoj1 347aаксим служил вторым священником в с. Беляницыно, Владимирской губ. К 1927г. — протоиерей, служил в г. Иваново-Вознесенске. Арестован в 1927 году. Ивановским (по другим данным, Московским) ОГПУ осужден по статье ст.58–10 УК РСФСР, приговорен к 3 годам высылки без права проживания в центральных губерниях. Отправлен в административную ссылку в Ярославскую обл. (Иваново-Промышленная). Будучи в административной ссылке, служил в храме. В 1927г. в течение одного месяца служил в г.Данилове. С 1927г. до 15 октября 1930г. о. Максим служил в церкви с.Обнорское(Георгиевское) Любимский р-на. ИПО. Недалеко находился Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь, при церкви которого была зарегистрирована приходская община, и о.Максим с матушкой Александрой ездили туда помолиться у святых мощей св.прп.Геннадия незадолго до закрытия монастыря. В 1930г. о.Максим был обложен индивидуальным налогом в сумме 415 руб. С 15 до 31 октября 1930г. служил в церкви с.Кинтаново, Любимского р-на. 31 октября 1930г. арестован в административной ссылке Любимским РО ОГПУ. Тройкой при ПП ОГПУ по Иваново-Промышленной области обвинен в "антисоветской агитации, направленной на срыв коллективизации и мероприятий Советской власти на селе по закрытию церквей". Статья ст.58–10 УК РСФСР. Приговор 3 года концлагерей, считая срок с 02.11.1930г. (ГА ЯО. Ф.Р-3698. Оп.2. Д.С-11225).

oj1 347Из обвинения: Являясь административно высланным, вел антисоветскую деятельность, направленную на подрыв проводимых Советской властью мероприятий в деревне. Имея связи с другими священниками, вел агитацию среди верующих за оставление церкви, в частности, Геннадиевского монастыря, благодаря чему настроенное [священниками] население не давало снимать колокола в монастыре". Приговорен к 3 годам лишения свободы в концлагере, считая срок с 2.11.1930г. Виновным себя не признал. Вместе с о.Максимом были осуждены еще 5 священников Любимского района. Во время следствия содержался в Домзаке г. Данилова. После освобождения о.Максим вернулся в родные края. В 1934г. был зарегистрирован как священник в г. Александрове. В 1935г. служил в церкви с. Бакшеево, Александровский р-на, Владимирская области, где настоятелем был его тесть, о.Владимир Соколов. Народным судом Угодско-Заводского р-на Калужского округа Московской области обвинен в "погребении умершей без свидетельства ЗАГСа". Статья ст.125 УК РСФСР. Приговор 6 месяцев ИТР (исправительных трудовых работ). После отбытия принудительных работ продолжил служение в Калужских краях. Служил в Троицкой церкви с. Лапшино Боровского р-на (ныне пригород г. Балабаново). Проживал с семьей в с. Ново-Михайловское Боровского р-на. Семья о.Максима Сикова: жена Александра Владимировна, дети: Нина (1919–1948, в 1937г. училась в мединституте г. Москвы); Леонид (1923–1989, взял фамилию жены — Цветков, учитель в пос. Метрострой Загорского р. Московской обл.);
Валентина (1926г.р., в замужестве Федорова); Клавдия (1935г.р.; в замужестве Иванова). 27 ноября 1937г. арестован Боровским РО УНКВД Московской обл. как "активный участник контрреволюционной организации церковников". Из медицинской справки при аресте: «порок сердца, опущение желудка с катаром». Обвинялся в "произнесении антисоветских проповедей", "проведении контрреволюционной агитации среди крестьян". Подвергался допросу в день ареста 27 ноября и 3 декабря 1937г. Виновным себя не признал. Обвинение "систематическая контрреволюционная агитация". Статья ст.58–10 ч.1 УК РСФСР.

Приговор высшая мера наказания — расстрел (УФСБ России по Калужской обл. Ф.2. Д.П-10870). Во время заключения находился в Таганской тюрьме. Расстрелян 09.12. 1937 года  в Московская обл., поселок Бутово, "Бутовский полигон", там и похоронен.

Реабилитация

1 Реабилитирован Прокуратурой Ярославской обл. 22/05/1989 г. по 1931 году репрессий.

2 Реабилитирован Президиумом Калужского областного суда 16/08/1961 г. по 1937 году репрессий.

Публикации

1 Синодик священнослужителей и мирян Ярославской епархии, пострадавших в годы гонений. Романов-Борисоглебск (г.Тутаев): Изд-во "Соборъ", 2003.С.71.

2 http://alexandrov-obitel.ru/?p=1961 (Владимирская митрополия. Сайт Александровской епархии. Церкви Александровского уезда. Димитриевские церкви. Церковь вмч.Димитрия Солунского в селе Бакшево (Бакшеево)).

3 Бутовский полигон, 1937–1938. Книга Памяти жертв политических репрессий. Выпуск 5. М.: Издательство "Альзо", 2001. 362с., илл.С.227.

4 Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937–19.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997. 420с. С.313.

5 http://alexandrov-obitel.ru/?p=3711 (Успенский женский монастырь. Официальный сайт. Священник Максим Сиков).

6 http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/moskvasem.html (сайт А.А.Бовкало. Выпускники Московской духовной семинарии).

7 http://lists.memo.ru/index18.htm (сайт общества "Мемориал". Жертвы политического террора в СССР).

 

Храмы и монастыри

Восстановление Сретенской церкви в г. Кинешма

Храм расположен в Ивановской области., г. Кинешма, ул. Ленина, 71А. Он представляет собой кирпичную церковь, сооружённую в 1770-х на средства первого кинешемского фабриканта  Г. И. Таланова. Бесстолпный одноапсидный пятиглавый четверик с декором  в духе зодчества XVII в. с поставленной к северо-западу от него колокольней, под которой был устроен Харалампиевский придел. В XIX в. перестроены боковые Введенский и Симеоно-Аннинский приделы, в главном храме второй престол в честь Боголюбской чудотворной иконы Божией Матери. Кладбище внутри церковной ограды.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский (1868-1938)

Память 23 января (5 февраля) и 8 (21) августа)

Архиепископ Костромской и Галичский Никодим (в миру Николай Васильевич Кротков) родился 29 ноября 1868 года в с. Погрешило Середского уезда Костромской губернии (ныне Ивановской области) в семье священника.

Подробнее...

Статьи

Мотивы и последствия реформы приходского управления принятой на Архиерейском соборе 1961 года

Аннотация. В результате давления государства Церковь вынуждена была пойти на отстранение настоятеля от управлением приходом. В результате чего церковная иерархия была фактически отстранена от управления церковными структурами. Но Церковь выстояла и на Поместном соборе 1988 года был принят Устав, по которому управление возвращалось в церковные структуры и благодаря которому стал возможен новый тип взаимоотношений Церкви и государства.

Ключевые слова: Церковь, реформа приходского управления, государство, Поместный собор, гонения, верующие.

THE MOTIVES AND CONSEQUENCES OF THE REFORM OF THE PARISH ADMINISTRATION ADOPTED AT THE COUNCIL OF BISHOPS OF 1961.
Archpriest Dmitry I. Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate of the Church postgraduate school of saints Cyril and Methodius.

Annotation. As a result of pressure from the state Church had to go to the dismissal of the rector of running arrival. In the result of which the Church hierarchy had actually removed from the administration of Church structures. But the Church survived and at the local Council of 1988 Charter was adopted, according to which the management of return in Church structures and through which became possible new type of relations between the Church and the state.

Keywords: Church, parish administration reform, state, local Council, persecution, believers.

Подробнее...