9 октября 2015. Прославление в лике святых Святейшего Патриарха Тихона

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

019 октября Церковь празднует прославление в лике святых Святейшего Патриарха Тихона. В октябре 1989 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых первого русского Патриарха Иова и одиннадцатого Патриарха Тихона. Удивительная общность судеб этих святых не только в том, что им пришлось мужественно отстаивать веру в смутные времена, но и в кончине и в обретении мощей. При вскрытии захоронения в Донском монастыре мощи Патриарха Тихона оказались нетленны…

02Патриарх Тихон был прославлен в лике святых в 1989 году, в год юбилея установления Патриаршества в Русской Православной Церкви, вопреки внешним противодействиям он был прославлен как первый исповедник XX века.

Святейший Тихон являет собою образ церковного кормчего, стоявшего на строго канонических позициях и последовательно проводившего в своей церковной деятельности принцип невмешательства в политику, в противоборство политических сил. Патриарх Тихон действительно печальник земли Русской перед Лицом Божиим. Он смело искал Божиих путей для Церкви в новых исторических условиях и понес свой патриарший крест до конца. Канонизация Святейшего Патриарха Тихона стала возможной потому, что он явил служение Церкви и ближним, которое простиралось до самопожертвования и выразилось в словах Святейшего: "Пусть погибнет мое имя в истории, только бы Церкви была польза". Он причислен к лику святых потому, что был примером мужественного стояния за веру, в котором святитель Тихон перед лицом смертельной опасности являл подлинную святость и силу христианского духа. Он был исповедником, который противостоял раскольникам Церкви, мужественно перенося от них поругание. С именем Патриарха отождествлялась Русская Церковь, хранящая неповрежденным Святое Православие, и он сохранил единство возглавляемой им Церкви. Он канонизирован за миссионерскую деятельность в Америке, где раскрылись апостольские труды и подвиги сего святителя. По просьбе жителей новых Давыдовских микрорайонов и микрорайона Юбилейный, 0314 декабря 1991г. своим указом епископ Костромской и Галичский Александр благословил открытие прихода и строительство храма во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, и новомучеников и исповедников Российских. Добрым знаком, благословляющим святое дело строительства храма, послужила находка, найденная при рытье котлована - латунная икона святителя Николая (хранится сейчас на престоле в алтаре главного придела).

29 августа 2002г., в год 850-летия основания Костромы, ее посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который, в свой первый визит, 9-го мая 1993г., заложил в основание строительства нового храма закладной камень. К приезду Святейшего Патриарха в 2002 г. строительство храма было завершено. Главной святыней храма является икона, изображающая святителя Тихона, в которой хранится частица его святых мощей. При Свято-Тихоновском храме действует воскресная школа для детей и взрослых. Духовенство и прихожане опекают Сергиевскую домовую церковь при интернате для престарелых и инвалидов.

04

 

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

Игумен Иоанн (Котляревский, 1905 – 1964)

Родился игумен Иоанн (в миру Михаил Михайлович Котляревский) 23 марта 1905 года в Костроме, в семье акцизного чиновника Михаила Ивановича Котляревского, сына священника. В семье было трое сыновей, Михаил был средним сыном. В 1920г. в Томске Михаил окончил 5 классов гимназии. В том же 1920 году семья переехала из Томска в Полтаву.

Подробнее...

Статьи

Состояние духовенства и верующих на приходах Русской Православной Церкви в 1958-1988 гг. как показатель религиозности населения СССР (По материалам Центральной России)

Аннотация. В статье на основании официальной светской и церковной хроники, архивных данных, дается картина состояния религиозности населения СССР в 1958-1988гг. Указывается, что административный нажим на Церковь и усиление антирелигиозной пропаганды с середины 1950-х годов вызвали движение неорганизованного сопротивления действиям властей, пытавшейся ликвидировать «остатки религиозных предрассудков» у некоторой части граждан, в основном принадлежавшим к старшему поколению. Однако, увиденная властью высокая степень религиозности среди всех слоев населения, показали бесплодность и бесперспективность дальнейшей борьбы, которая, посредством открытых писем религиозных диссидентов и «утечки информации о преследовании граждан по религиозному признаку» портила международный облик советской власти как «борца за мир и свободу человека». Церковное руководство, проводя взвешенную политику по отношению к действиям властей боролась за внутреннюю дисциплину как духовенства, так и верующих, и такая работа давала результаты повышением народного авторитета Церкви и священства. Действия властей, направленные на ликвидацию Церкви постепенно сходили на нет, по мере дальнейшего развития освободительных процессов в стране, которые наступили после заката советской идеологической системы.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: