19 августа - Преображения Господа нашего Иисуса Христа на горе Фавор.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

0419 августа совершается воспоминание величайшего в истории мира события – Преображения Господа нашего Иисуса Христа на горе Фавор. В народе это праздник носит название Яблочного, или Второго Спаса. Событие Преображения совершилось на вершине горы Фавор, куда Спаситель взял для утверждения в вере своих ближайших учеников Петра, Иакова и Иоанна. На молитве лицо Иисуса просияло как солнце и одежды Его стали белыми как снег и как свет блистающими.

В этой славе явились два ветхозаветных пророка, живыми взятые на небо – Моисей и Илия и беседовали с Христом о грядущих Его страданиях и смерти в Иерусалиме. Внезапно светлое облако покрыло апостолов (это Дух Святой покрыл их, немощных людей, не могущих созерцать славу Божию) и они услышали из облака голос Бога Отца, говорящий о Сыне: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте!» От видения, свидетелями которого они оказались, ученики Христовы в страхе упали на землю. Когда же Иисус подошел и прикоснулся к ним, то они, увидели своего Учителя в обычном Его состоянии. Преображение Господа на горе Фавор – это событие, служащее для утверждения веры человека в жизнь после смерти, в жизнь всеобщего воскресения и преображение мира. В конце праздничной Литургии в храмах совершается освящение яблок и других плодов нового урожая (виноград, груши, сливы). По традиции, до праздника есть плоды (яблоки) воспрещается. Идет Успенский пост. В день праздника разрешается вкушение рыбы (Успенский пост).

05В этот день престольный праздник в Преображенском храме с. Спас Бураки Костромского района, в церкви г. Нерехта, с. Шартаново, Чухломского р-на, г. Солигалич, п. Судиславль, с. Шишково, Судиславского р-на, с. Столпино, с. Чернышево, Кадыйского р-на, С. Красногорье, Макарьевского р-на, в Преображенском храме Макариево-Писемского женского монастыря. В 2000 г. отмечалось 600-летие основания обители преподобным Макарием. В обители почивают мощи преподобного.

В этот день вспомним костромскую церковь в честь Преображения Господня в Подвязье (на пересечении улиц Островской и Депутатской. Впервые этот храм упоминался в костромской писцовой книге в 1628 г. как монастырская церковь одноименного монастыря. В 1691 г. церковь стала приходской. В 1738 г. церковными властями был дан указ отстроить церковь в камне. В 1806г. к ней были пристроены зимние приделы в честь входа Господня в Иерусалим и Василия, епископа Парийского. Среди хранившихся в нем святынь почитался костромичами крест с частицами мощей святых угодников Божиих и икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

После закрытия в 1929г. храм, к середине 30-х годов ХХ столетия был полностью разрушен.

В этот день мы вспоминаем трех священников, жертв репрессий 30-х гг. ХХвека, носивших фамилии Преображенский: священника с. Шушкодом В. А. Преображенского (обвинялся по ст. ст. 58-10, 11 УК РСФСР. Расстрелян 20.08.1937г.), священника Воскресенской церкви с. Исаево Буйского уезда Н. Е. Преображенского (обвинялся в КРД. Расстрелян 17.11.1937г.), священника с. Солда Солигаличского р-на П. И. Преораженского (обвинялся в КРД. Расстрелян 21.09.1937г.).

 

 

Храмы и монастыри

Церковь во имя святителя Николая в с. Саметь, Костромского р-на

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Подробнее...

Святые и Святыни

Монахиня Варвара (Виноградова, 1891- 1961?)

Василиса Федоровна Виноградова родилась в 1891 г. в д. Панфилово Любимского уезда Костромской губернии в крестьянской семье, закончила Ермаковскую сельскую школу. До 1922 года жила в родной деревне, духовно окормлялась у иеромонаха Иаково-Предтеченского Железноборовского монастыря Иоасафа (Сазанова). Странничала. С 1926 года жила в сторожке при Никольской церкви с. Секша, работала просфорней, пела на клиросе. Посещала общину тайного монашества в Любимском районе[1]. В 1928 г. приняла монашеский постриг в Успенской церкви от иеромонаха Серафима (Конюхова?).

Подробнее...

Статьи

Духовно-нравственная составляющая мировоззрения Е.В. Честнякова как неотъемлемая часть православной духовной традиции русских

О духовно-нравственном сознании Е.В. Честнякова можно говорить лишь сквозь призму его творчества, которое отличает особая целостность и гармоничность. Внутреннее единство творчества (творений) может обеспечить только ясное миросозерцание творца (мастера), имеющее крепкий духовно-нравственный стержень, увенчанный «антенной», улавливающей волны истины и добра. Попытаемся разобраться, каким могли быть нравственный фундамент и духовный вектор развития русского художника-мыслителя из простой костромской деревни.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: