28 июля - молитвенная память святого равноапостольного князя Владимира (в крещении Василий)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

sv-Vladimir28 июля Святая Православная Церковь совершает молитвенную память святого равноапостольного князя Владимира (в крещении Василий), при котором в 988г. произошло Крещение Руси.

Наши предки до Владимира обожествляли явления природы и поклонялись идолам, которых отождествляли с богами. В начале своего княжения и Владимир был ревностным язычником. По всем городам и селениям своего княжества он велел ставить идолов и поклоняться им, нередко принося им человеческие жертвы. Но затем, вдохновленный примером своей бабки святой равноапостольной Ольги (память 24 июля), Владимир сознательно выбрал Православную веру и принял крещение в 988г. в г. Корсуни.

Его крещение сопровождалось чудом – до крещения князь был поражен слепотой и лишь по совершении над ним Таинства, он прозрел. После крещения Владимира, приняли крещение его сыновья и бояре. Место, на котором они были крещены, стало называться Крещатиком. Затем, он повелел киевлянам с женами и детьми явиться к Днепру (место где р. Почайна впадает в Днепр). 28 августа (14 по ст.ст.), по новому стилю, совершилось крещение киевлян. Таинство, наряду со священниками, совершал и прибывший из Византии митрополит Михаил – впоследствии ставший митрополитом Киевским. «И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ», свидетельствовал летописец. После крещния Киевской Руси христианство стало распространяться по «всей земле русской». Митрополит Михаил с шестью епископами ходили в Новгород, в Ростов, оттуда на восток по Волге, уча народ истинной вере и уча его. Утверждая веру, Владимир заботился о народном просвещении. Были учреждены школы при церквах. Первая церковь в честь святого Василия, небесного покровителя князя была воздвигнута Владимиром на том холме, где раньше стоял идол Перуна. Вторую, в честь Богоматери – там, где мученически скончались святые мученики Федор и Иоанн, претерпевшие страдания от еще от Владимира, когда еще он был язычником. Ее еще называли Десятинной, потому что князь на украшение ее и содержание дал десятую часть от своего имения. Принятие христианства изменило князя совершенно. Прежде славолюбивый и воинственный, отныне он вел только оборонительные войны, прежде многоженец, он стал образцовым семьянином, прежде суровый – он стал благодушным и каждый мог найти у него радушный прием. Он стал таким кротким и снисходительным, что даже боялся наказывать злодеев. Нищие, больные и слабые всегда находили у князя защиту и покровительство. Князь Владимир умер 28 июля 1015г. Тело его было положено в Десятинном храме. Его святые мощи были открыты в1635г. и по сей день находятся в Киевском Софийском соборе. Церковь почтила князя Владимира за его заслуги «святым равноапостольным», почтя его труды по просвещению Руси наравне с апостольскими. В Костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе в главном пределе, по правой стороне есть большая икона святого равноапостольного князя, которая источает миро.

2015 год прошел под знаком 1000-летия преставления великого князя, Крестителя Руси. В Москве планируется сооружение памятника Владимиру на Боровицкой площади, готовится сооружение памятника князю на площади Победы в Калининграде.

Храмы и монастыри

Костромской Николо-Бабаевский монастырь в жизни святителя Игнатия Брянчанинова и творчестве Н.А. Некрасова

Великий русский историк Н. М. Карамзин писал, что «истинный космополит есть существо метафизическое». То есть он отказывался верить в то, что в мире могут быть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества. «Любим его, ибо любим себя». Интерес к истории родной земли – неотъемлемое чувство вложенное в природу человека Самим Богом. «…сердце наше учащенно бьется, когда старец указывает на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя». Если мы не знаем истории родного края – то обкрадываем себя. Наша жизнь обедняется, нам становится неинтересно жить. В душе поселяется смятение, раздражение, «охота к перемене мест». И, наоборот, если ты судьбой заброшен в новые края, или, тем паче, вырос здесь, то узнай его историю, познакомься с людьми и событиями – и ты полюбишь эту землю и вместе с этим обретешь то состояние духа, без которого невозможно быть на этой земле счастливым.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Благовещенский Алексей Аполлосович (1870 - ?)

Родился 15.08.1870 г. в с. Успенское-на-Стану Любимского уезда в семье священника. 16.06.1891 г. окончил Костромскую духовную семинарию.

Подробнее...

Статьи

ЗА КОГО «ПОЛОЖИЛ СВОЙ ЖИВОТ» ИВАН СУСАНИН В 7121 ГОДУ? (1)

Аннотация: Подвиг крестьянина Ивана Сусанина был совершен в период кульминации российской «Смуты» начала XVII в. В разгар работы Земского собора, на котором решался вопрос о преемственности верховной власти, М.Ф. Романов, один из главных претендентов на престол, проживал вместе с матерью старицей Марфой в своей костромской вотчине с. Домнино. Оказавшийся в это время в пределах владений Романовых отряд польско-литовских людей целенаправленно искал Михаила Федоровича. Домнинский крестьянин И. Сусанин ценой собственной жизни не выдал тайну его местонахождения. Спасая М.Ф. Романова от врагов, Сусанин, сам того не ведая, уберегал страну от нового витка «Смуты», а, возможно, и от полного распада государства.

Ключевые слова: Иван Сусанин, Костомаров, Михаил Романов, старица Марфа, Салтыковы, претендент на престол, польские и литовские люди, Домнино, Костромской край, Ипатьевский монастырь.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: