2 марта - Неделя сыропустная
2 марта в церковном календаре значится как Неделя сыропустная (завершается вкушение молочной пищи). В этот воскресный день Церковь предлагает своим чадам, вспомнить изгнание первого человека Адама из рая за непослушание и невоздержание, для назидания в вере и уповании в помощи Спасителя. «Ибо если вы не будете прощать людям согрешения их, то не простит и вам Отец ваш Небесный» - говорит Спаситель (Мф. 6,14).
Воскресенье это называется еще и Прощеным воскресеньем, из-за чина прощения, который совершается после вечерней службы, накануне 1-ой седмицы (семи дней) Великого поста. В этот день после вечернего богослужения в храмах (обычно, начало воскресной вечерни в 17.00) совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Облачения в храме и у священнослужителей – черные, подчеркивающие строгость наступающего поста. На середину храма выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель (архиерей в соборном храме), полагает перед ними земные поклоны и целует их и обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у присутствующих. Затем, все присутствующие подходят к нему и целуют иконы на аналоях и крест в его руке и просят прощения у него, как у своего духовного отца, а так же, друг у друга. Прощение накануне Великого поста пошло от древней традиции египетских подвижников, которые собирались в последний день Сырной недели для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, расходились, по окончании вечерни, по пустыни для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы: врата обители затворялись до недели Ваий (Вербного воскресения), в которую подвижники обыкновенно возвращались в монастырь.В российской традиции в воскресенье накануне начала Великого поста прощения друг у друга просили родители и дети, муж и жена, близкие и дальние родственники, соседи, дети становились перед отцом и матерью на колени и говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват перед тобою» - «Бог, простит, прости и меня», - отвечали те. Прощение заканчивалось низким поклоном и поцелуем.
Это воскресение знаменательно для всех нас как день прощения и примирения. Готовясь вступить в поприще поста и покаяния, мы должны разорвать узел вражды и ненависти к ближним своим. Необходимость прощения обид проистекает из всеобщего греховного состояния человека - мы все грешны и сами нуждаемся в прощении своих грехов и от Бога и от людей. Если же в нас нет решимости простить обиду, потушить в сердце огонь вражды, тогда не можем мы причислись себя и к царству любви Божьей. Памятозлобием и жестокосердием мы отстраняем от себя благодатные дары этого царства. Господь говорит: «пойди, прежде примирись с братом своим» (Мф. 5,24). Если мы хотим исцелить раны совести покаянием, вновь соединиться с Господом в Таинстве Евхаристии (Причащения), но не желаем простить обид - не найдем мы мира своему сердцу. Голосом нашей совести будут звучать в нас грозные слова Евангелия: «не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф. 18,33). Без прощения обид не будет полезен самый строгий пост (Ис.58,6). Даже мученический подвиг не имеет цены в очах Божьих, если он не является плодом любви (IKop. 13,3).
Тяжело мириться, особенно если вражда давно длится. Не следует икать виновных во вражде, она всегда взаимна. Следует прекратить вражду - и тогда примириться было бы несравненно легче. Необходимо стараться предотвращать возможность новой ссоры благоразумием и кротостью, прибегая к помощи Божьей, прося мира и любви. «Без Меня не можете делать ничего», - говорит Спаситель (Ин. 15,5). К сожалению, часто мы, подобно Адаму, сами лишаем себя рая душевного, сами отравляем свою жизнь отступлениями от заповедей Божьих. Грех Адама, заключался не только в преступлении заповеди, а в том, что люди поверили диаволу более, чем Богу, и, согрешив, не покаялись. Недоверие и неправда людей оторвала их от Бога, и они потеряли рай.
Помогите Врачу исцелить вас. Врачевание Его есть милость, а не суд. Попробуйте лекарство прощения применить к другим, и вы увидите, что в нем есть сила. Получив ее, вы получите уверенность в выздоровлении, а уверенность ведет к душевному благополучию. Если вы простите обидчика, брата своего, во всем подобного вам, несчастного грешника, то вас простит и Отец Небесный: и на земле отец милостивее к детям, чем последние друг к другу: милостивые помилованы будут (Мф. 5:7). Проводы Масленицы, которые будут совершаться в этот день - языческая традиция, ничего общего с христианством не имеющая.