Музыка в деятельности Великого князя Сергея Александровича Романова: марш лейб-гвардии Преображенского полка

Автор: Клейн Эдуард Григорьевич. . Опубликовано в Статьи

Один из символов русской армии – марш лейб-гвардии Преображенского полка связан с именами отечественных государей и видных военачальников, среди которых был Великий князь Сергей Александрович Романов.

С 1887 по 1891 гг. С.А. Романов являлся командиром лейб-гвардии Преображенского полка. Под музыку знаменитого марша Великого князя встречали во время военных парадов и церемониалов, марш исполнялся на праздничных обедах, концертах и офицерских балах, при встречах в полку высоких гостей и в полевых условиях. Мы можем с уверенностью говорить, что Сергей Александрович с большим уважением и любовью относился к музыке этого марша, который, наряду со знаменем, являлся символом доблести, славы и чести вверенного ему Преображенского полка.

         Точная дата создания этого марша неизвестна. Вероятнее всего он был сочинен в первой четверти XVIIIвека. Свидетельством этого является одно из дореволюционных названий этого сочинения – «Марш Петра Великого». Его музыка тесно связана с интонациями кантов Петровской эпохи. Исследователь русской военной музыки В.И. Тутунов считает, что первоначально в марше отсутствовало трио, которое было присочинено в конце XVIIIили начале XIXвека [3, с.77]. Существует версия, что на раннем этапе звучала лишь мелодия в сопровождении барабана, а аккордовая фактура появилась лишь во второй половине XVIIIвека.

         Марш был настолько популярен, что некоторые композиторы использовали эту музыку в своих произведениях. Так, Иоганн Штраус-сын в 1856 году написал вальс «Kroenungslieder», который начинается с марша лейб-гвардии Преображенского полка. Вальс был написан к коронации Александра IIи впервые исполнялся в августе 1856 года на втором концерте-бенефисе Штрауса. Вальс был исполнен 32 раза в течение концертов Штрауса в павильоне «Воксхолл» в Павловске [1].

         Марш Преображенского полка был также маршем 10-го Новоингерманландского пехотного полка, 147-го Самарского пехотного полка и Выборгского гарнизонного пехотного батальона. Учитывая то, что 10-й пехотный Новоингерманландский полк в 1866 году был переведен из Белостока в Кострому и Ярославль, можно считать это произведение одним из «костромских» маршей наряду с маршами квартировавших на костромской земле пехотного Пултусского, гренадерского Фанагорийского, пехотного Зарайского и др. полков русской армии. Думается, что это произведение занимало достойное место в репертуаре военных оркестров Костромы XIX – начала XXвв. [2, с.82].

Существует несколько вариантов слов на музыку марша, наиболее известным из которых являются песни «Знают турки нас и шведы», «Славны были наши деды» и «Многи лета православный русский царь».

         С 1856 по 1917 гг. мелодию марша в 12 и 6 часов вызванивали куранты московского Кремля. В вечернее время здесь звучала молитва Д.С. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе».

         Несмотря на то, что это произведение насчитывает уже около трех столетий, оно относится к числу лучших образцов военно-прикладной музыки. Наряду с маршем В.И. Агапкина «Прощание славянки» марш Преображенского полка является одним из самых популярных и часто исполняемых военными оркестрами произведений. Ежегодно марш (без трио) звучит в исполнении сводного оркестра во время объезда войск министром обороны Российской Федерации на военных парадах на Красной площади. Военные музыканты Костромского гарнизона традиционно исполняют музыку марша во время воинских ритуалов.

         Марш Преображенского полка неоднократно записывался на пластинки и компакт-диски Первым отдельным показательным оркестром Министерства обороны СССР, Центральным военным оркестром Министерства обороны РФ, оркестром штаба Ленинградского военного округа, Санкт-Петербургским Адмиралтейским оркестром. В 2013 году известным российским телеоператором и режиссером Ю. Опельянцем была осуществлена запись марша в исполнении духового оркестра Военной академии радиационной, химической и биологической защиты на крыльце здания бывшей гауптвахты Костромского гарнизона.

Примечания

  1. Агафонов Н., Петров Ф. Марш лейб-гвардии Преображенского полка // Оркестр. – 2007. - № 4 (9).
  2. Клейн Э.Г. Из истории военных оркестров Костромского края. – Кострома: ДиАр, 2010. – 208 с.
  3. Тутунов В.И. История военной музыки России / Под общ. ред. Е.С. Аксенова. – М.: Музыка, 2005. – 496 с.

Сведения об авторе: Клейн Эдуард Григорьевич, кандидат культурологии, доцент, военный дирижер Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко.

Храмы и монастыри

Церковь во имя святителя Николая в с. Саметь, Костромского р-на

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Подробнее...

Святые и Святыни

Историк, этнограф, краевед Виноградов Николай Николаевич (1876-1938)

Виноградов Николай Николаевич – историк, этнограф, фольклорист, коллекционер, краевед. Родился в с. Чмутово Галичского уезда Костромской губернии в семье священника Троицкой церкви, закончил в 1896 г. Костромскую духовную семинарию, с 1897 по 1902 гг. учитель Семиловской церковноприходской школы Костромского уезда. С 1902 г. действительный член КГУАК (Костромской губернской ученой архивной комиссии), занимался комплектованием музея, сбором диалектологического и фольклорного материала. С августа 1902 г. в течение года служит секретарем у академика А. Н. Пыпина, выполняет работы по сбору предметов для музея императора Александра III в С. Петербурге.

Подробнее...

Статьи

Подвиг 40 мучеников Севастийских

22 марта Церковь призывает нас к твердому исповеданию своей веры посредством памяти мученического подвига 40 мучеников Севастийских. Они были воинами, и пострадала за веру во Христа в Армении (Севастии) в 320 г. После безуспешных уговоров принести жертву языческим богам, они были подвергнуты страшным мучениям – в мороз, их, раздетых, поставили на льду озера, разместив на берегу натопленную баню. Мучители поставили исповедникам Христовым условие – те, кто изменят своим убеждениям и вере - могут спастись от холода в бане. Лишь один из сорока соблазнился и побежал к ней. Возле самого порога, он упал замертво. В 3-ем часу ночи, небесный свет озарил озеро и согрел в нем воду. В то же время, сошли на страдальцев с неба 39 венцов. Видя это чудо, один из стражей, по имени Аггей, пораженный мужеством верных Христу воинов, исповедал себя христианином, сам вошел в озеро и присоединился к мученикам за Христа. Все они скончались с молитвой на устах. Тела их, после смерти были сожжены, оставшиеся кости брошены в воду. Останки мучеников собрал севастийский епископ и затем, они были распределены по всему христианскому миру, чтобы каждая область получила благословение.

Подробнее...