Протоиерей Звездкин Иван Иванович (1875-1939), в обновленчестве митрополит Ташкентский

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился 18 мая 1875 в Костромской губернии в семье священника Успенской церкви с. Даниловское Кинешемского уезда. Окончил Кинешемское духовное училище,  1898 году окончил Костромскую духовную семинарию.

Успенская церковь  с. Даниловское зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1755 г. на средства прихожан. Ограды нет, кладбище в 120 саж. от церкви, окопано рвом. На кладбище деревянная без колокольни церковь, в честь святит. Николая Чудотворца, построенная в 1752 г. и возобновленная в 1864 г. на средства прихожан. В Успенской церкви 2 престола: а) в честь Успения Пресвятой Богородицы и б) св. мчч. Флора и Лавра. Достопримечательность церкви - св. Крест, найденный при возобновлении кладбищенской церкви ("наверху оной") в 1864 г. Расстояние от Костромы 100 в., от Кинешмы 18 в. Успенская церковь утрачена в советский период, в 1960 годы.

Рукоположен во священника к Спасской церкви с. Даниловское Устюженского уезда Новгородской епархии в 1898 году.

 В 1901 году уволен за штат.

В 1906 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

image002Назначен законоучителем Мариинской женской гимназии г.Череповца. В 1908 году награжден набедренником, а в 1911 году – камилавкой. В 1912 году перемещен законоучителем Реального училища. В 1915 году награжден наперсным крестом.

В 1917 году назначен инспектором училища.

В 1919 году был преподавателем литературы во второй советской школе второй ступени. В том же году поступил на советскую службу в горкомотдел секретарем.

В 1920 году епископом Череповецким Тихоном (Тихомировым) возведен в сан протоиерея, а митрополитом Новгородским Арсением назначен настоятелем Воскресенского собора г. Череповца. Протоиерей Иоанн был сокурсником епископа Тихона по МДА.

Собор Воскресения Христова в Череповце.

Кирпичный четырёхстолпный храм, прямоугольный в плане, увенчанный пятью декоративными восьмигранными куполами. Построен в 1752-1756 как монастырский собор, несколько перестроен в 1850-х. Боковые приделы Иоанна Богослова и Афанасия и Феодосия Череповецких (первоначально - Усекновения Предтечи). Западная паперть с приделом Филиппа Ирапского пристроена в 1884-1885. Закрыт в 1934, венчания сломаны, занят мастерской. Возвращён верующим в 1946, более не закрывался. Пятикупольное завершение восстановлено при реставрации в кон. 1980-х.

С XIV в. до 1764 здесь находился мужской Воскресенский монастырь, основанный прп. Феодосием (+1389) и учеником прп. Сергия Радонежского прп. Афанасием "Железный Посох" (+1392). В наши дни имеет статус архиерейского подворья.

Протоиерей Иоанн Звездкин - настоятель череповецкого Воскресенского собора в 1922-1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. Овдовел. 4 марта 1923 года, по указу ВЦУ, архиепископами Иннокентием Туркестанским и Иоанникием Подольским рукоположен в сан епископа Череповецкого в Москве в храме Христа Спасителя.

image003В 1923 году настоятель храма протоиерей Иоанн Звездкин был отправлен в Москву для решения ряда вопросов, но, к удивлению верующих, вернулся оттуда в сане обновленческого епископа. С этого времени на 14 лет Воскресенский храм превратился в кафедральный собор обновленческой епархии. Лжеепископ Иоанн железной рукой насаждал обновленчество, не чураясь сотрудничества с карательными органами.

Товарищем по Московской академии о. Звездкина был назначенный в 1924 году на Череповецкую кафедру епископ Макарий (Опоцкий), который по прибытию на кафедру нашел только один «тихоновский» приход в 6 верстах от Череповца. Согласно докладу М. Михайловского, обновленческий епископ Иоанн Звездкин был человеком энергичным и неразборчивым в средствах. Но несмотря на противодействие еп. Макарий договорившись с властями устроил так, что некоторые приходы и монастыри вернулись под омофор Патриаршей Церкви. В 1925 г. еп. Макарий был арестован.

Архиепископ Иоанн Звездкин был участником первого обновленческого "Всероссийского Поместного Священного Собора" 1923 года, на котором подписал постановление Собора о лишении сана и монашества патриарха Московского и Всероссийского святителя Тихона. «Всероссийский поместный собор» обновленцев состоялся в Москве 29.04 — 9.05 1923 г., он проходил в 3-м Доме Советов, а затем в храме Христа Спасителя. Подготовка церковного собора стала делом партийных, советских и чекистских органов.

На заседании 30.01 1923 г. (протокол № 11) Антирелигиозная комиссия при ЦК Российской Коммунистической партии разрешает к опубликованию и рассылке на места Положение ВЦУ о созыве собора, изъяв из него ряд пунктов, где заранее декларировалось «признание избранными на Собор социальной революции и объединения трудящихся», говорилось об «условности причащения». Предсоборные тезисы АРК поручила составлять Е. А. Тучкову.

image004Точное число участников собора остается неизвестным. В. А. Алексеев считает наиболее достоверными цифры: 350 делегатов и 120 приглашенных (Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М., 1991. С. 245). Е. А. Тучков в своих отчетных докладах начальству называл число делегатов «около 500 человек», в том числе 67 архиереев (№ FI- 173, П-176). В учебном издании —  Протоиерей В. Цыпин. История Русской Православной Церкви. 1917—1990. — М., 1994. — С. 58. — приводится цифра 476 делегатов, «которые разбились на партии: 200 живоцерковников, 116 депутатов Союза общин древлеапостольской церкви, 10 — из „Церкви возрождения“, 3 беспартийных обновленца и 66 депутатов, названных „умеренными тихоновцами“».

Почетным председателем собора был избран «митрополит Московский» Антонин Грановский, председателем — «митрополит Сибирский» Петр Блинов.

Решениями собора были узаконены предложенные ВЦУ реформы: введение белого епископата и второбрачия духовенства, разрешение брака священника со вдовой, закрытие городских монастырей и преобразование сельских в «христианско-трудовые общины», перевод церковного календаря на новый стиль, осуждение почитания мощей святых. Однако предложения руководителей «Живой церкви» об еще более радикальных реформах поддержки не получили, обсуждение было отложено. Собор в принципе признал автономию Украинской Церкви, отложив, однако, детальное обсуждение этого вопроса до следующего собора. Были отлучены от церкви участники Карловацкого собора.

image0058 мая 1923 г. делегация участников собора вручила патриарху Тихону, находившемуся под арестом, постановления о лишении его сана и монашества. Патриарх начертал на них свои резолюции.

Участник обновленческого Всероссийского предсоборного совещания (10 июня 1924) и Обновленческого собора 1925 года (1 октября 1925).

5 декабря 1924 года был возведён обновленцами в сан архиепископа.

Телеграмма Епархиального  управление о смерти В. И. Ленина

Ответственному секретарю вологодского Губкома РКП

Вологодское епархиальное управление выражает глубокое гражданское горе по поводу смерти уважаемого Владимира Ильича - друга и освободителя родного народа от цепей социального рабства, невежества и нравственной дряблости. Оно скорбит о смерти того, кто вел человечество в светлое царство международной братской солидарности, в царство труда и свободы.

Да будут священны для всех народов великие социальные идеалы, одушевлявшие покойного Ильича в течение нескольких десятилетий. Во имя этих идеалов он стал мишенью для злобы всего капиталистического мира, но за то весь трудящийся мир будет чтить его как своего друга и освободителя!

Его образ да будет на нашей земле живым уроком того, как надо служить своему народу и человечеству, а цветы, которые вырастут на его могиле, пусть напминают не об одном только спокойствии равнодушной природы,но и о вчном примирении и о жизни бесконечной!..

Да будет легка ему земля!

Председатель ЕУ епископ Иоанн

Зам. пред. прот. И. Смирнов

Члены: прот. Т. Шаламов, свящ. И. Мальцев.

С 1925 по 1927 годы являлся управляющим Сталинградской и Усть-Медведицкой епархией, затем 12 октября 1927 года с возведением в сан митрополита  назначен управляющим Ташкентской епархией, которой управлял до 1939 года.

image006Архиепископа -  тихоновца  Бориса (Шипулина) в Ташкенте  с 1936 года. (Ташкентский и Среднеазиатский) весной 1937 года вызвают в НКВД  для беседы… с митрополитом-обновленцем Иоанном (Звездкиным). И здесь-то привыкший идти на уступки и компромиссы архиепископ Борис проявляет твердость. «Иоанн Звездкин представляет обновленчество – течение в православии, добивавшееся «модернизации» церковной жизни, а по сути, ведшее к новому расколу. К обновленцам благоволит власть, и те не остаются в долгу, всячески демонстрируя политическую лояльность – например, провозглашая анафему капитализму. И ведут борьбу против тех, кто сохранил верность церковной традиции. А с теми, кто, как им кажется, готов поступиться принципами, пытаются договориться, переманить на свою сторону, обещая иерархам гонимой РПЦ места в обновленческих структурах. Упорствующим грозят карами – не небесными, а земными: НКВД тесно работает с обновленцами» - говорил он.

image007Со слов прихожанина, как ни улещивал, уговаривал, увещевал Иоанн Звездкин Бориса, как ни намекал ему на печальную судьбу тех, кто отказался от лукавых предложений (разговор, проходил в здании республиканского управления НКВД), что ни сулил архиепископу Борису (к примеру, обещал уступить ему свое место митрополита Среднеазиатского), тот оставался непоколебим: честь Господня превыше всего, паче самой жизни. Можно отречься от политических предпочтений, можно пойти на попятную во многих сугубо мирских вопросах, но изменить духу и букве веры – значит предать свою душу лукавым бесам. На такое архиепископ Борис согласиться не мог. Идти служить к обновленцам значило соучаствовать в разрушении единой Церкви в угоду политическим интересам правящего режима и личным амбициям таких фигур, как Иоанн Звездкин.

Управление «митрополита» Иоанна Звездкина Ташкентской епархией совпало с массовым закрытием и уничтожением храмов. В 1933 г. местные власти закрыли Пантелеимоновскую церковь, протоиерей Григорий Брицкий (обновленец) был назначен настоятелем Александро-Невского храма на Боткинском кладбище Ташкента. В документах того периода он упоминается в звании протопресвитера.

Скончался «митрополит» Иоанн Звездкин 29 апреля 1939 г.

С 1939 по 1943 г. обновленческая Ташкентская епархия пребывала без архиерея. По сведениям послужного списка протоиерея Григория Брицкого, последний, будучи членом Митрополитанского управления, «по смерти Звездкина» временно пребывал во главе обновленческой Среднеазиатской митрополии. 24 апреля (5 мая) 1943 г. «епископом Ташкентским и Самаркандским» был назначен Сергий Ларин. В феврале 1944 г. Патриарх Сергий принял решение направить в Ташкент для устройства церковной жизни архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына), по словам ташкентского уполномоченного, «весьма строгого и сурового» и с особыми полномочиями от Патриарха. Архиепископ Алексий отметил, что Ташкент являлся «цитаделью обновленчества», т. к. от него по всей Средней Азии «шли все нити», рассылались распоряжения по организации и управлению обновленческой структурой.

Источники: Акты Святейшего Патриарха Тихона, Сост. М.Е. Губонин.  М., 1994. С. 974; ОПИ ЧерМО. Ф.8. Оп. 3, Д. 24. Л. 4.

Документы, литература

  • ГАВО, ф. 1067, оп. 1, д. 203, "Ведомость о Соборно-Воскресенской церкви города Череповца за 1921 год."
  • Вестник Свящ. Синода Прав. Рус. Церкви, 1926, № 12-13, 9, 21.
  • ФАОС, дело № 100.
  • Кат-АМ, № 148.
  • Кат-ЯВ, № 126, 61.
  • Кат-ЕС, № 2, 8, п/№ 41

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Успенского Собора

Добавлены фотографии Успенского Собора

Святые и Святыни

Преподобный Никита

Преподобный Никита, память которого совершается 28 сентября – ученик, и родственник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 1365 г. в Подмосковье.

Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1415 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился на покой в Высоко-Покровский монастырь близ города Боровска. Здесь он являлся духовным наставником преподобного Пафнутия Боровского – будущего основателя Пафнутиево-Боровского монастыря.

Подробнее...

Статьи

Русская религиозная философия: единство versus фрагментарность.

 Глобализация предполагает распространение системы ценностей, основанной на процессе потребления, постольку ценность человека в этой системе измеряется, если обратиться к известной дихотомии Э. Фромма «иметь или быть?», именно по шкале потребления, то есть не тем, кто он действительно есть, а тем, что он имеет, какими потребительскими символами владеет. Оказавшись вершиной ценностной иерархии, уровень потребления становится основным показателем, определяющим место человека в социальной структуре, и неминуемо превращается в индикатор его самооценки.

Подробнее...