Места заключения и расстрелов костромских священно и церковнослужителей

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Бутовский полигон

image001Бутовский полигон - историческое наименование урочища, известного как одно из мест массовых казней и захоронений жертв сталинских репрессий близ деревни Дрожжино Ленинского района Московской области, где, согласно результатам исследований архивно-следственных документов, в 1930 - 1950-е годы были расстреляны десятки тысяч человек. Поимённо известны 20 тысяч 761 человек, расстрелянных в августе 1937 — октябре 1938 годов.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал Бутовский полигон «Русской Голгофой». Среди захороненных на полигоне — около 1000 представителей духовенства: как Русской Церкви (православных различной юрисдикционной принадлежности), так и иных конфессий.

9 августа 2001 года Постановлением Правительства Московской области Бутовский полигон объявлен памятником истории и культуры местного значения.

image002Казнённые на Бутовском полигоне в подавляющем своём большинстве были приговорены к расстрелу внесудебными органами — тройкой УНКВД СССР по Московской области, а также особой комиссией НКВД СССР и прокурором СССР.

Было расстреляно 739 священнослужителей Русской Православной Церкви: 1 митрополит, 2 архиепископа, 4 епископа, 14 архимандритов, 52 иеромонаха, 363 священника, 60 диаконов, 14 послушников и послушниц, 8 священнослужителей (без уточнения сана). 219 мирян (псаломщиков, старост, иконописцев певчих и т.д.)

Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв репрессий середины ХХ века. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 1934 по 1953 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот из них прославлены в лике святых...

Волголаг

image003Волголаг, Волжский исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) — подразделение Дмитровлага, созданное для строительства Угличского и Рыбинского гидроузлов (Волгострой).

14 сентября 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о сооружении одновременно двух ГЭС, Рыбинской и Угличской. И в этом же году в сентябре в небольшой деревеньке Переборы под Рыбинском развернулось строительство и начались подсобно-вспомогательные работы по подготовке строительной площадки. В этом же году в Переборах организовали новую исправительную колонию.

Первоначально строительство Угличского и Рыбинского гидроузлов было поручено Дмитровскому исправительно-трудовому лагерю, но 16 сентября 1935 года ГУЛАГу НКВД приказано немедленно приступить к организации самостоятельного Управления строительства и ИТЛ.

В 1936 году в лагере находилось 19 420 заключённых, в последующие годы происходил рост численности контингента. В 1941 году, накануне войны, он достиг максимума за все годы своего существования: в Волголаге тогда находилось 85 509 человек. Две трети заключённых представляли собой уголовный элемент, 15—20 % были осуждены по 58-й статье УК РСФСР, то есть являлись «политическими». Кирка, лопата и лом — вот и все строительные инструменты. Каторжный труд изо дня в день. Голод. Смерть.

Узниками Волголага были многие священносулужители Костромской епархии. Среди них: Архиепископ Кассиан (Ярославский), святитель Василий, епископ Кинешемский и др.

image004При таком тяжелом труде выживали немногие. Каждый день умирало до 100 человек.

Когда все основные работы по сооружению гидроузлов и ГЭС были завершены, Волголаг преобразовали вРыбинский исправительно-трудовой лагерь: численность заключённых в эти годы значительно сократилась, в последующем же находилась на уровне 22 тысяч человек. Так на 1 января 1944 года в лагере числилось 22 584 заключенных; в течение этого года в ИТЛ прибыло 11 681 заключенных, убыло — 12 775 человек, из них освобождено — 6839, умерло — 4843, бежало — 135; к 1 января 1945 года в Волголаге насчитывалось 21 490 заключенных.

В кинохронике тех лет диктор называет труд строителей «жертвой ради счастья потомков». В память об этой жертве в поселке Переборы — там, где располагался лагерь и шло сооружение шлюзов,— стоит мемориальный камень. 30 октября 2002 года рядом с узкоколейкой, по которой приходили эшелоны с заключенными, установлена гранитная многотонная глыба с мемориальной доской – закладной камень памятника погибшим узникам Волголага. Мемориальная доска на камне гласит: «Сей камень есть начало мемориала жертвам Волголага

САНДАРМОХ

image005Сндормох — лесное урочище в Медвежьегорском районе Республики Карелия, в 12-ти км от Медвежьегорска (16-й километр дороги на Повенец)по автодороге «Вологда — Медвежьегорск», где на площади 10 гектаров в 1937—1938 годах расстреляно и захоронено свыше 9500 человек 58 национальностей.

Это одно из самых больших на Северо-Западе России захоронение жертв репрессий 1937—1938 годов. Знаменитые Белбалтлаг. Организован 16 ноября 1931 на базе Соловецкого ИТЛ ОГПУ. Подчинён с 16 ноября 1931 ГУЛАГ ОГПУ, с 9 марта 1939 Управлению лесной промышленности ГУЛАГ и с 26 февраля 1941 Управлению лагерей лесной промышленности НКВД.

Закрыт 18 сентября 1941 в связи с близостью к зоне военных действий Распоряжением Совнаркома СССР № 08955 от 11.09.41 о прекращении лесозаготовок и лесовывозки Беломоро-Балтийским комбинатом. Максимальное число заключённых приводится на декабрь 1932 г. — 107 тысяч 900 человек, из них 92 000 заключённых было занято на строительстве канала, 15 900 — на лесозаготовках.

Содержались в лагере преимущественно спецпоселенцы и заключённые с Беломорско-Балтийского канала (каналоармейцы) и Соловецких лагерей, а также жители окрестных сёл. Всего на этой территории было обнаружено 236 расстрельных ям. Расстрелы проводились тайно, впервые захоронения их жертв были обнаружены в июле1997 год

В июле 1997 года в лесном массиве Сандармох близ города Медвежьегорск были проведены раскопки, при которых найдены тайные захоронения жертв массовых политических репрессий 1937-38 годов. Всего на площади в 10 гектаров было обнаружено 236 расстрельных ям. Согласно архивным данным, на этом месте было расстреляно и захоронено свыше 9500 человек 58 национальностей.

Было установлено, что Сандармох является местом массового расстрела 1111 заключённых так называемого «соловецкого этапа». Среди них — выдающиеся мастера культуры, государственные деятели, священнослужители из многих республик СССР.

27 октября 1937 года этап погрузили на баржи, потому его след терялся. Много лет существовало предположение, что людей утопили в Белом море. Однако в 1995 году усилиями директора Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра «Мемориал» Вениамина Иоффе в архивах управления ФСБ в Архангельске были найдены оригинальные документы, в частности расстрельные списки. Исполнителем приговоров был капитан НКВД Михаил Матвеев, заместитель начальника АХУ УНКВД Ленинградской области. Иногда ему ассистировал помощник коменданта УНКВД Ю. Алафер.

Расстрелы продолжались в течение 9-14 октября 1937 года. Всего заключённых было 1116: пять приговоров не выполнено, ибо один заключённый умер, а четырёх этапировали в другие места.

1 июля 1997 года экспедиция Петрозаводского и Санкт-Петербургского «Мемориала» под руководством Юрия Дмитриева обнаружила место трагедии. В 1998 году было открыто мемориальное кладбище «Сандармох», установлен гранитный памятник с надписью: «Люди, не убивайте друг друга!». В часовне хранятся списки репрессированных, с которыми может ознакомиться любой прибывший на мемориал.

       «Люди, не убивайте друг друга!»

СЕЛИФОНТОВО

image006Селифонтово — мемориальное кладбище на месте расстрельного полигона октября 1938 года — одного из мест массовых казней и захоронений жертв «Большого террора»; близ деревни Селифонтово Ярославского района Ярославской области.

С 3 по 6 октября 1938 года, в лесном массиве близ деревни Селифонтово были расстреляны 187 человек: рабочие, крестьяне, священнослужители, инженеры, лица руководящего состава.

Все они обвинялись в антисоветской деятельности по 58-й статье и объявлялись «врагами народа».

Место массовых захоронений около деревни Селифонтово признано мемориальным кладбищем.

В 1994 году там установлен памятник.

В годовщину расстрела на мемориальном кладбище Селифонтово совершается панихида. В деле священника церкви с. Николо-Пенье Гаврилов-Ямского района Н. К. Измайлово местом его расстрела и захоронения обозначено именно Селифонтово.

В 1994 году в лесном массиве у д. Селифонтово установлен мемориальный памятник. За период с 1918 по 1975 годы в Ярославской области ( часть нынешней Ярославской области входила в Костромскую губернию) политическим репрессиям подверглось 18155 человек, из них 2219 были расстреляны (цифры без учета пострадавших от раскулачивания, сосланных на спецпоселения и в ссылки).Репрессии затронули все слои и группы населения. В 1937-1938г.г. только к расстрелу было приговорено 423 рабочих, 246 крестьян, 256 служащих учреждений и предприятий, 166 человек из числа директоров и других руководящих работников, 65 работников партийно-советского аппарата, 40 преподавателей учебных заведений.

Унжлаг

image007Унженский исправительно-трудовой лагерь с центром на станции Сухобезводное Горьковской железной дороги в Горьковская области. Унженский лагерь, Унжлаг, (адрес «п/я АЛ-242» позднее «п/я 241/250»), исправительно-трудовой лагерь был организован 5 февраля 1938 года. Название дано по реке Унжа, протекающей в Костромской области. Действовал вплоть до начала 1960-х годов.

Был основан в системе ГУЛАГа и претерпел вместе с ним все переподчинения, за исключением периода с 26 февраля 1941 по 2 апреля 1953, когда был подчинён сначала Управлению, затем Главному Управлению лагерей лесной промышленности (ГУЛЛП) и периода 2 августа 1954 по 14 ноября 1955, когда был снова подчинён восстановленному ГУЛЛП.

Доля политических заключённых в Унжлаге менялась по годам: в 1938 году (данные на 1 октября) их было 53,4% (8 265 человек), в 1943 году (данные на 1 января) — 44,7% (10 681 человек) и 1952 по состоянию на 1 мая — 29,5% (8 563 человек). Падение числа политических заключённых, арестованных по 58 статье за так называемые "контрреволюционные преступления", связано с организацией Особых лагерей, куда были помещены осуждённые почти по всем пунктам 58 статьи, за исключением 58-10 (антисоветская пропаганда).

В настоящее время руины Унжлага разбросаны на территории Варнавинского района Нижегородской области и Макарьевского района Костромской.

Летом 2009 года в Макарьеве Костромской области был открыт памятник жертвам сталинских репрессий, выполненный в виде поклонного креста. Конструктивная основой монумента стали рельсы заброшенной узкоколейной железной дороги, некогда связывавшей различные лагерные пункты и лесозаготовки Унжлага.

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

Почитание в Ярославле образа Богоматери Феодоровской

Почитание чудотворного образа города Костромы в Ярославле было закономерным явлением: оба волжских города связывали тесные торгово-экономические и культурные отношения.

О почитании иконы Богоматери Федоровской в Ярославле писали местные краеведы XIX в. Только на основе их свидетельств можно составить яркую картину разнообразных форм почитания иконы Богоматери Федоровской в Ярославле.

Подробнее...

Статьи

Синергия науки и веры: епископ Порфирий (Успенский)

Взаимодействие науки и религиозной веры в настоящее время является одной из важных составляющих в интеллектуальном поле современной цивилизации. Религиозное постижение мира как творения Божия не отрицает правомерности научного познания его закономерностей. Противостояние же науки и религии наблюдается в тех случаях, когда они формулируют ультимативные суждения о предметах, выходящих за пределы их ведения. Церковь как Тело Христово трансцендентна по отношению к любому бытию, неизменно превосходя его. Религиозно-нравственные же потребности светской интеллигенции устремлены преимущественно к предельным духовным проблемам, тайне последнего Откровения. Религиозность интеллигенции – её исконная, типологическая черта, но это вовсе не означает, что она всегда церковна в категориях имманентного мира. Мировоззренческое сближение интеллигенции и Церкви происходит в сущностной характеристике, а именно – эсхатологичности мировосприятия, независимости от мирских категорий и законов какой бы то ни было относительной ценности, потому как никакое воздействие на мир даже и в нём самом невозможно без предварительного от него освобождения.

Подробнее...