14 января. Память святителя Василия Великого, память Обрезания Господня

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001 14 января (по старому стилю 1 января), совершается память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподокийской, память Обрезания Господня (древний обряд посвящения Богу) и отмечаем Новый год по юлианскому календарю. Гражданский Новый год, празднование которому было 1 января, отмечался по григорианскому календарю (не надо забывать, что тогда был пост). У православных Новый год – 14 января по юлианскому календарю. Святки оканчиваются 18 января, Крещенским Сочельником, днем строгого поста. В Сочельник совершается «великое освящение воды», «хождение на Иордань», освящение речных вод.

image00212 дней после Рождества Христова вплоть до Крещенского Сочельника именуются Святками, т.е. святыми днями (слав. – Калядами), названными так потому, что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления (другое название праздника Крещения Господня).  В святочный период нет поста. В эти святые дни принято посещать друг друга, поздравлять с праздником Рождества Христова, дарить подарки, своими посещениями символизируя ангелов возвестивших великую радость о рождении Спасителя мира Вифлеемским пастырям. При поздравлении хозяв дома с родившимся в мир Богомладенцем петь гимны и песнопения посвященные празднику Рождества (тропарь и кондак, величание праздника), колядки, желать многолетия хозяевам дома.

Колядки

Одним из самых любимых и широко распространенных обычаев были колядки. Молодежь и дети наряжались в красочные костюмы, ходили по домам с прославляющими Рождество песнями и желали другим здоровья, счастья и достатка. Взамен колядующие получали угощения — пироги, сладости, орехи, а иногда даже деньги. Для усиления эффектности участники наряжались в маски животных и других персонажей: козы, медведя, ведьмы и т.д. Славяне верили, что чем больше колядующих придет в дом, тем удачнее будет год.

 Название «Святки», вероятно, происходит от слова «святой», по другой версии — от глагола «святить» (то есть — прославлять). Они ассоциируются с  христианским праздником Рождества Христова, но при этом сохраняют и большое влияние народных традиций и обычаев.

Одним из первых, кто упоминал Святки в своих трудах, был христианский богослов Ефрем Сирин, который жил в IV веке. Он писал о двухнедельном периоде после Рождества, когда греческие христиане прославляли появление на свет Мессии. Этот праздник был временем духовной радости. Люди выражали благодарность за рождение Иисуса Христа, Спасителя человечества.

14 января (по старому стилю 1 января), совершаются сразу три праздника - память святителя Василия Великого, Обрезание Господне (древний еврейский обряд посвящения Богу) и Новый год по юлианскому календарю. Суть праздника Обрезания такова. На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт.17,10-14; Лев.12,3). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии. Сила этого имени, по изъяснению святых отцов в том, что оно относится к Самому Богу Воплощенному. Отсюда теперь понятно, что день обрезания Господня есть и день Его имени, или «именины».

В имени уже указано все последующее дело Господа: в начале указано все остальное… Как в семени — будущее: и зелень, и колос, и зерна, и хлеб, и питание, и жизнь. В воспоминание этого священного события Церковь с древних времен установила праздник Обрезания Господня (1/14 января).

В лето 7000 (1492 год) была утверждена новая Пасхалия и Новый год перенесён с 1 марта на 1 сентября.

В лето 7208 года Пётр I своим указом отменил все календари и ввёл западноевропейский календарь от Рождества Христова при этом он перенёс начало календаря, Новолетие, со дня Осеннего равноденствия на 1 Генваря и обозначил начальную дату – 1700 год.

В указе было написано: «Поелику в России считают Новолетие по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новолетие повсеместно с 1 Генваря Лета 1700 от Рождества Христова. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым Годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового Года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает.»

1 Генваря христианской церковью отмечалось Обрезание Господне (Иисус был обрезан на восьмой день после 25 декабря).

В IV веке (около 330 года) в Кесарии Капподокийской (Турция, Малая Азия) родился будущий архиепископ этого города Василий, прозванныый впоследствии за свою духовные и богословские труды Великим. Он происходил из знатного рода и получил блестящее образование. Он отличался глубокими познаниями не только в естественных науках (математике, естествознании и медицине), но и в риторике, философии, владел несколькими языками. Как пишет Григорий Богослов о Василии Великом, «легче было выйти из лабиринта, чем его переспорить».

image003В возрасте примерно двадцати лет в 357 году он возвращается в Кесарию и становится адвокатом. В этот же год святой Василий был крещен епископом Кесарии Дианием. Он становится чтецом в церкви и через некоторое время оставляет адвокатскую практику, чтобы отправиться в путешествие, продолжавшееся два года. Святой Василий посетил несколько монашеских обителей Египта, Сирии и Палестины, где наблюдал знаменитых подвижников благочестия. Свой опыт впоследствии он положит в основу собственного монашеского устава, который по сей день остается авторитетным для всего христианского мира.

Вернувшись из путешествия, святой Василий раздал бедным свою часть отцовского наследства. И так как его имущество было значительным, он сумел также построить больницы и странноприемные дома. После чего уединился на реке Ирис. Вскоре здесь вместе с единомышленниками святой Василий создал аскетическую, монашескую общину. В своем «понятийском уединении» святой Василий много писал, в том числе им был создан ряд богословских трудов. На основе текстов Нового Завета он составляет сборник правил нравственной жизни.

В 370 году, после смерти епископа Евсевия, святой Василий Великий возглавляет кафедру и остается на посту епископа на десять лет вплоть до своей кончины в 379 году. Он проявлял себя твердым и принципиальным, сдержанным и строгим в соблюдении канонов. Всегда заботится о благе Церкви.

image004Василий Великий  - богослов и философ много сил и внимания уделил литургическому творчеству. Наверное, никто из епископов не написал больше писем, чем Василий Великий. Его беседы и переписка дошли до наших дней. Мы обязаны святителю Василию нынешним текстом Символа веры. Им был написан трактат о святом Духе. Ряд творений святой Василий Великий посвятил толкованию Священного Писания, однако, до наших дней дошел только Шестоднев и комментарии к некоторым псалмам. Василий Великий написал устав монашеской общины, создал наставления для верующих, желающих преуспеть в христианском благочестии. Еще при жизни за подвижническую жизнь он был прозван в народе Великим.

 Значение для топографии древней Кесарии Каппадокийской имеет расположение знаменитой Василиады (Василии) - обширного комплекса построек возведенного св. Василием Великим (Кесарийским) в 370-379 гг. Этот комплекс включал в себя церковь, покои священнослужителей, гостиницу, больницу, мастерские и другие хозяйственные постройки. В IV в. по всей Византийской империи строилось множество подобных странноприимных домов, их называли ксенодохии. Сложно ответить на вопрос, кто был первым инициатором основания таких заведений. Вполне возможно, что именно Василиада стала первым странноприимным домом. Хотя известно, что в этом деле Василию Великому помогал епископ нынешнего Сиваса Евстафий Севастийский (он тоже построил богадельню в своем городе). Но видимо в IV в. именно комплекс Василия Великого был крупнейшим.

image005Святитель преставился ко Господу, не прожив и пятидесяти лет, 1 января 379 года в великий праздник Церкви Обрезания Господня. Сразу после смерти святого Василия Церковь стала отмечать день его памяти.

На Красной площади в Москве стоит многоглавый, расписанный как сказочный терем собор XVI века - храм Покрова Божией Матери на Рву. Это официальное название храма. А неофициальное, но общеизвестное и общепринятое другое - собор Василия Блаженного. Так его называют, потому что под спудом одного из пределов покоятся мощи самого известного в Москве «Христа ради юродивого» Василия.

Из поучений святого

Повод для греха: О лености святитель говорил: «Всякий повод для лени есть повод для греха»

Об обидах: «Опечалил ли кто тебя – не печалься, ибо ему уподобишься. Ведь никто не исцеляет злом зла, но добром зло».

image006Об осуждении: «Не только глаз, рассматривающий внешнее, не может быть употреблен к рассмотрению самого себя, но и самый ум наш, проницательно усматривающий чужую погрешность, медлителен в познании собственных своих недостатков».

Зло – состояние души:  «Зло – не живая и одушевленная сущность, но состояние души.. происходящее через отпадение от добра. Поэтому не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия».

14 января, день памяти Василия Великого, в народном календаре называли Васильевым днем, или Овсень. В этот дети ходили по домам с песнями, наподобие колядок. С Васильева дня принято было наниматься на работы, поэтому с этого дня велся отчет хозяйственного года.

Тропарь святителю Василия Великого глас 1:  Во всю землю изыде вещание твое,/ яко приемшую слово твое,/ имже боголепно научил еси,/ естество сущих уяснил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ царское священие, отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

image007Кондак святителю Василия Великого глас 4: Явился еси основание непоколебимое Церкве,/ подая всем некрадомое господьство человеком,/ запечатлея твоими веленьми,// небоявленне Василие преподобне.

Где находятся мощи

Десница свт. Василия сейчас пребывает в Венеции, куда она была вывезена семьей последнего Византийского императора в XVI в. Мощи находятся в греческом соборе вмч. Георгия Победоносца. Часть десницы хранится также в монастыре Преображения Господня в Греции, в Метеоре.

image008Немногие решатся считать Василия примером для подражания – его служение высоко, а данные ему дары – велики. Подобно верному рабу из Евангельской притчи, он приумножил данные ему таланты и употребил их на пользу людям. Видимо, в состоит этом главный урок его жизни для нас.

В Костроме, в церкви Воскресения на Дебре (1645), где  главный престол был освещён в честь Воскресения Господня, левый предел освящен во имя вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Это было сделано, скорое всего, по настоянию купца Кирилла Григорьевича Исакова, отца которого звали Григорием. Предел поражает всякого искусной резьбой своего иконостаса. Роспись придела выполнила артель прославленного Гурия Никитина.

 image009 Кострома. Церковь "Василии Кесариски теплои".  Упоминается в 1628 г. как приходская. 1627-1629 гг. "На Суле у Нового города церковь великого святителя Василия Кесарейского древена клецки. А в церкви образы месные, и свечи, и книги, и ризы и колокола и всякое церковное строенье мирское приходных людей да попа Микифора Нестерова. А церковных служебников поп Микифор Нестеров сын. А земли церковные с кладбищем под поповым двором в длину к Сулскому врагу 24 сажени, поперег по улице 16 сажен".  В 1653 г. "у сей церкви 2 двора поповых, да в приходе 2 двора лучших, 46 дворов молотчих".    В июле 1720 г. "запечатан указ о строении церкви по челобитью Костромского уезда приселка Трестина Пятницкаго попа Луки Алексеева, велено ему вместо ветхой Пятницкой церкви перевесть из города Костромы ветхую Васильевскую церковь и построить в том приселке Трестине вновь церковь во имя вел. муч. Парасковеи нарицаемыя Пятницы". В ноябре 1721 г.: Державнейший Царь, Государь Всемилостивейший. В прошлых годех в городе Костроме приходцкая наша св. церковь великаго святителя Василия Кисарийскаго построена была деревянная и от многолетия обетшала, сверху потолок и стены обвалились и служить стало в ней невозможно, и в прошлом же 1720 году на том старом церковном месте по обещанию нас нижеименованных рабов твоих той церкви приходских людей, начали каменную церковь строить и построено той церкви не малое число кирпичем, и всякие к тому каменному строению припасы: кирпич известь, железо, решетки, затворы железные, тес, изготовлены, а достраивать того каменнаго строения без повелительнаго Царскаго Величества указа из высокопочтеннаго правительствующаго сената опасны.  Всемилостивейший Государь, просим Вашего Величества повелить ... тое нашу прихоцкую церковь Великаго Святителя Василия Кисарийскаго на прежнем старинном зачатом месте ... каменным строением достроить без пенно, чтоб оному нашему старинному церковному месту впусте не быть и родителем нашим без поминовения не быть и о том строении дать свой Государев милостивой указ.  В феврале 1722 г. "запечатан указ о строении церкви со освящением по челобитью г. Костромы церкви Василия Кессарийскаго попа Василья Яковлева, велено в том городе на посаде зачатую каменную церковь во имя Василия Великаго построить и как состроится тоя церковь, освятить во имя Сретения Господня г. Костромы Богородицкаго собору протопопу Андрею Иванову".    В марте 1730 г. "запечатан указ о строении церкви ... по челобитью г. Костромы Сретенскаго попа Афанасья Степанова, велено на Костроме при Сретенской каменной церкви построить каменной же придел во имя Василия Кесарийскаго".

image010 В начале XIX в. церковь присоединена к Анастасиевскому Крестовоздвиженскому монастырю. Разрушена в середине 1930-х. [48, с. 46-48, 209][44, с. 141][67, с. 284]

Церковь Василия Блаженного в Селище. Васильевская церковь; Василиевская церковь(1826-1831)

Посвящение придела Василию Блаженному появилось в Селищевском Георгиевском храме, вероятно, в 1770-х. Отдельная бесприходная летняя церковь была выстроена в 1826-1831 помещиком В. Н. Мягковым. Близкий к кубическому, под невысоким сферическим куполом, основной объём с примыкающими объёмами притвора и алтаря с четырёх сторон был оформлен четырёхколонными портиками, придававшими всему зданию крестообразную форму. Церковь сильно пострадала при пожаре 1841, в следующем году восстановлена. В 1875 сделана тёплой, но богослужения проводилось редко. Передана под клуб в кон. 1929, разобрана на кирпич в 1934. В 2004 на её месте установлен памятный крест. Являлась родовой усыпальницей Мягковых. Существует проект восстановления храма, выполненный в 2000 епарх. арх. Л. С. Васильевым (1934-2008).

image011image013Православные жителя Костромского края с болью вспоминают об утраченных церквах во имя св. Василия Великого: Васильевская с. Одошнур (Буреполом) деревянная, теплая на каменном фундаменте, с такою же колокольнею; построена в 1869 г. тщанием прихожан. Кладбище вне села, в 1/2 вер., обнесено забором. Престол один - во имя Василия Великого. Расстояние от Костромы 470 в., от Ветлуги 120 в. Ближайшие церкви Троицкая с. Кувербы в 20 в. и Николаевская с. Тоншаева в 30 в. Церковь разобрана в 1960-е гг. На ее месте построен магазин. Сейчас это Нижегородская область.  

Васильевская с. Шохна (Шехна, погост Василий Великий), Макарьевского района. В селе три церкви, из них: 1) каменная, холодная, построена в 1803 г., 2) каменная теплая построена в 1825 г., обе усердием прихожан; 3) деревянная древняя, когда и кем построена - неизвестно.

image012Все три церкви стоят неподалеку одна от другой и окружены каменной оградой, внутри которой приходское кладбище. В холодной церкви престол один - во имя святителя Василия Великого; в теплой 3: средний в честь Богоявления Господня, правый во имя Пророка Илии, левый во имя святителя Николая Чудотворца. В деревянной церкви два престола: правый во имя святителя Василия Великого, левый во имя святителя Николая Чудотворца. Примечателен древний деревянный храм, формою шатровый, с двумя главами. По мнению археологов, устройство его относится к концу XVI в. В этом храме есть две особо чтимые иконы с изображением: одна - святителя Василия Великого, другая - святителя и чудотворца Николая. Обе иконы старинного письма и время написания их, как и время устройства храма, неизвестно и относится к глубокой древности. Расстояние от Костромы 75 в., от Нерехты 70 в. Ближайшие церкви: Ильинская с. Олтухова в 6 в. и Николаевская с. Кузьмина в 10 в. Все три церкви утрачены в советский период. На западной стороне кладбища обнаружены характерные бугры заросшего фундамента одной из каменных церквей, а также кованая оконная решетка.

Василия Великого на р. Монзе каменная, с такою же колокольнею. Построена не ранее 1866 г. Кладбище при церкви. Расстояние по от Вологды 90 в., от Грязовца 50 в. Ближайшая церковь Васильевская с. Демьянова Солигаличского уезда Костромской губернии в 3 верст.

image014

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Гавриил. (Огородников Дмитрий Иванович 1890-)

Будущий архиепископ Гавриил родился 26 октября 1890 г. в г.Солигаличе Костромской губернии, в семье промышленника. В 1908 г. по окончании Петровского коммерческого училища в Санкт-Петербурге поступил в Ораниенбаумское юнкерское военное училище. С начала первой мировой войны служил в лейб-гвардии Павловском полку, имел ранения. За боевые заслуги был награжден орденами святой Анны 3-й степени с мечами и бантом, св. Станислава с мечами и бантом, Георгиевским солдатским крестом и Георгиевской медалью, получил звание поручика. Во время гражданской войны служил в армии адмирала А. В. Колчака, после поражения которой эмигрировал (или был эвакуирован – Ред.) в г. Харбин (Китай), где работал на КВЖД, затем был шофером-механиком в г. Шанхае.

Подробнее...

Статьи

И.И. Вознесенский как паремиолог

Взаимоисключающие высказывания Владимира Ивановича Даля о том, что «пословица большею частию является в мерном или складном виде» [1] и – через три страницы – что «большая часть пословиц без красного склада и без правильного, однородного размера»[2], заставили его последователей заняться собственными подсчетами и типологическими исследованиями, одно из которых принадлежало преподавателю церковного пения Костромской духовной семинарии и составителю сборника пословиц и поговорок Костромской губернии протоиерею Иоанну Иоанновичу Вознесенскому (1838-1910).

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: