Годуновские храмовые образы Пресвятой Троицы – вклады в Ипатьевский монастырь
Новый документальный памятник начала XVII века и результаты реставрационных работ последних лет позволяют внести важные дополнительные данные по вопросу о храмовых образах Живоначальной Троицы, вложенных боярской и царской династией Годуновых в родовую Ипатьевскую обитель.
Ключевые слова: Ипатьевский монастырь, Годуновы, храмовые образы Пресвятой Троицы, Опись 1609 года.
Отрасль наук и специальность.
Индекс УДК (присваивается в библиотеке по названию статьи и ключевым словам).
Виноградова Светлана Геннадьевна
Ученая степень и ученое звание – нет
Православная религиозная организация учреждение «Церковный историко-археологический музей Костромской епархии Русской Православной Церкви, город Кострома, Россия
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Город Кострома, ул. Просвещения, д. 1. Церковный историко-археологический музей.
Контактный телефон: раб. 31-75-91; моб. 8-903-896-18-12
Ф.И.О. автора, название учебного заведения, организации (место учебы, работы), название статьи, аннотация и ключевые слова на английском языке.
Годуновские храмовые образы Пресвятой Троицы – вклады в Ипатьевский монастырь
«Собрание древностей Ипатьевского монастыря принадлежит к числу самых крупных в России» – констатировали в 1909 году ученые гости из Москвы, Петербурга, Ярославля, Владимира и других древних городов, собравшись в Костроме на IV Областной Историко-археологический съезд.
Главная роль в формировании церковного собрания Ипатьевского монастыря, конечно же, принадлежала представителям древнего рода Годуновых. Среди их вкладов важное место занимали образы Пресвятой Троицы, как главной храмовой святыни родовой обители.
В настоящее время к источникам по истории Ипатьевского монастыря [14, 7, 8, 12], на основе которых автор уже рассматривал вопрос о вкладных Годуновских иконах в монастырь святого Ипатия [3, с. 203–211], прибавился новый документ, хранящийся в Государственном архиве Костромской области и внесенный в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации – Опись Ипатьевского монастыря, составленная костромским воеводой Б.М. Салтыковым в 1609 году [13].
Добавочную важную информацию дала реставрация иконы Пресвятой Троицы, хранящейся ныне в Костромском Церковном историко-археологическом музее и приписываемой исследователями к числу Годуновских вкладов [ЦИАМ БВП 83; КМЗ КОК 16920].
Новые материалы позволяют вернуться к вопросу о храмовых образах Пресвятой Троицы – вкладах Годуновых в Ипатьевскую обитель. Тем более, что в вышедшей после 2009 года научной литературе продолжают использовать неточную информацию по Троицким иконам [15, с. 93, 96, 164, 182].
Первым храмовым образом Живоначальной Троицы, вложенным боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым в Ипатьевский монастырь была икона Пресвятой Троицы на кедровой доске. Образ был вложен, как свидетельствует серебряная пластинка с вкладной надписью на окладе иконы, «во фторое лето государства» царя Федора Иоанновича [11, с. 16], в 7094 году, что в пересчете на современное летоисчисление означает 1586 год.
Согласно Переписным книгам 1595 года, икона находилась в обложенном медью золоченом киоте и была украшена серебряным золоченым окладом с 3 венцами и цатами, с драгоценными камнями и жемчугом, у цат приложено 17 золотых. У образа в привесе – пелена из золотного вишневого бархата с крестом из 24-х серебряных золоченых дробниц с чеканными изображениями Спаса, Пречистой Богородицы и святых [14, с. 2]. По этому документу, икона стояла в главном храме Ипатьевского монастыря Троицком соборе, в Местном ряду, второй справа от Царских врат [14, с. 2].
В 1609 году, согласно Описи, икона продолжала занимать данное место [13, с. 7].
В XVIII веке, по Описи 1736 года, образ находился также в Местном ряду иконостаса Троицкого собора, но третьим по счёту [8, с. 5-5 об.].
В XIX – начале XX вв. икона Пресвятой Троицы 1586 года неоднократно меняла свое месторасположение в храмах Ипатьевского монастыря:
в начале – середине XIX века она стояла в теплой монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы в большом киоте «за правым клиросом» [12, с. 22 об.]. В 70-е годы XIX столетия, протоиерей Павел Островский видел её уже в ризнице Ипатьевского монастыря [4, с. 89], размещавшейся на южной галерее Троицкого собора. В начале XX века образ находился в алтаре за престолом в построенной в 60-е годы XIX века монастырской надвратной церкви во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии [10, с. 54-55]. После закрытия в 1918 году Ипатьевского монастыря, икона вошла в состав коллекции Музея местного края, откуда по Акту от 9 октября 1933 года была передана в Государственную Третьяковскую галерею, где в настоящее время и сохраняется [1, с. 152-155].
В Государственной Третьяковской галерее хранятся также 4 створы «Бытие, или хождение Троицы». Они считаются единым комплексом с образом Пресвятой Троицы 1586 года на кедровой доске, икону называют средником для створ. Это совершенно неправильный вывод. Во-первых, у них существует несоответствие в датировках: икона – 1586 года, створы датируются специалистами 1600 годом, по аналогичным створам киота – вклада царя Бориса Федоровича Годунова в Троице-Сергиев монастырь к образу Пресвятой Троицы Андрея Рублева. Во-вторых, стиль створок резко отличается от живописи средника, что было подчеркнуто в «Каталоге древнерусской живописи» 1963 года [1. c. 154, прим. 5]. В каталоге «Костромская икона» отмечалась близость живописи створ по стилю и иконографии росписям 1602 года в церкви Троицы в Вяземах [9, с. 474] – усадьбе боярина Бориса Федоровича Годунова. Кроме того, имеются различия и в размерах иконы и створ, последние почти на 10 см выше.
Самое же главное свидетельство того, что икона Пресвятой Троицы 1586 года на кедровой доске и 4 створы «Бытие, или хождение Троицы» никогда не составляли единый комплекс, содержится в Описи Ипатьевского монастыря, составленной костромским воеводой Б.М. Салтыковым в 1609 году. В Описи 1609 года 4 створы названы «затворами киота». В Ипатьевскую обитель киот, у которого затворами служили 4 створы «Бытие, или хождение Троицы», был вложен к образу Пресвятой Троицы, но не на кедровой доске 1586 года, а на кипарисовой, вклада 1595-96 гг., у которого «оклад весь золотой» [12, л. 4 об.-5].
Документы Ипатьевского монастыря XVIII-XIX вв. также подтверждают самостоятельное месторасположение в храмах Ипатьевского монастыря обеих святынь: 4-х створ и образа Святой Троицы 1586 года. По Описи 1736 года створы находились в иконостасе Троицкого собора «над северными дверми» вместе с образами Спаса Нерукотворного и великомученика Никиты [8, с. 8]. Икона же Троицы 1586 года, как отмечалось выше, занимала 3-е место справа от Царских врат. В Описи первой половины XIX века створы разделены и стоят попарно у 2-х разных икон: две створы – на западной стороне правого столпа рядом с образом Пресвятой Троицы на кипарисовой доске вклада 1592 года, и другие две створы – на западной стороне левого столпа – у образа Воплощение Пресвятыя Богородицы с Богомладенцем и предстоящими в молении апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Чудотворцем [12, с. 11 об.-12, 14]. Все эти данные говорят о том, что икона Пресвятой Троицы 1586 года на кедровой доске не является средником для створ и не связана общим комплексом с ними. О том, когда и кем были вложены 4 створы «Бытие, или хождение Троицы»в Ипатьевский монастырь, будет сказано чуть ниже.
Вторым храмовым образом, вложенным в Ипатьевский монастырь боярином Д.И. Годуновым была Пресвятая Троица на кипарисовой доске. Дмитрий Иванович привез новый образ Живоначальной Троицы в 1592 году, о чем свидетельствуют Переписные книги 1595 года: «Государев боярин Дмитрий Иванович Годунов в Ипацком монастыре […] был в лете 7101 году декабря в 7 день и золотые прикладывал и приказал строителю старцу Гурью золотые собрати от менших пядниц, которые он прикладывал, да велел те золотые на медные нити възнизати и прикласти к местным образом. […] И тех золотых приложили к местным образом: к Живоначалной Тройце к новои, что Дмитрей Иванович привез, приложили 20 золотых; да подле ту к другому образу Живоначальные Троицы приложили 17 золотых» [14, с. 55].
Декабрь 7101 года, в пересчете лет от сотворения мира на Рождество Христово, есть декабрь 1592, а не 1593 года, как неправильно датируется эта икона почти во всех изданиях. Дата 1592 год согласуется и со временем вклада иконы, указанным на серебряной пластине: «восмое лето государства» царя Федора Иоанновича, севшего на русский престол в мае 1584 года.
Поставлена была новая икона в иконостасе Троицкого собора на первое место в Местном ряду справа от Царских врат, о чем свидетельствуют Переписные книги 1595 года [14, с. 1]. Этот документ включает подробное описание серебряного чеканного золоченого убранства образа с 74 каменьями и 79 жемчюгами. У образа Живоначальные Троицы 20 золотых [14, с. 1-2]. Эта икона, в сравнение с другими образами Пресвятой Троицы имеет важные отличия, по которым узнаваема во всех монастырских документах: «На серебряной дске на нижнем поле изображены образы Димитрия Селунского, мученицы Агрипины, преподобная Матрона» [8, с. 7.об.].
Именно с этой иконой в 1592 году Дмитрием Ивановичем Годуновым была вложена в Ипатьевский монастырь большая «пелена прикладная», подвешенная к образу на серебряном пруте: «шита по камке по червьчатой, а на ней вышито: образ Живоначальные Троицы, золотом и серебром и жемчугом сажен, а около образа вышита бытья во штинатцати местех по таусинной камке» [14, с. 2].
По Описи 1609 года, образ Троицы 1592 года был переставлен в Местном ряду на левую сторону от Царских врат – «против леваго крылоса» [13, с. 10-10 об.].
Согласно Описи 1736 года, икона также стояла в Местном ряду на левой стороне, но уже второй от Царских врат.
Монастырская опись начала XIX века определяет местоположение Троицы 1592 года на кипарисовой доске, – «по другую сторону правого столпа» [12, с. 11-11 об.]. Уточнение стороны столба мы находим в трудах церковных историков XIXвека – «посреди Троицкого собора с западной стороны правого столба» [11, с. 10. 4, с. 91-92]. По обе стороны от иконы – 2 створы с изображением «Бытия, или хождения Троицы», речь о которых шла выше.
Современное местонахождение иконы неизвестно. Костромской искусствовед С.С. Каткова не исключает возможности соотнесения образа Святой Троицы на кипарисовой доске вклада 1592 года с иконой Пресвятой Троицы, хранящейся в настоящее время в церкви Воскресения Христова на Нижней Дебре [9, с. 475]. В этот храм икона могла попасть из Ипатьевского монастыря в 30-е годы XX века, когда в Воскресенском храме собирались организовывать антирелигиозный музей.
Предварительное обследование иконы Пресвятая Троица из церкви Воскресения на Дебре показало, что икона выполнена из хвойной породы дерева – кипариса или можжевельника, который тоже относится к семейству кипарисовых. В настоящее время фрагмент доски иконы находится на экспертизе в Московском Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И.Э. Грабаря.
Третий образ Пресвятой Троицы, вложенный Д.И. Годуновым, был тоже на кипарисовой доске. Запись на вкладной пластинке называет год «написания» иконы – 7101 – «восмое лето государства» царя Федора Иоанновича, т.е. опять 1592 год, как и вторая храмовая икона [11, с. 8-9].
Но в Ипатьевский монастырь боярин Д.И. Годунов привозит икону значительно позже, в 7104 году, о чем свидетельствуют последние записи Переписных книг 1595 года, сделанные в дополнительных тетрадях, пришитых к рукописи и написанных после декабря 1597 года [14, с. X, 56]. Год вклада иконы Пресвятой Троицы на кипарисовой доске – 7104-ый в пересчете на современное летоисчисление может означать или 1595 год, или 1596, т.к. месяц приезда Д.И. Годунова в Ипатьевскую обитель точно не указан.
Согласно данным Переписных книг 1595 года, образ был обложен золоченым серебром, а вот венцы, откосины, цаты и дробницы чеканные золотые, всё украшено камнями драгоценными и крупным жемчугом и жемчужной обнизью. «У образа Живоначальные Троицы 30 золотых» [14, с. 56].
Местоположение образа Троицы вклада 1595-96 года, как нового, только что привезенного в монастырь, Переписные книги 1595 года не называют, так как оно ещё не определено монастырским начальством.
Первым дошедшим до нас документом, указывающим месторасположение иконы Пресвятой Троицы Годуновского дара 1595-1596 гг., является Опись 1609 года. Этот документ позволяет нам наиболее полно воссоздать комплекс украшений новой храмовой святыни Ипатьевской обители.
Согласно Описи 1609 года, икона стояла в иконостасе Троицкого собора на главном месте среди местночтимых образов – первой справа от Царских врат. Икону украшал новый оклад, весь выполненный из золота, дарованный 23 февраля 1600 года «благоволением Государя Царя и Великого Князя Бориса Феодоровича всеа Руси Самодержца и тщанием конюшаго и боярина Дмитрея Ивановича Годунова» [11, с. 8-9].
В данной вычеканенной надписи на окладе иконы нет упоминания о киоте для неё, но, видимо, одновременно с золотым окладом, для образа был привезен и киот с 4-мя створами «Бытие, или хождение Троицы», обозначенными в Описи 1609 года, как затворы. Киот с затворами, обложенные басменным золоченым серебром, были, по-видимому, царским вкладом в родовую Ипатьевскую обитель. На заказчика указывает изображение в верхней части киота, в молении Живоначальной Троице, святых Бориса и Глеба – небесных покровителей Государя Бориса Федоровича Годунова.
Образ Пресвятой Троицы дополняли 2 прикладные пелены, первая из которых – «Святая Троица, с деянием» – была перевешена от Годуновской вкладной Троицкой иконы 1592 года. В настоящее время эта пелена – «прекраснейший образец русского лицевого шитья годуновской эпохи» хранится в Музеях Московского Кремля [2, с. 284].
Вот полное описание комплекса всех драгоценных украшений образа Пресвятой Троицы на кипарисовой доске вклада 1595-1596 гг. в Описи Ипатьевского монастыря 1609 года:
«Против правого крылоса от царских дверей образ Живоначальныя Троицы [...]. А по полем яхонтов и лалов 18, [...] 30 каменев, а промеж каменья жемчюгов на спнях 40 зерен. Да по углом 4 евангелисты, да по полем 6 мест в киотцех на золотых же цках резные святые. А в венцах у святых по три камешки мелких. А престол и цка внизу и около престола и около древа оклад весь золотой, а около престола 77 камышков мелких. А по полем около всего образа в две нити сажены жемчюгом. А круг киотцов и около трапезы и престола и древа и около всего образа в одну нить сажено жемчюгом. [...] А венцы, и цаты и каруны золотые сканные. 3 цаты, середняя цата с розными финифты, а две цаты чеканные без фитифтов. В середнем венце 7 камынев, а в двусторонних венцах по 5 камынев. А во всех трех венцах промеж камынья по 6 жемчюгов больших. А над тремя венцами а корунах по семи каменев розных. Да на корунах же на верхних спнях по 7 жемчюгов, да пониже тех, промеж корунами на нижних спнях по 8 жемчюгов. Да в трех цатах по 8 камынев розных. Около венцов и цат по верху и под исподи сажено жемчюгом в одну нить. И у цат по три дробниц, у середние цаты дробницы скань финифты. А сторонних дробниц чеканные. А во всех дробницах по 5 камынев розных. А около краев сажено жемчюгом в одну нить, да по краем на спнях по семи жемчюгов.
Да того же образа киот затворы, а на киоте в верху образ написан Живоначальные Троицы, да в молении Борис и Глеб. А на затворех киота писано деяние святые и Живоначальныя Троицы 20 мест святые, а у святых 86 венцов серебреных золоченых сканных. Киот и затворы обложены серебром басмяным золоченым. [...] А крест на киоти золочен сусальным золотом. У образа Живоначальныя Троицы в прикладе 51 золотых да понагея кость черна обложена серебром. У образа Живоначальныя Троицы на исподу на пруту на серебреном […] пелена прикладная шита по камке по червчатой, на ней вышит образ Живоначальныя Троица золотом и серебром и жемчюгом сажен. А около образа шита бытья во 16 мест на таусинной камке. У Троицы венцы и по полем у бытьи венцы шиты золотом и сажены жемчюгом. Около Троицы шито золотом и сажено кругом жемчюгом в две нити. А около бытьи шито золотом, а сажено жемчюгом в две нити. А подписи у Троицы и у бытьи сажены жемчюгом, подложена тафтою светло-зеленою, сорочка тафта гвоздична. Да другая пелена камка червчата золотная, опушена камкою цветною, крест на пелене отлас бел, подложена зенденею алою. Да перед тем же образом Живоначальныя Троицы подсвечник медной о трех шанданех. На нем три свечи медных, навожены розными красками [...].
Да перед образом же Живоначальныя Троицы паникадило серебреное золочено. А круг его 12 шанданов серебреных. А у паникадила шелк лазорев да червчят, скань золотом, а яблоко хрустальное, оклад серебрен, золочен. А вверху и в исподи в чяшках 12 камышков розных. А поставление тот образ, и свечи, и подсвечник, и паникадило Дмитрея Ивановичя Годунова» [13, л. 4 об. – 7 об.].
По Описи 1736 года, образ Троицы в золотом окладе на кипарисовой доске, но уже подклеенный липовой доскою, остается стоять первым по правую сторону от Царских врат в Местном ряду. «У этого образа в привесе у цат три золотые большие» – золотые монеты с изображением шведского короля Карла IX, приложенные 14 февраля 1616 года Царем Михаилом Федоровичем в Ипатьевский монастырь [8, л. 2 об. – 4].
В XIX веке храмовая икона Пресвятой Троицы стоит второй справа от Царских врат, за образом Спасителя [11, с. 7. 3, с. 90-91], согласно церковному регламенту о последовательности чинов и икон в иконостасах.
Костромские историки XIX века, без ссылок на источники, пишут о том, что икона эта «по причине ветхости доски и красок» при четвертом епископе Дамаскине (Аскаронском) была написана снова уже на липовой доске, «украшения же, также вычеканенная надпись о времени приклада Годуновым, с прежнего образа были положены на этот новый, в том числе и три золотые медали» [5, с. 13]. Образ Пресвятой Троицы был выполнен в 1757 году ведущим иконописцем Костромы, одним из самых значительных мастеров середины XVIII века, Василием Никитиным Вощиным.Золотой оклад с ветхой Годуновской иконы Троицы был перенесен на новый образ.
Судьба Годуновской Троицы вклада 1595-96 гг. неизвестна. В настоящее время в Местном ряду иконостаса Троицкого собора второй справа от Царских врат стоит икона XVIII века, выполненная Василием Никитиным Вощиным. Золотой оклад с золотыми шведскими монетами передан и сохраняется в Музеях Московского Кремля.
В завершение необходимо коснуться еще одной иконы Пресвятой Троицы, хранящейся ныне в Костромском Церковном историко-археологическом музее. В каталоге «Костромская икона» высказано предположение о возможной идентификации этого образа с вкладными годуновскими иконами. Это образ Пресвятой Троицы (кмз кок 16920) (159,4 х 127,7 см), датируемый 1562 годом, иконография которого точно следует рублевской схеме. Важную информацию по этому образу дала реставрация его в 2014 году, которая показала, что икона выполнена на липовой, а не на кипарисовой доске и не может быть отнесена к числу Годуновских вкладов 1592 и 1595-96 гг.
Вероятно, эта икона названа в Переписных книг 1595 года, как 9-ти пядничный образ, стоявший «у правого столпа» Троицкого собора – писан он «на золоте» и «у него 3 цаты серебряны золочены» [14, с. 6]. Образ назван «местной» и «монастырский», т.е. когда-то он стоял в Местном ряду иконостаса Троицкого собора и был перемещен на новое место по причине заполнения Местного ряда вкладными Годуновскими иконами.
Таким образом, документы позволяют говорить о трёх храмовых иконах Пресвятой Троицы, вложенных Дмитрием Ивановичем Годуновым в родовую Ипатьевскую обитель: на кедровой доске в 1586 году и две на кипарисовых досках в 1592 и в 1595-1596 годах.
К сожалению, на сегодняшний день из трёх вкладных икон сохранилась лишь одна – икона Пресвятой Троицы на кедровой доске 1586 года.
13. Библиографический список
- Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи: Опыт историко-художественной классификации. Т. II. М., 1963.
- Борис Годунов. От слуги до Государя всея Руси. Каталог выставки. Москва. 2015.
- Виноградова С.Г. Образы Троицы в Ипатьевском монастыре (К вопросу о Годуновских вкладах). // Светочъ. Альманах. Кострома, 2009.
- Историко-статистическое описание Костромского первоклассного кафедрального Ипатьевского монастыря. Сост. Протоиереем П. Островским. Кострома: Типография Андроникова. 1870.
- Историческое описание Костромского Ипатского монастыря. Соч. протоиерея Михаила Диева. М.: Типография Александра Семена. 1858.
- Каткова С.С. Века и судьбы: Сб. статей. Кострома, 2001.
- Книга вкладная Ипатьевского монастыря. XVIII век. ЦИАМ БВП 250, КМЗ КОК 24010.
- Книги описные Троицкому Ипатскому, обретающемуся при Костроме, монастырю. 1736 год. ЦИАМ НВ-ВХ 92, КМЗ ВХ 119.
- Костромская икона XIII-XIX веков: Свод русской иконописи/ Авт.-сост. Н.И. Комашко и С.С. Каткова. М.: Гранд-Холдинг, 2004.
- Костромской Ипатиевский монастырь. // Издание Редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. Кострома, 1913.
- Описание Костромского Ипатьевского монастыря, в коем юный Михаил Феодорович Романов умолен знаменитым посольством Московским на царство Русское. Соч. епископа П. Подлипского. М.: Синодальная типография. 1832.
- Опись имущества Ипатьевского монастыря. Первая половина XIX века. ЦИАМ БВП 256, КМЗ КОК 24766.
- Опись Костромского Свято Троицкого Ипатьевского монастыря, составленная костромским воеводой Б.М. Салтыковым по старым монастырским книгам И. Зубатова и И.Ивашева и по новым книгам костромских осадных голов Н. Зворыкина, В. Кафтырева и С. Пот[...]лова 1609 г. // Государственный архив Костромской области. Ф. 712, оп. 2, д. 17.
- Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 года. Сообщил М.И. Соколов. М.: Университетская типография. 1890.
- Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве. Каталог выставки. Составители Г.В. Попов, Н.И. Комашко. М., 2013.