| | vivaspb.com | finntalk.com

Настоятельница Богоявленско-Анастасииного женского монастыря игумения Мария (Давыдова; 1822 - 1889)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01Игумения Мария (Давыдова), при крещении София, родилась в семье московских дворян. Получив прекрасное образование и воспитание в духе христианского благочестия, она, оставив высшее общество, с матерью уехала в Сергиев Посад, где стала духовной дочерью наместника Троице-Сергиевой Лавры преподобного Антония (Медведева; 1792-1877). Здесь, в Лавре преподобного Сергия, у нее возникло желание встать на путь иночества. В 1847 году по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, она поступила послушницей в костромской Крестовоздвиженский Анастасиин девичий монастырь[1]. В 1858 году приняла постриг с именем Мария, а в 1863 году, после ухода на покой игумении Платониды, 3 февраля 1863 года была посвящена епископом Костромским и Галичским Платоном (Фивейским; 1809 – 1877) в сан игумении, и поставлена в управление обителью.

В начале 1860-х годов Анастасиин монастырь переживал сложный период своей жизни. Несмотря на то, что жизнь монастыря, построенная на киновийных началах способствовала духовному росту сестер, здания монастыря ветшали, к тому же, были тесны для находившихся в них сестер. В 1863 году, кроме настоятельницы, в обители находилось 38 монахинь и 137 послушниц. Вышеупомянутые обстоятельства, побудили игумению Марию последовать рекомендации епископа Платона и ходатайствовать о передаче в ее управление разоренный стихийным бедствием Богоявленский монастырь.

02В 1863 году монастырь, разрушенный вследствие пожара 1847 года и лежавший в запустении, по ходатайству игумении Марии (Давыдовой) указом Святейшего Синода был объединен с Крестовоздвиженско-Анастасииным женским монастырем и, преобразованный из мужского в женский, стал именоваться Богоявленско-Анастасииным.

На ходатайстве, составленном игуменией Марией и отправленном в Синод епископ Платон написал: «К исполнению этого важного и трудного дела игумению Марию нахожу весьма способной по ее неутомимой ревности и деятельности, по отличному образованию, по опытному знанию нужд и потребностей монастырских и по тому уважению, каким она пользуется в Костромской епархии».

Четверть века игумения Мария отдала Богоявленско-Анастасииной обители. Внешнее благоустройство монастыря отнимало у нее много сил. Но не только заботилась она о возрождении монастырских зданий и стен - неустанно пеклась она и о внутренней жизни обители, не оставляла заботы о духовно-нравственном состоянии вверенных ее попечению сестер.

03Священник Богоявленско-Анастасиина монастыря Александр Красовский[2] вспоминал: «Для назидания сестер она часто читала извлечения из св. отец в церкви, и в трапезе. Она требовала, чтобы богослужение совершалось неспешно, благолепно и назидательно, - чтобы церковное чтение было ясное и вразумительное, пение было истовое и умилительное. В управлении она была строга, взыскательна, но и милостива, если видела в виновных искреннее раскаяние и исправление жизни. По отношению к себе она была весьма строга и чрезвычайно деятельна. Весьма часто за делами своих монастырей она проводила целые ночи и к утрене шла в церковь. Поистине она была для вверенной обители образ словом, житием, любовью, духом, верою и чистотою»[3].

Знавшие ее, и видевшие труды матушки Марии по возрождению монастыря современники свидетельствовали - истощая свои силы в служении Богу и ближним, матушка настоятельница не заботилась ни о чем для себя личном.

04Под руководством игумении Марии древняя обитель восстанавливалась и благоукрашалась. К Богоявленскому собору было пристроено обширное здание «нового собора» из красного кирпича; величественный соборный храм, в котором собору XVI века отводилась роль алтаря, стал именоваться также Богоявленско-Анастасииным – в честь Богоявления и во имя преподобномученицы Анастасии Римляныни, небесной покровительницы Анастасииного монастыря. В 1867 году в усыпальнице собора был устроен небольшой храм, посвященный преподобному Сергию Радонежскому и святому великомученику Никите (небесному покровителю основателя Богоявленской обители). В шестидесятые-восьмидесятые годы XIX века строения монастыря были полностью восстановлены или отстроены заново. К началу ХХ века Богоявленско-Анастасиин женский монастырь стал центром церковного социального служения: здесь действовали училище для девиц из бедных семей, курсы сестер милосердия Красного Креста и первая в России монастырская лечебница для сельского населения. Кроме келий для инокинь, в обители были устроены иконописная, золотошвейная и иные мастерские.

05

Священник Александр Красовский ставший свидетелем ее жизни и трудов вспоминает: «Для души, горевшей любовью к Богу и ближним, созерцательная монашеская жизнь казалась (ей) недостаточною: она устремилась к общественной благотворительности. Для сего она учреждает училище для девиц преимущественно из духовного звания. Раскрыть и образовать силы души, дать им направление в духе христианского благочестия, - вот к чему стремилась почившая в деле воспитания детей. Мало сказать, что она была для многих из своих питомиц матерью: она была для них больше, чем мать. Матери этих детей не могли и не сумели бы сделать то, что она делала для них. Какою любовью она окружала всех воспитывающихся под ее руководством, с каким вниманием относилась и к внешнему и к внутреннему нравственному их состоянию. Как заботливо следила за развитием их сил и характеров! Счастье питомиц ее было заботой ее сердца и тогда, когда они оставляли училище и выходили на поприще жизни. Как, бывало, радовалась она, получая утешительные сведения о бывших своих воспитанницах, и как глубоко огорчалась, если жизнь которой-нибудь из них складывалась не особенно удачно! При этом она употребляла с все зависящие от себя средства, чтобы устранить эти неудачи»

06Пожар, произошедший в 1887 году в Богоявленско-Анастасиином монастыре и практически в одночасье уничтоживший то, что создавалось многолетними трудами, нанес казалось бы, непоправимый ущерб монастырю, после которого он снова вряд ли возродится. Однако, матушка довольно быстро сумела найти благотворителей и начать ремонт обоих монастырских комплексов – Крестовоздвиженского (где располагалось значительная часть благотворительных заведений) и Богоявленско-Анастасиина. И вновь монастырь был возрожден! Как уже говорилось, матушка могла сочетать великую гармонию делах как хозяйственных, так и духовных. Хлопоты по устроению монастырской жизни и возрождению монастырей подорвали ее здоровье.

07Передаем слово священнику Александру Красовскому: «Наконец – кто исчислит все дела ее тайного милосердия! Сироты, нищие, больные, страждущие, обиженные – все в ней находили матерь, благодетельницу, защитницу и покровительницу; для всех знающих ее, она была мудрая советница и руководительница жизни … В постоянных трудах, неуклонном исполнении своего долга она встретила и запад своей жизни. Да воздаст же тебе Господь, верная раба Его по слову Своему: «иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небесном (Мф. 5:19). Ей, глаголет Дух: да почиют от трудов своих; дела бо их ходят в след с ними» (Откр. 14:15).

Едва оправившись от одной тяжелой болезни, она – в конце августа 1888 года – заболела вновь. С середины декабря она слегла и больше уже не вставала.

Приготовление игумении к кончине, как пишут очевидцы, было не менее поучительно для сестер монастыря, чем вся ее долгая жизнь.

Священник Александр Красовский так описывает предсмертные приготовления матушки: «Игумения привела в порядок все свои монастырские дела и затем стала приготовляться к смерти, как истинная христианка».

Незадолго до смерти игумения Мария приняла благословение от новоназначенного епископа Костромского и Галичского Августина (Гуляницкого), который впоследствии говорил: «Свидание это навсегда пребудет незабвенным для меня и полным глубокого смысла и назидания».

В последние недели болезни она причащалась Св. Таин почти ежедневно и была соборована. 22 января выслушала канон на исход души от тела, простилась со священнослужителями монастырей, благословила сестер обителей, многим из них преподала свое наставление, простилась со многими своими знакомыми, просила у всех молитв о себе.

28 января, в 9 часов вечера после чтения канона на исход души она заснула глубоким, тихим и безмятежным сном, во время которого мирно, без страданий почила.

«Воистину, братие, - восклицает о. Александр Красовский, - эта кончина – кончина праведницы! Дай Бог и каждому из нас умереть так, как умерла она. Блаженни мертвии, умирающие о Господе!»

Погребли игумению Марию в усыпальнице восстановленного ею Богоявленско-Анастасииного собора. Над местом ее погребения устроена сень, и нынешние сестры монастыря благоговейно чтят память матушки настоятельницы.

Имеются свидетельства чудесной помощи, приходившей после обращения к молитвенному ее посредничеству перед Богом.

 


[1]   Крестовоздвиженский женский монастырь г. Костромы. Основание обители относится к концу XIV в. Монастырь упоминается в 1417 г. и называется Ризоположенским-Анастасьиным. В 1764 г. упразднен, но снова открыт в 1775 г. под названием Крестовоздвиженского-Анастасиина. В 1864 г. монахини переведены в Богоявленский монастырь. В монастыре осталось несколько монахинь, но монастырь был в управлении у Богоявленского. Храмов два (постр. в конце XVII в.): 1) в честь Ризоположения Пресвятой Богородицы, с приделами: правым в честь Входа Господня в Иерусалим, левым - в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Архистратига Михаила; 2) Сретенский, с приделом во имя Василия Великого. Ближайшие церкви: Христорождественская на Суле и Петропавловская. Храмы монастыря разрушены в середине 1930-х.

[2] Член Духовной Консистории – протоиерей Костромского Богоявленского Анастасьинского женского монастыря кафедрального собора Александр Иоаннович Красовский. Он же состоял товарищем председателя Костромского Александровского православного братства. Член духовной консистории, член Костромского комитета православного миссионерского общества.

[3] Свящ. Александр Красовский. Настоятельница Костромского Богоявленско-Анастасиина девичьего монастыря, Игумения Мария (Давыдова). (Некролог). Костромские Епархиальные Ведомости.1889. №5.С 5-12.

 

Храмы и монастыри

Две рязанские обители

Предисловие

Первые Григоровы-рязанцы – младшие потомки испомещенного Великим князем Московским Иоанном 111 Васильевичем в 1495 году по Можайску Василия Иванова сына Григорова, не получившие доли в родовом поместье.

Подробнее...

Святые и Святыни

Епископ Кинешемский Вениамин

Почетный член и первый председатель Костромского отделения Императорского Православного Палестинского общества викарий Костромской епархии, епископ Кинешемский Вениамин (Платонов, возглавлял Костромское отделение ИППО с 1898-1905гг.)

Епископ Кинешемский Вениамин (Платонов Василий Николаевич; г. р. 1817, Курская губ.- ум. 13.06.1905, Ипатьевский Костромской мон-рь) происходил из семьи священника. В 1841 г. с отличием окончил Курскую духовную семинарию, в 1841-1845 гг. учился в Киевской духовной академии, обучение в которой завершил по 1-му разряду. В январе 1846 г. удостоен степени магистра богословия. С 1845 г. помощник ректора Курской ДС.

Подробнее...

Статьи

Запад и Восток: Разница менталитетов

Аннотация: Разница менталитетов, характеров, взглядов Запада и Востока кроется в разнице духовных измерений. Чтобы понять друг друга необходимо раскрыть те духовные истины, которые всегда лежали в основе славянской, русской души – а именно - жажда неземной истины. Чтобы государство стало Родиной, русский человек наполняет государственнообразующую идею Москвы как Третьего Рима духовной идеей небесного, второго Иерусалима, в основе которого лежит Евангельский идеал.

Ключевые слова: Закон, благодать, государство, земля, собор, Церковь.

Annotation: Abstract: the Difference of mentalities, characters, views of the East and West lies the difference in the spiritual dimension. To understand each other is necessary to reveal those spiritual truths that have always been the Foundation of Slavic, Russian soul - and it is the desire of heavenly truth. To the state became the Homeland, the Russian man fills государственнообразующий the idea of Moscow as the Third Rome spiritual idea of heaven, the second Jerusalem-based Evangelical ideal.
Keywords: Law, grace, the state, the earth, the Cathedral, the Church.

Подробнее...