| | vivaspb.com | finntalk.com

Молодежь XXI века. Духовная безопасность. Ценности и идеалы.

Автор: Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия. Костромская епархия.. . Опубликовано в Статьи

«Сторож! сколько ночи?
Приближается утро, но еще ночь».

(Ис.21,11-12).

Весь мир содрогнулся от известия из Америки о том, как 23-летний студент Чо Сен Ху убил 33 человека и ранил 30 человек сверстников. В своих оценках случившегося, многие указывали на психическую болезнь этого человека, жившего в не менее больном обществе. У нас, в России наблюдается не менее страшная картина духовного обнищания, духовной трагедии молодого поколения, а вместе с тем и общества, живущего двойными стандартами. Стандартами внешнего благополучия, провозглашением успехов и достижений, вместе с тем ужасающей картиной духовно-нравственного заболевания общества, в первую очередь, его молодого поколения.

Обратимся к неумолимой статистике. В Костроме, 15-летние школьники, угрожая бейсбольной битой, напали, неподалеку от здания горпрокуратуры на 13-летнего подростка, отобрали у него 59 рулей. 49-летний нелюдь по кличке «Гитлер» из Иркутской области, представляясь врачом военного госпиталя, знакомился с ветеранами войны и предлагал им лечение. Приходил в квартиры жертв в белом халате, давал старикам снотворное и, пока те спали, грабил их жилища. Многие жертвы не просыпались: в Перми умерло двое ветеранов, в Чите – трое. Заметим, что СМИ, убаюкивая общественное мнение по поводу применения к страдающим от болезней людям эвтаназии (убийство в целях милосердия), опирается на мнение студентов юрфака, считающих «морально оправданным» убийство стариков, так мило воркующих о гуманизме по отношению к страдальцам. Опять обратимся к статистике. Чтобы удовлетворить свою похоть,18-летний житель Казани, состоящий на учете у психиатра, напал в подъезде, надругался и убил свою соседку, ученицу 2-го класса. 20-ти летний житель подмосковного Лепилино-Дулево В. Лепилин был арестован в связи с убийством 10-летнего школьника. Одноклассник Глеба Олег, получил от изверга несколько ножевых ранений, чудом выжил и находится в больнице. За последние 5-6 лет, в одном только Красноярске пропали без вести более 300 детей. МЫ красиво говорим об обществе милосердия, а между тем, не желая слышать крики детей, «уставшие» от работы медсестры из 15-ой екатеринбургской больницы заклеивали новорожденным младенцам рот пластырем. Прокуратура Волгоградской области предъявила обвинение трем врачам, которые, получив от бельгийской компании деньги, проводили исследование бельгийской вакцины на детях 1-2 лет. В Перми, пьяный отчим выбросил в окно 6 этажа своего 3-летнего пасынка, предварительно жестоко избив его. В Подмосковье пенсионерка «заказала» убийство своей 35-летней снохи и 12-летней внучки. За две жизни – 1 тыс. долларов. Цена вопроса - квартира, владеть которой хотела бабушка. В подмосковном Протвине, мать, опять же из-за решения проблем с жильем, попыталась убрать своего сына. За устранение проблемы в виде ребенка она была готова заплатить 3 тысячи рублей. В 2006 г. только в Костромской области было выявлено 814 безнадзорных детей и подростков. Показатель детской смертности -14.3 на тысячу новорожденных. Для примера в Японии -4,7, в Англии -7. Население нашей области сокращается ежегодно на 10 тыс. человек. Средняя продолжительность жизни мужчин в нашей области 56 лет, женщин 70,5. Это на 12 лет меньше, чем в США, на 8 чем в Польше, на 5 чем в Китае. Известна ужасающая статистика снижения рождаемости. Увеличение числа разводов и официально регистрируемых браков, рост внебрачной рождаемости и число неполных и проблемных семей, увеличение преступлений на семейно-бытовой почве.

На этом фоне, пустыми выглядят сводки Центробанка, золотовалютные резервы которого составляют 356.6 млрд. долларов. Налицо трагедия общества, где, мы видим, с одной стороны богатое государство, с другой трагедию личности.

Все эти данные приведены с целью показать, в каком обществе мы живем, и постараться совместными усилиями, конструктивным диалогом, найти пути выздоровления его болезней, ради будущего нашей Отчизны. Становится страшно оттого, что мы уже привыкли к этим сводкам. Мы не хотим замечать, как постепенно теряем человеческий облик. Как, увлекшись материальными благами, забыли о главных законах жизни, которые основываются на духовно-нравственных принципах. Мы не знаем и не соблюдаем не только юридические законы, но в первую очередь мы забыли те нравственные, духовные законы, которыми мы, люди, отличаемся от животных. Сотни раз в день с экранов телевизоров, с рекламных плакатов, со страниц журналов и газет красивые, здоровые модели призывают нас: «Купи!», «Владей!», «Бери!», «Выиграй!» И нам очень хочется взять – мощную красивую машину, элегантную одежду, путевку в райский уголок. И мы с завистью смотрим на них, довольных жизнью, проносящихся мимо нас в джипах. Смотрим на удачливых соседей, на героев сериалов, для которых заповеди «Не убий» и «Не укради» давно стали пустым звуком и цитатами религиозных мракобесов.

Если бы однокурсники корейского студента не игнорировали неадекватного парня, 33 человека остались бы в живых. Если бы у жертв иркутского «Гитлера» были более внимательные родственники или даже соседи, не случилось бы беды. И, наконец, если бы все они получили бы правильное духовно-нравственное воспитание, нам бы, смотрящим на все это глазами стороннего наблюдателя, жизнь не казалась бы такой скверной.

Молодость – благодатное время утра жизни человека, его становление и обучение. Формирование личности. Молодой человек сам, или исходя из опыта своих наставников, усваивает определенную сумму знаний, норм и ценностей, позволяющего ему быть полноправной частичкой общества. Потребность овладеть знаниями, стремление совершенствоваться и самоутверждаться, составляют неотъемлемое свойство молодой души. Молодости свойственно бескорыстно посвящать себя высокому служению. Молодые люди с надеждой смотрят на взрослых, стремясь перенять их опыт, желая получить от них ответы на свои недоуменные вопросы. Но часто взрослые вместо хлеба подают камень (Мф.7,9), предлагая вместо духовных идеалов земные ценности материального стяжания и стремление к деловому и общественному служению любой ценой. По данным социологического опроса, среди людей пенсионного возраста 21% респондентов согласились на то, чтобы их дети ради богатства были неразборчивы в средствах, а среди молодых людей 54% готовы поступиться моральными и нравственными принципами ради целей собственного обогащения. Ответственность за подобные умонастроения целиком лежит на взрослых, которые не могут предложить четких нравственных определений добра и зла. Воистину, по слову пророка: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иер.31,29). Новое поколение входит в общественную жизнь, оставаясь чуждыми культурному миру отцов и дедов, чуждыми истории традициям предков. В эпоху разрушения сложившегося привычного уклада жизни нарушилась схема передачи духовных ценностей. Сент-Экзюпери писал, что: «Великая внутренняя ценность передается не словами, а преемственностью любви. И от любви к любви люди передают это наследство. Но стоит лишь раз прервать эту связь, идущую от поколения к поколению, и любовь умирает… и ваше войско тогда лишь фасад опустевшего дома, который обрушится после первого удара». Без передачи духовной информации от поколения к поколению происходит деградация и разрушение личности. Подросток попадает в трагическую ситуацию. В которой, во-первых, он сталкивается с кричащими противоречиями окружающей жизни, во-вторых, не имеет надежного учителя, который бы помог разобрать в этих противоречиях. Он наблюдает рост социального неравенства, разрыв между официальными декларациями власти и повседневной практикой. Коррумпированностью властных структур, скандалами вокруг одиозных личностей, разрушение идеалов. Этому способствует неустойчивая экономика, нарастание криминального беспредела – все это отражается на мировоззренческом и моральном облике молодого поколения. В результате мы имеем фактор торможения процессов общественного развития, рост экстремизма, ксенофобии и преступности в молодежной среде, а с другой стороны – пассивность скептицизм, потребительское отношение к жизни как следствие ответной реакции молодежи на безразличие государства и общества к ее проблемам. А здоровое общество не может быть построено на идеалах капиталистической экономики и демократических законов. Общество сроится на идеалах любви, милосердия, жертвенности во имя высокой любви. Лозунг - «хлеба и зрелищ» - лозунг деградировавшей толпы, стадного инстинкта. Из истории мы знаем, чем закончилось следование этому лозунгу для Рима. Ведь не хлебом единым жив человек (Мф. 4,4). Через призму этих слов слышится голос ветхозаветного пророка Амоса, устами которого говорил Бог: «Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря и до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня и не найдут его (Ам. 8,12). И самые лучшие законы не помогут кривое сделать прямым и ложь заменить истиной. Сколько таких попыток было уже в истории человечества! Конфуций и Платон, Беркли и Компанелла, Марат и Робеспьер, Ленин и Рузвельт искали совершенную модель общества. Наша недавняя история яркое подтверждение вышесказанному. С 20 по 80-е годы XX века руками обезумевших людей уничтожались церкви и монастыри. Уничтожалось культурные пласты самобытной России. Совершилась страшная революция сознания. Все, что почиталось низменным, греховным и пошлым – стало чуть ли не Олимпом массовой культуры. К сожалению, в обществе нет согласия относительно целей воспитания, семья и школа не оказывают существенного влияния на формирование личности, предоставляя возможности молодому человеку самому находить ответы на его духовные искания. Предоставляя ему свободу выбора, вместе с тем, не научив обращению с предоставленной свободой, которая, в конечном итоге, превращается в произвол и бунт против ценностей общества. Бунт детей против фальшивых ценностей отцов, поиск учителей. Не для кого не секрет, что молодежь является сегодня выгодным товаром, на котором хотят нажиться: торговцы фальшивыми проектами всеобщего счастья и торговцы наркотиками, торговцы живым товаром и лжемессии религиозных сект - все стремятся купить молодых и подчинить их себе. Все хотят управлять руками молодых и неопытных, открытых и беззащитных. Подменяют подлинные идеалы и ценности служением страстям и греховным наклонностям. Они, эти «учителя», которым доверяет нынешняя молодежь, по слову апостола Павла, сами: «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… Они заменили истину Божию ложью и покланялись и служили твари вместо Творца» (Рим.1,21-25). И в этой погоне за лучшей жизнью многие молодые люди находят смерть. Таким образом, если мы хотим быть уверенными в созидательной роли молодежи в строительстве новой России, то, прежде всего, должны стремиться изживать кричащие противоречия действительности. А они изживаются, прежде всего, обращением к духовно-нравственным истокам. Ведь в каждом живет образ Божий и за внешним наносным подражанием дурному, скрывается прекрасная душа, лучшие свойства которой так ярко проявляются в экстремальных ситуациях: на армейской службе, в напряженной учебе, в помощи ближнему, попавшему в беду. Если кто-то из молодежи и падает в бездну греха, то ответственность за это, в первую очередь несут и старшие поколения. Общество пожинает плоды семидесятилетнего плена построения светлого будущего без Бога и Его святых заповедей любыми средствами. Мы испиваем горькую чашу за наши грехи, и горше всего приходится молодежи. Воистину «отцы ели горький виноград, а у детей на зубах оскомина». Много сил нужно приложить, чтобы исправить допущенные ошибки воспитания. Это кропотливый труд, который требует большого напряжения сил, и малейшее небрежение в области духовно-нравственного воспитания мгновенно оборачивается появлением на свет «потерянного поколения», которое способно стать источником социально-деструктивных явлений.

Мы должны подобрать слова, чтобы рассказать о той красоте и радости, которая открывается всякому, вступающему на путь духовной жизни.

 

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

Материалы к истории прославления преподобнаго Макария Желтоводского и Унженского

Ключевые слова: Прп. Макарий Желтоводский и Унженский, царь М. Ф. Романов, игумен Никита, патриарх Иоаким, архиепископ Симеон, обретение мощей.

Среди рукописей, хранящихся в ценном книжном фонде ЦИАМ, заметно выделяется «Костромская Вивлиофика», составленная действительным членом Императорского Общества истории и Древностей Российских, сотрудником общества Российской словесности, сотрудником комиссии Священного Синода об исправлении истории Российской иерархии, протоиереем Михаилом Диевым (1794-1866).

«Костромская Вивлиофика» - рукопись в лист, судя, по имеющимся на бумаге штемпелям, датируется 1846-1847 гг. Сборник содержит огромное количество неизвестной и малоизвестной информации из истории Костромы, Нерехты, Галича, Чухломы; сюда вошли копии грамот и челобитных, прошений, житий Костромских святых. Поражаясь разнообразию форм материалов рукописи, невольно возникает вопрос: использовали ли когда-нибудь исследователи материалы из этого кладезя информации, публиковали ли когда-либо документы из собрания М. Я. Диева?

Подробнее...

Статьи

Святитель Варлаам (Ряшенцев) костромской след

Имя владыки Варлаама (в миру Виктора Степановича Ряшенцева, 1878- 1942) нельзя назвать ни неизвестным, ни забытым. Только запрос в сети Интернет даёт свыше 1700 страниц ссылок на всевозможные сайты. Такую известность он приобрел из-за участия в так называемом «ярославском расколе», когда в ответ на известную «Декларацию» 16/19 июля 1927 г., направленную на фактическую поддержку безбожной власти, владыка 6 февраля 1928 г. в составе группы архиереев Ярославской епархии, возглавляемой митрополитом Агафангелом (1854-1928), подписал встречную декларацию об отделении от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского)[1].

Подробнее...