Яковлев Михаил Николаевич (1889 – 1980)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Родился 23 октября 1889 года в семье протоиерея в пос. Николо-Корба, Семеновской волости Кинешемского уезда Костромской губернии.

image001

Подпись к иллюстрации:  Иосифляне весной-летом 1929 года. 1 ряд (слева-направо): епископ Сергий (Дружинин), архиепископ Димитрий (Любимов), протоиерей Василий Верюжский. 2 ряд: протоиерей Никифор Стрельников, Николай Петровых, протоиереи Иоанн Быстряков и Викторин Добронравов, архимандрит Клавдий (Савинский). 3 ряд: протодиакон Михаил Яковлев, протоиерей Филофей Поляков, иподиаконы Андрей Кардев, Петр Сазонов, Андриан . Ленинград. Фото 1929 года.

image002

1911 г. Окончил Костромскую духовную семинарию.

2.11.1914 г. Рукоположен во диакона Благовещенской церкви г. Нерехты, где служил по 1916 г.

С 1916 служил в Петрограде в церкви Марии Магдалины при женском институте императрицы Марии Федоровны.

С сентября 1918 г. по январь 1920 г. – Николаевская церковь на Офицерской улице.

1920 – июнь 1923 г. – Церковь воскресения Христова у Варшавского вокзала.

В июне 1923 г. Назначен в Екатерининскую Екатерингофскую церковь.

В июле 1925 г. Назначен диаконом в Новодевичий Воскресенский монастырь г. Ленинграда.

image003

В октябре 1927 г. Переведен церковь св. Михаила Архангела в Малоколоменском. Возведен в сан протодиакона.

С октября 1928 по октябрь 1930 служил в Воскресенском соборе (Спас-на-крови) г. Ленинграда.

13 января 1931 г. арестован Коллегией ОГПУ по групповому делу «Истинно-Православных» (Ленинград 1931 г.), за «участие в контрреволюционной монархической церковной организации». Приговорен к 3 годам ИТЛ по стт. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Во время следствия содержался в Доме предварительного заключения в г. Ленинграде. После приговора направлен в Исправительно-трудовой лагерь.

После освобождения из лагеря в 1933 г. поселился в Малой Вишере Ленинградской обл., работал разнорабочим, дезинфектором в Красном Кресте, пастухом.

Во время войны оказался на оккупированной территории.

image004

В марте 1943 г. Примирился с Московской Патриархией, принес покаяние и был принят в лоно Православной церкви в сане протодиакона в Риге епископом Иоанном (Гаклавсом). Служил протодиаконом в г. Люблине Новгородской обл.

8 ноября 1943 г. переведен в г. Бауск в Латвии.

31 августа 1944 г. назначен в церковь св. Александра Невского в Риге.

С октября 1944 г. жил в Чехии, служил протодиаконом в г. Праге.

В 1952 г. вернулся в СССР.

С 18 марта 1952 г. Служил в Петропавловской церкви г. Валдай Новгородской обл.

16 апреля 1953 г. переведен в Павловский собор в г. Гатчину Ленинградской обл.

18 декабря 1964 г. почислен за штат. Проживал на покое в г. Гатчина. Скончался 1 июня 1980 г., похоронен на городском кладбище.

Публикации

1 Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 1999.С.35.

2 Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С.265.

3 Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с.С.265.

4 Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. С.163,186,323–324.

5 Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998.С.62,399. 

Документы

Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-83017. 

image005

Благовещенская церковь г. Нерехты — каменная, с такою же колокольнею (1713-1716);

Была построена в начале XVIII века, в 1930-е годы подверглась сильному разрушению — были уничтожены колокольня, апсида, ограда и завершения храма.

Архитектор С.А. Воротилов. Колокольня трехъярусная. В церкви первые 2 яруса квадратные в плане со скошенными углами, третий ярус в плане крестовый. Решетки парапетов этого яруса – полукруглой формы, с выносом наружу от плоскости стен. Выполненная в традициях барокко колокольня была украшена пилястрами, сложными профилированными карнизами.

Колоколообразная кровля была покрыта ромбовидной чешуей, а гурты – удлиненной полукруглой чешуей, напоминающей поток струящейся воды.

Престолов 3:

— во имя Благовещения Пресвятой Богородицы,

— во имя вмч. Георгия Победоносца

— во имя святителей Александра, Афанасия и Кирилла.

До наших дней церковь практически не сохранилась, на ее площади до недавнего времени находилось макаронное производство. В настоящий момент в церкви ещё идёт ремонт и многое надо сделать, но в приделе великомученика Георгия Победоносца уже второй год идут службы. Церковь ныне приписана к Тетеринской Свято-Успенской пустыни.

По материалам:С.В.Демидов,Е.В.Кудряшов "Нерехта",стр.40-46; "Памятники архитектуры Костромской области", 11 выпуск, стр.140-141.

 

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

Епископ Анатолий (Соколов, 1865 - 1942), бывший епископ Енотаевский, викарий Астраханской епархии, обновленческий митрополит Костромской

В миру Соколов Феодот Андреевич, родился 7 июня 1865 года в городе Ново-Быхов Быховского уезда Могилёвской губернии.

В 1887 году окончил Могилевскую духовную семинарию. Служил на приходе и одновременно состоял законоучителем Ново-Быховского церковно-учительского заведения. В 1890 году – надзиратель Оршанского духовного училища. В 1891 году возведен в сан иерея и назначен законоучителем Ново-Быховской церковно-учительской школы.

Подробнее...

Статьи

Значение подвига Новомучеников и исповедников Российских для современной церковной жизни

Впервые тема канонизации новомучеников и исповедников Российских в Русской Православной Церкви была затронута на Поместном Соборе 1988 года. Пусть и не совсем прямо, в выступлении митрополита Сурожского Антония прозвучали и слова о необходимости их прославления. Он сказал тогда: «Единственные люди, которые молчат о том, что только героическая верность и стойкость тысяч неизвестных людей спасла Церковь от совершенного разрушения - это мы. И мы могли бы хоть какой-нибудь фразой в нашем Послании, не говоря о новомучениках, не употребляя таких слов, которые, может быть оскорбят чей-то слух, указать на то, что мы благодарим Бога, что за все ХХ столетие в Русской Православной Церкви оказались свидетели веры, которые до крови, до плахи, до жизни, до муки сумели остаться верными Христу, Который искупил их и спас, и этим они прибавили к сиянию и святости в Русской Церкви».[1] По тем временам это были смелые слова, проблему гонения на Церковь со стороны безбожной власти было принято обходить. И это был уже шаг на пути к Архиерейскому собору 2000 года, официально прославившему новомучеников и исповедников Российских.

Подробнее...