| | vivaspb.com | finntalk.com

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтинский женский монастырь

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

troice-sypanovСело Троица близ города Нерехты.

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нехтский монастырь был основан во торой половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Преподобный родился во Владимире, в то время столице великого Владимирского княжества, в семье священника Никольской церкви Игнатия, его мир-кое имя — Иаков. Согласно житию, преподобный принял монашество очень рано — в 12 лет — во владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Невский.

Через несколько лет митрополичий наместник Алексий рукоположил его в сан диакона. После ого как Алексий стал в 1353 году митрополитом Московским, он основал вблизи Владимира монастырь во мя святых Константина и Елены, чьим настоятелем он поставил преподобного Пахомия. Через какое-то время подвижник решает уйти в пустыню там основать новую обитель. Он уходит в костромские пределы, в город Нерехту, в окрестностях которой он нашел подходящее место. Этим местом стало городище у речки Гридевки, как сказано в житии Пахомия, «званное от древних человек Сыпаново» (вероятно, в древности на нем находилось языческое святилище). По благословению московского святителя Алексия преподобный Пахомий основал здесь небольшой Троицкий монастырь, бывший одним из самых первых, посвященных Святой Троице после Троице-Сергиева монастыря, основанного Преподобным Сергием Радонежским. В житии Пахомия не говорится о его знакомстве с Преподобным Сергием, но по самому факту посвящения обители мы по праву можем отнести его к числу последователей и учеников великого Радонежского игумена. При помощи местных жителей преподобный Пахомий построил Троцкий храм, кельи и другие строения. будучи иконописцем, он сам написал храмовую икону Святой Троицы. Преподобный Пахомий скончался 21 марта 1384 года и был погребен возле алтаря построенного им храма.

Вплоть до XVII века все постройки монастыря были деревянными. Основу его ансамбля составляли два храма. Один — посвященный Животворящей Троице, и другой — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Большое каменное строительство в обители началось во 2-й половине XVII века при игумене Харалампии (1669-1690). В 1675-1676 годах взамен старого деревянного возвели пятиглавый, бесстолпный, трехапсидный Троицкий собор. При рытье рвов для фундаментов 5 мая 1675 года были обретены мощи основателя монастыря, над местом упокоения которых возвели придел во имя преподобного Пахомия. В 1679-1686 годах была построена теплая Покровская церковь, в 1683-1684 годах — шатровая колокольня, в 1676-1689 годах — игуменская и братские кельи, Святые ворота, большая часть ограды, ряд хозяйственных построек. Таким образом, к концу XVII века в обители возник замечательный каменный ансамбль, относящийся к эпохе расцвета самобытного русского зодчества.

В 1764 году, во время монастырской реформы, Троице-Сыпанов монастырь вблизи Нерехты, как и вели кое множество других русских обителей, был упразднен и обращен в приходскую церковь. Во второй полови не XVIII века за ненадобностью часть строений (Покровская церковь, кельи, хозяйственные постройки) была разобрана. От прежнего ансамбля до наших дней дошли лишь Троицкая церковь с колокольней, Святые ворота и часть стен с двумя угловыми башнями. В XVIII-XIX веках Троицкий храм служил приходской церковью, главной святыней которой оставались покоящиеся под спудом мощи преподобного Пахомия. В 1832-1865 годах священником Троицкой церкви служил протоиерей о. Михаил Диев (1794-1866) - крупнейший знаток церковной истории края, ставший первым историком Пахомиевой пустыни. При нем в 1830-1834 годах старый придел во имя преподобного Пахомия был расширен и перестроен в стиле классицизма по проекту костромского архитектора П. И. Фурсова. В это же время с запада к церкви пристроили обширную трапезу, объединившую храм с колокольней в одно целое.

В конце XIX века в Троицкой церкви служил священником о. Николай Новосельский, ставший достойным продолжателем исторических трудов о. Михаила Диева (опубликованная им большая работа по истории Сыпанова — и монастыря, и приходской церкви — является подлинной летописью этого места).

Постройки монастыря. В 1679-1686 годах была построена теплая Покровская церковь, в 1683-1684 годах — шатровая колокольня, в 1676-1689 годах — игуменская и братские кельи, Святые ворота, большая часть ограды, ряд хозяйственных построек. Таким образом, к концу XVII века в обители возник замечательный каменный ансамбль, относящийся к эпохе расцвета самобытного русского зодчества.

В 1764 году, во время монастырской реформы, Троице-Сыпанов монастырь вблизи Нерехты, как и вели кое множество других русских обителей, был упразднен и обращен в приходскую церковь. Во второй полови не XVIII века за ненадобностью часть строений (Покровская церковь, кельи, хозяйственные постройки) была разобрана. От прежнего ансамбля до наших дней дошли лишь Троицкая церковь с колокольней, Святые ворота и часть стен с двумя угловыми башнями. В XVIII-XIX веках Троицкий храм служил приходской церковью, главной святыней которой оставались покоящиеся под спудом мощи преподобного Пахомия. В 1832-1865 годах священником Троицкой церкви служил протоиерей о. Михаил Диев (1794-1866) - крупнейший знаток церковной истории края, ставший первым историком Пахомиевой пустыни. При нем в 1830-1834 годах старый придел во имя преподобного Пахомия был расширен и перестроен в стиле классицизма по проекту костромского архитектора П. И. Фурсова. В это же время с запада к церкви пристроили обширную трапезу, объединившую храм с колокольней в одно целое.

После революции закрытие древнего храма в Сыпанове с его святыней — мощами преподобного Пахомия Нерехтского — являлось только вопросом времени. Однако именно последний период жизни храма отмечен событиями, навсегда вошедшими в историю Костромской епархии.

В 1935 году священником Троицкого храма стал о. Василий Разумов (1879-1937). Только что вышедший из заключения в лагере, он был назначен на приход в селе Троице управляющим Костромской епархией архиепископом Никодимом (Кротковым). После его назначения на службы в Троицкий храм стало ходить не бывало большое количество людей (до этого церковь какое-то время находилась в руках обновленцев, и в неё ходили немногие). В 1936 году, когда власти попытались сбросить коло кола с колокольни Троицкой церкви, местные жители во главе с о. Василием не дали совершиться этому преступлению. Архиепископ Костромской и Галичский Никодим очень ценил о. Василия: в 1936 году он дважды посещал село Троицу, в ноябре 1936 года наградил священника наперсным крестом. В ночь с 3 на 4 декабря 1936 года святитель Никодим был арестован в Костроме. Узнав об этом, о. Василий Разумов решился на поразительный по своему мужеству поступок. В течение нескольких месяцев он возглашал на всех службах: «Еще помолимся о заключенном нашем архиепископе Никодиме». С православной точки зрения поминовение любого заключенного является совершенно нормальным делом. Но сам только недавно вышедший из заключения, о. Василий прекрасно сознавал, на что он идет, публично молясь об арестованном святителе. 5 августа 1937 года, сразу после окончания службы, на глазах еще не разошедшихся прихожан он был арестован прямо в храме. Священника о. Василия Разумова расстреляли 21 сентября 1937 года. Святитель Никодим, за которого молились о. Василий и его прихожане, скончался в ярославской тюрьме 21 августа 1938 года. 27 марта 1995 года он был при числен к лику святых, став первым костромским святым XX века. В не далёком будущем предполагается причисление к лику святых и местночтимого священномученика Василия Разумова.

Лишенная священника церковь вскоре была закрыта и подверглась разгрому. В мае 1944 года верующим Нерехты удалось добиться разрешения перенести из неё большую икону с изображением преподобного Пахомия, служившую крышкой гробницы святого, в единственный из семи храмов города, избежавший закрытия, — Крестовоздвиженскую кладбищенскую церковь. Очевидцы помнят этот поразительный крестный ход, в котором участвовали почти одни женщины: ведь шла война, и до ее окончания оставался еще целый год! Впереди процессии несли икону преподобного Пахомия, на которой он был изображен во весь рост, и казалось, что святой идет вместе с людьми.

В послевоенное время церковное здание в селе Троица использовалось

в качестве склада, затем склад отсюда вывели, и величавый храм, хранивший в себе мощи последователя и уче ника Преподобного Сергия Радонежского (к счастью, в советское время они не были вскрыты), постепенно превратился в руины...

Возрождение этого святого места началось 28 мая 1990 года в Пахомиев день, когда из Нерехты сюда впервые со времен революции пришел многолюдный крестный ход во главе с епископом Костромским и Галичским Александром, отслужившим молебен у руин храма. Через три года здесь было решено возобновить монастырь, но уже в качестве женской обители. В апреле 1993 года сюда прибыла первая группа насельниц во главе с игуменьей Алексией, на чьи плечи лег подвиг возрождения древней обители. 22 июля 1994 года в истории возрождающегося монастыря произошло важное событие: его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, поклонившийся мо щам преподобного Пахомия.

 

Святыни монастыря:

- святые мощи преподобного Пахомия Нерехтского;

- чудотворная Владимирская-Нерехтская икона Пресвятой Богородицы;

- святой источник преподобного Пахомия.

 

Адрес: Костромская область, г. Нерехта, с. Троица.

 

Храмы и монастыри

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

село Ножкине близ города Чухломы

Этот монастырь на берегу Чухломского озера был основан во второй половине XIV века одним из наиболее выдающихся учеников Преподобного Сергия Радонежского — преподобным Авраамием Галичским и Чухломским.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архимандрит Поликарп (Будаква, 1926-1996)

Николай Леонтьевич Будаква родился 12 декабря1926 г. в с. Доброволье Близнецовского р-на Харьковской области в крестьянской семье. В 1934 г. отец скоропостижно скончался, и мать воспитывала сына одна. В 1941 г. он окончил семь классов школы.

Подробнее...

Статьи

Религиозное «диссиденство» как явление духовного возродения в СССР в 60-80-х годах XX века

Аннотация. В статье дан анализ такому явлению 60-80-х годов ХХ века как «религиозное диссидентство». Средой, в которой возникло диссидентство стала интеллигенция, которая в 60-х годах начала открывать для себя русскую культуру. Через духовные искания образованные люди пришли в Церковь, нашли Бога, и не смогли смириться с давлением государства, провозгласившего своей идеологической платформой атеизм и борьбу против религии и выражавшегося в форме закрытия храмов, запрещения свободного проявления религиозных чувств, подавлении прав и свобод личности и т.д.

Ключевые слова: диссидентство, Патриархия, возрождение, интеллигенция, атеизм, верующие, культура.

«RELIGIOUS «DISSIDENS» AS A PHENOMENON OF SPIRITUAL REVIVAL IN THE USSR IN THE 60-80s OF THE XX CENTURY».
Archpriest Dmitry I. Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate postgraduate them saints Cyril and Methodius.

Annotation. The article analyzes the phenomenon of the 60-80s of the XX century as «religious dissidence». Environment, in which there was a dissidence intelligentsia, which in the 60s began to discover Russian culture. Through spiritual quest educated people come to Church, have found God, and could not reconcile with the pressure of state, declared its ideological platform for the struggle against atheism and religion, and which was expressed in the form of the closure of churches, the prohibition of free expression of religious feelings, suppression of the rights and freedoms of the individual etc.

Keywords: dissidence, Patriarchy, revival, intellectuals, atheism, believers,culture.

Подробнее...