| | vivaspb.com | finntalk.com

Романовская церковно-приходская школа в Костроме

Автор: О.В. Горохова . . Опубликовано в Статьи

Подготовка к празднованию 300-летия Дома Романовых в Российской империи началась задолго до юбилея и широко освещалась как центральными, так и местными периодическими изданиями, сообщавшими о повсеместной установке памятников, учреждении юбилейных наград, выходе в свет новых книг о династии и пр. Костромские газеты 1910-х годов, кроме того, регулярно помещали хронику строительства Романовского музея, ремонта Ипатьевского монастыря и подготовки площадки для памятника 300-летию династии, но одно событие, связанное с юбилеем, осталось незамеченным.

11 августа 1911 года епископ Костромской и Галичский (16.06.1905-11.07.1914) Тихон (Василевский Николай Павлович) (01.05.1867-17.07.1926) [8, т. VI, с. 292-293; 11, т. 2, стб. 2167] ходатайствовал перед Синодальным училищным советом об отпуске денежных средств на строительство в Заречье школы для сирот духовного звания.

Не прошло и года, как Синодальный училищный совет 11 апреля 1912 года ответил Костромскому епархиальному училищному совету, что в ознаменование исполняющегося в 1913 году 300-летия царствующего Дома Романовых им постановлено по проекту, составленному членом Синодального училищного совета, художником-архитектором Козловым и одобренному к исполнению техническо-санитарным комитетом хозяйственного управления Святейшего Синода, устроить при костромском Ипатьевском монастыре церковно-приходскую школу и на ее строительство отпустить в распоряжение Костромского епархиального училищного совета из специальных издательских средств Синодального училищного совета 8940 руб. 60 коп.

Месяц спустя Костромской епархиальный училищный совет образовал строительную комиссию (председатель – протоиерей Александр Крутиков, члены комиссии – священники Иоанн Аделфинский и Михаил Звездкин) и 12 мая 1912 года заключил контракт на строительство школьного здания с подрядчиком – крестьянином деревни Крюково Березниковской волости Нерехтского уезда Петром Ивановичем Новиковым, односельчанином и, по всей видимости, родственником главного маршала авиации (1944) и дважды Героя Советского Союза (1945) Александра Александровича Новикова (1900-1976).

Контракт предусматривал возведение не позднее 1 сентября 1912 года «деревянного на каменном фундаменте одноэтажного здания для одноклассной ЦПШ при Ипатиевском монастыре согласно проекту и смете архитектора Козлова, утвержденным технико-строительным комитетом хозяйственного управления Святейшего Синода от 6-27 февраля 1912 года за № 60, кроме работ по штукатурке и побелке стен и потолка» за подрядную сумму 7000 руб. [3, л. 6. 37-39 об.]

В приложенном плане помимо помещений для учителя и сторожа значились классная и спальная комнаты и рекреационный зал для учеников (позднее, во время I Мировой войны, выяснилась также необходимость устройства общежития для 20 беспризорников). Правление Ипатьевского монастыря со своей стороны уведомляло, что от монастыря ученики новой школы будут снабжаться водой, обедом, ужином и баней, за исключением мыла, а от архиерейского дома – чаем, сахаром, белым хлебом и мойкой белья [3, л. 51-51 об.].

Перед началом учебного 1912/1913 года последовало «Объявление от Епархиального Попечительства к сведению родителей и опекунов беднейших детей – сирот духовного звания:

При Костромском Ипатьевском монастыре, в память исполняющегося 300-летия царствования Августейшего Дома Романовых, с 15 сентября сего года открывается Романовская одноклассная церковно-приходская школа. При ней будет устроено общежитие на 15 мальчиков с бесплатным пищевым довольствием для них. На означенные 15 вакансий предположено принимать беднейших сирот духовного звания, о чем и уведомляются родители и опекуны с пояснением, что прошения о приеме детей-сирот в общежитие при школе следует присылать в Епархиальное Попечительство и к прошению должны быть приложены метрическая выпись от приходского причта и сведения об имущественном состоянии от благочинного»[9, с. 304-305].

В октябре того же года Костромским епархиальным училищным советом была сформирована библиотека Романовской церковно-приходской школы на – основе книг, рекомендованных и централизованно рассылавшихся Синодальным училищным советом для новооткрытых церковно-приходских школ и содержавших 187 наименований книг религиозного и 172 наименований книг исторического и художественного содержания (в том числе Жития святых, произведения М.Н. Загоскина, К.В. Лукашевич, Д.В. Григоровича, С.Т. Аксакова, С.Д. Арсеньевой, А.-Э. Брэма, детский журнал «Солнышко», популярная серия «Книжка за книжкой» и др.)[5, л. 8-9 об., 10-11 об.].

Список книг, направленных Романовской церковно-приходской школе Костромским епархиальным училищным советом (347 названий в 232 экземплярах) и полученных 18 декабря 1912 г. заведующим школой Михаилом Звездкиным является, т.о., каталогом библиотеки Романовской ЦПШ [2, л. 25-29].

Костромское православное Федоровско-Сергиевское братство, озабоченное борьбой с расколом и сектантством в Костромской епархии и распространявшее книги, брошюры и листки противораскольнического и противосектантского содержания, со своего центрального склада при Костромской духовной семинарии также направило Романовской церковно-приходской школе свою литературу (такие издания, как «150-летие Костромской духовной семинарии», «Изъяснения всенощного бдения», «Училище благочестия», «Библейские рассказы», «Правда о Толстом», «Христианство в Японии», «Басни и баснописцы», «Родное слово», рассказы и пр. – всего 63 названия) и счет на 25 руб. 70 коп.[2, л. 1-2 об.] (в КЕВ – на 28 руб. 70 коп.[10, с. 13]).

И, соответственно, с самого открытия ЦПШ для ее учеников и учителей и всего Костромского епархиального училищного совета наступила ответственная пора. «Особливое место в ряду обычных праздников занимают юбилейные дни текущего года. Много труда в преддверии их выпало на долю костромских городских и ближайших к ним школ. Ежевоскресно, а в конце года ежедневно, устраивались в них спевки, довольно часто – сводные уроки гимнастических упражнений, разучивались стихотворения, читались статьи, имеющие отношение к предстоящим торжествам … 14 марта, в день вступления на престол Михаила Федоровича, после литургии был устроен исторический вечер, на котором в присутствии Архиепископа Тихона и Преосвященного Амвросия, Епископа Михайловского, соединенным хором учащихся церковных школ было исполнено несколько священных песнопений и патриотических гимнов… Вечер закончился раздачей книг «Царствование Дома Романовых» и образков Феодоровской Божией Матери»[7, с. 422].

«Истории Царствующей династии Романовых в отчетном году во всех школах было отведено видное место, так что … дети во всех школах были подготовлены у сознательному участию в юбилейном праздновании 300-летия Дома Романовых. Особенно это надо сказать о школах г. Костромы и тех сельских, которые удостоились лицезреть Государя … Военный строй и гимнастика преподавались во всех школах Костромы и некоторых сельских. В костромских школах занятия проводились унтер-офицерами Пултусского пехотного полка под руководством штабс-капитана Оссовского. В школах, готовящихся к юбилейным торжествам, имели место сводные уроки военного строя с деревянными ружьями… К весне хор учащихся, путем ежедневных напряженных усилий, был доведен до возможного совершенства и окончательно был приготовлен в сретение Государя»[7, с. 401-404, 423], – повествовал епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ Костромской епархии.

Перед юбилейными торжествами проводились репетиции общего хора школьников, в который вошли 350 человек из числа учащихся всех городских школ, и около 250 учащихся Нерехтского и Кинешемского уезда. Сводный хор школьников составил ок. 600 певцов, – подтверждал «Поволжский вестник»[6, с. 4].

Порадовать своим искусством высочайших особ сводному хору, однако, не довелось. В первый день визита хористы были расставлены «шпалерами по обеим сторонам Царского пути»[1, с. 77] и лишь однажды подали голос, когда «восторженными криками провожало Костромское Дворянство своих дорогих АВГУСТЕЙШИХ Гостей. Крики эти моментально подхвачены были стоявшими по пути следования ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ воспитанниками и воспитанницами учебных заведений Костромской губернии»[1, с. 91-92]. И на следующий день «к линии войск примкнули и спустились по Ильинскому спуску к реке Волге, вплоть до городской Царской пристани, шпалеры воспитанников средних и нисших учебных заведений Костромской губернии, каждое училище с своим значком и под командой своих учителей… Сквозь гущу всей многотысячной народной массы, от пристани – вверх по Ильинской улице, до Соборной площади, виднелась узкая линия Царского пути, окаймленная двумя тонкими белыми лентами – шпалерами потешных с ружьями, воспитанников различных учебных заведений Костромской губернии. Сменяясь один другим, по обе стороны пути следования ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ стояли отряды гимназистов, реалистов, учеников городских школ и, примыкая уже к настоящим войскам, молодецки выровнялась сводная рота потешных (также учащихся) Северных железных дорог, в защитного цвета рубахах, с ружьями и собственным оркестром… По всему пути следования ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА были поставлены шеренги из учащихся в учебных заведениях Костромской губернии, при стягах и хорах музыки. По Борисоглебскому спуску были расположены воспитанницы Костромской женской учительской семинарии и часть учащихся женских Костромской губернии церковно-приходских школ. На площади пред губернаторским домом также были размещены учащиеся церковно-приходских школ»[1, с. 103-104, 106, 140]. Лишь «во время пребывания ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА в саду Костромского губернатора, расположенныя шпалерами перед губернаторским домом, воспитанницы женской учительской семинарии и церковно-приходских школ Костромской губернии исполняли русский народный гимн «Боже, Царя храни!» и «Славься, славься, наш Русский царь»[1, с. 164].

Затем «ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР и ИХ ИМПЕРАТОРСКИЯ ВЕЛИЧЕСТВА Великия Княжны ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА, ТАТИАНА НИКОЛАЕВНА, МАРИЯ НИКОЛАЕВНА и АНАСТАСИЯ НИКОЛАЕВНА, при громких восторженных кликах стоявших вокруг на далекое разстояние учащихся начальных школ и громадных масс собравшегося народа, изволили направиться через Нижнюю Дебрю на территорию Костромской губернской земской Выставки … Громогласное «ура»», единодушно вырвавшееся из уст всех собравшихся в Кустарном павильоне лиц, сопровождало тост Б.Н. Зузина. Громкие, несмолкаемые клики услышаны были за стенами павильона и, мгновенно подхваченные учащимися и пребывавшими на Выставке лицами, перекатились и на улицу, заполненную тысячными толпами народа, и долго, не переставая, оглашали окрестности выставочной территории. В ответ на этот тост ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ богоугодно было поднять бокал за преуспеяние и процветание Костромского края, успехи которого в достаточной степени характеризуются настоящей Выставкой, а также и за устроителей и хозяев Выставки. Новый взрыв неподдельно восторженных восклицаний сопровождал слова Державнаго АВГУСТЕЙШАГО Посетителя Выставки»[1, с. 187, 199-200].

Именное название, одним словом, ни особого внимания высочайших особ, ни каких бы то ни было привилегий Романовской ЦПШ не принесло. Она по-прежнему осталась на скромном содержании Костромского епархиального училищного совета и – несмотря на название – не являлась ни приходской, ни монастырской [3, л. 1]. Ее учителем состоял псаломщик Богородице-Феодоровской церкви при костромском тюремном замке (с сентября 1913)[13, с. 376] Александр Заболотский [3, л. 11; 4, л. 15], а заведующим и законоучителем (до сентября 1916 года) – священник Успенской церкви Андреевской слободы, что близ Ипатиевского монастыря, Михаил Звездкин [3, л. 2; 4, л. 1], 21 февраля 1913 года награжденный камилавкой [12, с. 92] и 1 сентября того же года утвержденный членом управления епархиального свечного завода в Ипатьевском монастыре [13, с. 436]. В последнем учебном 1916/1917 году законоучителем Романовской ЦПШ был иеромонах Ипатьевского монастыря Иоанн [4, л. 1].

 

Список источников

 

1.Виноградов Н.Н. Празднование трехсотлетия царствования Дома Романовых в Костромской губернии 19-21 мая 1913 года / сост. Н.Н. Виноградов; изд. КГУАК.- Кострома: Губ. тип., 1914.- 234 с.: ил.

2.Государственный архив Костромской области. Ф. 438. Оп. 1. Д. 1099.

3.ГАКО. Ф. 438. Оп. 1. Д. 1193.

4.ГАКО. Ф. 438. Оп. 1. Д. 1226.

5.ГАКО. Ф. 438. Оп. 1. Д. 1654.

6.К организации хора школьников на предстоящих торжествах // Поволжский вестник.- Кострома, 1913.- № 2027.- С. 4.

7.Казанский К. Отчет о состоянии церковных школ Костромской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1912/13 уч. г. // Костромские епархиальные ведомости.- Кострома, 1914.- № 15.- Отд. оф.- С. 420-440.

8.Мануил [Лемешевский В.В.], митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно).- Эрланген, 1979-1989.- Т. I-VI .

9.Объявления от учреждений и лиц. I. От Епархиального Попечительства к сведению родителей и опекунов беднейших детей-сирот духовного звания // Костромские епархиальные ведомости.- Кострома, 1912.- № 15.- Отд. оф.- С. 304-305.

10.Отчет о состоянии и деятельности Православного Костромского Феодоровско-Сергиевского Братства за 1912 год // Костромские епархиальные ведомости.- Кострома, 1913.- Приб. к № 22/23 отд. оф.- С. 1-58.

11.Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / изд. П. П. Сойкина.- СПб., б.г.- Т. 1-2.

12.Святейшим Синодом… // Костромские епархиальные ведомости.- Кострома, 1913.- № 5.- Отд. оф.- С. 92.

13.Служебные перемены по епархии // Костромские епархиальные ведомости.- Кострома, 1913.- № 19.- Отд. оф.- С. 375-378.

 

Храмы и монастыри

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

село Ножкине близ города Чухломы

Этот монастырь на берегу Чухломского озера был основан во второй половине XIV века одним из наиболее выдающихся учеников Преподобного Сергия Радонежского — преподобным Авраамием Галичским и Чухломским.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик Николай Орлов, пресвитер Рыбницкий (+1937)

Память 13 августа/26 августа

26 августа Русская Православная Церковь отмечает память священномученика Николая Орлова, пресвитера Рыбницкого.

Подробнее...

Статьи

Костромское романоведение: темы и проблемы

Романоведение, возникшее в Костроме чуть ли не в 1613 году и со временем сделавшееся одним из главных направлений костромского краеведения, в 1913 году насчитывало свыше двухсот исследований, наиболее ранними из которых были костромские Писцовая [127] и Дозорная [125] книги, Летописец костромской краткий [105] и сказания о явлениях и чудесах икон Федоровской в Костроме [106] и Владимирской в Нерехте [107]. К исходу следующего столетия в «Истории о первоначалии и происшествиях города Костромы» [126] и «Кратком историческом известии о граде Костроме» [104] Николая Степановича Сумарокова и «Описании Костромского наместничества вообще» [38, 134] и «Собрании исторических известий, относящихся до Костромы» [37] Ивана Кузьмича Васькова наметились и основные темы костромского романоведения – избрания, сватовства, венчания и благословения на царство первого из Романовых, происхождения, землевладения и пребывания Романовых в Костромском крае и благодеяний ему, а также преданности им костромичей, увековечения памяти о них и пр.

Подробнее...