| | vivaspb.com | finntalk.com

Святой Преподобный Геннадий Чудотворец Костромской и Любимоградский, Спасо-Геннадиев монастырь - в фольклоре, семейных историях и устном народном творчестве жителей окрестностей Геннадиева монастыря

Автор: А.И.Григоров. .

Братие, любите друг друга!
(слова на свитке в руках прп.Геннадия, на
каноническом его изображении на иконе)      

Для начала – краткое объяснение, почему я на протяжении многих лет собираю все, что связано со св. преподобнымГеннадием Костромским и Любимоградским.

«Данная грамота вдовы Авдотьи Кафтыревой…» 1554г. (ГАКО ф. 122 ед. хран. 1629 лист 37, копия – РГАДА ф.281 (Костр.) д.57 (новый №5024):

1.«Данная Гpамота вдовы Овдотьи Григоровой дочи Кафтыревой...» 1554г.:

«...Се аз, Овдотья вдова Гpигоpова дочи Кафтыpева со сыном со Елистpатом; Hелюбова дочь да Чмутова Даpья со детьми своими с Шаpапом да с Садашем да с Федоpом да с Путятою даем в дом Пpеобpажения /.../ Спасову и чюдотвоpцу и Геннадиеву пустынь стаpцу Геннадию иже во Хpисте с бpатиею по душе мужа /.../ убиенного и сыновей /.../ во бpани убиенных Федоpа и В/?…(неразб.)/на и по своему pоду всему по своей душе и сына своего Елистpата вотчину мужа своего четвеpть села Гpигоpовского да пустошь Захаpовскую со всем в Костpомском уезде в Осецком стане и что в той четвеpти сельца да в пустоши Захаpовской и ста потягло /?…(расплылось)/ куда плуг топоpы и косы наши ходили исстаpи.

/.../ А межа той вотчине с Василием Бедаpевым от Ильи Пpоpока доpогою пpямо на Ковеpовское поле то ан и межа на дpугу стоpону с Микифоpовыми детьми по /.../ тpетье поле, а гpань по pечке Пеpье /.../ А мне Овдотье вдове Гpигоpовой дочи Кафтыpевой с сыном своим Елистpатом ту вотчину свою очищати, а к монастыpю убытка не пpовести ни в чем, а буде мне Овдотье или сыну моему Елистpату или pоду нашему, нам дати в дом Пpеобpажения за ту свою вотчину /.../ соpок pублев, а на то послуси: Василий Федоpов сын Бедаpев, да Пятой Иванов сын Hелюбов, да Hепогодо Гpигоpьев сын Hелюбов да отец наш душевный игумен Боголеп да Шустpей Микифоpов сын Hелюбов.

А сию Данную писал Скpяба Гpигоpьев сын Hелюбов /?...(неразб.)/ в лето 7062...».

 

Авдотья - вдова Антона Васильева Григорова, погибшего в 1552 году вместе с сыном Воином и племянником Федором Симоновичем в Казанском походе и при взятии Казани:

В Синодике Московского Успенского собора (ОР ГИМ Усп. ….), в числе поминаемых «убиенных во брани» в Казанском походе и при взятии Казани: «…Господи помяни убиенных во брани за Землю Русскую и Веру Православную /…/ 1552 лета /…/ Федор Симонов сын Григоров /…/ Воин Антонов сын Григоров…».

 

Т.о., костромские Григоровы были знакомы с прп.Геннадием при его жизни, жертвовали на монастырь свои имения, помогали обители. И хотя эта ветвь рода пресеклась, и эти Григоровы – и не мои непосредственные предки, я в 1995 году начал собирать материалы про св.Геннадия – как архивные, так и «полевые». Это оказалось тем легче, что в бывшей монастырской дер.Перье каждое лето жил мой добрый знакомы, Л.П.Волынский. (вот его сборник стихов, знач.часть которых написана именно в тех местах.

 

Итак, несмотря на то, что с 1918 года и до нач. XXIвека на Сурском озере не было обители, в памяти жителей окрестных деревень прочно держится память о прп.Геннадии и о его монастыре. При этом причудливым образом оказываются переплетены как повествования о реально имевших место событиях, так и явные вымыслы, истории, имевшие произошедшие совсем в других местах, и совсем в другие времена. Вероятно, такие переплетения правды с вымыслом только и могут донести до нас «бытовую» сторону жизни обителей и взаимоотношения их с окружающим миром. И не стоит слишком строго судить рассказчиков и сочинителей. Также прошу и слишком строго не судить меня, записавшего со слов разных людей эти истории.

 

 

«Дела лет недавних»

То, что относится к событиям недавних лет, менее грешит вымыслом.

Как вы знаете, вскоре после революции, во время т.н. «Ярославского мятежа» в глухие Любимские леса ушли остатки разбитых повстанцев, и в течение некоторого времени монастырь был их опорным пунктом. Вообще, это был их последний рубеж обороны. После того, как окружившие монастырь бойцы Красной армии подвезли орудия, повстанцы продержались за стенами обители недолго (кстати, на стенах Преображенского собора прекрасно видны выбоины от попадания снарядов – см. фото). Насколько можно судить по воспоминаниям потомков очевидцев взятия монастыря, немногочисленных пленных из монастыря никуда не увозили (что с ними произошло - догадаться нетрудно).

Обитель была разогнана, а все иконы и имущество вывезены в Ярославль под конвоем. (рассказ Виктора Гунина, жителя дер.Перья Любимского района, записано 2002 год)

Со слов детей очевидцев, когда везли раку преп. Геннадия (серебряная 8 пудов), то лошади встали на дыбы перед слободским мостом Солдаты отказались провозить повозку, и взялся провезти один местный житель. Когда он начал стегать лошадей, то увидел стоящего на дороге перед ними преп. Геннадия. Этот человек сошел с ума, им овладело буйное беснование, и «он умер в цепях». (записано со слов бабы Пани Волочугиной, бывшей жительницы дер.Чернышево, прожив. В Сандогоре Костр.обл., 2003 год). Мост в Слободе сейчас находится на этом же месте, те. где произошло явление – можно точно указать (прим .А.И.Г.).

Монастырь был закрыт, монахов разогнали, а монастырскую утварь, книги, древние иконы и святыни (те, которые к этому моменту еще были целы) - разобрали по домам жители окрестных деревень. Крышка раки прп.Геннадия хранится в Сандогорской церкви - поблизости с обителью, через р.Кострому (рассказала Татьяна Михайловна Комарова, внучка священника церкви с.Сандогора, прожив. в с.Сандогора Костромской области), Своего священника в ней нет и службы ведет по праздникам батюшка, приезжающий из г.Костромы. Сохранившиеся иконы из монастыря находились в домах жителей с.Слободы, Перье и Чернышево и в Сандогоре, а также у родственников тогдашних жителей этих деревень. Судьба многих книг, к сожалению, печальна: не понимавшие церковнославянский язык и шрифт потомки спасавших книги крестьян зачастую просто использовали их на растопку печей, причем уже в наше время. (прим А.И..).

Местные слободские старожилы помнят очень старого архимандрита Афанасия, который был укрываем ими и тайно потом похоронен в монастыре, но место его погребения неизвестно. С их слов, последний инок Спасо-Преображенского Геннадиева монастыря игумен Сергий несколько раз был в лагерях и тюрьмах общим сроком 40 лет. Последние три года служил во Введенском храме с Павловка. Умер в 50-х годах и похоронен в Любиме (записано жителем Ростова, который пишет под псевд. «убогий Роман», 2005 год, на сайте «spasi.ru…)

 

     В закрытом монастыре в 30-е годы была усадьба колхоза из с.Слободы Пигалевского сельсовета.

В самом монастыре братское кладбище разорено. Здания обители неоднократно взрывались. В Преображенском соборе пытались держать лошадей. Собор взрывали в 1961 году, однако стены и шеи глав его уцелели, а алтарь собора снесли тракторами ок.1988 г. Алексеевский храм использовали под колхозную контору, а первый этаж под зернохранилище и склад ядохимикатов. В настоящее время ограды не осталось, некоторые башни сохранялись до 1980 годов (в Ярославском музее имеются фотографии 1988 года). Братский корпус был использован под тюрьму, но ее расформировали, а корпус сломали.

 

С одной стороны Алексеевского храма была сделана силосная яма, с других сторон, как и по всему монастырю, нарезаны тракторные колеи. Фруктовый сад вырублен в 1960-х годах, а колодец преподобного был завален.

После начала перестройки с ускорением последовало несколько лет «безвременья» появлялись в Слободе какие-то люди, утверждавшие, что уполномочены Церковью (но больше похожие на бандитов), и пытались присвоить земли вокруг бывшей обители и озеро Суру. К самим развалинам обители они, по словам местных жителей, не проявляли интереса. От них местные жители, считавшие озеро и землю вокруг него своими, сумели отбиться. В настоящее время, тяжелое для бывш..колхоза (СПК), часть бывших земель Геннадиева м-ря продолжают обрабатываться. Несколько поправились дела в хозяйстве после того, как председателем стала уроженка этих мест, зоотехник по образованию, Мария Михайловна Исаева.

 

   Несколько лет назад территория обители была передана Ярославской епархии, но ни монахов, ни реставраторов в монастыре еще долго не было. В 1996 году была зарегистрирована община Спасо-Геннадиева монастыря. Ансамбль монастыря был передан комитетом по охране памятников истории и культуры Ярославской области в 1997 году. В описании числятся, в полуразрушенном состоянии – собор Спасо-Преображенский 1647г., церковь Алексея 1751г., колокольня 1715г.

До недавнего времени в нем была «мерзость запустения», но в последние два года, слава Богу, начались восстановительные работы (в с.Перье, вероятно, планируется устроить монастырское подворье).

В самом монастыре восстановлен колодец преп. Геннадия глубиной 12 метров. Над колодцем построен деревянный храм во имя св. преп. Геннадия. Под храмом находится «целебный камень».

Разумеется, никто из местных жителях ничего не знает о прежних благотворителях и жертвователях обители - Кафтыревых, Григоровых, Нарышкиных.

 

     По недоброй традиции последних лет, нашлись двое желающих поискать богатств в Преображенском храме, в разрушенной раке св.прп.Геннадия. Незнакомые друг с другом жители соседних со Слободой деревень рассказывали мне, что у обоих копателей «усохли руки» (рассказ Влад.Константиновича Солнцева, дер.Перье, 2003г. и Евгении Никол.Ширяевой, 2003г., дер.Чернышево, и Ильиной Веры, дер.Колгоры, 2004 год).

 

Вообще, отношение местных жителей к прп.Геннадию достойно удивления. Когда кто-либо ведет себя уж вовсе непотребно, напоминание о каре Божьей не всегда оказывается действенно. Зато напоминание о св.Геннадии - «смотри, Геннадий накажет!» - помогает безотказно (Валентина Куратова, дер.Чернышево Любимского района, 2002 год, Евгения Николаевна Ширяева, дер.Перье, тогда же).

 

Истории, относящиеся к годам давно прошедшим, разумеется, не столь конкретны и достоверны. Тем не менее.

 

«Дела давно минувших лет…»

 

В памяти крестьян окрестных деревень сохранилось

 

1. Предание «О святом преподобном Геннадии и любимских мужиках».

 

Суть этой истории в следующем: когда прп.Геннадий хотел вблизи от Любима на понравившемся ему месте построить обитель (вероятно, на крестьянской земле), любимские мужики ему этого не позволили. Но посоветовали построить обитель в другом месте (там, где сегодня и находится монастырь). В ответ на это Геннадий предсказал, что Любим будет «не беден, не богат, не сытый, не голодный». Что, по мнению нынешних любимских мужиков, и исполняется. А то место, где рядом с Любимом Геннадий хотел основать монастырь, до сих пор назывется «Геннадиевой горкой».

(рассказали: Татьяна Мих.Комарова, баба Паня Волочугина, Виктор Гунин – см. выше, записано тогда же)

Комментировать это предание я не берусь: во-первых, основывал м-рь не Геннадий, а Корнилий. Во-вторых, монастырь старше Любима. Даже если речь идет о несостоявшемся факте «отпочкования» от Сурской обители какого-то другого м-ря, в док-тах это никак не подтверждается. Как бы то ни было, предание - отголосок бывших неприязненных отношений между прп.Геннадием и местными крестьянами.

Вариации на эту же тему –

В предании говорится, что однажды преподобный Геннадий попросил перевезти его через реку, а так как ему нечем было заплатить, местные Любимские жители сняли с него за это рукавицы. За такое жестокосердие преподобный Геннадий сказал так: “И не быть тебе Любиму и ни сытому и ни голодному”. Город Любим с тех пор так и остался маленьким, не развивающимся городком.

Еще одна «вариация»

Одно из мест, связанных с именем прп.Геннадия - Соколёна (пос. Соколиный), вблизи города Любима. Это место считается проклятым преподобным Геннадием, за то, что местные жители не дали основать ему на нем обитель и погнали преподобного. (публ.убогий Роман Мария Мих.Ширяева, жительница дер.Слобода Пигалевского с/совета),

 

2. Геннадиев источник.

Местные жители говорят, что у деревни Тимино есть источник, вода которого обладает целительными свойствами. В Тимино и окрестных селах этот источник называют - “Геннадиев”. Считается, что он ископан преподобным. Старожилы помнят на этом месте часовню. Вода в этом святом источнике бьет с маленькой глубины множеством ключиков и не замерзает даже при сорокоградусных морозах.

(публ.убогий Роман, а также рассказано бабой Паней Волочугиной со слов «бывшей монашки Золотовой, а она сбежала к дочке в Москву и иконы увезла» (?!) – записано в Сандогоре, 2004 год.

 

3. «Геннадиев камень», (святой камень, целительный камень)

В обители имелся надгробный камень, которому с давних пор поклонялись местные жители, и это надгробие имеет силу исцелять болезни. К сожалению, не известно кто похоронен под этим камнем. (публ.убогий Роман

Вариации: На этом камне молился Геннадий (Евг.Ник.Ширяева)

Или: под этим камнем когда пришли ляхи, монахи спрятали какую-то святую вещь, да потом земля не отдала» (Мария Мих.Гунина, с.Перье, 2002 год)

Или: это был закладной камень под старой церковью, а потом столп» (разговор в магазине в с.Слободе Любимского района) Без комментариев

 

4. Святой преподобный Геннадий и костромской воевода.

Когда в Смуту под Кострому пришли ляхи и костромской воевода хотел им предаться и город отдать, это стало известно св.Геннадию. И к воеводе из обители пешком пошел св.Геннадий, чтобы его отговорить от предательства. Он был уже очень старый, и идти ему было тяжело. Он молился, чтобы Господь сподобил его дойти за день, потому что можно было не успеть. Но по его молитве дошел до Костромы за три дня. Воевода его к себе не пустил, но жители города возмутились, и тогда Геннадий прошел в дом к воеводе.

Они долго говорили, воевода св. Геннадия не послушал, и тот ушел, но сказал, что если воевода не передумает, то он через три дня умрет. За Геннадием побежали какие-то люди, чтобы он остался ночевать, поел, но как только Геннадий вышел за ворота города, так исчез, и его не нашли. А с воеводой так и случилось. Люди выбрали другого воеводу, и отстояли Кострому. (записано в г.Буй, Смирнова Марья Ефимовна со слов ее деда, Тарабаркина Петра Иоакимовича, в 1999 году)

Без комментариев. И прп.Геннадий тогда давно уже был покойный, и пешком из Сурской обители до Костромы за 3 дня не дойти, и воевода во время, когда поляки подходили к Костроме, не менялся. Однако история красивая. А может быть, было явление ?

 

5. Св. преподобный Геннадий и разбойники

 

(Записано в г.Вологде со слов Дмитрия Дзюбы, 2001г.)

 

6. Тайная могила св.Геннадия

 

(Ильяшенко Надежда Валерьевна, по рассказам ее крестной, записано в Ярославле, 1997 год)

Разумеется, могила св.Геннадия – под Преображенским собором в его монастыре. А это – как говорится, аберрации народной памяти. Или какой-то рассказчик еще до революции смешал историю о уходе св.Корнилия и Геннадия из Комельского монастыря «из-за нелюбья братии» в на.16в с вероятно, реальной историей ухода в затвор кого-то из любимоградских монахов ? Ну, а для усиления впечатления – все это в его рассказе происходило со св.Геннадием. В любом случае, в Геннадиевом монастыре у раки преподобного автор рассказа явно не бывал.

Исторические справки

      

       В 6 томе «Жития русских святых. Учебное пособие», (Изд.Голутв. м-ря, 2001г.):

       «...Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский, в миру Григорий, родился в начале 16 века в городе Могилеве в семье русско-литовских бояр Иоанна и Елены. /.../ Рано появившаяся в нем любовь к храму, частые посещения монастырей вызывали неудовольствие родителей. Несмотря на увещевания матери, /.../ переодевшись в бедную одежду, тайно покинул родительский кров и направился в Москву. Посетив Московские святыни, не нашел себе прибежища по духу и направился в Новгородскую землю. Там Григорий встретился с Александром Свирским. По его благословению он направился в Вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому (229*).

       Преподобный Корнилий взял в послушники и после нескольких лет испытания постриг его в монахи под именем Геннадия.

Cвятой Корнилий назидал его: «Усвой, чадо, разум древних святых отцов: терпение, любовь и смирение, особенно же молитву общую, или соборную, или келейную, и потрудись в подвигах нелицеприятных».  

       На склоне лет Корнилий Комельский удалился с /.../ Геннадием в костромские леса близ Любима (надо сказать, что г.Любима вообще-то тогда еще не было; здесь были глухие леса, а в них - великокняжеские борти - прим.).

Здесь они ок. 1529 года основали обитель, позднее названную Любимоградской (или Сурской, по названию озера, на берегу которого была основана обитель, или Геннадиевой (231*) ...Оставив Геннадия настоятелем обители, прп.Корнилий по желанию Великого князя (и по просьбе братии) вернулся в Комельский монастырь (232*).

А прп.Геннадий построил на берегу Сурского озера храм в честь Преображения Господня; сам же стал игуменом, но не оставил иноческих подвигов, постоянно носил на себе тяжелые вериги. Вместе с братией выходил на монастырские работы: рубил лес, колол дрова, делал свечи и пек просфоры. Любимым занятием прп.Геннадия было писание икон, которыми он украшал храмы Божии.

/.../ Преподобный Геннадий получил от Господа дар прозорливости и чудотворения. Исцеляя больных, прп.Геннадий призывал их к покаянию и памятованию о часе смертном. Приехав по монастырским делам в Москву, он предрек Иулиании, дочери боярина Романа Юрьевича Захарьина, что она будет Царицей.

/.../ С помощью Захарьиных прп.Геннадий соорудил в обители второй храм, во имя прп.Сергия Радонежского. Исцеленный прп.Геннадием от тяжкой болезни, боярин Борис Палецкий пожертвовал в его обитель ценный колокол.

Житие прп.Геннадия написано его учеником игуменом Алексием (ок.1574-78г.г.). Духовное завещание прп.Геннадия: «Стремитесь к свету, а тьму оставляйте».

От прп.Геннадия осталось «Наставление духовного старца новоначальному иноку».

Преставился прп.Геннадий 23 мая 1565 года, похоронен в обители. В 1646 году при копании фундамента под каменный храм на месте старой деревянной Преображенской церкви, были обретены его мощи и перенесены под спуд в предел храма. 19 августа совершилось его общерусское прославление. К этому времени уже была освящена церковь во имя прп.Геннадия, т.к. местное почитание его началось сразу после его преставления /.../».

 

   К этому я добавил бы, что к судьбе Сурской обители был неравнодушен отец в.кн.Иоанна 1Y Васильевича Грозного: он, кроме того, что дважды уговаривал вернуться в нее основателя ее прп.Корнилия, еще и назначил ей в 1531г. «ругу» - государственное (хлебное) жалование. А ученик прп.Корнилия, игумен Сурского м-ря прп.Геннадий был в 1549г. восприемником при крещении первой дочери Ивана 1Y Васильевича Грозного и его жены Анастасии Романовны (той самой, которой прп.Геннадий когда-то предрек, что она станет царицей).          

       После 1646 года в жизни обители были подъемы и спады.

К середине 18в. (см. «История российской иерархии» о.Амвросия(Орнатского) - Спасо-Геннадиев монастырь - крупный землевладелец; за ним записано 1376 душ крестьян. В 1807г. в обители три храма: Преображения Господня, во Имя Алексия Божия человека и Прп.Сергия Радонежского.

     К нач.20 века обитель подошла, будучи хорошо известной в православном мире и твердо стоя на ногах экономически. Из справочника «Русские православные обители» (СПб, изд.П.П.Сойкина, 1910г.) мы узнаем, что в Спасо-Геннадиевом мужском монастыре Любимского уезда Ярославской губернии (таково было тогда полное название обители) есть три каменных храма: Преображения Господня (в нем почивают под спудом мощи прп.Геннадия, Благовещенский и во Имя Св.прп.Сергия Радонежского. При обители также была школа грамоты для крестьян окрестных деревень.

 

229* Корнилий Комельский - Вологодский чудотворец, прод в 1457г., из рода ростовских бояр Крюковых. Его дядя, дьяк Лукиан, служил при дворе В.Кн.Марии, супруги В.Кн.Василия Васильевича Темного. Корнилий получил прекрасное образование при дворе, а когда престарелый Лукиан постригся в Кирилловом монастыре, 20-летний Корнилий последовал за ним. В Новгороде архиепископ Геннадий хотел рукоположить Корнилия в сан священника, но тот отказался. Жил один в лесу за Новгородом, а когда приходящих за советом и духовным утешением стало много, перешел в Тверскую Савватиеву пустынь. Слух о его праведной жизни и мудрости приводил к нему и туда множество посетителей, - Корнилий бежал в пустыню. В 1497 году на Вологодской земле, у стечения рек Нурмы и Талицы, поселился в заброшенной разбойничьей хижине. По молитве был спасен от напавших на него разбойников. В 1501 году построил в обители первый деревянный храм во честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, и в этом же году посвящен митрополитом Симоном в сан иеромонаха. В 1512 году написал устав обители (третий устав, написанный русским святым для монашествующих). Устав был строгий, среди братии началась смута, но в течение полугода утихла. В 1515 году по благословению митрополита Варлаама строит в обители второй храм, также Введенский. Прп.Корнилий прославился многими чудесами, предсказаниями и чудесными исцелниями. Но в обители среди братии, недовольной строгостью монастырской жизни, вновь наступила смута, и в 1529 году Корнилий вместе с одним из своих молодых учеников, иноком Геннадием, удалился в дикие леса в окрестностях Костромы (в 70 км. от Комельского м-ря, близ реки Костромы у Сурского озера). Прп.Корнилий сам строил келью, рубил дрова, расчищал место для пашни. Спустя много лет, по просьбе братии своей первой обители, возвратился в Комельский м-рь, но игуменства не принял и жил там простым иноком (настоятелем стал один из его учеников, Лаврентий). Скончался прп.Корнилий 19 мая 1537 года, погребен в Комельском м-ря близ Введенского храма.          

 

230* Любим - древний русский город у впадения р.Уча в р.Обнору, районный центр совр.Ярославской области. Основан около 1546 года по просьбам местных жителей для ограждения их от татарских набегов. После разгрома войсками Ивана Грозного Ливонского Ордена Любим был пожалован «в пожизненное владение» бывшему магистру Ордена Фюрстенбергу, который, состарившись, здесь и умер. В дальнейшем Любим - уездный город Ярославской губ.

 

231* прп.Геннадий - не основатель монастыря, как написано в сравочниках, а только его первый игумен. И Любимоградский монастырь основан не в 1505 году, как написано в некоторых справочниках, а на 20 лет позже; в 1505 году прп.Геннадий - еще ребенок, и поэтому основать монастырь никак не может!

 

232* Поскольку описана история встречи в.кн.Василия Васильевича Темного и его жены Елены Глинской с братией Комельского м-ря, когда Корнилий уже не был в нем настоятелем (соотв., находился в новой, Сурской обители), и известен год «Вологодского паломничества» великого князя - 1529-й), мы можем уточнить «житийный» год основания Любимоградского м-ря - не 1529-й, а до 1529г. Надо сказать, что при первой встрече В.Кн. не смог уговорить прп.Корнилия вернуться в Сурскую обитель, он вернулся туда только после их всречи в 1531 году, когда прп.Корнилий приезжал в Москву хлопотать о разрешении построить в Сурской обители храм. Разрешение было дано, Сурской обители была определена «руга», а Комельской - прибавлено земли. Но игуменом в Комельском м-ре прп.Корнилий все же не согласился стать: он жил там (некоторое время в Кириллове Белозерском м-ре) как простой инок, и перставился в 1537г.

Насчет «просьбы братии» - тоже сомнительно, ибо ушел из Комельского м-ря Корнилий из-за «нелюбья» монахов, а вернулся - по приказанию (по просьбе?) Великого князя Московского.

 

Тропарь, глас 4.

Яко пустыннолюбивая горлица, от суетнаго и многомятежнаго мира в пустыню удалився, чистотою и говением, молитвою и труждением прославил еси Бога в душе и телеси своем. И тако благочестно пожив, явился еси, преподобне Геннадие, пустыни Любимоградские украшение, иноком честнаго жития образ и теплый молитвенник за всех, притекающих к тебе с верою.

                                    

Кондак, глас 3

Молитвою и постом, труждением и терпением умертвивый всякое плоти мудрование, чистоты сосуд благолепен, Божиих даров и чудес причастник, инокам же доблий наставник был еси, сподвизался блж. Корнилию, отче Богомудре. Сего ради вопием: молися ко Господу, да молитвамии твоими дарует мир и спасение душам нашим.

                            

 

 

Храмы и монастыри

Очерк по истории Ипатьевского монастыря в XX веке

КАК ЭТО БЫЛО...

Начало XX лека подавало самые радужные перспективы в развитии Ипатьевского монастыря как духовно-исторического центра, церковно-народного музея-храма, осознание его роли в   истории государства и монархии. В нём проходили историко-археологические съезды, на которых присутствовали провинциальные и столичные учёные, искусствоведы, историки, которые собирались для обмена информацией, знакомства с исследованиями в области исторической науки и археологических изысканий. С созданием 3 июня 1912г. в Костроме Церковно-Исторического Общества, было положено основание церковно-исторического музея в стенах Ипатьевского монастыря, в палатах бояр Романовых. Многие из священных предметов находившихся в ризнице монастыря: иконы-складни, кресты, сосуды, памятники древнего шитья, рукописи и старопечатные книги, представляли, безусловно, историческую, и культурную редкость, являлись раритетами, относящимися к ХIV-ХVIвв.

Подробнее...

Святые и Святыни

Настоятельница Богоявленско-Анастасииного женского монастыря игумения Мария (Давыдова; 1822 - 1889)

Игумения Мария (Давыдова), при крещении София, родилась в семье московских дворян. Получив прекрасное образование и воспитание в духе христианского благочестия, она, оставив высшее общество, с матерью уехала в Сергиев Посад, где стала духовной дочерью наместника Троице-Сергиевой Лавры преподобного Антония (Медведева; 1792-1877). Здесь, в Лавре преподобного Сергия, у нее возникло желание встать на путь иночества. В 1847 году по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, она поступила послушницей в костромской Крестовоздвиженский Анастасиин девичий монастырь[1]. В 1858 году приняла постриг с именем Мария, а в 1863 году, после ухода на покой игумении Платониды, 3 февраля 1863 года была посвящена епископом Костромским и Галичским Платоном (Фивейским; 1809 – 1877) в сан игумении, и поставлена в управление обителью.

Подробнее...

Статьи

Состояние духовенства и верующих на приходах Русской Православной Церкви в 1958-1988 гг. как показатель религиозности населения СССР (По материалам Центральной России)

Аннотация. В статье на основании официальной светской и церковной хроники, архивных данных, дается картина состояния религиозности населения СССР в 1958-1988гг. Указывается, что административный нажим на Церковь и усиление антирелигиозной пропаганды с середины 1950-х годов вызвали движение неорганизованного сопротивления действиям властей, пытавшейся ликвидировать «остатки религиозных предрассудков» у некоторой части граждан, в основном принадлежавшим к старшему поколению. Однако, увиденная властью высокая степень религиозности среди всех слоев населения, показали бесплодность и бесперспективность дальнейшей борьбы, которая, посредством открытых писем религиозных диссидентов и «утечки информации о преследовании граждан по религиозному признаку» портила международный облик советской власти как «борца за мир и свободу человека». Церковное руководство, проводя взвешенную политику по отношению к действиям властей боролась за внутреннюю дисциплину как духовенства, так и верующих, и такая работа давала результаты повышением народного авторитета Церкви и священства. Действия властей, направленные на ликвидацию Церкви постепенно сходили на нет, по мере дальнейшего развития освободительных процессов в стране, которые наступили после заката советской идеологической системы.

Подробнее...