| | vivaspb.com | finntalk.com

Священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский (1868-1938)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Память 23 января (5 февраля) и 8 (21) августа)

Архиепископ Костромской и Галичский Никодим (в миру Николай Васильевич Кротков) родился 29 ноября 1868 года в с. Погрешило Середского уезда Костромской губернии (ныне Ивановской области) в семье священника.

С ранних лет его отличало исключительное благочестие и любовь к Святой Церкви. По окончании в 1889 году Костромской Духовной семинарии в течение нескольких лет был он учителем приходской школы. В 1896 году будущий святитель поступил в Киевскую Духовную академию. Здесь 13 августа 1899 г. он принял монашеский постриг с наречением имени в честь праведного Никодима. В ноябре 1907 году состоялась архиерейская хиротония архимандрита Никодима во епископа Аккерманского, викария Кишиневской епархии. С середины ноября 1911 года владыка Никодим – епископ Чигирский, викарий Киевской епархии, с 1921 года – на Таврической и Симферопольской кафедре. В 1922 году Указом Святейшего Патриарха Тихона он возведен в сан архиепископа. В частной жизни о. Никодим довольствовался самой простой обстановкой. В личных отношениях отличался искренностью и прямотой; всегда доступный, он никогда не показывал своего начальственного положения.

image002В тяжелое для Святой Церкви время начался долгий мученический и исповеднический подвиг архиепископа Никодима. Отказавшись от предложения митрополита Антония (Храповицкого) покинуть страждущую Родину, он жертвенно обрек себя на многочисленные страдания, заточения и ссылки, разделил судьбу своего народа.

Арестованный по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, он был заключен в тюрьму, а позднее по приговору суда отправлен в ссылку. По пути в заточение святитель заболел тифом и оказался в тюремной больнице. С 1929 до мая 1932 года святитель Никодим содержался в тюрьме. Управление Костромской епархией продолжалось для святителя Никодима до 1936 года. Многое претерпел архипастырь в это тяжкое время: на его глазах осквернялись и разрушались храмы и обители, пылали костры из икон, богослужебных книг и облачений, подвергались поруганию православные святыни. В 1934 году был взорван Костромской Успенский кафедральный собор, уникальный архитектурный памятник, где около шести веков пребывал чудотворный образ Феодоровской иконы Божией Матери. Однако сама всероссийская святыня, перед которой благоговейно склонялось не одно поколение благочестивых русских людей, в том числе и святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, была спасена стараниями богомудрого архипастыря.

В ночь на 4 декабря 1936 года, после служения всенощного бдения под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, архиепископ Никодим был вновь арестован. Следствие по его делу длилось более двух лет. В течение всего этого времени святитель находился в тюрьме, подвергаясь издевательствам, пыткам, многочасовым ночным допросам. 21 августа 1938 году на семидесятом году жизни, в день празднования Толгской иконы Божией Матери истерзанное сердце святителя Никодима остановилось. Он отошел ко Господу как истинный подвижник и мученик, защитник веры и благочестия, ревностный архипастырь Православной Руси.

image003

Место погребения святителя неизвестно. Вероятнее всего, святые останки костромского архипастыря почивают в одной из братских могил у деревни Селифонтово под Ярославлем, где в то время по ночам тайно хоронили расстрелянных и умерших узников Ярославской тюрьмы "в Коровниках". 11 августа 1994 года на опушке леса вблизи деревни был торжественно открыт один из первых в России мемориалов памяти жертв политических репрессий.

Священномученик Никодим умножил славу Христовой Церкви, явил святость и высокое благочестие. И вспоминаются слова апостола Павла о том, что временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас, ибо ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни какая другая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 18, 38–39).

В 1995 году был канонизирован в Костромской епархии как местночтимый святой. На Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года архиепископ Костромской и Галичский Никодим был причислен Русской Православной Церковью в лике святых

image004

 

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Материалы к истории прославления преподобнаго Макария Желтоводского и Унженского

Ключевые слова: Прп. Макарий Желтоводский и Унженский, царь М. Ф. Романов, игумен Никита, патриарх Иоаким, архиепископ Симеон, обретение мощей.

Среди рукописей, хранящихся в ценном книжном фонде ЦИАМ, заметно выделяется «Костромская Вивлиофика», составленная действительным членом Императорского Общества истории и Древностей Российских, сотрудником общества Российской словесности, сотрудником комиссии Священного Синода об исправлении истории Российской иерархии, протоиереем Михаилом Диевым (1794-1866).

«Костромская Вивлиофика» - рукопись в лист, судя, по имеющимся на бумаге штемпелям, датируется 1846-1847 гг. Сборник содержит огромное количество неизвестной и малоизвестной информации из истории Костромы, Нерехты, Галича, Чухломы; сюда вошли копии грамот и челобитных, прошений, житий Костромских святых. Поражаясь разнообразию форм материалов рукописи, невольно возникает вопрос: использовали ли когда-нибудь исследователи материалы из этого кладезя информации, публиковали ли когда-либо документы из собрания М. Я. Диева?

Подробнее...

Статьи

Музыка в деятельности Великого князя Сергея Александровича Романова: марш лейб-гвардии Преображенского полка

Один из символов русской армии – марш лейб-гвардии Преображенского полка связан с именами отечественных государей и видных военачальников, среди которых был Великий князь Сергей Александрович Романов.

Подробнее...