| | vivaspb.com | finntalk.com

Формирование библиотеки Ипатьевского монастыря в XIV веке

Автор: Резепин П.П.. .

Книжное собрание Ипатьевского монастыря XIV –XVIII в.в., хранящееся в фондах Церковного историко – археологического музея Костромской епархии.

В собрании церковных древностей Церковного историко – археологического музея Костромской епархии значительное место занимает фонд ценных и редких книг. Большую часть этого фонда составляют книги, внесенные в монастыри и храмы Костромы в XVI – XVIIIвеках российскими государями, князьями, боярами, духовными лицами и крестьянами. Часть этого фонда составляют книги из библиотеки Ипатьевского монастыря – старейшей и богатейшей библиотеки Костромы.

Со времени своего основания Ипатьевский монастырь был средоточием духовной, культурной и интеллектуальной жизни Костромского края. Это один из древнейших центров религиозного воспитания, духовного окормления костромичей. Сюда приходили люди в поисках путей к спасению. В первые годы XVIII века в монастыре находились в ссылке знаменитые богословы – братья Лихуды. В стенах Ипатьевской обители они работали над созданием «Славяно-греко-латинской грамматики». В XVIII веке в открытой на территории обители Духовной семинарии воспитывались будущие церковные пастыри.

В XVI-XVII веках сложился архитектурный ансамбль монастыря, имеющий высокохудожественное значение. В XVII веке храмы обители были расписаны блестящими костромскими изографами – Василием Ильиным Запокровским, Гурием Никитиным, Силой Савиным. Удивительной красоты иконостас главного храма обители - Троицкого собора был создан костромскими резчиками и иконниками в XVII – XVIII веках.

С Ипатьевским монастырем связано также становление книжной культуры края.

Книгохранилище Ипатьевского монастыря составлялось с первых лет существования святой обители. В XVI-XVII в.в. оно было самым крупным в Костроме. По описи 1595 года в нем насчитывалось 158 книг. Собрание пополнялось и в последующие века, вплоть до начала XX века.

Среди вкладчиков Ипатьевского монастыря были многие знатные люди, в том числе, русские князья и цари: Василий Васильевич, Иван Васильевич, Федор Иванович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Иоанн и Петр Алексеевичи; знатные бояре и князья: Палецкие, Гундоровы, Ромодановские, Годуновы, Голицыны, Сабуровы, Вельяминовы, и другие.

Но наиболее значительны вклады Годуновых – потомков основателя Ипатьевского монастыря мурзы Чета (во Святом крещении Захарии). Среди бесценных реликвий, пожертвованных монастырю Годуновыми, были и книжные вклады.

Основным письменным источником для изучения древностей Ипатьевского монастыря является Опись церковного имущества Ипатьевского монастыря 1595 года. Опись относится к тому времени, когда Годуновы занимали первое место при царе среди русского боярства. Они делали богатейшие вклады в монастырь, в котором погребались их родители и родственники. Особо заботился о монастыре Дмитрий Иванович Годунов, именем которого в описи отмечены почти все драгоценные вещи. Делал вклады от своего имени и Борис Годунов. Некоторые современники отзывались о царе Борисе как о человеке необразованном. «Царь не книгочий нам бысть»,- писал о нем дьяк Иван Тимофеев. Эта легенда была развеяна в наше время публикацией автографов царя Бориса. Семен Шаховской отмечал природную одаренность Бориса Годунова как оратора, называя его человеком «вельми сладкоречивым». Борис Годунов был для своего времени человеком с довольно широким кругом интересов. Борис и его сестра Ирина рано потеряли родителей. О воспитании и обучении племянников заботился Д.И.Годунов, обладавший богатой библиотекой, многие книги из которой он в конце жизни вложил в Костромской Ипатьевский монастырь.

Опись была найдена в рукописи, принадлежащей библиотеке Историко-Филологического института Безбородко в Нежине. Опись составлена при строителе старце Гурии, управлявшем в это время монастырем. «Лета 7103(1595) апреля в 11 день по приказу строителя старца Гурья переписано в церквах и в ризнице се налицо: образы и образов кузни золотые, и каменье, и жемчуги, и свечи, и книги, и ризы и сосуды церковные», - так звучат первые строки рукописи.

В опись вошли многие церковные древности, в том числе и монастырская библиотека. В ней хранились богослужебные, учительные книги, рукописные книги по отечественной и всемирной истории, апокрифы, житийная литература. Среди книг в описи назван «Летописец Русской в десть на бумаге» - один из важнейших и древнейших списков русской летописи – Ипатьевский (н. XV в.)

«Книг в Троице Живоначальной: на престоле Евангелие апракос в десть на бумаге, верхняя цка серебряна золочена. Евангелисты серебряные с чернью волвяшные, круг Евангелистов в один пять сажено жемчугом, исподняя цка поволочена атласом золотным, жюки серебряные позолочены; у Евангелия застилка с 3 сторон на атласе на червчатом, в узоре сажено жемчугом; а дал то Евангелие Д.И.Годунов».

«Да Евангелие другое на престоле тетр в десть на бумаге, поволочено бархатом червчатым золотным; на верхней цке Распятие Господне, по углам четыре евангелиста, да застилки тесмянные; пробойцы и круки серебряны; на краех у обоих досок внизу по углам 4 жюки серебряные» (…)

«Да Евангелие тетр в полдесть на бумаге; дано по царевиче Иване Ивановиче; обложено бархатом червчатым…»

«Да три Апостолы тетр в десть на бумаге …данья Д.И. Годунова». Всего названо 158 книг.

Особое место среди лицевых рукописных книг в монастырской библиотеке занимали книги, внесенные Д.И.Годуновым. Делались они московскими мастерами, и отличались необыкновенной роскошью. Украшенные драгоценными окладами, многочисленными лицевыми миниатюрами, написанные крупным полууставом, книги эти составляли особую гордость монастырской сокровищницы. В коллекции ЦИАМ хранится два Евангелия Д.И.Годунова.

Евангелие 1588 года является самым ранним вкладом Д.И.Годунова в Ипатьевский монастырь. Текст рукописи выполнен полууставом, украшен орнаментальными миниатюрами, переплет обтянут парчой. На верхней крышке Евангелия частично сохранились серебряные басменные наугольники. В Евангелии имеется полистная запись: «Лета 7096 (1588) при царе великом князе Федоре Ивановиче и при его царице великой княгине Ирине в 4 лето царства его и при его священном архиепископе Иове митрополите всея Руси дал сии четыре благовестия Дмитрий Иванович Годунов в Дом Живоначальныя Троицы в Ипацкой монастырь по своей душе и по своей жене Огрофене и по своих родителех и по своих детех наследие вечных лет».

Одно из древнейших Евангелий было внесено в монастырь окольничим Иваном Ивановичем Годуновым не позднее 1603 года.

Особо значимый памятник, выполненный в лучших традициях русского орнамента XVI века в собрании церковного музея – Евангелие 1605 года – вклад Д.И.Годунова. Евангелие хранится в экспозиции «Вклады боярского и царского рода Годуновых в Ипатьевский монастырь». На лицевой стороне оклада на дробницах изображены святые, тезоименитые Годуновым.

Евангелие великолепно оформлено. Многочисленные миниатюры украшают рукопись. Композиции простые, но начало каждого Евангелия предваряется одной сложной миниатюрой, отражающей особенности каждого Евангелия. В миниатюре, открывающей Евангелие св. апостола Матфея, соединены родословие Господа нашего Иисуса Христа, эпизоды из истории поклонения волхвов и бегства в Египет. Миниатюра Евангелия от Марка иллюстрирует историю Крещения св. Иоанна Предтечи; Евангелие от Луки начинается сценой явления Ангела Захарии, Благовещения Пресвятой Богородицы, встречи Богоматери с праведной Елизаветой, рождества св. Иоанна Предтечи и ухода его в пустыню. Пред Евангелием от св. евангелиста Иоанна - миниатюра, отражающая славу и величие Божие: Живоначальная Троица в сиянии Славы; создание Адама и Евы и грехопадение прародителей; внизу – проповедь св. Иоанна Крестителя и призвание свв. апостолов.

Иконография Евангелия, несмотря на разнообразие памятников, находится в непосредственной связи с евангельским текстом, однако исторически она развивалась, изменялся взгляд на задачи иконографии. Основные типы изображений и композиций евангельских тем были разработаны в Византии. Уже в это время они отличались обширным иконографическим содержанием с достаточно разработанными типами и композициями. В иконографию вводятся элементы отвлеченного богословствования, глубокой мысли, созерцания.

С развитием богословской мысли развивалась иконография, создавались новые композиции на темы евангельской истории, изменялись прежние. Следя за развитием иконографии, мы изучаем усилия человеческой мысли подняться на высоту Евангелия и выразить глубину его содержания в художественных формах. Основные начала византийской иконографии были усвоены русскими мастерами.

В XVI веке русская евангельская иконография внимательно относилась к преданию, священные предметы копировались с лучших древних греческих и русских образцов. Неприкосновенный, неизменный текст Евангелий определил иконографические композиции, их простоту.

Кроме лицевых миниатюр все страницы годуновского Евангелия украшены растительным орнаментом, разнообразнейшим по форме и цвету. Заставки, заглавные буквы, полевые украшения, обрамления страниц отличаются изысканной тонкостью и сложностью построения.

Книги Годуновы заказывали в Москве. В середине XVI века в столице возникает ряд крупных литературных предприятий, развивается летописное дело. Стиль книжной миниатюры, разработанный в это время, отразился и в миниатюрах годуновских Евангелий

В области украшения книги XVI век сделал исключительный по своему богатству и многообразию вклад в развитие орнамента. В XV –XVIв.в. блестящего расцвета достигло иранское искусство эпохи Селевкидов, в особенности книжное. В русской среде были распространены предметы иранского происхождения. Тонкая грация и богатство орнаментации иранского книжного искусства оказало влияние на развитие русского орнамента. Общение Москвы со странами Востока особенно после взятия Казани и Астрахани, открывшее свободный путь в Иран, контакты с Западом, пребывание в Москве представителей самых разных национальностей – все это внесло в русский орнамент разнообразные мотивы – армянские, итальянские, иранские. Это обогатило фантазию и приемы русского художника и дало возможность создать великолепный русский стиль книжного искусства. XVI век дал разнообразные по форме и цвету решения в сложнейших построениях орнамента заставок, заглавных букв, полевых украшений. Особое развитие в это время получила вязь – стремление связать строку в непрерывный орнамент. Это искусство достигает высокого художественного уровня. Вязь, которой обычно пишутся заглавия, является непременным орнаментальным элементом каждой рукописи.

Оформление годуновских Евангелий включало все вышеназванные особенности искусства книжной миниатюры XVIвека.

XVII век – это время утверждения печатной книги. За столетие появилось около 500 печатных изданий, многие из которых имелись в библиотеке Ипатьевского монастыря. В XVI веке печатных книг было издано всего 18.

Основной типографией на Руси был Московский печатный двор, находившийся в ведении Патриарха. В середине XVI века активно выпускал книги печатный двор г. Острога на Волыни. Расцвет Острожского книгопечатания связан с именем Ивана Федорова.

В дар монастырю поступали книги с московского печатного двора, возглавляемого после Ивана Федорова его учеником Андроником Невежею. Используя шрифты и приемы работы первопечатника, Невежа создал основной образец оформления книги XVI – XVII веков.

С 1605 года в типографии начал работать А.М. Радищевский. Евангелие 1606 года Радищевского, находившееся в библиотеке Ипатьевского монастыря, в наше время хранится в фондах Государственного Историко – архитектурного и художественного музея. Эта книга отличается изяществом оформления, крупным, четким, красивым шрифтом. Гравюры фронтисписов выполнены в стиле строгановской миниатюры.

В XVIII веке монастырская библиотека пополнилась книгами, выпущенными в Киево–Печерской Лавре. Вероятно, это связано с пребыванием в монастыре в начале XVIII в. знаменитых богословов – братьев Лихудов и с архиереями – украинцами, управлявшими Костромской епархией в это время.

Из печатных изданий монастырской библиотеки наиболее ценными являются вкладные книги Романовых. Регулярно делал вклады в монастыри и храмы города Михаил Федорович Романов. Чаще всего это были литургические книги, изданные на московском печатном дворе.

Одной из этих книг является Евангелие 1633 года. В этом Евангелии есть полистная запись: «Сию книгу пожаловал государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси на Кострому в монастырь (…) лета 7143 года апреля в первый день…»       

Огромной исторической ценностью обладают старинные монастырские синодики и вкладные книги из собрания ЦИАМ, в том числе синодик, хранящийся в экспозиции Палат бояр Романовых, написанный в царствование Михаила Федоровича Романова. На одном из листов синодика запись: «Род старицы Великия Государыни иноки Марфы Ивановны Романовой». В синодике конца XVII века, расположенном на выставке в монастырской трапезной, поминается « Род болярина конюшего Димитрия Ивановича Годунова»… Как о Романовых, так и о Годуновых, а также о тысячах других знаменитых и безвестных вкладчиках в святой обители молились в течение долгих столетий. Молитва здесь не умолкала ни на минуту – в Ипатьевском монастыре читалась «неусыпаемая псалтирь».

Житийная литература по количеству экземпляров представлена более чем скромно – всего только 6 книг. Однако среди них есть памятники уникальные по своей исторической значимости. Прежде всего, это рукопись XIX века «Костромская вивлиофика», составленная замечательным костромским краеведом священником Михаилом Диевым. Рукопись представляет собой собрание старинных грамот, документов списков житий костромских святых, в том числе: св. прп. Авраамия Ростовского, Прп. Геннадия Костромского и Любимоградского Чудотворца, прп. Варнавы Ветлужского, прп. Макария Унжеского Чудотворца и др.

Две рукописи посвящены прп. Геннадию Костромскому и Любимоградскому Чудотворцу. Одна из них – «Служба и житие Прп. Геннадия Костромского» является списком к. XVII - н.XVIII века На обороте нижней крышки переплета владельческая запись 1717 года «Книга сия Андрея Данилова из Осецкого стана». Вторая рукопись составлена в 1830 – 1840 годах.

Житие преп. Варнавы Ветлужского также в двух экземплярах. Один из них – рукопись 1763 года, и второй список 1830г. принадлежал церкви Пресв. Троицы г. Варнавина.  

«Житие и чудеса Прп. И Богоносного отца нашего Авраамия Галицкого, игумена Городецкого Нового чудотворца» - печатное, издание синодальной типографии, СПб, 1899г.

Книжное собрание ЦИАМ, еще мало изученное, представляет значительный интерес для исследователей церковного искусства, историков и всех любителей церковных древностей.

 

Библиография.

В.И.Бутовский. История русского орнамента с X по XVIст. По древним рукописям. М., 1870г.

Т.В.Ильина, Декоративное оформление древнерусских книг. Ленинград, 1978г.

В.В.Сапунов. Книга и читатели на Руси в XVIвеке.//Исследования и материалы. СПб, 1983г.

А.Н.Свирин Древнерусская миниатюра. М., 1950г.

М.И.Соколов. Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595г. М., 1810г.

КОК 24010/91 Книга вкладная, кто что дал по обещанию в вечный поминок в Дом Живоначальные Троицы, Ипацкой монастырь 1728г.

Описание старинных рукописных сборников //Костромская старина. Сб., вып. 4 Кострома. 1897г.

Н.В.Покровский. Памятники церковной старины в Костроме.//Вестник археологии и истории. Вып. XIX, СПб 1909г.

А.И.Успенский. Древнерусский буквенный орнамент. М.,1911г.

 

Храмы и монастыри

Две рязанские обители

Предисловие

Первые Григоровы-рязанцы – младшие потомки испомещенного Великим князем Московским Иоанном 111 Васильевичем в 1495 году по Можайску Василия Иванова сына Григорова, не получившие доли в родовом поместье.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Радковский Иларий Александрович (1890-1978)

Протоиерей Иларий Радковский родился 25 июля 1890 года в с. Пищево Житомирской губернии. Окончив в 1911 году Житомирскую духовную семинарию, он несколько лет служил в одном из сел своей епархии. В начале 1915 года о. Иларий добровольно стал военным священником 463-го Краснохолмского пехотного полка, в котором прослужил до конца 1917 года. В 1917-1935 гг. о. Иларий служил в разных церквях Житомирской и Киевской областей. В 1935 году последний его храм в с. Слободка Киевской области был закрыт и он остался без работы.

Подробнее...

Статьи

Духовно-нравственная составляющая мировоззрения Е.В. Честнякова как неотъемлемая часть православной духовной традиции русских

О духовно-нравственном сознании Е.В. Честнякова можно говорить лишь сквозь призму его творчества, которое отличает особая целостность и гармоничность. Внутреннее единство творчества (творений) может обеспечить только ясное миросозерцание творца (мастера), имеющее крепкий духовно-нравственный стержень, увенчанный «антенной», улавливающей волны истины и добра. Попытаемся разобраться, каким могли быть нравственный фундамент и духовный вектор развития русского художника-мыслителя из простой костромской деревни.

Подробнее...