Протоиерей Груздев Федор Васильевич (1876 -1937)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

03Родился 27 декабря 1876 года в с. Красном, Красносельского уезда Костромской губернии в семье протоиерея Василия Петровича Груздева, служившего в церкви с. Бонячки, а с 1880г. — в Воскресенской церкви с. Старая Вичуга (+17.12.1916). Окончил в 1897 году Костромскую Духовную Семинарию.

С 2.09.1897г. до 16.06.1900г. состоял учителем Карьковской церковно-приходской школы при церкви Воскресения Христова с. Карьково Мантуровского уезда Костромской губ. Рукоположен в священнический сан 22.10. 1900 г. к Михаило-Архангельской церкви с. Архангельское Юрьевецкий уезда Костр. губ. (Ивановская о., Лухский р.). В 1916г. о.Федор стал настоятелем Воскресенской церкви с.Бонячки (Старая Вичуга), в котором служил до 09.11.1933. Первым настоятелем храма был его отец, протоиерей Василий Петрович Груздев, который, прослужив настоятелем в этой церкви более 35 лет, в 1916г. вышел за штат в связи с тяжелой болезнью и 17 декабря 1916г. скончался.

02Первый арест в 1919 году. Обвинение "несдача церковной печати" Приговор 3 года лишения свободы условно, был лишен избирательных прав как священнослужитель – «лишенец». Неоднократно арестовывался органами ОГПУ за "несдачу золотой валюты". Затем был арестован 9 ноября 1933г. Вичугским РО ОГПУ. Тройка при ПП ОГПУ по Ивановской Промышленной обл. вынесла обвинение: "контрреволюционная деятельность, участник к-р группировки церковников". Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР. Приговор 5 лет высылки в Северный край через ПП ОГПУ, считая срок с 09.11.1933г. Групповое дело "дело контрреволюционной группы церковников. Ивановская Промышленная о., Вичугский р., 1933г."

Из материалов дела: В период с 1925 по 1932 год на территории Старо-Вичугского, Путковского и  Федяевского с/советов Вичугского района ИПО существовали кружки ревнительниц  "ИПЦ", организованные Кинешемским епископом Василием (Преображенским) (ныне арестованным)...Членами этих нелегальных к-р кружков состояли старые религиозные девы, которые периодически устраивали молитвенные сборища...  На сборищах пели церковные стихи..., а в перерывах вели а/с и к/р разговоры. Руководители кружков поддерживали живую связь с Кинешемским епископом Василием  путем личного посещения, у которого получали конкретные установки  на проведение антисоветской и контрреволюционной деятельности". Из показаний "свидетеля": 15 сентября по окончании похорон я к себе на обед пригласил священника Груздева Федора Васильевича и протодиакона Высоцкого. За обедом присутствовало около 15 человек. В разговоре, касаясь продовольственного вопроса, а в частности приготовленного обеда, по этому поводу о.Феодор Груздев сказал:  "При этой власти хороших обедов больше мы не увидим. Тех продуктов, которые были раньше в дореволюционное время, нет. Теперь единственное удовольствие — черный хлеб, но и того люди едят не досыта. Много нынче сидит народа без хлеба голодными". Присутствующие с доводами Груздева согласились".

Воскресенская церковь с.Бонячек 1912 Свято-Воскресенская Белая церковь г. Вичуги 2008Из обвинения: «ГРУЗДЕВ... обвиняется в том, что а). Имел тесное общение с БЕРЕЗОВСКИМ и ПОКРОВСКИМ.  б). Участвовал в нелегальных антисоветских сборищах. в). Вел антисоветскую агитацию. В предъявленном ему обвинении виновным себя не признал, заявил: "Добавить к ранее данным мной показаниям больше ничего не могу"". Дело было направлено на рассмотрение тройки ПП ОГПУ по ИПО.

2 января 1934г. о.Феодор из-под стражи был освобожден под расписку "обязать явкой в распоряжение Котласского ОС ОГПУ г.Котласа с первым отходящим этапом". Однако 10 февраля 1934г. состоялось заседание Коллегии ОГПУ, на котором постановление тройки при ПП ОГПУ по ИПО от 27 декабря 1933г. было отменено, и  прот. Феодор Груздев из-под стражи был полностью освобожден с зачетом в наказание срока предварительного заключения (1933-1934гг.). С 1934 по 1937 гг. продолжал служить в Воскресенской церкви с. Бонячки, был благочинным. 5 сентября 1937г. арестован Вичугским РО НКВД.

Тройка при УНКВД Ивановской обл. 26/09/1937г. вынесла обвинение "организатор кулацко-антисоветской к/р церковной группировки, антисоветская агитация". Статья ст.58–10 ч.1 УК РСФСР. Приговор высшая мера наказания — расстрел. Групповое дело "дело кулацко-церковной контрреволюционной группировки, Ивановская о., Вичугский р., 1937г."

прот. Федор с семьейО.Феодор обвинялся в следующем:"Будучи враждебно настроен к Советской власти, одновременно состоял членом кулацко-антисоветской контрреволюционной церковной группировки, среди населения вел антисоветскую пропаганду, подвергая резкой критике политику ВКП(б) и Советской власти". Был допрошен при аресте, 5 сентября 1937г., виновным себя не признал.

26 сентября 1937г. было составлено обвинительное заключение. Из материалов дела: "Виновным себя признал только в том, что участвовал в антисоветских сборищах, уличается показаниями свидетелей...".

Из выписки заседания тройки при УНКВД Ивановской обл. от 26.09.1937г.:
"...СЛУШАЛИ: ...дело N6979 Вичугского РО НКВД к-р церковно-кулацкой группы  по обвинению ГРУЗДЕВА Федора Васильевича... ОБВИНЯЕТСЯ в организации к-р церковно-кулацкой группировки. Активно вел к-р агитацию и распространял клеветнические измышления о СССР. В своей квартире устраивал к-р сборища, где обсуждались вопросы борьбы с Советской властью. Частично признал себя виновным.

Свято-Воскресенский старый храм интерьерПОСТАНОВИЛИ: Груздева Федора Васильевича РАССТРЕЛЯТЬ"

01.10.1937 г. расстрелян в г. Кинешма, Ивановской промышленной области.

Реабилитирован:  10.03. 1989 г. по 1937 году репрессий.

Публикации

1 http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kossem.html (сайт А.А.Бовкало. Выпускники Костромской духовной семинарии).

2 https://yadi.sk/i/4wbOf0q0mWSHW (Список лиц из метрических книг села Бонячек).

3 http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=10341 (Форум Ярославского Историко-Родословного Общества (ЯИРО). Груздевы, Неклюдовы (духовенство; Костромская губ.).

Историческая справка:

 Однопрестольный храм построен в 1904 г. потомственным почетным гражданином А. И. Коноваловым по завещанию и на средства его отца И. П. Коновалова. В храме был установлен мраморный иконостас. Расположенная рядом деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, в которой более 20 лет совершались бого¬служения по единоверческому чину, была построена в 1880 г. И. П. Коноваловым. После освящения нового храма старый был оставлен как памятник. Здесь три раза в год стали совершаться службы (деревянный храм не сохранился). Воскресенский храм закрыт постановлением облисполкома от 29 июля 1938 г. Вновь был открыт в начале 1990¬х гг.

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Протоиерей Соколов Владимир Павлович (1875 -1942)

Родился Владимир Павлович Соколов в с. Урень, Ветлужского уезда Костромской губернии (ныне Нижегородская область) в семье настоятеля Троицкой церкви с.Урень о.Павла Соколова. Окончил Костромскую Духовную семинарию в 1904г. В 1905г. рукоположен во иереи и назначен священником Преображенской церкви в г.Судиславль Костромской губ. В 1912г. назначен учителем Закона Божия в мужской и женской гимназиях г. Ветлуги, прихода не имел, но совершал службы в Ветлужских храмах по воскресным и праздничным дням.

Подробнее...

Статьи

Церковная история в трактовке Е.Е. Голубинского

К 180-летию великого русского церковного историка-костромича

Аннотация. Рассматривая «Историю Русской Церкви» Е. Е. Голубинского, в своей методологии и трактовках принципиально отличающуюся от трудов по истории Церкви других авторов, можно сделать вывод, что несмотря на отличия, в трудах ученого были сделаны многие открытия, которые послужили дополнением к уже существующим трудам церковной науки.

Ключевые слова: история, Русская Церковь, критический анализ, методология, источники.

Archpriest Dmitry Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate of the Church postgraduate school of saints Cyril and Methodius.

Annotation. Considering the «History of the Russian Church» E. E. Голубинского, in its methodology and interpretations fundamentally different from the works on the history of the Church of other authors, we can conclude that despite the differences, in works of the scientist had made many discoveries, which served as a complement to the existing works of the Church science.

Keywords: history, the Russian Church, critical analysis, methodology, sources.

Подробнее...