| | vivaspb.com | finntalk.com

Амвросий (Смирнов, 1874 -1938), архиепископ Муромский, викарий Владимирской епархии.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001В миру Смирнов Алексей Степанович, родился 4 апреля 1874 года в Костроме в семье протоиерея Костромской епархии.

В 1889 году окончил Костромское духовное училище, в 1895 г. - Костромскую духовную семинарию, в 1899 г. - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, назначен помощником инспектора Благовещенской духовной семинарии.

7 апреля 1900 г. был пострижен в мантию епископом Благовещенским Иннокентием (Солодчиным), 30 апреля рукоположен во иеромонаха тем же преосвященным.

С 14 августа 1901 г. - помощник смотрителя Рязанского духовного училища. С 1901 г. – инспектор Благовещенской духовной семинарии, с 1904 г. - ректор Благовещенской духовной семинарии в сане архимандрита.

С 1906 г. - настоятель Псковского Мирожского монастыря.

31 июля 1911 г. был хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии. Хиротония состоялась в Александро-Невской лавре.

Во время служения на Рязанской кафедре исполнял обязанности председателя совета епархиального братства святителя Василия, еп. Рязанского, являлся также председателем епархиального Училищного совета. С 14 апреля по 26 мая 1917 г. на время отпуска преосвященного Димитрия (Сперовского) с местопребыванием в Валдайском Иверском монастыре Новгородской епархии был назначен временно управляющим Рязанской епархией.

С 26 мая 1917 г. – епископ Елецкий, викарий Орловской епархии.

Являлся членом Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг., заместителем еп. Орловского Серафима (Остроумова).

6 июля 1918 г. был арестован после обыска, произведенного в орловском архиерейском доме. В тот же день было разогнано Епархиальное собрание.

С 1921 [кон. 1920?] г. – епископ Брянский и Севский.

В 1921 г. арестован в Брянске (?), в июле того же года освобожден.

Не ранее августа 1922 г. арестован в Брянске за противодействие обновленчеству и выслан в Москву, где проживал без права выезда.

С 1923 г. – епископ Рязанский.

С 1925 г. – епископ Сергиевский, викарий Московской епархии. Служил в Московском Никольском храме у Яузских ворот.

12 апреля 1925 г. подписал акт о передаче высшей церковной власти митр. Крутицкому сщмч. Петру (Полянскому).

image0025 июня 1926 г. арестован в Москве по обвинению в "агитации среди церковников о гонении власти за веру, распространении среди диаконов текста для моления об успехах и укреплении христолюбивого воинства". Во время следствия содержался в Бутырской тюрьме.

Из протокола допроса 22 июня 1926 г.:

"Найденная у меня при личном обыске бумажка... "О честном пресвитерстве и еже во Христе диаконстве... и о избавлении братий наших в темницах и пленении сущих, о поспешении и укреплении христолюбивого воинства..." представляет собой "выкличку", выражение "христолюбивое воинство" является, до некоторой степени, атавизмом, оно имело смысл до революции, когда воинство было действительно христолюбивым. Обычно я поправлял диаконов, т.е. говорил, что фразу эту надо выпускать. Допускаю, что некоторые, по невежеству, так и полагали, что это зашифрованное моление за Белую армию. Я просто имел (тот отрывок с поминовением) как образчик старого издания, как первоисточник"

22 сентября того же года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорен к 3 годам ссылки, которую отбывал в Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар) в Коми (Зырян) АО.

17 февраля 1928 г. постановлением ОСО при Коллегии ОГПУ был досрочно из ссылки освобожден с разрешением свободного проживания по СССР.

С 25 апреля 1928 г. – епископ Дмитровский, викарий Московской епархии.

28 ноября 1928 г. назначен на Вологодскую кафедру и возведен в сан архиепископа.

В 1931 г. вновь подвергся аресту и был приговорен к трем годам заключения, которое отбывал в Мариинских лагерях.

С 26 апреля 1934 г. – архиепископ Пугачёвский, викарий Саратовской епархии.

14 мая 1934 г. назначен архиепископом Муромским, викарием Владимирской епархии.

9 июня 1935 г. был арестован в г. Муроме по обвинению в "контрреволюционной деятельности". Виновным себя не признал. 19 ноября того же года ОСО при НКВД приговорило владыку к 3 годам ссылки.

Ссылку отбывал в с. Мотыгино Удегейского района Красноярского края.

25 марта 1938 г. был арестован в ссылке и заключен в тюрьму г. Енисейска, на допросах признал себя виновным в возводимых на него обвинениях в контрреволюционной деятельности и подготовке вооруженного восстания. 14 апреля 1938 г. тройкой УНКВД Красноярского края приговорен к расстрелу.

Расстрелян 25 мая 1938 года в г. Енисейске.

11 апреля 1959 года был реабилитирован Красноярским краевым судом по 1938 году репрессий.

9 августа 1993 года был реабилитирован и.о.помощника Генерального Прокурора РФ по 1926 году репрессий.

Использованные материалы

  • Игум. Дамаскин (Орловский), Т. М. Панкова, иером. Серафим (Питерский). Статья в Православной энциклопедии, т. 2, с. 152-153
  • Биография на сайте "Русское Православие"
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"

 

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Голоушин Николай Петрович (1883-1964)

Родился Николай Голоушин в семье Чухломского купца Петра Васильевича Голоушина в 1883 году. После окончания в 1906 году Петербургской духовной семинарии, он три года служил в Петербурге учителем Закона Божия в школе для взрослых при Иоанно-Предтеченской церкви.

Подробнее...

Статьи

Вклад Святителя Игнатия (Брянчанинова) в русское доматическое богословие

Среди плеяды иерархов составивших цвет русского богословия есть имя святителя Игнатия, чьи богословские труды постоянно изучаются, всегда востребованы, всегда современны. Она написаны ясным и понятным для каждого верующего человека языком, языком любви к Богу и человеку. Главной особенностью богословских истин изъясняемых им является то, что роднит их с богословием святых отцов – их молитвенная основа, опыт аскетики, что придает им вневременный характер. Его заслуга не в том, что он открыл нам нечто, что не знал мир до него, но он открыл нам Бога не через научные изыскания или чужой опыт, он открыл Бога через свой опыт, и этот опыт стал близким для русского человека.

О свойствах Божиих святитель Игнатий говорит в своих трудах: «Аскетические опыты» и «Слово о смерти». Утверждая святоотеческое учение о том, что Бог есть всесовершеннейший Дух, трансцендентный тварному миру, святитель пишет: «Но в собственном, точном смысле один Бог — Дух. Он, как Существо всесовершенное, вполне отличается естеством Своим от естества тварей, как бы они ни были, сравнительно с другими тварями, тонки и совершенны. Нет существа одноестественного Богу! И потому, кроме Бога, нет другого духовного существа по естеству».1

 

Подробнее...