Две рязанские обители

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Предисловие

Первые Григоровы-рязанцы – младшие потомки испомещенного Великим князем Московским Иоанном 111 Васильевичем в 1495 году по Можайску Василия Иванова сына Григорова, не получившие доли в родовом поместье.

(*) Младшие сыновья в семьях мелкопоместных русских дворян в 16 веке зачастую оказывались без средств к существованию: отцовские поместья жаловались старшим сыновьям, так как они раньше младших начинали службу. Количество земель в центральных уездах, не розданных еще кому-либо в поместья или вотчины, было ограничено. Поэтому младшие сыновья дворян и «детей боярских» испомещивались на границах, где и несли службу (из их потомков формировались местные элиты – т.н. «засечное дворянство»). Реже они становились наемниками, слугами у богатых вотчинников (в т.ч. у монастырей или даже в других княжествах). А порой, лишенные средств к существованию, они создавали «ватаги» и добывали себе пропитание на большой дороге.

В «Судной грамоте судей Великого князя Василия Иоанновича Гриди Кобякова да Вериги Негодяева…»1530 года находим, что в вотчинах Успенского Ольгова монастыря ок. 1515г. (в землях еще самостоятельного Рязанского княжества, при последнем князе Рязанском Иване Ивановиче): был испомещен Коверя Григоров. И в «Выписи о вотчинах Иоанно-Богословского монастыря писца Третьяка Дубровина…» 1553 года находим, что в 1540 году Ананий Федорович Григоров, родственник Ковери, был испомещен в вотчинах Иоанно-Богословского монастыря. О потомстве Ковери мне выяснить ничего не удалось, а многочисленные потомки Анания Григорова здравствуют и поныне. Вообще, нужно сказать, что судьбы многих Григоровых-рязанцев в разное время были связаны с этими двумя обителями.

 

Статья 1
Успенский Ольгов монастырь

 

«... а старец Илиа помнит за полтретяцем лет при Льговском игумене Феодорите тот исток заимал, рыбу в нем лавливал и бобры бивал Коверя Григоров на Льговского игумена с братьею...» (1530г., «Правая грамота...»).

 

Успенский Ольгов м-рь – один из старейших русских монастырей, основанный еще до монголо-татарского нашествия. Считается, что первый благотворитель обители – рязанский князь Ингварь (Козьма) Игоревич. В 1219 году он вместе со своими сыновьями Олегом Красным и Юрием основал Успенский монастырь в благодарность Божьей Матери за свое спасение от рук убийц и в ознаменование победы над двоюродным братом, убившим в 1217г. ближайших родственников.

С момента разорения монголо-татарами и до середины 14 в. монастырь находился в запустении. Возобновил его рязанский князь Ольг (Олег) Иванович в 1373-74 гг. Он же пожаловал обители средства и новые земли (**)

(** на эти пожалования, в отличие от «домонгольских», сохранились списки с княжеских жалованных грамот (илл.)).

Похоронен был князь-схимник в им же основанном Солотчинском монастыре в родовой усыпальнице, где до революции 1917 года сохранялись его мощи и кольчуга (***).

(*** Солотчинский мужской монастырь Рязанской епархии основан князем Олегом Ивановичем Рязанским ок. 1390г. Гуляя на берегу р. Солотчи с женой, княгиней Ефросиньей, он встретил двух отшельников – Василия и Евфимия. После беседы с ними князь решил основать на этом месте обитель. По его приказу был выстроен храм во Имя Рождества Пресвятой Богородицы, и построены кельи. Перед кончиной Олег Иванович принял великий постриг в Солотчинском монастыре с именем Иоакима. Останки его и княгини Ефросиньи хранились как святыни в соборном храме монастыря. Там же хранился панцырь князя и серьги княгини (известно, что сделавшись иноком, князь 12 лет носил кольчугу под мантией вместо вериг).

К началу 20 века в Солотчинском м-ре было два храма: Рождественский древний (отреставрирован в начале 20в.; до наших дней не сохранился) и Покровский (тоже построен Олегом Ивановичем, в начале 20в. был в развалинах, до наших дней также не сохранился).

После упразднения в 1918г. Солотчинского м-ря мощи князя длительное время находились в Рязанском краеведческом музее в качестве экспоната. В 1990г. мощи Святого Благоверного князя Олега Рязанского были переданы Русской Православной Церкви и в настоящее время покоятся в Иоанно-Богословском м-ре.

Именно в честь этого князя монастырь и получил свое устоявшееся в истории название; и именно этот князь причисленный Православной Церковью к лику Святых, изображен на гербе Рязанского княжества и на гербе современной Рязани.

В книге отца Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии...» (Зарайск, 1884г.) находим:

«...Близ с. Льгова, в 12 верстах от г. Рязани, на крутом берегу Оки, находится монастырь, именуемый еще в письменных памятниках XVII ст. Льговым, основанный около 1220г. в. кн. Рязанским Ингварем Игоревичем (59*). Новопостроенному монастырю приданы были 9 земель бортных и 5 погостов. Разоренный в XIII ст. татарами, он в XIV ст. был возобновлен кн. Рязанским Олегом Ивановичем (60*), который придал монастырю свои села и, в утверждение владельческих прав на бывшие за монастырем земли, дал игумену Арсению свою жалованную грамоту, копия с которой хранится в келлии о. настоятеля, как заветная святыня.

В начале XVII ст., как видно из выписи с писцовых книг Кирилла Воронцова Вельяминова, Льгов монастырь находился в упадке: каменная церковь Успения Пресвятыя Богородицы, под которою находились погреб и хлебодарня, обвалилась. Вместо оной, построена была другая церковь в честь Успения Божией Матери «древена, а ...верх шатром, да в приделе Сергий чудотворец», кроме этой, в монастыре была другая «теплая церковь – Николы чудотворца с трапезою древена, а церкви и все церковное строенье монастырское...». Кроме храмов, в монастыре были: «келья игуменская, келья келарская, келья казначейская, шесть мест келейных, да двор конюшенной». (61*) В 1651г. июля 9 Льгов монастырь, вместе с другими, по указу Алексея Михайловича, из Рязанскаго уезда отписан был к обители Саввы Сторожевскаго (62*), что конечно привело Льгов монастырь еще к большему упадку. Присылаемые в приписные к Саввому монастырю обители строители, как видно из грамоты преосв. Рязанск. Мисаила, «тех монастырей не строили, а только бражничали». В 1666г. 27 авг. архиеп. Иларионом дана была кн. Михаилу Ивановичу Щетинину храмозданная грамота (63*) на построение в Льговом монастыре каменной церкви, на место развалившейся, в честь Успения Божией Матери, с приделами чуд. Николая и Архистратига Божия Михаила, который в половине прошлаго столетия переименован на придел препод. Палладия. В связи с этим храмом, существующим доселе, находится колокольня, одинаковой архитектуры с ним. В начале нынешняго столетия Льгов мон. пришел в совершенный упадок, за недостатком средств, пр. Феофилакт предположил было, совершенно упразднить его. Но, благодаря усердию помещика Николая Захарьевича Апухтина, монастырь приведен был в надлежащий вид: старинный Успенский храм был обновлен, выстроен другой каменный храм в честь св. Троицы с приделами и двухэтажный каменный корпус для монастырской братии. До 1764г. за Льговым монастырем состояли след. села и деревни: с. Старое Льгово, в котором по писцовым книгам значилось «...пахотной земли 328 четв. в поле, а в дву потомуж, луговой —200 копен и лесу присады 10 десятин...». К селу же принадлежали след. деревни и пустоши: дер. Срупаево на р. Оке, с 31 двор.; в ней пахотной земли было 348 четв. в поле, а в дву потомуж, луговой на 50 коп. и лесу 2 десят. Дер. Глебова, на речке на Березовке, с 15 дв., при ней пахотной зем. было 276 четв. в поле, а в дву потомуж, луговой – сто копен, лесу 2 десят. и под деревнею водяная мельница. Дер. Юрасова на р. Листани, в ней было 15 дв., пахотной земли 180 четв. в поле, а в дву потомуж, – луговой на 120 коп. и лесу 2 десят. Пустошь, что была дер. Козино, Пустаково тож, на р. Листани, с 100 чет. пахотной и луговой на сто копен. Пустошь, что была дер. Шаровская, Теляновская тож, с 150 четв. пахотн., 20 коп. луговой – и 2 с 1/2 десят. лесу. Пустошь, что была деревня Лески, Гряская – Лытцово тож, в ней пахотной земли было 75 четв. в поле, а в дву потомуж и сена на 250 коп. Лука Мамонтовская и остров на р. Оке, берега р. Листани и оз. Каторское.

В Старорязанском стану к числу монастырских вотчин принадлежали: с. Аристово, Яростово тож, в нем было 29 дв., пахотн. земли 126 четв. в поле, а в дву потомуж, луговой, – об межу с. Казарич – Луг Вединской, на котором сена ставится 500 коп. Дер. Выползова слобода, в ней значится 31 дв., пахотной земли 150 четв. и луговой – на 50 коп. Дер. Волбуловская слободка на оз. Сельне, съ 12 дв. и 82 четв. земли. Пустошь, что была дер. Романовская, к ней принадлежал луг на Колчеватке, от Петровичскаго рубежа вниз по малому озеру, и Труфанова поляна, на которых ставилось сена 400 коп.

В числе угодий Льговскаго мон. значится: половина оз. Черемуши, половина оз. Клетки, пол. озера Преснина и пол. озера Омутка, с примыкающими к ним лугами, «...а владеют теми озерки и лужки по данной, что им дал в дом Пречистой Богородицы во Льгов монастырь Тирон Васильев сын Кобяков лета 7074… (1566)», сенной покос «за оз. Сельным, у Вышегородцаго рубежа, у речки у Гаврильца на Красном цвету...», оз. Асельное, оз. Валгань, под Городцом да на лугу Колчеватке «...3 перевесья: Ульинское, Халомей и Яновой. Бортные ухожьи Льгова мон. находились: на Петриловском острове, за с. Федотьевым, да бортной ухожей (64*) «судерев» (65*) с Горедецкими бортниками.

В 1764г. Ольгов мон., по отобрании от него принадлежавших ему владений, сделан заштатным (66*), каким он остается и доселе…».

 

Уже в 18 веке монастырь испытывал серьезные материальные трудности. В начале 19в. монастырь стал заштатным (66А*) (66А*), и даже стоял вопрос о его упразднении. Но благодаря помощи нескольких благотворителей обитель была приведена в надлежащий вид и продолжила свое существование.

В 1858 году произошло событие, которое, казалось бы, должно было вдохнуть в обитель новые силы: в монастырской часовне было явление Иверской иконы Божьей Матери. Икона была перенесена в Успенский храм и прославилась многими чудесами и исцелениями богомольцев. Но, тем не менее, в последней четверти 19в. Успенский монастырь – по-прежнему вне штата; в нем числятся 1 строитель, 2 иеромонаха, 2 иеродьякона и 2 послушника.

В конце же 19в. в монастыре упадок во всех отношениях, в том числе и нравственном. После обращения преосвященного Иустина Архиепископа Рязанского в Святейший Синод и последующего Указа Святейшего Синода в 1896г. «…заштатный мужской Ольгов монастырь преобразовать в общежительный женский...» братию распределили по мужским монастырям епархии, а в Успенский Ольгов перевели мать-игуменью и 29 сестер из Казанского Колычевского, Никоновского Сушкинского и Сергиевского монастырей. Преосвященный Иустин объяснял принятое решение тем, что «женские монастыри стоят несравненно выше мужских» (причина реорганизации была иной, но она не афишировалась: это бросило бы тень на Церковь).

В 1910 году (см. «Русские Православные обители» изд. П.П. Сойкина) в монастыре было две церкви: одна соборная Успения Пресвятой Богородицы, построенная около 250 лет назад, (в ней древний иконостас греческого письма), другая – во имя Святой Живоначальной Троицы, более поздней постройки. В Успенском храме хранится явленная Иверская икона Божией Матери.

При монастыре в 1910г. была гостиница для паломников, женская школа имени поэта Я.П. Полонского (его прах до 1959г. покоился на монастырском кладбище, после чего был перенесен в Рязанский Кремль).

По Адрес-календарю Рязанской губернии 1914 года,

Настоятельница монастыря - игуменья Евгения.

В штате монастыря состояли:

казначея монахиня Алевтина,

благоч. – монахиня Ангелина,

ризничия – монахиня Афонасия,

духовники: Священник Николай Михайлович Триодин и священник Александр Георгиевич Баландин.

 

Успенский Ольгов монастырь –

Фонд монастыря – ф.994 ГАРО

+клировые ведомости 1913 года

(ГАРО ф. 627 оп.240 ед.хр.86 стр.201)

/…/ (1-2 разделы, касающиеся времени основания и истории м-ря, я опускаю – они знач.полнее освещены в статье проф.Цветкова и у митр.Макария)

2. до 1896 года был мужским заштатным, а Указом Св.Синода от 9 и 15 апреля №№1804 и 1885 по причине упадка и малого числа братии обращен в общежительный женский.

3. Церквей 2:

1 -во Имя Успения Пр.Богоматери каменная, древней архитектуры, состоит из небольшой трапезы и наст.церкви с олтарем, при ней каменная колокольня в одной связи, невысокая 4-х стенная одноэтажная.

Храм строения 1660 года /…/ храм ремонтирован 1901 года снаружи и внутри.

2. Каменная новая церковь во имя Пр.Живоначальной Троицы с двумя теплыми пределами – справа во Имя Всемилостивейшего Спаса Нерукотворного Образа, слева – во имя Св.Николая Чудотворца

В 1898 году храм возобновлен снаружи и внутри, /…/ в 1906 году насланы бетонные полы /…/ в 1908 году произведена стенная живописная работа /…/ /…/ в 1909 году на средства неизвестных благотворителей устроены духовые печи, вызолочен иконостас, возведен новый купол /…/ В 1862 году при храме выстроена новая 3-х этажная колокольня, частью на монастырские деньги, а частью иждевением московского почетного гражданина Давида ивановича Хлудова. На колокольне 6 колоколов, большой 116 пудов 16 фунтов

4. Церковная утварь не богата, но достаточна.

5. Земли под монастырем /…/ 21 дес.26 сажень

Также в Ряжском уезде в с Петровском земли 55 десятин

Также близ села Криуши Рязанского уезда борового леса 50 дес.

Также при с.Казари неудобной земли лугом 11 десятин

И в селе Бильдине Зарайского уезда водяная мукомольная мельница о 2 поставах. (всего земли 137 дес.269 кв.сажень

6. Ограда

с южной стороны с выезжими воротами на 46 саж., каменная. В 1901 году покрыта железом и окрашена медянкой. По концам южной ограды 2 башни

С западной каменная с воротами 72 саж., на севере ее каменный ледник

С восточной стороны каменная ограда на 85 сажен

С северной на 59 и ½ саж., по концам 2 башни – к западу деревянная, к востоку каменная, обе покрыты железом.

Северо-восточная и юго-западная башни в 1898 году обращены в жилые помещения. /…/

7. Жилые помещения монастыря. 1).Каменный 2 –х этажный крытый железом корпус, в длину 30 в ширину 15 аршин, внутри оштукатурен, снаружи белен.

В 1909 году к сев-восточному углу его на средства неизвестной благотворительницы пристроена каменная трапезная на 19 аршин длины и 17 ½ аршин ширины., с жилыми помещениями для сестер и кухней, покрытая железом, а внутри оштукатурена.

2). Деревянный дом на каменном фундаменте, оставшийся после покойного Преосв.Гавриила в собственности монастыря. Дом этот /…/ в 1902 году был разобран а на месте его на том же фундаменте и таким же размером в длину 30 а в ширину 15 аршин построен новый деревянный дом с мезонином для настоятельницы.

В 1909 году августа 29 от неизвестных причин дом этот сгорел до основания, а на выданные от страхового общества 4865 рублей, с добавлением к ним из монастырских сумм /…/ построен по прежнему плану и на прежнем месте новый деревянный с мезонином дом 31 на 17 аршин.

3). Деревянный двухэтажный корпус на каменном фундаменте 20 на 17 аршин. Крыша на нем железная окрашена медянкой, стены снаружи обшиты тесом и выкрашены масляной краской.

4). В 1903 году с западной стороны каменного корпуса выстроена каменная же просфорня с помещением для сестер, длиной 15 ½ и шириной 11 аршин, крыша покрыта жестью и выкрашена медянкой.

5). У южных въездных ворот в 1911 году построен дом для рукоделий, 23 на 18 аршин /…/

8. Надворноые строения

Каменные6 1) в двух отд.житница

2). Конюшня и экипажный сарай

3).Кладовая

4). Дровяной сарай

5) Сарай для хоз.орудий.

Все постройки покрыты железом и выкрашены медянкой.

9. С западной строны монастыря - 2 деревянных гостиницы на каменных фундаментах. Одна холодная с мезонином, покрыта дранью 23 на 10 аршин.

другая теплая 2-х этажная деревянная гостиница 23 на 15 аршин, крыта железом и окрашена медянкой. /…/

При ней находится скотный двор каменный с железной же крышей, в нем устроены конюшни для лошадей паломников /…/ помещение для коров /…/ пятеро ворот /…/ два новых ледника /…/ странноприимная изба /…/ каменное помещение для сестер живущих при скотном дворе /…/ в 1906 году выстроена новая каменная баня-прачечная. /…/

10. Вне монастыря:

В 1903 году выстроена каменная церковно-приходская школа 15 ½ на 10 аршин /…/

В 1911 году выстроена новая дача 16 на 10 аршин /…/

11. С западной стороны вне монастыря находится гумно, на котором построен половень и рига 30 на 12 аршин /…/

При большой Касимовской дороге – деревянная с иконостасом часовня, крытая железом и окрашенная медянкой.

12. на содержание монастыря имеется капитал 49 219 рублей 7 коп., причем капитал остается неприкосновенным, а процентами пользуется монастырь

В Успенском Ольговом монастыре:

Настоятельница – игуменья Марионилла, 52 года (п/список…)

Казначея монахиня Алевтина

Монахини: Евпраксия, Афонасия, Ангелина. Селафаила, Гавриила, Никодима, Евсевия, Макария.

Указные рясофорные послушницы:

Васса Абрамова Седова, Евдокия Никитина Стукалина, Мария Максимова Ушакова, Мария Андреева Афонасьева, Мария Ефимовна Мошкина, Анна Алексеева Демина, Феодосия Иоакимова Кузнецова, Мария Елисеева Мудрова, Екатерина Евстафьева Мальцева, Екатерина Михайлова Климушкина, Анисья Романова Артюхина, Матрона Савина Бондарева, Пелагия Иванова Захарова, Домна Дмитриева Орлова, Ксения Тимофеева Федькина, Анна Тимофеева Епихина, Вера Тимофеева Епихина, Анна Иоакимова Бурколова, Анна Миронова Логинова, Василиса Алексеева Хорева, Дарья Космина Тюрина

Рясофорные послушницы: /…/ (всего 38)

Белицы, живущие на испытании монастырской жизни с законными видами : /…/ (всего19)

В 1918 году монастырь был закрыт, а в его стенах размещена женская колония. В этом качестве обитель и используется до сего дня. Древний некрополь уничтожен, его территория заасфальтирована. Конечно, дореволюционные изображения Успенского Ольгова монастыря, помещенные в начале статьи, не отражают нынешнего состояния построек, находящихся на бывшей территории обители. Но я не могу поместить здесь современные фото монастырских построек и храма, поскольку территория зоны закрытая, а постройки находятся за высоким забором. Могу лишь поместить фото входных ворот, за которыми просматривается контур бывшей колокольни.

О совр.жизни Льговской женской ИТК можно прочесть в следующих печатных изданиях:

  1. 1.В газете «Благовест» от 5 мая 1997г. – стр. 3, статья С. Аксеновой «Бич Господень».
  2. 2.В «Приокской газете» от 7 февраля 1997г. – стр. 6., статья В. Грибова «Карьера Юрия Головина» (о начальнике отряда майоре внутренней службы ИТК-2).

3. В газете «Рязанские ведомости» от 22 февраля 2002 года, в разделе «Одной строкой»: «…В воспитательной колонии поселка Льгово, Рязанский район, открыт реабилитационный центр».

О современной жизни села Старое Льгово читаем в газете «Рязанские ведомости» от 26 сентября 2005 года: «…4 октября 2005 г. в с. Льгово Рязанской области пройдет школьный экологический сбор. Чтобы посадить свой лес, в село Льгово приедут около 90 школьников и  учителей из 9 школ Рязанского района. Во время слета будет высажено более 1000 саженцев дуба, сосны, клена. Большую их часть ребята вырастили сами, в своих пришкольных питомниках. Участников также ждет увлекательная противопожарная программа. Школьникам расскажут о том, как защитить молодые деревца от травяных палов, познакомят с профессиональной пожарной техникой. Завершится слет «Пожарной игрой», в которой школьники смогут попробовать себя в роли настоящих пожарных.

В качестве почетных гостей на слет приедут начальник Управления образования Рязанского района Рязанской области Морозов А.С. и главный специалист Управления образования Рязанской области Золотов Ю.В. Экологический слет проводится в рамках всероссийского движения «Возродим наш Лес».

Сбор участников и журналистов – 4 октября 2005 г. в 9:30 по адресу: Рязанский район, село Льгово, Льговская средняя школа…».

 

В завершении – дошедшие до нас имена настоятелей Ольгова монастыря – с 13 по 20 век (по книге отца Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии...»):

«…Игумены: Арсений уп. ок. 1219 г.

Иннокентий уп. в 1522г.

Кассиан уп. в 1524г.

Измаил уп. в 1566г.

Трифон уп. с 1595 – 97г.

Игнатий уп. с 1613 – 16г.

Митрофан уп. с 1621 – 25г.

Иосиф уп. в 1630 и 31г.

Сергий уп. в 1635г.,

Макарий уп. в 1636г.

Митрофан уп. в 1637г.

Сергий уп. в 1641 и 43гг.

Иосиф уп. в 1644 г.

Сергий уп. в 1644 и 45г.

Макарий уп. в 1648 и 49 гг.

Никандр уп. с 1652 по май 1653г.

Строители:

Герман уп. в 1653 и 54гг.

Пафнутий уп. в 1660г.

Давид уп. в 1661г.

Зосима уп. в 1664г.

Дионисий уп. в 1665 и 66 гг.

Исаия уп. в 1667 и 68гг.

Иона уп. в 1674 и 75гг.

Афанасий уп. в 1695 и 96гг.

Боголеп уп. в 1699г.

Трифиллий уп. в 1724г.

Мефодий уп. в 1764 – 76г.

Антоний уп. с 1777 – 80г.

Савва уп. с 1780 по 20 янв.1789 г.

Иона уп. с 1789 – 91г.

Павел уп. с 20 март 1791 – 1812г.

Мефодий уп. с 1812 – 14г.

Пимен уп. в 1814г.

Иосиф уп. с 1815 – 18г.

Августин (с 1818 по 15 февр. 21г.).

Гедеон уп. с 1821 – 32г.

Иоаким уп. с 1832 – 35г.

Макарий уп. с 1835 – 37г.

Киприан уп. с 1837 – 40г.

Макарий уп. с 1740 – 42г.

Иоасаф уп. с 1842 – 46г.

Аарон уп. с 2 ноября 1746 по 15 мая 1857г.

Игумены: Серапион уп. с 6 июня 1857 – 62г.

Иннокентий сост. с 1862г. …».

 

 

 

В словарь

59* Ингварь Игоревич (1220г.)

60* Олег Иванович (сер.14в.)

61* «...двор конюшенной...» (в Успенском Ольгове м-ре)

62* приписной монастырь

63* храмозданная грамота

64* ухожей (бортный)

65* судерев - 66* заштатный монастырь

 

Статья 2

 

Иоанно-Богословский монастырь

 

Иоанно-Богословский монастырь – одно из интереснейших исторических мест на территории Рязанской области. И из прошлого о нем, к счастью, дошло сравнительно много сведений.

В «Описании Богословского общежительного монастыря...», изданном в пользу обители в 1882 году в московской типографии А.И. Мамонтова, читаем: «...Монастырь находится в 25 верстах от губернского города Рязани, внутри дач сел Окаемова и Пощупова (67*).

67* Пощупово – название села очень старое. Предположительно, связано с тем, что здесь, на перекате Оки, купеческие суда часто садились на медь, а «лихие люди» их «щупали» (грабили).

Он расположен на полугоре, близ так называемого «Глухого оврага», по правую сторону реки Оки, носящей название Прости или Простьи (68*)...».

68* Прость, прости - освобождение от болезни, разрешение, исцеление.

Супруга царя Ивана Васильевича Грозного Анастасия Романовна возвращалась с богомолья по Оке. В месте впадения в Оку безымянной тогда речки царица разрешилась от бремени. В честь этого события речка и возникшая позже здесь деревня получили название Прость. В знак благодарности Господу за благополучное разрешение от бремени благочестивая царица на берегу Оки, напротив села Окаемова, в 1557 году приказала построить деревянную церковь во имя Свят. и Чудотворца Никопая. Церковь на этом месте существует и поныне. Вначале она была под горой, а в 1744 году для удобства была разобрана и перенесена на гору около села Окаемово.

«…Дата основания монастыря неизвестна. Существовал Иоанно-Богословский монастырь еще до начала монгольского нашествия. Монастырь был окружен дремучим дубовым лесом, остатки которого существовали еще в 1840 году. Возможно, монастырь основан теми, кто принес в дар Рязанскому Князю образ Иоанна Богослова на заре христианизации Рязанского края.

Главная святыня монастыря – чудотворный образ Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (69*).

69* В книге «Пролог…» читаем: «…Этот чудотворный Образ Иоанна Богослова, (праздн. 26 сентября), написан цареградском отроком Гусарем. Гусарь пас гусей у ворот Царьграда, на которых был прикреплен образ Иоанна Богослова. В течение трех лет Гусарь срисовывал образ на песке перед воротами. Иоанн Богослов, явившись Гусарю, дал ему грамоту к цареградскому иконописцу Хинарю, чтобы тот принял Гусаря на обучение иконописанию. Хинарь принял Гусаря, хотя и не поверил в происхождение грамоты. Когда Гусарь обучился иконописанию, Хинарь воспылал к нему завистью и обижал его. Царю доложили о Гусаре, после чего он и его учитель Хинарь были званы к Царю, и между ними устроено состязание. Оба должны были нарисовать орла на стенах царской палаты. После чего был выпущен ястреб и стал «хватать ученицыну птицу на стене». Гусарь был признан лучшим живописцем, и занял место Хинаря…».

По другой легенде, Гусарь писая образ «с натуры» во время явления ему Иоанна Богослова, по его повелению и под его руководством. От готового образа вся палата осветилась, и образ был, «как живой».

Написание образа, согласно иконописной традиции, датировалось 6 веком. До наших дней дошел только список с него. Последнее достоверное упоминание о древнем образе относится к концу 19 века.

На другой стороне иконы находился образ Тихвинской Божией матери, по преданию, тоже написанный Гусарем. Но широко прославился чудесными событиями и исцелениями именно образ Иоанна Богослова.

«…Мы знаем, что хан Батый в 1237 году приступил к Богословскому монастырю с целью ограбить его, но, пораженный внезапным явлением Святого Апостола и Евангелиста, пришел в ужас, а воины его ослепли от сияния иконы. Вместо разорения монастыря, хан Батый приложил к образу герб – «печать свою златую» (70*).

70* О том, что эта печать была приложена к образу, свидетельствуют данная монастырю Патриархом Андрианом в 1692 году грамота и надпись на отрезанной от этой иконы рукояти, сделанная иеродиаконом Афонасием в 1700 году.

В 16в. местоположение монастыря было иное. В 1553г. в выписках из писцовых книг о монастырских вотчинах находим: «...в кологороде, на украйне, в Острозе монастырь»

(«Богословщина» - ныне территория Михайловского и чат.Захаровского района Рязанской области, близ современных сел Высокое, Альяшево, Плахино – прим. А.И.Г. Тогда и находится в вотчинах Богословского монастыря первый помещик по фамилии Григоров – Ананий Федорович, «порутчик в наготчине» по другим помещикам.

Монастырь и его вотчины подверглись разорению в 1572 году Крымским ханом…».

(Поскольку маршрут движения крымско-татарской орды в 1572 году известен, а также известно, что по пути они разорили обитель – достаточно уверенно можно утверждать, что в кон.16в. монастырь находился вблизи от Большого тракта в Окологородье, но никак не в дремучем лесу на берегу Прости) Еще одно свидетельство в пользу этого – небывало высокая встречаемость на этой территории храмов во имя Ап.и Еванг.Иоанна Богослова:

из 17 имеющих на сегодняшний день на терр.Захаровского р-на храмы сел (Альяшево, Асники, Байдики, Добрые Пчелы, Елино, Жокино, Захарово, Липки, Мотовилово, Окуньково, Осово, Остроухово, Плахино, Спасские Выселки, Субботино, Троицкое, Жолчино) в 5 – храмы Иоанно-Богословские, и все они располагаются недалеко друг от друга (в Альяшево, Жокино, Захарово, Липки, Плахино)

 

«…Чудом уцелевший образ стоял в Успенской соборной церкви в Рязани, слева от гроба святого Василия, епископа Рязанского.

Вскоре монастырь вновь отстроился, но образ в обитель вернули не сразу. Одним из оснований для проволочек с возвращением было то, что образу «невмесно на холоду стоять»

(тогда в м-ре не было каменных построек, и храм во имя Иоанна Богослова был деревянный – прим. А.И.Г.).

В 17 веке местоположение монастыря – вновь на Оке. По Писцовым книгам 1628 года монастырь находился «...в Понисском стану на реке на Прости». То, как выглядел в эти годы монастырь, можно представить, читая Рязанские писцовые и межевые книги: «...в монастыре церковь Иоанна Богослова, древен, верх шатром /.../

В монастыре же две келлии игуменские, да пять келлий братских /.../ в монастыре же на монастырские обиходы сушило, под ним ледник да погреб походной, да хлебня, да поварня, у монастыря же святые ворота, а на них образы на две стороны, а около монастыря замет на столбы...».

В начале-середине 17 веке монастырь – крупный землевладелец, за ним записано 3070 четвертей земли и 3239 крестьянских душ. При игумене Сергии Ремезове в 1649 году построены две каменные церкви. Одна из них – двухэтажная церковь Иоанна Богослова, где вверху был престол во имя Иоанна Богослова, а внизу – во имя Николая Чудотворца. Итак, «...при посредстве многих, имевшихся (у обители) вотчин она уже стала настолько сильна и состоятельна, что могла начать возводить мало-помалу каменные здания...» (из той же книги типографии Мамонтова 1882г.).

В 1673 году у монастыря было несколько иное место, а прежнее названо «старым монастырем» (постройки перенесли из низины на гору, в пределах полуверсты, поскольку во время весеннего разлива часть монастырского двора заливалась водой).

Существует местное предание касательно месторасположения монастыря (без временных ориентиров). Когда обветшали деревянные монастырские постройки, настоятель думал перенести монастырь в село Высокое Михайловского уезда, где и была построена каменная церковь во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Но «Угоднику Божию не угодно было сие», и его чудотворный образ перенесся из с. Высокого на дуб, росший там, где ныне холодный храм во имя Иоанна Богослова. От этого дуба на память была отрублена доска и положена на престол и ныне находится в Успенском храме (Возможно, что предание говорит о событиях 1534 года, когда монастырь был возобновлен после очередного разорения?). Скорее всего, это «предание» появилось после переезда монастыря на нынешнее место из «Богословщины» с целью придания целесообразности произошедшему переезду. О реальных причинах переезда нам остается только гадать.

В конце 17 века продолжалось ослабление государства и расстройство денежного обращения. Часть своих функций по социальному обеспечению государство стало перекладывать на монастыри. Около 1682г. у Иоанно-Богословского монастыря начались «отчисления средств, от вотчин приобретающихся» в пользу Заиконоспасского училища, а также на содержание отставных солдат и унтер-офицеров - в Коллегию экономии.

«…В 1692 году образ Иоанна Богослова был перенесен из Успенского в Архангельский собор Рязани, ко гробу Архиепископа Мисаила, «убиенного от мордвы за христианскую веру». Но вскоре образ все-таки вернулся в обитель.

Примерно к этому же времени относится и «чудо о разбойниках». В ночь на 10 февраля 1684 года шайка разбойников ограбила монастырь. Взято было 1500р., 100 золотых червонцев, 11 больших серебрянных ковшей, кружка, кубок, братина, две чарки серебрянных, соболья шуба, оловянная посуда, 8 лошадей и т.д. Архимандрит Иосаф (1673-88гг.) был ранен бердышом в голову, казначей избит. Спустя некоторое время все украденное было подкинуто в монастырь. Следствие виновных не нашло.

В начале 18в. монастырь стал опять беднеть и «...дошел до того, что за неимением иеромонахов архимандрит Аарон (наст. в 1715-49 гг.) отдал приказ священникам монастырских сел по очереди отправлять богослужение в монастыре...». При этом же архимандрите дела монастыря несколько поправились, т.к. по его прошению Петр I разрешил поправить ветхие монастырские строения, беря деньги на ремонт из доимочных оброчных денег, собираемых с крестьян…» (в том же «Описании Иоанно-Богословского монастыря…» 1882г.).

В ведомостях, составлявшихся для Коллегии экономии в 1739 году, в описи Иоанно-Богословского монастыря находим перечень его строений: «…три каменные церкви, три каменные настоятельские келии, шесть братских, две палатки, пивоварня, приспешня, пирожня, 3 палатки кладовых, поварня, 2 ледника, 2 погреба, кузница; и деревянные строения - 4 братских келии, 7 житниц, сушило, баня, солодовня, овин, ограда монастыря каменная с башнями, (за монастырем) деревянный конюшенный двор с избой, 2 сушила, 2 сарая, скотный двор с избой, мельница…».

(Опись, составленная перед отчуждением в 1761г. от монастырей имущества, содержит еще более подробную информацию о строениях и святынях монастыря – прим.А.И.Г.).

В «Описании Иоанно-Богословского монастыря…» 1882г.:

«…После отчуждения от монастыря имущества он был отнесен к 3 классу, и ему оставлено «под усадьбой 3 десятины 290 квадратных сажени и под выпуском 1320 кв. саж.

Земли у монастыря стали прибавляться позднее: в 1772г. – луг, в 1784г. – озеро за Окой, в 1812г. – 50 десятин болотистой земли, в 1814г. – лес, в 1836г. – лес боровой.

Особенно монастырь начал богатеть с 1865 года, когда ему жертвует земли Давид Иванович Хлудов. В то время Хлудов был почетным гражданином, московским купцом I гильдии. В 1860 году он приехал осмотреть бывшую дачу г-жи Алексеевой, которую купил. Хлудов «...в первый же праздник был в монастыре за литургией. Бедность монастыря поразила его...».

Храм Иоанна Богослова перестраивался первым. После ремонта и перестройки новый храм 5 октября 1862 года освящен архиепископом Смарагдом. Благодаря Хлудову появился в монастыре и новый настоятель – отец Виталий, многое сделавший для обители.

Новый Успенский храм в монастыре был построен в 1868-70гг. на средства того же Хлудова, на месте разобранного старого Успенского храма устроена часовня.

Хлудов пожертвовал обители средства на внутреннее убранство, служебную утварь для храмов и многие новые иконы.

Вновь были построены в монастыре трехэтажный братский корпус с 45 келиями, братская трапезная и странноприимный дом, новый ледник, баня, житница, вырыт новый колодезь. В 1873г. был выровнен монастырский двор, а в 1875г. он был замощен и обсажен липами, которые растут по сей день.

Около монастыря построены были пятиглавая часовня и купальня на святом ручье, 2-х этажный каменный гостиный двор и деревянная двухэтажная летняя гостиница рядом, кирпичный завод близ монастыря, училище для крестьянских мальчиков с. Пощупово, в котором ежегодно могли учиться 70 чел. Также было посажено 500 плодовых деревьев, вырыт пруд, отремонтирована и украшена ограда и башни, отремонтирована старинная колокольня. Была построена «Хлудовская» богадельня на 150 чел. с церковью при ней, чем наиболее запомнился Хлудов крестьянам окрестных сел. /…/

Описано множество чудес от образа Иоанна Богослова. В основном, это чудесные исцеления, происходившие в 1841-1872 годах. Также настоятелями монастыря описаны исцеления, произошедшие от воды св. источника в 70-е годы 19 века… /…/ Стоит упомянуть о старинном подземном ходе, который шел из монастырского двора за территорию монастыря и выходил на поверхность вблизи святого источника (сейчас выход заложен из-за опасности обрушения). Местная легенда утверждает, что этим подземным ходом пользовались еще в летописные времена, когда обители угрожала опасность. …»

В Адрес-календаре Рязанской губернии 1914 года находим, что настоятелем м-ря был архимандрит Виталий, казначеем (он же духовник) иеромонах Дионисий, ризничим – иеромонах Герман, благоч. – иеромонах Зосима. Всего в обители было 28 монахов и множество послушников.

Иоанно-Богословский монастырь Рязанской епархии

Ф.967 ГАРО

+ клировые ведомости 1913 года

(ГАРО ф. 627 оп.240 ед.хр.86 стр.52-74)

/…/ Богословский 3-классный монастырь /…/ (историю м-ря и описание храмов пропускаю, тк. Это прекрасно описано в книге /…/

17) в полуверсте от монастыря на Св.ручье построена в 1875 году часовня

18)скотный двор

19) каменная прачечная /…/ сушильня /…/ рига в лесу с молотильным приводом. Против странноприимного дома – каменная кузница.

Каменный корпус Богословской богадельни

Мукомольная мельница при селе Высокое на р.Плетеной

Ветряная мельница в 1 версте от монастыря

При деревне Раменках Рязанского уезда в 7 верстах – хутор на монастырской земле

В городе Рязани близ церкви Бориса и Глеба – подворье монастыря пожертвованное мещанином Михаилом Андреевым Москалевым в 1892 году

Земли церковной усадебной 3 дес.1610 сажень

Сенных покосов 12 десятин 975 сажен

На содержании монастыря шт.суммы 711 рубл 42 коп как проценты с неприкосновенного вклада, /…/ неокладные суммы /…/ суммы в билетах

Штат монастыря

Настоятель – Архимандрит Виталий 100 лет (в миру иван Алексеев, пострижен 1852 году)

Казначей иеромонах Дионисий 76

Благочинный иеромонах Зосима 66

Братия:

иеромонах Виссарион /…/ иеромонах Виктор, /…/ Анатолий, Серапион, Патрикий, Мелентий, Пимен, Герман, павлин, Геннадий,

Иеродьякон Валентин, Иларий, Дормидонт, Сергий, Евграф, Варсонофий, Арсений, Иона, Паисий,

Монахи: Никон, пантелеймон, Ананий, Антонин, Митрофан, Алипий, Ермоген, Назарий, Смарагд, Пионий, Авдий

Послушники:

Иван Патрикеев. Прохор Пушкарев, Василий Поляков, Иван Матюхин

Послушники на испытании:

Ларион Сафронов, Алексей Королев, Платон Тарасов, Никифор Королев, Степан редин, Алексей Медведев. Никифор Журавлев, Иван Печенкин, Александр Григорьев, Иван Тараканов, Михаил Воронков, Александр Бровкин, Дмитрий иевлев, Филипп Виждеев, Илья Глазунов, Лаврентий Бухов, Леонтий Мышенков, Алексей Набатчиков, Сергий Смиронов, Аверьян Кравцев, Николай Николаев, Антон Герчин, Владимир Иевлев, Павел Бородин (из пот.дворян Оренб.губ), Андрей Росляков, Павел Сазонов, Александр Алексеев, Иван Мохов, Семен Самойлов. Максим Антонов, Петр Шемякин, Константин Московкин, Сергий лукьянов, Никифор Лопатин, Андр.Беляков, Василий Морозов, Максим Ерошкин, Иван Утешев, Петр Насонов, Сергей Левин, Василий Авдиев, Николай Быков, Даниил Горбунов, Николай Гудков, Алексей Буянкин…»

С началом Великой войны, практ.в первые же месяцы, в монастыре для раненых воинов был открыт лазарет на 25 коек, который непрерывно функционировал до самого 1918 года. Кроме помощи и дух.окормления раненых, в мастерских монастыря в 195 году начала работать протезная мастерская, изделиями которой бесплатно снабжались покидающие лазарет воины.

Умиравшие пациенты лазарета хоронились, в виде исключения, не на сельском, а на монастырском кладбище.

К 1918 году Иоанно-Богословский монастырь подошел, будучи широко известен и почитаем в округе и в православном мире, и твердо стоя на ногах экономически.

Практически сразу же после революции начались всяч.притеснения монастыря. Однако, несмотря на непрерывную антирелигиозную агитацию, в Иоанно-Богословский монастырь шли паломники, а крестный ход на храмовый праздник собирал огромное кол-во народа со всей губернии.

В конце-концов, монастырь был закрыт.

История закрытия монастыря была записана со слов жителей Пощупово неким священником и с оказией переслана русским эмигрантам в Англию. В 1993 году от г-на Владимира Мосса (Мэйфорд, графство Суррей, Англия) А.И. Солженицыну было прислано несколько рукописных листов со след.сопроводительной запиской:

«Многоуважаемый Александр Исаевич!

Я Вам посылаю рассказ о закрытии Рязанского Иоанно-Богословского монастыря, который я получил от одного катакомбного священника в России, и который может Вас заинтересовать.

Искренне Ваш, /…/» (подпись).

«…Закрытие Иоанно-Богословского монастыря.

/…/ Иоанно-Богословский монастырь закрыт в начале 30-х годов (ориентировочно в 1933) перед заутреней на праздник Св. Троицы. О закрытии обители народ заранее предупрежден не был. Как обычно, к праздничной службе готовилось идти много людей из окрестных сел. Те кто пришли из дальних мест, накануне разместились на ночлег у знакомых. В селе Летове в одной избе среди прочих богомольцев заночевал один старец, который утром рассказал, что ему этой ночью приснилось множество монахов идущих в лаптях по дороге. Сон оказался вещим. Людей еще дома поразило отсутствие обычного колокольного звона, зовущего к заутрени. Подходящих к монастырю встречало оцепление из милиционеров, от которых можно было узнать, что монастырь закрыт, а монахов арестовали и увели (говорят в 20-х годах число братии монастыря достигало 180 человек). Кто-то из очевидцев видел, как их гнали через Раменский лес. Стоял июнь, но в этот день было морозно.

В монастыре стала работать специальная районная команда (не из местных), которая занималась уничтожением икон (за деньги, говорят, они нанимали местных женщин смывать росписи и позолоту). Эти же старатели внутри монастыря раскапывали кладбище, на котором под каменными богатыми надгоробьями именитых людей они, как говорят, искали золото – кресты, иконы в дорогих окладах и т.п. Сейчас от того кладбища не осталось и следа. Не сохранилось следов и той брусчатки, которой раньше была вымощена вся обитель.

Незадолго до революции возвели в Богословском монастыре необычную колокольню. По проэкту она не должна была уступать по высоте Ивану Великому. Но смирившись перед честью последнего, не доложили при возведении ее несколько рядов кирпичей, так и оставив ее второй по величине после Московского великана. На работах по подготовке места к закладке фундамента этой колокольни трудилась и моя, тогда еще молодая, бабушка Мария. Колокольня эта советской власти была не нужна – она слишком многозначительно царила над местностью и напоминала людям о Боге, которого в течение пятилетки приказано было забыть.

Когда с колокольни скидывали колокола, собравшуюся толпу народа сдерживал наряд милиции. Женщины плакали, видя как колокола летят и разбиваются о землю. Самый большой колокол не пролезал через оконный проем яруса. Проем расширили, разбив кирпичную кладку. И сбросили. Когда этот колокол падал, он вертелся в воздухе, царапал о стены и звенел. Ушел он в землю вниз ухом по кромки краев. Толпа женщин взвыла и прорвав оцепление кинулась к упавшему великану целовать и обнимать его. Потом этот колокол разбивали кувалдами и увозили куда-то по частям.

Тогда же задумали сорвать с колокольни и крест. На купол взобрался какой-то смельчак и подпилив слегка крест, накинул на него трос. Другой конец троса прицепили к стоящим внизу в связке трем тракторам. И потянули. Огромная по вышине колокольня давала очень большой угол натяжения и трактора пофыркав, так и не сдвинулись с места. «Слава Богу! Слава Богу!» - радостно говорили крестьяне. Крест оставили.

На этом, однако, не успокоились и колокольню какое-то время, говорят, хотели взорвать. Для этого выкопали здоровую яму рядом с ее фундаментом (отчего она видимо слегка покосилась вбок). Но то ли не удалось что-то со взрывом, то ли что-то передумалось в активистских головах, но колокольню оставили в покое, приспособив низ ее для колхозных нужд. От тех попыток в стене ее от основания вверх незаметная пробежала трещина.

После закрытия Иоанно-Богословского монастыря в селе Пощупове-Богослове до 1935 года еще оставалась приходская церковь. В ней служили о. Иоанн Ракитин и о. Михаил Процыров. В то время власти стали применять хитроумный способ закрытия храмов – их закрывали как бы в ответ на просьбы самих прихожан. Для этого назначался активист, который ходил и собирал с местных людей подписи на бумаге с требованием о закрытии данного храма. В Пощупове таким сборщиком подписей назначили учительницу, как человека наиболее зависимого от начальства. Она и ходила. Подписи ставили, идя вразрез со своей совестью, боясь последствий отказа.

Вся эта процедура была построена на страхе – не поставишь подпись – значит ты неблагонадежный, сопротивляющийся политике советской власти. Так со своими священнослужителями безвозвратно исчезла и эта церковь. Сделали в ее здании клуб и в нем танцевали. Некоторые ощущали себя нехорошо и неловко на этих танцах – слишком о многом напоминало это знакомое с детства, святое здание церкви, и сходив туда несколько раз, больше не ходили.

Ближайший действующий храм был в селе Волынь. Пощуповские прихожане стали посещать его. Но и здесь надо было соблюдать осторожность. Ничего когда всем скопом и на большой праздник. А вот наиболее усердные прихожане Василий Мухин и Петр Рознов ходили туда часто и их забрали. Василий Мухин к тому же был последним кто не вступил в колхоз. Жил он без жены с двумя малолетними дочками. Когда его забрали девочки остались совсем одни. Хорошо, позаботилась о них родственница, жившая тут же в селе. А из школы их сразу после ареста отца выгнали.

Забрали еще других – Фалонкина Феодора, Ивана Маторова. Но тех уже «за разговоры», как неблагонадежных. Жила на дому в этой деревне молодая монахиня Пелагея – забрали и ее. Учитель Дмитрий Иванович Борисов тоже был арестован. Никто из них домой живым уже не вернулся. Куда их угнали и кто из них где умер – не известно. Говорят, от тех, которые верущие из них, духовные стихи в письмах приходили. И их пели на селе.

Был еще мальчик Саша Киселев. Он в школе при всех разорвал портрет Сталина. «Что вы все – Сталин! Сталин! – а, что мне ваш Сталин?» - и разорвал. И вроде даже при учителе. Его, однако, не тронули, но после этого случая прошел слух, будто он ненормальный, хотя учился Саша до этого очень хорошо. И в психиатрической, говорят, его долго продержали.

В Пощупове безнаказанно начали хозяйничать местные воры и разбойники. На селе их знали в лицо, но просить управы на них было не у кого – местная милиция была подкуплена. На милиционере можно было увидеть сворованный у тебя полушубок – после этого пропадало желание искать у власти справедливость.

(Источник: сведения сообщили уроженцы села Пощупова-Богослова – М.А. Янина, А.В. Приказчиков, янв.1983 года)». (Библиотека-фонд «Русское зарубежье» Москва, ВМБ, ф.2 М 241).

В годы Великой Отечественной войны на территории бывшего монастыря находились продуктовые склады, площадка и ремонтные мастерские МТС.

После 1950 года – сельскохозяйственное ПТУ, где готовили механизаторов.

Возрождение обители началось в 90-х годах 20в. И, несомненно, главная заслуга в деле возрождения обители принадлежит его настоятелю, архимандриту Авелю (Македонову) (с … на покое, преставился ….*).

 

Братия -     монахов и -   послушников. Постепенно реставрируются постройки, налаживается монастырское хозяйство. При монастыре открыта воскресная школа для детей окрестных деревень, действует детский лагерь ………. .

В 2004 году настоятелем м-ря назначен епископ Шацкий Иосиф (*).

Из достопримечательностей и святынь монастыря, кроме не сохранившегося до наших дней чудотворного образа Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, необходимо назвать переданные в 90-е годы Православной церкви из фондов Рязанского краеведческого музея мощи и кольчугу Святого Благоверного князя Рязанского Олега Ивановича.

Известно, что сделавшись иноком, князь носил кольчугу 12 лет под мантией вместо вериг. Похоронен князь-схимник был в основанном им же Солотчинском монастыре. Останки его и княгини хранились как святыни в соборном храме монастыря. Там же хранился панцырь князя и серьги княгини. После упразднения Солотчинского м-ря мощи Олега Рязанского длительное время находились в Рязанском краеведческом музее в качестве экспоната. В 1990г. мощи были переданы Русской Православной Церкви и в настоящее время покоятся в Иоанно-Богословском м-ре.

Интересна и недавняя история возвращения двух монастырских колоколов. В конце 20в. один из пощуповских крестьян, вернувшись из мест заключения больным, пришел в монастырь и сообщил, что у него под домом в первые годы Советской власти его дед закопал колокол, который он привез из монастыря во время его закрытия. Вскоре после этого крестьянин умер, а под его домом было найдено два небольших колокола. Они заняли свое место на колокольне Богословского монастыря, и сегодня мы можем слышать их звон.

В заключение - имена настоятелей Иоанно-Богословского монастыря (согл. книге о.Иоанна Добролюбова).

1. Игумен Афонасий (уп. 1533-53гг.)

2. Игумен Иов (1562г.)

3. Игумен Неофит (1567г.)

4. Игумен Нифонт (1574г.)

5. Игумен Пимен (1588г.)

6. Архимандрит Матфий I (1606-1607гг.)

7. Игумен Досифей (1620-1621гг.)

8. Игумен Иона (1623г.)

9. Игумен Михаил (1625г.)

10. Игумен Мисаил (?1629г.)

11. Игумен Авраамий I (1630-1635гг.)

12. Игумен Макарий (1637г.)

13. Игумен Сергий (Ремезов) (1649-1653гг.)

14. Игумен Авраамий II (1653-1658гг.)

15. Архимандрит Иларион (1669г.)

16. Архимандрит Иосаф (1673-1688гг.)

17. Архимандрит Антоний 1 (1688-1694гг.)

18. Архимандрит Матфий 2 (1694-1697)

19. Архимандрит Иларион см. №16Ж (Вас. Ив. Григоров,1698-1701гг., ск. в 1731г.)

20. Архимандрит Ириней (1701-1706гг.)

21. Архимандрит Лахомий (1707-1715гг.)

22. Архимандрир Аарон (1715-1749гг.)

23. Архимандрит Сергий (1749-1756гг.)

24. Архимандрит Иоанн (1756-1759гг.)

25. Архимандрит Антоний 2 (1759-1761гг.)

26. Архимандрит Нифонт (1761г.)

27. Архимандрит Феодосий (1762-1763гг.)

28. Архимандрим Ефрем (1763-1765гг.)

29. Архимандрит Манассия (1765-1766гг.)

30. Архимандрит Афонасий Иванов, потом епископ Коломенский и архиепископ Екатеринославский. —?

31. Архимандрит Мелентий (1769г.)

32. Игумен Григорий (1776-1777гг.) славяно-серб., из дворян

33. Игумен Александр (1777-1789гг.)

34. Игумен Филарет (1789-1794гг.), в миру Феофилакт, Пронского уезда, из приходских священников.

35. Игумен Маркелл (1794-1803гг.)

36. Игумен Смарагд (1809-1814гг.), из ярославских купцов г.Мологи

37. Игумен Павлин (1814-1824гг.)

38. Игумен Илиодор (1824-1825гг.)

39. Игумен Гедеон (1825-1828гг.), в миру Георгий Вышневский

40. Игумен Аркадий (1828-1830гг.)

41. Игумен Иоанн Чистяков (1830-1832гг.)

42. Игумен Павел (1832-1834гг.)

43. Игумен Иннокентий (1837-1853гг.). В 1810г. был послушником Скопинского Духова монастыря.

44. Игумен Феофил (1853-1859гг.), переведен из строителей Скопинского Духова м-ря.

45. Игумен Феодосий (1859-1864гг.), переведен из строителей Пронской Спасской пустыни.

46. Архимандрит Виталий (с 1865 года ...»

………………………………………………….

Последний настоятель - игумен ………. (до 1933 года)

………………………………………………….

архимандрит Авель (Македонов) (с 1988 – 2004 год)

Епископ Шацкий Иосиф (с 2004 года по сей день)

 

Храмы и монастыри

Восстановление Сретенской церкви в г. Кинешма

Храм расположен в Ивановской области., г. Кинешма, ул. Ленина, 71А. Он представляет собой кирпичную церковь, сооружённую в 1770-х на средства первого кинешемского фабриканта  Г. И. Таланова. Бесстолпный одноапсидный пятиглавый четверик с декором  в духе зодчества XVII в. с поставленной к северо-западу от него колокольней, под которой был устроен Харалампиевский придел. В XIX в. перестроены боковые Введенский и Симеоно-Аннинский приделы, в главном храме второй престол в честь Боголюбской чудотворной иконы Божией Матери. Кладбище внутри церковной ограды.

Подробнее...

Святые и Святыни

Блаженный инок Николай (1900-1977г)

В  последнее  время   Русская  Православная  церковь  прославила много новых святых, просиявших своими подвигами в разных кон-цах нашего Отечества. Прежде всего, конечно, это сонм новомучеников и исповедников Российских во главе с царственными страсто-терпцами,  пострадавших  в  годы   гонений  в  послереволюционный период. Мученичество за Христа - наиболее яркий пример религи-озного подвига - существовало во все века, но массовое явление мучеников довольно редко. А случай страданий и стояния за веру десятков, а может быть и сотен тысяч людей, факт исключительный за всю историю христианства. Но на небе Церковном сияют не только мученики. Промысел Божий в истории человечества одних подвига-ет к смерти за Христа, а другим повелевает жить во славу Его...

Скачать (pdf)

Статьи

Запад и Восток: Разница менталитетов

Аннотация: Разница менталитетов, характеров, взглядов Запада и Востока кроется в разнице духовных измерений. Чтобы понять друг друга необходимо раскрыть те духовные истины, которые всегда лежали в основе славянской, русской души – а именно - жажда неземной истины. Чтобы государство стало Родиной, русский человек наполняет государственнообразующую идею Москвы как Третьего Рима духовной идеей небесного, второго Иерусалима, в основе которого лежит Евангельский идеал.

Ключевые слова: Закон, благодать, государство, земля, собор, Церковь.

Annotation: Abstract: the Difference of mentalities, characters, views of the East and West lies the difference in the spiritual dimension. To understand each other is necessary to reveal those spiritual truths that have always been the Foundation of Slavic, Russian soul - and it is the desire of heavenly truth. To the state became the Homeland, the Russian man fills государственнообразующий the idea of Moscow as the Third Rome spiritual idea of heaven, the second Jerusalem-based Evangelical ideal.
Keywords: Law, grace, the state, the earth, the Cathedral, the Church.

Подробнее...