Протодиакон Василий Степанович Померанцев (1875 – 1931).

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Василий Степанович Померанцев родился в 1875 г. в семье псаломщика Никольской церкви с. Корба Кинешемского уезда Костромской губернии. В Костромской духовной семинарии он учился на одном отделении с Вениамином Преображенским (св. Василий, еп. Кинешемский), Александром Кротковым (свщмч. Никодим, архиепископ Костромской и Галичский), Александром Поздеевским (свщмч. Феодор, епископ Волоколамский). В 1897 году он становится диаконом Успенского кафедрального собора г. Костромы.

Одновременно со службой в соборе о. Василий работал законоучителем и учителем пения в Алексеевской воскресной школе, а также в Зотовской двухклассной школе в фабричном районе города, библиотекарем при соборе и законоучителем приходского училища г. Костромы. В 1907 г. о. Василий утверждается в должности заведующего книжным складом Феодоро-Сергиевского братства, с 10 июля возводится в сан протодьякона Успенского кафедрального собора с назначением на должность секретаря Епархиальной канцелярии. Имел семерых детей.

В дни празднования 300-летия Дома Романовых в мае 1913 года принимал деятельное участие во всех юбилейных мероприятиях, начиная от торжественных богослужений и заканчивая освящением места и закладного камня для памятника 300-летия Дома Романовых. В числе прочих был удостоен наградой от государя императора Николая II – золотыми часами.

С лета 1917 года о. Василий одновременно со службой стал работать в управлении земледелия Госимущества, а с 1918 г. работал стенографистом в Рабоче-крестьянском университете. С 1919 г. он помощник бухгалтера и статист. В 1919 году назначается учителем пастырской школы, которая появилась сразу после закрытия Костромской семинарии и существовала непродолжительных период.

23 декабря 1923 года – последняя Литургия в кафедральном соборе ( с этого дня собор был передан обновленцам). С этого времени до ареста в 23 декабря 1929 г. он служил в Ильинской церкви г. Костромы, самой вместительной среди оставшихся приходских церквей.При аресте и обыске были изъяты переписка, фотографии, брошюры. Предъявление обвинения в контрреволюционной деятельности и организации он отрицал. «По поводу найденных у меня формулы ектеньи, то это не мое сочинение, и я их антисоветскими не считаю, ибо они предусматривают единение, а не разделение Церкви». К следственному делу приобщен текст молитвы к Державной иконе Божией Матери, изъятый при обыске.

Об авторитете о. Василия свидетельсвтуют показания проходящего по делу № 226 Пряничникова С. Н.: « Из арестованных вместе со мной священников знаю хорошо Воскресенского, Говоркова, Сарментова и протодиакона Померанцева и Изюмова. Эти лица в церковном мире г. Костромы являются самыми авторитетными и по ним равняется все духовенство города».

Особым совещанием при коллегии ОГПУ от 3 января 1930 г. о. Василий Померанцев в группе с другими священнослужителями и верующими г. Костромы был приговорен к высылке через ПП ОГПУ в Северный край сроком на 3 года. Умер в Печере Архангельской области.

Архангельская земля стала местом упокоения многих представителей клира и мирян Костромской епархии.

Реабилитирован 25.05.1989 г.

Литература:

Хлебников М. Соборный протодиакон Василий Померанцев. // Благовест. Кострома. 1997. № 3. с. 11, 12.

 

 

Храмы и монастыри

Церковь Иоанна Богослова

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЦЕРКВИ. КОСТРОМСКОЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ ХРАМ В ИПАТЬЕВСКОЙ СЛОБОДЕ.

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

140-летию со дня рождения священника Павла Флоренского посвящается

Павел Флоренский родился 9 (21) января 1882 года в местечке Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан).

Отец – Александр Иванович Флоренский, русский;

мать – Ольга (Саломия, Саломэ) Павловна Сапарова (Сапарьян) из древнего армянского рода

Подробнее...

Статьи

Ярослав Мудрый

НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДНИКИ СВЯТОЙ РУСИ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА МУДРОГО КАК ДОМИНАНТА ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ БУДУЩЕГО

Аннотация: В статье, на примере государственно-церковного устройства  Киевской Руси  в период княжения святого благоверного князя Ярослава Мудрого (1034- 1054 ), раскрывается наиболее идеальная модель будущего имперского симфонического строительства «новой России». Дана, также, историческая ретроспектива тех государственных моделей, которые воплотили в прошлом возглавлявшие русское государство наследники Ярослава.
Ключевые слова: Бог, Церковь, государство, империя, общество, Ярослав, князь.

Подробнее...