Буйского уезда село Троицкое в Ликурге

Автор: Вишневский И.А.. .

Краткие сведения о селе и Ликургской волости. Две каменные церкви 1685 г. Описание их. Надпись 1721 г. на иконостасе. Колокольня, ограда. Церковный дом «Трапеза». Кресты 1669 и 1665 гг. Два печатныя Евангелия начала XYII века. Евангелие 1681 г. Гробница Готовцевых. Надгробныя камни с надписями 1725, 1709 (над убитым под Полтавою), 1661 (над Голенищевою Кутузовою), 1650, 1624, 1729 гг.

           

            Село Троицкое, что в Ликурге, находится в 25 в. от г. Буя, в 125 в. от Костромы у реки Шачи, принадлежащей к системе Волги с левой ея стороны. Церковь этого села есть одна из многих церквей обширной Ликургской волости, известной еще в начале XY века. Вместе с соседним Щачебольским станом «Ликурга» составляла в XY в. удельную собственность князей Галичских, от которых перешла во владение Великаго князя Московскаго Василия Васильевича Темнаго.

            В настоящее время в селе Троицком два каменные храма, построенные в 1685 году.   1. Троицкий холодный с двумя приделами, из которых один в честь Рождества Христова, до 1868 года называвшийся Архангельским, а другой в честь Казанския иконы Божией Матери и 2. зимний во имя Архангела Михаила, до 1868 года называвшийся Рождественским, так же с двумя приделами, во имя Николая Чудотворца и пророка Илии.

            Троицкий храм устроен в форме креста. Над куполом главнаго храма поверх двух комар возвышаются пять глав и кроме того на каждом из алтарей по одной главе. Главы покрыты чешуйчатым железом. Крестя на них железныя: средний – осьмиконечный, прорезной, с короною, а прочие четвероконечныя, и все с цепями и полумесяцем. Приделы в храме имеют в длину не более 3 ½ сажен со включением алтарей, расположены параллельно главному алтарю и галереями соединены с главным храмом, северныя и южныя врата котораго выходят в эти галереи. Длина галерей доходит до 2/3 длины храма. Длина храма от алтаря до входных дверей 14 ½ сажен, включая и трапезу, которая имеет в длину 4 сажени. Главный вход под колокольнею, устроенною в связи с церковью; длина его 3 сажени. Храм освещается с боков чрез окна, устроенныя над приделами и над трапезою его, и снизу частию посредством арки, ведущей из трапезы в главный храм, а частию чрез боковыя врата северныя и южныя, выходящия в галереи. Купол храма сведен шатром и не имеет для своей опоры колонн или столбов, но покоится единственно на стенах. Солея с клиросами и алтарь возвышаются над полом средней части храма на три ступени. Иконостас резной в пять ярусов, украшен колоннами, которыя резаны насквозь и обвиты виноградными лозами и кистями. В клейме цоколя иконостаса против праваго клироса сохранилась следующая надпись: «Благословением и благодатию творца всех Бога создася сей св. храм во славу святыя, единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы, Отца и сына и Св. Духа, при державе благочестивейшаго государя царя и великого князя Иоанна Алексеевича всея России самодержца и при Святейшем Патриархе Иоакиме желанием и прошением у Зиждителя Творца всех Бога стольника Семена Васильевича Готовцева, в молитву и моление и воспоминание своих родителей, в лето от создания мира 7193, а от Рождества Бога слова 1685, и освящена мая в 20 день». «Обновлен в храме сем новый иконостас, ради благолепия и красоты его – второе небо земное, идеже приносится жертва новая и молитва, яко кадило благовонное, в небо, яко же праотец патриарх Иаков видя лествицу, ея же глава досязаше до небес и Ангели Господни восхождаху и нисхождаху по ней, Господь же утверждашеся в ней, такожде и приносимых в святом храме сем молитвы и моления, т.е. и лествица до небес тщанием и иждивением от дому своего имением Стольником Семеном Васильевичем сыном Готовцевым, из усерднаго желания восхода до небес в святым храме сем, чрез художническия или мастерския руки, а за труд мастерам и золото отдано пятьсот рублев в 1721 году».

            Правый придел сохранился без изменения в своем первоначальном виде со времени постройки храма. В алтаре этого придела устроены на горнем месте деревянныя лавки (сопрестолие). Иконостас в нем двухярусный глухой без резьбы и позолоты. Освещается придел двумя небольшими окнами с железными затворами.

            Другой храм зимний во имя Архангела Михаила, до 1868 года называвшийся Рождественским, в разное время подвергался значительным переделкам. В 1865 году даже наружный вид его изменен до того, что архитектура его утратила свой прежний характер.

            Колокольня, находящаяся в связи с Троицкою церковью, в 30-х годах нынешняго столетия также переделана: вместо древняго конуса, увенчаннаго главой, надстроен на ней другой пролет, над которым возвышается шпиль с крестом.

            Троицкий и Архангельский храмы обнесены каменною глухою оградою. В ограде 7 небольших башен, из которых угловая круглая, а средния четыреугольныя. В западной стороне храма устроены св. врата в виде часовни с главою и четыреконечным крестом.

            Церкви принадлежит каменный одноэтажный дом, построенный в одно время с храмами, на разстоянии 3 саж. от ограды с южной стороны. Этот дом изстари назывался трапезою и служил сборным местом для прихожан до и после церковных служб. Здесь в прежнее время совершались некоторыя церковныя службы, как то: вечерня, повечерие и утреня, так же крещение младенцев. В нем и доселе сохранились тябла со св. иконами, полки и шкафы в стене для хранения церковно-богослужебных книг и ризницы.

            Замечательныя церковныя вещи, принадлежащия Троицкой церкви в Ликурге, следующия:

            1. Напрестольный крест 1669 года деревянный, оправленный в серебро, осьмиконечный. Из вычеканенной на нем надписи видно, что крест этот «построен в июне 7177 года» архимандритом Христовором, который «положил» его «на престол церкви Живоначальныя Троицы, что в Ликурге, моля Бога о отпущении грехов по отце своем и по матери и по всех родителех в вечный помин».

            2. Другой крест 1685 года такой же с следующею надписью: «Лета 7192 положил сей крест в церковь каменную во имя Св. Троицы стольник Семен Васильев Готовцев, что построил тое церковь он же Семен по обещанию своему в Галицском уезде, в Ликургской волости, в вотчине своей в селе Троицком, а Григорьевское тож».

            В крестах, как видно из клейм, были частицы св. мощей, ныне не сохранившияся: в первом 30 частиц, во втором 12-ть.

            3. Евангелие напрестольное, печатанное при царе Михаиле Феодоровиче и патриархе Филарете. Здесь после каждаго евангелия означены: счет стихов прописью и время написания евангелия.

            4. Другой экземпляр печатнаго Евангелия, который относится, как предполагают, к тому же времени.

            5. Листовое Евангелие, печатанное в Москве в 1681 году по благословению патриарха Иоакима. На лицевой стороне его по краям сделана надпись: «построил сие евангелие в церковь каменную Св. Троицы стольник Семен васильевич Готовцев, что построил тое же церковь он же Семен у себя в вотчине в Галицком уезде в Ликургской волости».

            На церковном кладбище близ алтаря праваго придела Троицкой церкви с южной стороны его находится продолговатое каменное здание длиною 12 арш., шириною 7 арш., называемое «гробницею». Это родовая усыпальница строителя храма, стольника Семена Васильевича Готовцева, состоящая из 123 отдельных могил, покрытых каменными плитами. Вход в усыпальницу устроен с западной стороны; на южной небольшое узкое оконце.

            1. Прямо против узкой входной двери лежит надгробный камень, не имеющий надписи; против него в стене вделана каменная плита, на которой изсечена вязью следующая надпись: «… 1725 года июня 29 дня на память святых верховных апостолов Петра и Павла преставился раб Божий стольник Симеон Васильев Готовцев … Жития его 97 лет и положено тело его против сей таблицы».

            На следующих за этим камнях вырезаны следующия надписи:

            2. «Лета 7218 (1709) году июня в 27 день на память преподобнаго отца нашаго Симеона странноприимца убиен стольник Александр Семенович Готовцев под Полтавою на большом бою в … городех от немец швецкой земли».

            3. «Лета 7169 (1661) июля в 27 день преставися раба Божия инока, схимница Евфимия Петровна, мать … Григорьевича Голенищева-Кутузова».

            4. «Лета 7… (нельзя разобрать) преставися раб Божий Давид Урликов сын Готовцев, а положен Живоначальныя Троицы».

            5. «Лета 7158 (1650) года июня в 6 день преставися раба Божия Аграфена Васильева жена Димитрия Сергеевича Готовцева, а память ему (?) февраля в 5 день».

            6. Лета 7132 (1624) марта в 1 день на память преподобномученице Евдокии … преставися раб Божий Димитрий Маркелов сын Готовцев, в иноце схимник Давид, а положен Живоначальныя Троицы».

            Прочие надгробныя камни без надписей.

            7. На открытом кладбище против трапезы Троицкой церкви с южной стороны есть еще надгробный камень с следующею надписью 1729 года: «В лето от сотворения мира 7237, а от Рождества Христова 1729, июня 26 дня преставися раба Божия Анна Иванова дочь Никитина Готовцева, а жена капитана Герасима Яковлевича Кожевникова, а погребено тело коея на сем месте».

            Прим. Подробное описание Троицкой церкви в Ликурге с историческими о ней сведениями напечатано В.А. Самаряновым в 1871 году в Трудах I Археологическаго съезда, бывшаго в Москве в 1869 году (т. XI, стр. 425-434); и о том в исправленном виде с дополнительными сведениями, полученными после 1869 года, напечатано в №№ 43-47 Костромских губернских ведомостей за 1875 год.

ГАКО. Ф.179. Оп.2. Д.73. Л. 24 об – 28 об. Подлинник.

 

 

ВИШНЕВСКИЙ ИОАНН АНТОНОВИЧ (06.11.1830, село Дубяны Галичского у. Костромской г. – 16.01.1907, село Ликурга Буйского у. Костромской г.). Сын священника Успенской церкви Вишневского Антония Яковлевича (?-?). Выпускник Галичского духовного училища (1846) и Костромской духовной семинарии (1852). Священник Воскресенской церкви села Игодово (17.04.1854) и Успенской церкви села Ольгово (25.04.1857) Галичского у. и Троицкой церкви села Ликурга Буйского у. (31.03.1858-23.11.1892) Костромской г. Кавалер темно-бронзового креста в память войны 1853-1856 годов (1856) и серебряных медалей в память царствования императоров Николая I(02.06.1898) и Александра III (29.08.1898). Удостоился также набедренника (09.02.1884), скуфьи (12.03.1889) и благодарности епархиального начальства за «человеколюбивые действия» (25.10.1874). Член-корреспондент Костромского губернского статистического комитета.

 

Лит.: Алфавитный список церквей Костромской епархии с показанием имен, отчеств и фамилий священников и диаконов, состоящих при оных на лицо. Кострома. 1879. С. 114; Алфавитный список священников и диаконов Костромской епархии с показанием церквей, при которых каждый из них состоит на службе. Кострома. 1871. С. 16; Утвержденные Святейшим Правительствующим Синодом штаты приходских церквей Костромской епархии, с указанием положенного при них состава причтов и приложением руководственных правил по введению сих штатов в действие. Кострома. 1890. С. 195.

 

Арх.: ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 1288. Л. 2 об. – 3; Д. 1399. Л. 5 об.-7 об.; Оп. 13. Д. 338. Л. 8 об; Ф. 200. Оп. 3. Д. 586. Л. 384 об.

 

Публикация РЕЗЕПИНА П.П. и ТЛИФ И.Х.

 

 

 

 

 

 

 

 

Храмы и монастыри

Церковь во имя святителя Николая в с. Саметь, Костромского р-на

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Благовещенский Алексей Аполлосович (1870 - ?)

Родился 15.08.1870 г. в с. Успенское-на-Стану Любимского уезда в семье священника. 16.06.1891 г. окончил Костромскую духовную семинарию.

Подробнее...

Статьи

«Советская» религиозность как фактор жизнеспособности религии в СССР. На примере областей Верхнего Поволжья

Аннотация: На основании документальных источников в статье доказывается, что религиозные представления неистребимо живут в обществе, даже провозгласившем атеизм основой своей идеологии. Религиозность в таком обществе воспроизводится как в формах традиционных религиозных представлений, так и принимает различные другие направления, восполняющие у человека религиозный вакуум и запросы. В целом, «советская религиозность» характеризуется неофитством, увлеченностью религией, желанием воплотить в жизнь субъективные идеалы и представления о религии в основном почерпнутые из книг и разговоров о ней. В основе поиска религиозной удовлетворенности лежит самопознание и самообразование. Как показывают исследования феномена «советской религиозности», результатом неофитских порывов является нынешнее, постсоветское состояние церковных структур, а также, религиозной жизни людей

Подробнее...