| | vivaspb.com | finntalk.com

Буйского уезда село Троицкое в Ликурге

Автор: Вишневский И.А.. .

Краткие сведения о селе и Ликургской волости. Две каменные церкви 1685 г. Описание их. Надпись 1721 г. на иконостасе. Колокольня, ограда. Церковный дом «Трапеза». Кресты 1669 и 1665 гг. Два печатныя Евангелия начала XYII века. Евангелие 1681 г. Гробница Готовцевых. Надгробныя камни с надписями 1725, 1709 (над убитым под Полтавою), 1661 (над Голенищевою Кутузовою), 1650, 1624, 1729 гг.

           

            Село Троицкое, что в Ликурге, находится в 25 в. от г. Буя, в 125 в. от Костромы у реки Шачи, принадлежащей к системе Волги с левой ея стороны. Церковь этого села есть одна из многих церквей обширной Ликургской волости, известной еще в начале XY века. Вместе с соседним Щачебольским станом «Ликурга» составляла в XY в. удельную собственность князей Галичских, от которых перешла во владение Великаго князя Московскаго Василия Васильевича Темнаго.

            В настоящее время в селе Троицком два каменные храма, построенные в 1685 году.   1. Троицкий холодный с двумя приделами, из которых один в честь Рождества Христова, до 1868 года называвшийся Архангельским, а другой в честь Казанския иконы Божией Матери и 2. зимний во имя Архангела Михаила, до 1868 года называвшийся Рождественским, так же с двумя приделами, во имя Николая Чудотворца и пророка Илии.

            Троицкий храм устроен в форме креста. Над куполом главнаго храма поверх двух комар возвышаются пять глав и кроме того на каждом из алтарей по одной главе. Главы покрыты чешуйчатым железом. Крестя на них железныя: средний – осьмиконечный, прорезной, с короною, а прочие четвероконечныя, и все с цепями и полумесяцем. Приделы в храме имеют в длину не более 3 ½ сажен со включением алтарей, расположены параллельно главному алтарю и галереями соединены с главным храмом, северныя и южныя врата котораго выходят в эти галереи. Длина галерей доходит до 2/3 длины храма. Длина храма от алтаря до входных дверей 14 ½ сажен, включая и трапезу, которая имеет в длину 4 сажени. Главный вход под колокольнею, устроенною в связи с церковью; длина его 3 сажени. Храм освещается с боков чрез окна, устроенныя над приделами и над трапезою его, и снизу частию посредством арки, ведущей из трапезы в главный храм, а частию чрез боковыя врата северныя и южныя, выходящия в галереи. Купол храма сведен шатром и не имеет для своей опоры колонн или столбов, но покоится единственно на стенах. Солея с клиросами и алтарь возвышаются над полом средней части храма на три ступени. Иконостас резной в пять ярусов, украшен колоннами, которыя резаны насквозь и обвиты виноградными лозами и кистями. В клейме цоколя иконостаса против праваго клироса сохранилась следующая надпись: «Благословением и благодатию творца всех Бога создася сей св. храм во славу святыя, единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы, Отца и сына и Св. Духа, при державе благочестивейшаго государя царя и великого князя Иоанна Алексеевича всея России самодержца и при Святейшем Патриархе Иоакиме желанием и прошением у Зиждителя Творца всех Бога стольника Семена Васильевича Готовцева, в молитву и моление и воспоминание своих родителей, в лето от создания мира 7193, а от Рождества Бога слова 1685, и освящена мая в 20 день». «Обновлен в храме сем новый иконостас, ради благолепия и красоты его – второе небо земное, идеже приносится жертва новая и молитва, яко кадило благовонное, в небо, яко же праотец патриарх Иаков видя лествицу, ея же глава досязаше до небес и Ангели Господни восхождаху и нисхождаху по ней, Господь же утверждашеся в ней, такожде и приносимых в святом храме сем молитвы и моления, т.е. и лествица до небес тщанием и иждивением от дому своего имением Стольником Семеном Васильевичем сыном Готовцевым, из усерднаго желания восхода до небес в святым храме сем, чрез художническия или мастерския руки, а за труд мастерам и золото отдано пятьсот рублев в 1721 году».

            Правый придел сохранился без изменения в своем первоначальном виде со времени постройки храма. В алтаре этого придела устроены на горнем месте деревянныя лавки (сопрестолие). Иконостас в нем двухярусный глухой без резьбы и позолоты. Освещается придел двумя небольшими окнами с железными затворами.

            Другой храм зимний во имя Архангела Михаила, до 1868 года называвшийся Рождественским, в разное время подвергался значительным переделкам. В 1865 году даже наружный вид его изменен до того, что архитектура его утратила свой прежний характер.

            Колокольня, находящаяся в связи с Троицкою церковью, в 30-х годах нынешняго столетия также переделана: вместо древняго конуса, увенчаннаго главой, надстроен на ней другой пролет, над которым возвышается шпиль с крестом.

            Троицкий и Архангельский храмы обнесены каменною глухою оградою. В ограде 7 небольших башен, из которых угловая круглая, а средния четыреугольныя. В западной стороне храма устроены св. врата в виде часовни с главою и четыреконечным крестом.

            Церкви принадлежит каменный одноэтажный дом, построенный в одно время с храмами, на разстоянии 3 саж. от ограды с южной стороны. Этот дом изстари назывался трапезою и служил сборным местом для прихожан до и после церковных служб. Здесь в прежнее время совершались некоторыя церковныя службы, как то: вечерня, повечерие и утреня, так же крещение младенцев. В нем и доселе сохранились тябла со св. иконами, полки и шкафы в стене для хранения церковно-богослужебных книг и ризницы.

            Замечательныя церковныя вещи, принадлежащия Троицкой церкви в Ликурге, следующия:

            1. Напрестольный крест 1669 года деревянный, оправленный в серебро, осьмиконечный. Из вычеканенной на нем надписи видно, что крест этот «построен в июне 7177 года» архимандритом Христовором, который «положил» его «на престол церкви Живоначальныя Троицы, что в Ликурге, моля Бога о отпущении грехов по отце своем и по матери и по всех родителех в вечный помин».

            2. Другой крест 1685 года такой же с следующею надписью: «Лета 7192 положил сей крест в церковь каменную во имя Св. Троицы стольник Семен Васильев Готовцев, что построил тое церковь он же Семен по обещанию своему в Галицском уезде, в Ликургской волости, в вотчине своей в селе Троицком, а Григорьевское тож».

            В крестах, как видно из клейм, были частицы св. мощей, ныне не сохранившияся: в первом 30 частиц, во втором 12-ть.

            3. Евангелие напрестольное, печатанное при царе Михаиле Феодоровиче и патриархе Филарете. Здесь после каждаго евангелия означены: счет стихов прописью и время написания евангелия.

            4. Другой экземпляр печатнаго Евангелия, который относится, как предполагают, к тому же времени.

            5. Листовое Евангелие, печатанное в Москве в 1681 году по благословению патриарха Иоакима. На лицевой стороне его по краям сделана надпись: «построил сие евангелие в церковь каменную Св. Троицы стольник Семен васильевич Готовцев, что построил тое же церковь он же Семен у себя в вотчине в Галицком уезде в Ликургской волости».

            На церковном кладбище близ алтаря праваго придела Троицкой церкви с южной стороны его находится продолговатое каменное здание длиною 12 арш., шириною 7 арш., называемое «гробницею». Это родовая усыпальница строителя храма, стольника Семена Васильевича Готовцева, состоящая из 123 отдельных могил, покрытых каменными плитами. Вход в усыпальницу устроен с западной стороны; на южной небольшое узкое оконце.

            1. Прямо против узкой входной двери лежит надгробный камень, не имеющий надписи; против него в стене вделана каменная плита, на которой изсечена вязью следующая надпись: «… 1725 года июня 29 дня на память святых верховных апостолов Петра и Павла преставился раб Божий стольник Симеон Васильев Готовцев … Жития его 97 лет и положено тело его против сей таблицы».

            На следующих за этим камнях вырезаны следующия надписи:

            2. «Лета 7218 (1709) году июня в 27 день на память преподобнаго отца нашаго Симеона странноприимца убиен стольник Александр Семенович Готовцев под Полтавою на большом бою в … городех от немец швецкой земли».

            3. «Лета 7169 (1661) июля в 27 день преставися раба Божия инока, схимница Евфимия Петровна, мать … Григорьевича Голенищева-Кутузова».

            4. «Лета 7… (нельзя разобрать) преставися раб Божий Давид Урликов сын Готовцев, а положен Живоначальныя Троицы».

            5. «Лета 7158 (1650) года июня в 6 день преставися раба Божия Аграфена Васильева жена Димитрия Сергеевича Готовцева, а память ему (?) февраля в 5 день».

            6. Лета 7132 (1624) марта в 1 день на память преподобномученице Евдокии … преставися раб Божий Димитрий Маркелов сын Готовцев, в иноце схимник Давид, а положен Живоначальныя Троицы».

            Прочие надгробныя камни без надписей.

            7. На открытом кладбище против трапезы Троицкой церкви с южной стороны есть еще надгробный камень с следующею надписью 1729 года: «В лето от сотворения мира 7237, а от Рождества Христова 1729, июня 26 дня преставися раба Божия Анна Иванова дочь Никитина Готовцева, а жена капитана Герасима Яковлевича Кожевникова, а погребено тело коея на сем месте».

            Прим. Подробное описание Троицкой церкви в Ликурге с историческими о ней сведениями напечатано В.А. Самаряновым в 1871 году в Трудах I Археологическаго съезда, бывшаго в Москве в 1869 году (т. XI, стр. 425-434); и о том в исправленном виде с дополнительными сведениями, полученными после 1869 года, напечатано в №№ 43-47 Костромских губернских ведомостей за 1875 год.

ГАКО. Ф.179. Оп.2. Д.73. Л. 24 об – 28 об. Подлинник.

 

 

ВИШНЕВСКИЙ ИОАНН АНТОНОВИЧ (06.11.1830, село Дубяны Галичского у. Костромской г. – 16.01.1907, село Ликурга Буйского у. Костромской г.). Сын священника Успенской церкви Вишневского Антония Яковлевича (?-?). Выпускник Галичского духовного училища (1846) и Костромской духовной семинарии (1852). Священник Воскресенской церкви села Игодово (17.04.1854) и Успенской церкви села Ольгово (25.04.1857) Галичского у. и Троицкой церкви села Ликурга Буйского у. (31.03.1858-23.11.1892) Костромской г. Кавалер темно-бронзового креста в память войны 1853-1856 годов (1856) и серебряных медалей в память царствования императоров Николая I(02.06.1898) и Александра III (29.08.1898). Удостоился также набедренника (09.02.1884), скуфьи (12.03.1889) и благодарности епархиального начальства за «человеколюбивые действия» (25.10.1874). Член-корреспондент Костромского губернского статистического комитета.

 

Лит.: Алфавитный список церквей Костромской епархии с показанием имен, отчеств и фамилий священников и диаконов, состоящих при оных на лицо. Кострома. 1879. С. 114; Алфавитный список священников и диаконов Костромской епархии с показанием церквей, при которых каждый из них состоит на службе. Кострома. 1871. С. 16; Утвержденные Святейшим Правительствующим Синодом штаты приходских церквей Костромской епархии, с указанием положенного при них состава причтов и приложением руководственных правил по введению сих штатов в действие. Кострома. 1890. С. 195.

 

Арх.: ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 1288. Л. 2 об. – 3; Д. 1399. Л. 5 об.-7 об.; Оп. 13. Д. 338. Л. 8 об; Ф. 200. Оп. 3. Д. 586. Л. 384 об.

 

Публикация РЕЗЕПИНА П.П. и ТЛИФ И.Х.

 

 

 

 

 

 

 

 

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Радковский Иларий Александрович (1890-1978)

Протоиерей Иларий Радковский родился 25 июля 1890 года в с. Пищево Житомирской губернии. Окончив в 1911 году Житомирскую духовную семинарию, он несколько лет служил в одном из сел своей епархии. В начале 1915 года о. Иларий добровольно стал военным священником 463-го Краснохолмского пехотного полка, в котором прослужил до конца 1917 года. В 1917-1935 гг. о. Иларий служил в разных церквях Житомирской и Киевской областей. В 1935 году последний его храм в с. Слободка Киевской области был закрыт и он остался без работы.

Подробнее...

Статьи

Религиозное «диссиденство» как явление духовного возродения в СССР в 60-80-х годах XX века

Аннотация. В статье дан анализ такому явлению 60-80-х годов ХХ века как «религиозное диссидентство». Средой, в которой возникло диссидентство стала интеллигенция, которая в 60-х годах начала открывать для себя русскую культуру. Через духовные искания образованные люди пришли в Церковь, нашли Бога, и не смогли смириться с давлением государства, провозгласившего своей идеологической платформой атеизм и борьбу против религии и выражавшегося в форме закрытия храмов, запрещения свободного проявления религиозных чувств, подавлении прав и свобод личности и т.д.

Ключевые слова: диссидентство, Патриархия, возрождение, интеллигенция, атеизм, верующие, культура.

«RELIGIOUS «DISSIDENS» AS A PHENOMENON OF SPIRITUAL REVIVAL IN THE USSR IN THE 60-80s OF THE XX CENTURY».
Archpriest Dmitry I. Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate postgraduate them saints Cyril and Methodius.

Annotation. The article analyzes the phenomenon of the 60-80s of the XX century as «religious dissidence». Environment, in which there was a dissidence intelligentsia, which in the 60s began to discover Russian culture. Through spiritual quest educated people come to Church, have found God, and could not reconcile with the pressure of state, declared its ideological platform for the struggle against atheism and religion, and which was expressed in the form of the closure of churches, the prohibition of free expression of religious feelings, suppression of the rights and freedoms of the individual etc.

Keywords: dissidence, Patriarchy, revival, intellectuals, atheism, believers,culture.

Подробнее...