Архиепископ Рязанский и Касимовский Николай (Чуфаровский, 1884- 1967).

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image101Архиепископ Николай (в миру Александр Матвеевич Чуфаровский) родился 13 ноября 1884 г. в семье псаломщика в с. Чуфарово Ростовского уезда Ярославской губернии. В 1908 году окончил Ярославскую Духовную Семинарию. Поступил в Варшавский университет на юридический факультет. После второго курса оставил обучение, чтобы содержать семью, которая оказалась в затруднительном положении после двух пожаров, уничтоживших дом и все имущество. 14 ноября 1910 г. Епископом Угличским Иосифом(Петровых) рукоположен во священника к Ростовскому собору.

С 1915 г. иерей Александр проходил служение в должности полкового священника 206-го запасного пехотного полка. В 1918 г. вернулся к служению в Ростовском соборе. В том же году Священноисповедником Агафангелом (Преображенским), Митрополитом Ярославским и Ростовским, был возведен в сан протоиерея. В 1920г. — заведующий ликвидационным отделом церковных имуществ.

8 июля 1920 года арестован. Статья без ссылки на закон. Приговор - 1 год лишения свободы условно.

С 1923 г. – настоятель того же собора. С 1928 г. – настоятель Тихвинского храма г. Ярославля. С 1930 г. – настоятель Донского храма г. Ярославля. С 1931 г. – настоятель Вознесенского храма г. Шуи Ивановской области. С 1932 г. – настоятель Введенского храма г. Рыбинска. С 1933 г. – настоятель Иоанно-Богословского храма г. Ярославля. С 1934 г. – настоятель Леонтиевского храма г. Ярославля. С 1936 г. – настоятель Феодоровского храма г. Ярославля. С 1940 г. – настоятель Воскресенского собора г. Тутаева Ярославской области. С 1941 г. – настоятель Вознесенского храма г. Данилова Ярославской Епархии.

С 1942 г. – настоятель Воскресенского храма г. Буй Костромской области. С 1943 г. – настоятель Благовещенского храма в поселке Яковлевская слобода г. Ярославля. Овдовев, протоиерей Александр 19 мая 1944 года в Патриаршем Крестовом храме в Москве был пострижен в монашество с именем Николай.

20 мая состоялось наречение, и 21 мая – хиротония архимандрита Николая во Епископа Полтавского и Кременчугского. Чин наречения и хиротонии совершили Патриарший Местоблюститель Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) и Архиепископ Псковский и Порховский Григорий (Чуков). С 23 мая 1944 г. – Епископ Волынский и Луцкий, в том же году назначен управляющим Тернопольской Епархией. Существуют воспоминания, что в бытность свою епископом Волынским и Луцким к епископу Николаю обратились переодетые в форму советских офицеров офицеры-бендеровцы с требованием рукополагать во священников "их" ставленников и под угрозой лишения жизни запретили разглашать об их посещении. Владыка бесстрашно отверг требования изменников и заявил, что при поставлении священнослужителей руководствуется только церковными канонами. Об этом рассказал много спустя в 1967г. в слове на погребении владыки Николая архиепископ Сергий, как об одном из характерных случаев из его жизни, где он проявил свои лучшие качества православного архиерея и патриота своей Родины.

image102С 1945 г. – Епископ Волынский и Ровенский. С 3 января 1946 г. – Епископ Ижевский и Удмуртский. С 30 октября 1947 г. – Епископ Астраханский и Сталинградский. С 12 декабря 1947 г. – Епископ Орловский и Брянский.

В 1947 году награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». С 8 по 18 июля 1948 г. был участником Церковных торжеств, посвященных 500-летию Автокефалии Русской Православной Церкви.

С 19 октября 1949 г. – Епископ Ростовский и Новочеркасский. На протяжении своего служения он с особым благоговением почитал святых угодников Божиих, в земле Ростово-Ярославской просиявших и в особенности Матерь Божию — Покровительницу этого края — в Ее чудотворных иконах Толгской и Феодоровской.

С 27 марта 1951 г. - Епископ Рязанский и Касимовский. Руководил работами по реставрации живописи Рязанского кафедрального собора. Любил все старинное, церковное, русское. Сам неукоснительно следил за хором, просматривал и утверждал представленный ему регентом список песнопений. Благодаря этому все песнопения при нем были выдержаны в строгом, чисто церковном стиле. Пели всегда молитвенно и благозвучно.

image103Владыку Николая знали как человека, которого Господь щедро одарил мудростью, богатыми познаниями. Он знал несколько языков, за что близко знавшие называли его "полиглотом". При всех своих богатых дарованиях он был необычайно прост, доступен и скромен, обладал отзывчивым сердцем. На протяжении своего служения он с особым благоговением почитал святых угодников. Прилагал большие усилия к восстановлению разрушенных святынь.

 

25 февраля 1959 г. возведен в сан Архиепископа. 25 апреля 1962 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 1 июня 1963 г. уволен на покой по состоянию здоровья.

В том же году награжден орденом Святого равноапостольного князя Владимира I степени.

Скончался 7 марта 1967 г. в г. Ярославле, где пребывал последние годы жизни. Погребен у алтаря Троицкого храма пос. Смоленское г. Ярославля.

Реабилитирован 31 марта 1992 года по 1920 –му году репрессий.

Публикации:

1.Синодик священнослужителей и мирян Ярославской епархии, пострадавших в годы гонений. Романов-Борисоглебск (г.Тутаев): Изд-во "Соборъ", 2003. С.88.

2.Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.5. С.216–217.

3.Сайт "Русское Православие"  <http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_568>

4.Сайт общества "Мемориал"  <http://lists.memo.ru/>

5.Протоиерей Алексий Скобей, настоятель Феодоровского кафедрального собора в Ярославле. Архиепископ Николай// ЖМП. 1967. N 5. С.27–30.

Литература

  • "ЖМП" 1944, № 6, с. 8, № 7, с. 8, 9, 1945, № 9, с. 5, 1946, № 3, с. 7, 1947, № 9, с. 64, 1949, № 11, с. 4, 1951, № 4, с. 3, 1959, № 3, с. 12, № 8, с. 21, № 10, с. 40, № 12, с. 9, 1960, № 1, с. 31, 33, № 4, с. 24, 1962, № 3, с. 10, 1963, № 6, с. 9, 10.
  • "Русск. Прав. Церковь", с. 82.
  • "Журнал Засед. Св. Син." № 18 от 30.X.1947 г., № 23 от 12.XII.1947 г., № 11 от 19.X.1949 г., № 18 от 30.Ч.1950 г., № 2 от 27.III.1951 г., № 6 от 5.X.1951 г.
  • ФПС I, № 309, с. 14, IV, с. 5, V, № 128.

Использованные материалы

Воскресенский собор г. Буя (1838).

Храм кирпичный, построен в 1838 прихожанами посреди кладбища. Представляет собой двухсветный одноглавый четверик, соединенный трапезной с колокольней, третий ярус которой выполнен в виде ротонды. В трапезной приделы иконы Божией Матери Казанская и Николая Чудотворца. Престолов три: в холодной - в честь Воскресения Христова, в теплой - правый в честь Казанской иконы Божией Матери и левый в честь св. Николая Мирликийского.Читать полностью на : https://rutraveller.ru/place/147324

В советское время не закрывался.

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Благовещенский Алексей Аполлосович (1870 - ?)

Родился 15.08.1870 г. в с. Успенское-на-Стану Любимского уезда в семье священника. 16.06.1891 г. окончил Костромскую духовную семинарию.

Подробнее...

Статьи

О жизни протоиерея Василия Магер

История Церкви ХХ в. история жизни новомученников и исповедников Российских не до конца исследована в настоящее время, т.к. эта тема слишком долго находилась вне сферы интересов историков и краеведов. Важным вкладом в это дело служит созданная   профессором ПСТПУ Николаем Евгеньевичем Емельяновым база данных новомученников и исповедников Российских, которую образно называют «история Церкви, написанная компьютером». В базу данных внесена информация о протоиерее Василии Магер, моем деде.

Подробнее...