Монастыри Костромского края

Автор: Н.А. Зонтиков . .

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Территориально монастыри были размещены неравномерно: большая их часть находилась в западной части края (два «сгустка» обителей сосредоточены в древнейших городах - Костроме и Галиче). В восточной части, за р. Унжей, имелись лишь единичные монастыри (подобная ситуация обусловлена истори­чески, ведь большая часть заунженского края в состав российского государства вошла лишь во второй половине XVI в.). С эпохи Петра I для монастырей нача­лось трудное время, продолжавшееся вплоть до начала XIX в. В 1764 г. в ходе секуляризационной реформы 16 костромских монастырей были закрыты и об­ращены в приходские церкви. Новые монастыри на костромской земле стали возникать лишь во второй половине XIX в. Всего к 1917 г. в Костромской епар­хии действовало 19 монастырей. Все они после революции, в 1919-1929 гг., бы­ли закрыты. Из-за административно-территориальных изменений 20-40 гг. XX ^                         в. ряд исторических костромских монастырей (Тихоно-Лухский, Макариево-

Решемский, Николо-Бабаевский и др.) отошли в состав современных Ярослав­ской, Нижегородской и Ивановской областей. Возрождение монастырей нача­лось в 90-е гг. XX в. В настоящее время в Костромской епархии действует 7 обителей.

АНТРОПОВСКИЙ РАЙОН

1) Николо-Над еевская пустынь (находилась вблизи д. Паново). Впервые упо­минается в 1532 г., когда пустынь разорили казанские татары. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь - Никольский погост. В 1826 г. по­гост был приписан к Кривоезерской Троицкой обители. Возобновление пустыни начато с 30-е гг. XIX в. прп. Тимоном Надеевским, учеником прп. Серафима Саровского. С 1856 г. - самостоятельная обитель. В 1912 г. монастырь из муж­ского обращен в женский. Пустынь закрыта в 1919 г., в ней был создан совхоз «Восход». В советское время ансамбль пустыни полностью разрушен.

2) Словинская Богородицкая мужская пустынь (с. Словинка). Основана около 1629 г. на месте обретения в ветхой деревянной церкви в лесу чудотворной Смоленской иконы, называемой Словинской. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь. В 1870-1892 гг. взамен деревянного возведен огромный каменный Богородицкий храм. В советское время храм не закрывался.

3) Богородицко-Казанская Карпищева мужская пустынь (с. Бушнево). Осно­вана в 1643 г. на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

Упразднена в начале XVTII в. и обращена в приходскую церковь. В 1818 г. воз­веден взамен деревянного каменного летний храм в честь Явления Казанской иконы Божией Матери, в 1833 г. - зимний Троицкий храм. Оба храма закрыты в 30-е гг. XX в.

БУЙСКИЙ РАЙОН

1) Иоанно-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь (с. Борок). Основан прп. Иаковом Железноборовским, учеником прп. Сергия Радо­нежского на рубеже XIV и XV вв. Закрыт в 1929 г. В 1996 г. в бывшем мона­стыре организовано подворье костромского Ипатьевского монастыря, в 2004 г. подворье обращено в самостоятельную обитель.

2) Макариево-Писемский Спасо-Преображенский монастырь. Основан в на­чале XV в. прп. Макарием Писемским, учеником прп. Сергия Радонежского. Упразднен в начале XVIII в. и обращен в приходскую церковь. В 1821 г. взамен деревянного возведен каменный Преображенский храм, в начале XX в. над по­коящимися под спудом мощами прп. Макария возведен деревянный Преобра­женский храм. Обитель возобновлена как женский монастырь в 1994 г.

3) Благовещенский Ферапонтов мужской монастырь (с. Ферапонт). Основан, вероятно, в XV в. По неизвестной причине прекратил своё существование, по-видимому, в первой половине XVI в. Возобновлен в 90-е гг. XVI в. прп. Адриа­ном Монзенским. Упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую церковь. В 1798 г. взамен деревянного возведен каменный Благовещенский храм, в котором под спудом покоятся мощи прпп. Адриана, Ферапонта и Феодосия Монзенских. Храм закрыт в 1937 г., возобновлен в 1998 г.

ВОХОМСКИЙ РАЙОН

1) Никольский Кажиров мужской монастырь (с. Кажирово). Считается, что он основан в 1423 г. Упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую церковь. В 1836 г. взамен деревянного возведен каменный Никольский храм. Храм закрыт в 30-е гг. XX в. Его возрождение началось в 90-е гг. XX в.

2) Тихонова мужская пустынь (с. Тихон). Основана в первой четверти XVII в. прп. Тихоном Вохомским. Упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую цер­ковь. Храм закрыт в 30-е гг. XX в.

ГОРОД ГАЛИЧ

1) Спасский мужской монастырь. Предположительно возник в первой поло­вине XIV в. Время упразднения неизвестно, как полагают, он был обращен в Спасо-Преображенский собор Галича.

2) Монастырь во имя свв. Космы и Дамиана. Полагают, что он основан в пер­вой половине XV в. боярином Иваном Овиным. Упразднен и обращен в приход­ской храм до начала XVII в. В 1755 г. взамен деревянного возведен каменный храм во имя свв. Космы и Дамиана. Храм закрыт в мае 1941 г. Возвращен ве­рующим в 1989 г.

3) Васильевский мужской монастырь (Рыбная слобода). Предположительно основан в середине XV в., упразднен в первой половине XVIII в. и обращен в приходскую церковь. Во второй половине ХУШ в. взамен деревянных возведе­ны каменные храмы во имя святителя Василия Великого и в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. Васильевский храм закрыт в 1930 г. и частично разрушен. Введенский храм в советское время не закрывался, с середины XX в. - кафедральный собор епархии. В 90-е гг. XX в. Васильевский храм возвращен верующим, его почти полностью разрушенная шатровая колокольня восстанов­лена в 1996-1997 гг.

4) Никольский Староторжский монастырь. Основан около середины XV в. прп. Иаковом Галичским, учеником прп. Паисия Галичского. В 1668 г. обращен в женский монастырь. Закрыт в 1919 г. В 90-е гг. XX в. Троицкий собор обители частично реставрирован.

5) Богоявленский мужской монастырь. Время возникновения неизвестно. Уп­разднен, по-видимому, в начале XVIII в. и обращен в приходскую церковь. В 1686-1689 гг. взамен деревянного возведен каменный Никольский храм, в пер­вой половине XVIII в. - Богоявленский храм. Церкви закрыты в 1930 г., Богояв­ленский храм вскоре был разрушен.

6) Зачатиевский женский монастырь (Рыбная слобода). Время возникновения неизвестно. Существовал уже в начале XVI в. Упразднен в 1759 г. и обращен в приходскую церковь. В 1799 г. взамен деревянного возведен каменный храм Бо-гоотец Иоакима и Анны. Закрыт в 1930 г., позднее разрушен.

7) Монастырь Рождества Богородицы. Точное местонахождение неизвестно. Упоминается в 1702 г. Время упразднения неизвестно.

ГАЛИЧСКИЙ РАЙОН

1) Авраамиев Новозаозерский Успенский мужской монастырь (с. Умиление). Основан во второй половине XIV в. прп. Авраамием Галичским и Чухломским, учеником прп. Сергия Радонежского. Упразднен в 1773 г. и обращен в приход­скую церковь. Оба бывших монастырских храма - Успенский (XVII-XIX вв.) и Петропавловский (конец XVII в.) - закрыты в 30-е гг. XX в., в настоящее время пребывают в руинах.

2) Паисиев Успенский монастырь (с. Успенская слобода). Основан, скорее всего, в конце XIV в. боярином Иваном Овиным. Закрыт в 1919 г. Возобновлен как женский монастырь в 1994 г.

3) Рождественский мужской монастырь (вблизи от д. Мелешино). Возник на рубеже XIV и XV вв., разорен в начале XVII в. поляками и был возобновлен как приходская церковь (погост Игнатово). В 1807 г. взамен деревянного возведен каменный храм Рождества Богородицы. Закрыт в 30-е гг. XX в. Пребывает в руинах.

4) Благовещенский Унорожский мужской монастырь (с. Унорож). Основан, скорее всего, в XIV в., существовал уже в начале XV в. Упразднен в 50-е гг. XVIII в. и обращен в приходскую церковь. В 1814 г. взамен деревянного возве­ден каменный Благовещенский храм. Храм закрыт в 30-е гг. XX в. Пребывает в руинах.

5) Георгиевский монастырь на р. Ноле (с. Старый Георгий). Основан, судя по всему, в XIV в., существовал уже в начале XV в. Время упразднения монастыря и обращения его в приходскую церковь неизвестно. В 1748 г. взамен деревянно­го возведен каменный Георгиевский храм. Храм закрыт в 1952 г., ныне пребы­вает в руинах.

6) Флоро-Лавровский монастырь на берегу Галичского озера (устье р. Чел-смы). Время возникновения неизвестно, монастырь существовал уже в нач. XVI в. Упразднен в 1726 г. и обращен в приходскую церковь во имя свв. Флора и Лавра. В 1814г. взамен деревянного возведен каменный храм. Храм закрыт в 30-е гг. XX в., позднее разрушен.

КАДЫЙСКИЙ РАЙОН 1) Макариев мужской монастырь в устье р. Нёмды. Основан местными жите­лями во имя прп. Макария Унженского и Желтоводского в начале XVII в. в па­мять о бывшей здесь в 1609 г. битве с поляками. Упразднен в 1708 г. и обращен в приходскую церковь (Макарьевский погост). В 1798 г. взамен деревянного

возведен каменный Макариевский храм. Закрыт в 30-е гг. XX в., полуразрушен. В 1956 г. руины храма затоплены водами Горьковского водохранилища.

2) Боголюбский женский монастырь (с. Рубцово). Основан кинешемским купцом I гильдии А.И. Поленовым в 1864 г. в качестве женской общины при церкви в честь Боголюбской иконы Божией Матери, построенной в 1862 г. С 1893 г. - монастырь. Монастырь закрыт в 20-е гг. XX в., в нем был создан сов­хоз, позднее — дом инвалидов.

КОЛОГРИВСКИЙ РАЙОН

1) Успенская Княжая мужская пустынь на р. Княжей (бывшее с. Княжая пус­тынь). Время возникновения неизвестно, существовала уже в конце XVI в. Уп­разднена, скорее всего, в сер. XVIII в. и обращена в приходскую церковь. В 1842 г. взамен деревянного возведен каменный Успенский храм. Храм закрыт в 1936 г., пребывает в руинах. ГОРОД КОСТРОМА

1) Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Считается, что он основан в 60-70 гг. XIII в. князем ВасилиемЯрославичем на месте явления чудотворной Фео-доровской иконы Божией Матери. Упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую церковь. В 1754 г. взамен деревянного возведен каменный храм Спаса на За-прудне.

2) Ипатьевский Троицкий мужской монастырь. Традиционно считается, что монастырь основан в 1330 г., но, скорее всего, он возник еще в начале ХШ в. Закрыт в 1919 г., возобновлен в 1991 г.

3) Анастасии женский монастырь (Ризоположенско-Анастасиин, Анастасиин-Крестовоздвиженский, Богоявленско-Анастасиин). Находился в квартале, обра­зуемом улицами Островской, Пятницкой и пр. Текстильщиков. Впервые упоми­нается в 1417 г. Как полагают, монастырь основан на рубеже XIV и XV вв. до­черью Димитрия Донского княжной Анастасией Дмитриевной. Упразднен в 1764 г., но в 1773 г. возобновлен под названием Анастасиин-Крестовоздвиженский. В 1863 г. объединен с упраздненным Богоявленским мо­настырем и стал называться Богоявленско-Анастасиин. Закрыт в 1919 г., в 30-е гг. большинство строений монастыря разрушено.

4) Богоявленско-Анастасиин (Богоявленский) монастырь. Основан в нач. XV в. прп. Никитой Костромским, учеником и сродником прп. Сергия Радонежско­го. Упразднен в 1847 г. Возобновлен как женский и объединен с Анастассии-ным-Крестовоздвиженским монастырем в 1863 г. Закрыт в 1919 г. Возобновлен в 1991 г.

5) Крестовоздвиженский монастырь. Находился в кремле («старом городе») Костромы. Впервые упоминается в 1580 г., основан предположительно в XV в. В 1681 г. обращен в женский монастырь. Упразднен в 1773 г.

6) Симеоновский Богородицко-Феодоровский мужской монастырь (находил­ся на месте первого костромского кремля, у пересечения улиц Островского и Пятницкой). Основан в первой половине XVII в. Упразднен в 1723 г. (по другим данным - в 1764 г.). В 1768-1771 гг. взамен деревянного возведен каменный храм во имя Богоотец Иоаким и Анны, один из приделов которого в память о монастыре был освящен во имя прп. Симеона Столпника. Храм снесен в 1936 г.

7) Спасо-Подвязный мужской монастырь. Находился в центре квартала, обра­зуемого улицами Островского, Депутатской, пр. Текстильщиков и Спасокукоц­кого. Время возникновения неизвестно. Существовал уже в нач. XVII в. Уп­разднен в 1691 г. и обращен в приходскую церковь. В середине XVIII в. Взамен

деревянного возведен каменный Спасский храм. Храм закрыт в 1929 г., разру­шен в сер. 30-х гг. XX в.

8) Вознесенский монастырь. Находился в районе Комсомольской улицы (бывшей Вознесенской). Основан царем Михаилом Федоровичем Романовым. Упразднен около середины XVII в. и обращен в приходскую церковь. Упразд­нена в 1779 г.

9) Тихонов монастырь. Находился вблизи устья р. Костромы. Время основа­ния неизвестно, упразднен до 1628 г. В память о нем вблизи Власьевской церк­ви была поставлена деревянная часовня во имя свт. Тихона Амафунтского. В 60-е гг. XIX в. взамен деревянной построена каменная часовня. Часовню закры­ли вместе с Власьевской церковью в 1924 г., позднее здание часовни снесено.

10) Знаменский женский монастырь. Основан в 1993 г. при действующем храме Воскресения на Дебре.

КОСТРОМСКОЙ РАЙОН

1) Богородицко-Игрицкий монастырь (д. Песочная). Основан в 1624 г. на мес­те обретения чудотворной Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, на­зываемой Игрицкои. Монастырь закрыт в 1919 г., последний храм закрыт в 1932 г. В 30-60 гг. XX в. почти весь ансамбль монастыря разрушен.

2) Богородицко-Казанская мужская пустынь (д. Казанка). Упоминается в на­чале XVIII в. Упразднена в 1764 г.

3) Успенский монастырь у впадения р. Андобы (Андомы) в р. Кострому (д. Пустынь). Время основания неизвестно. Упразднен до начала XVII в. и обращен в приходскую церковь. В XVI1I-XIX вв. на месте монастырского храма стояла деревянная часовня. В начале XX в. часовню перестроили в старообрядческую церковь, освященную в 1908 г. в честь Казанской иконы Божией Матери. Цер­ковь закрыли в 1940 г. В настоящее время здание церкви заброшено.

КРАСНОСЕЛЬСКИЙ РАЙОН

1) Ильинская Яблонная пустынь. Находилась на правом берегу р. Волги вбли­зи устья р. Шачи (в 3 км от с. Сидоровского), Время возникновения неизвестно. Упоминается в начале XVIII в. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь. Построенная в 1720 г. Успенская церковь с приделом во имя пророка Илии закрыта в 30-е гг. XX в. и вскоре разрушена. В 1956 г. при подъеме уровня Волги место, где находился монастырь, затоплено. МАКАРЬЕВСКИЙ РАЙОН

1) Макариево-Унженский Троицкий монастырь (г. Макарьев). Основан в 1439 г. прп. Макарием Унженским и Желтоводским. Закрыт в 1929 г., возобновлен в 1993 г. как женский монастырь.

2) Спасская Унженская пустынь, что на Красной горе (с. Красногорье). Время возникновения неизвестно. Существовала уже в конце XVI в. В 1620 г. пустынь была приписана к Макариево-Унженскому монастырю и обращена в приход­скую церковь. В 1810 г. взамен деревянного возведен каменный Спасо-Преображенский храм. Храм закрыт в 1938 г., возвращен верующим в 1990 г.

3) Кривоезерская Троицкая пустынь. Находилась на левом берегу р. Волги возле устий рек Нёмды и Унжи. Основана в 20-е гг. XVII в. Закрыта около 1919 г. В 1956 г. руины пустыни затоплены водами Горьковского водохранилища.

НЕРЕХТСКИЙ РАЙОН 1) Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь. Основан во второй половине XIV в. прп. Пахомием Нерехтским. Упразднен в 1764 г. и обращен в

приходскую Троицкую церковь. Церковь закрыта в марте 1941 г. Обитель во­зобновлена как женский монастырь в 1993 г.               /г jt*./u^J< )

2) Б огород ицко-Владимирский Сретенский монастырьУОснован как женский монастырь в 1634 г. Упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую Владимир­скую церковь. Церковь закрыта в 30-е гг. XX в., частично разрушена.

3) Успенская Тетеринская женская пустынь (с. Тетеринское). Образована в 1993 г. при храме Успения Божией Матери.

ОСТРОВСКИЙ РАЙОН 1) Никольская пустынь на р. Сендега (с. Николо-Пустынь). Время возникно­вения неизвестно. Пустынь существовала уже в XVII в. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь. В начале XIX в. (точный год неизвестен) вза­мен деревянного возведен каменный Никольский храм. Храм закрыт в 30-е гг. XX в.

ПАРФЕНЬЕВСКИЙ РАЙОН 1) Рождественский монастырь, «что на ямах Черного бору на р. Нее» (с. Пар-феньево). Предположительно возник в XVI в. Упразднен, по-видимому, в нач. XVIII в. и обращен в приходскую церковь. В 1848 г. взамен деревянного возве­ден каменный храм в честь Рождества Христова. Храм закрыт в 30-е гг. XX в., частично разрушен.

ГОРОД СОЛИГАЛИЧ

1) Воскресенский монастырь. Традиционной датой основания монастыря счи­тается 1335 г., но, судя по всему, он возник около середины XIV в. Упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую церковь. Оба бывших монастырских храма -летний Воскресенский (1669 г.) и зимний Богоявленский (1681 г.) - закрыты в 30-е гг. XX в.

2) Рождественский монастырь. Основан как женский монастырь в 1663 г. ца­рицей Марией Ильиничной, первой женой царя Алексея Михайловича. Упразд­нен в 1764 г. и обращен в собор Рождества Богородицы. Закрыт в 193 0 г. В 1945 г. летний храм собора был возвращен верующим, но в 1951 г. он вновь был за­крыт. Возвращен Костромской епархии в 2004 г.

3) Богородицко-Феодоровский монастырь. Основан помещицей А.Ф. Найцо-киной в 1869 г. в качестве женской общины, с в 1892 г. - женский монастырь. Закрыт в 20-е гг. XX в., позднее большая часть монастырского ансамбля разру­шен.

СОЛИГАЛИЧСКИЙ РАЙОН

1) Спасская Александрова пустынь на р. Воче (с. Коровново). Основан в на­чале XV в. прп. Александром Вочским. Упразднена в 1764 г. и обращена в при­ходскую церковь. В 1767 г. над гробницей прп. Александра возведен деревян­ный Преображенский храм, в 1792 г. рядом с ним построен каменный Покров­ский храм. Оба храма закрыты в 30-е гг. XX в., Преображенская церковь разру­шена.

2) Успенский монастырь на р. Солде (с. Солда). Время возникновения неиз­вестно. Впервые упоминается в 1515г. Упразднен в 1764 г. и обращен в при­ходскую церковь. В 1802 г. освящен возведенный взамен деревянного каменный храм Рождества Христова, в 1855 г. - храм Успения Божией Матери. Оба храма закрыты в 30-е гг. XX в., позднее разрушены (от ансамбля осталась одна коло­кольня).

СУСАНИНСКИЙ РАЙОН

1) Ново-Троицкий Сумароков монастырь (с. Сумароково). Основан помещи­цей Е.Н. Варенцовой в 1870 г. в качестве богадельни, с 1874 г. — женская общи­на, с. 1893 г. - женский монастырь. Закрыт в начале 20-х гг. XX в.

2) Домнинский женский монастырь во имя свв. царственных страстотерпцев (с. Домнино). Один из самых молодых монастырей Костромского края. Основан при Успенской церкви - историческом храме Домнина, построенном, по преда­нию, на месте усадьбы Марфы Ивановны, матери царя Михаила Федоровича Романова. В марте 1991 г. при церкви было создано подворье костромского Бо-гоявленско-Анастасиина женского монастыря. В марте 2004 г. подворье преоб­разовано в женский монастырь во имя свв. царственных страстотерпцев.

ЧУХЛОМСКОЙ РАЙОН

1) Покровский женский монастырь (г. Чухлома). По преданию, находился на берегу Чухломского озера, на левом берегу впадающей в озеро р. Сандебы. Время возникновения неизвестно. Существовал уже в первой половине XV в. Время упразднения неизвестно.

2) Авраамиева Ризоположенская Великая пустынь (с. Озерки). Основана во второй половине XIV в. прп. Авраамием Галичским и Чухломским. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь. В 1813 г. взамен деревянного воз­веден каменный Ризоположенский храм. Храм закрыт в 1949 г., пребывает в руинах.

3) Авраамиева Верхняя пустынь Собора Пресвятой Богородицы (с. Коровье). Основана во второй половине XIV в. прп. Авраамием Галичским и Чухломским. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь. В 1797 г. взамен дере­вянного возведен каменный храм в честь Собора Пресвятой Богородицы. Храм закрыт в 30-е гг. XX в., пребывает в руинах.

4) Авраамиево-Городецкий Покровский монастырь (с. Ножкино). Основан во второй половине XIV в. на берегу Чухломского озера прп. Авраамием Галич­ским и чухломским. Закрыт в 1929 г. Возобновлен в 1991 г.

5) Спасская Серапионова мустынъ (с. Серапиха). Время возникновения неиз­вестно. Существовала уже в начале XVH в. Упразднена, по-видимому, в начале XVIII в. и обращена в приходскую церковь. В 1820 г. взамен деревянного возве­ден каменный Преображенский храм с приделом свт. Серапиона Новгородско­го. Храм закрыт в 30-е гг. XXв.

6) Богородицко-Казанский монастырь на Идском городище (вблизи д. Овсян-никово). По преданию, на этом месте находился город, разоренный поляками в Смутное время нач. XVII в., следовательно возникновение монастыря можно отнести к первой половине XVII в. Время упразднения неизвестно. В начале XX в. здесь находилась деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Мате­ри, приписанная к храму соседнего с. Иды. Закрыта в 30-е гг. XXв.

                                        

                                                   БИБЛИОГРАФИЯ

Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863; Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868;

Упраздненные монастыри Костромской епархии. М., 1909; Церкви Костромской епархии. По данным архива Императорской археологиче­ской комиссии. СПб., 1909;

Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Справочная книга. Кострома, 1911;

Баженов И.В. Обозрение упраздненных монастырей и пустынь Костромской епархии.// Костромские епархиальные ведомости. 1917, ч. неоф., № 6, 10, 11.

 

Храмы и монастыри

Запрудненская школа Александровского православного братства.

Запрудненская женская рукодельная школа Александровского православного братства была открыта 1 октября 1889 г. Первоначально школа располагалась в приходе Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. Однако уже через год после открытия школа была переведена в центральную часть города, оставаясь по-прежнему в ведении Запрудненского попечительства Александровского православного братства. Обязанности заведующего школой исполнял священник Спасо-Запрудненской церкви Андрей Никанорович Писемский. Должность попечительницы приняла на себя Любовь Степановна Чумакова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архимандрит Михаил (Беляев; 1925 - 2009)

Архимандрит Михаил (в миру – Михаил Александрович Беляев) родился 8 ноября 1925 года в деревне Семунино Буйского района Костромской области в благочестивой, искренне верующей крестьянской семье. В 1938 году окончил пять классов неполной средней школы, однако ранняя смерть матери, скончавшейся в 1939 году, не дала будущему пастырю возможности продолжить образование. С началом войны на фронт ушел его отец Александр Васильевич, а в 1943 году в армию призвали и восемнадцатилетнего Михаила. Он стал сапером, сражался под Выборгом, на финской границе, в июне 1944 года был тяжело ранен, а в декабре — контужен. В марте 1945 года рядовой Михаил Беляев вернулся в строй, но с днем Победы его военная биография еще не завершилась: стрелковый полк, в котором он служил, был переведен на Дальний Восток и принимал участие в разгроме японских войск. В январе 1946 года двадцатилетний фронтовик, награжденный медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и «За победу над Японией», вернулся в родной колхоз. Но скоро Михаилу пришлось пережить еще более тяжелые испытания.

Подробнее...

Статьи

Кострома в начале царства Романовых

Аннотация: Кострома – «колыбель» Дома Романовых. Из костромского Ипатьевского монастыря юный боярин Михаил Фёдорович, благословленный матерью, взошёл на государев престол. Кострома в царствование Михаила Фёдоровича превратилась в крупный торгово-ремесленный центр, третий по числу посадских дворов в Замосковном крае Русского государства после Москвы и Ярославля. Благодаря благочестивой и щедродательной деятельности первого государя новой царской династии многие костромские храмы и монастыри были украшены замечательными произведениями церковного искусства. В это время были заложены основы покровительства Костроме царствовавшего более 300 лет в России Дома Романовых.

Ключевые слова: Кострома, царь Михаил Фёдорович, Собор 1619 года, Старый город, Новый город, посад, ремесло и торговля, царские вклады.

Карта Костромского края изобилует Романовскими местами. Одними они владели, другие посещали, в третьи делали вклады. Но лишь об одном из них, ещё в XIX столетии, стали говорить, как о «колыбели» Дома Романовых. Речь идет о Костроме – главном городе Костромской земли, в древние времена – столице Костромского удельного княжества, в российский период – центре Костромского уезда и Костромской губернии.

Подробнее...