Поучения Рыбинского протоиерея Родиона Путятина (1806-1869) - Отделение седьмое. Поучения на Освящение Храмов

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Содержание материала

ОТДЕЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ
ПОУЧЕНИЯ НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМОВ

 

ПОУЧЕНИЕ 185

Добро есть нам зде быти (Лк.9,33).

Великолепный храм воздвигнули вы, благочестивые граждане города Рыбинска!
Великолепный храм; все в нем хорошо; все прекрасно устроено; все богато украшено. Но слава храма не в его устройстве, которое вы видите, хотя и оно ему нужно; достоинство храма не в украшении, которым мы восхищаемся, хотя и оно ему весьма прилично: все достоинство его в невидимой благодати, вся слава храма внутрь, которая дана ему при освящении. Храм без благодати Божией, как бы он ни был благолепен, ничем не лучше убогого дома. Человек без души — не человек, а труп мертвый,— и храм без благодати был бы не храм, а дом простой. И храм сей имеет благодать Божию: она в нем, как душа в человеке, обитает со времени его освящения, и будет обитать в нем, доколе не разрушится, доколе стоять будут эти стены, доколе висеть будут эти своды, доколе неподвижен пребудет в нем престол святой. Так неразрывно соединена невидимая благодать храма с видимым устройством его.
В чем же именно состоит, чем и как проявляется невидимая благодать храма, данная ему при освящении?
Храм Божий строится и освящается для молитвы, для слушания слова Божия, но главное для совершения таинства Тела и Крови Христовой.
Храм Божий строится и освящается, во 1-х, для молитвы. Молитвы наши везде сильны, когда мы молимся с верою, с упованием, но нигде они так сильны не бывают, как в церкви, потому что мы нигде с такою верою и упованием не молимся, как здесь.
Здесь сам Бог назначил нам молиться, просить Его; здесь Он таинственно присутствует, здесь дом Его. Цари и владыки земные не всегда исполняют прошения наши, когда и принимают нас к себе в дом, когда и допускают пред лице свое с прошениями; но Царь наш Небесный и Владыка вселенной, если принимает нас к Себе в дом, если допускает пред лицом Своим молиться,— то не отпустит нас ни с чем, даст всякому благодать и милость.
Храм Божий строится и освящается, во 2-х, для слушания слова Божия. И слово Божие нигде на нас не производит такого действия, как здесь. Здесь оно слышнее, явственнее, вразумительнее, и потому и сильнее действует на нас. Семена удобнее и скорее принимаются весною, чем в другое время года. потому что у нас весною в природе все бывает силою растительною наполнено, все благоприятствует растениям,- и солнце, и земля, и воздух, и вода. Так и слово Божие скорее и сильнее на нас действует в храме Божием, чем в другом каком месте; потому что здесь все исполнено, все дышит духом премудрости и разума, все благоприятствует слушанию и поучению,— и действия, и предметы, и пение, и молитвы; здесь иногда одно слово вразумит лучше, и скорее, чем в другом месте целая книга; здесь нередко поражает нас светом своим такая истина, которую мы несколько раз прежде выслушивали без всякого на нас впечатления. И не удивительно: здесь языком проповедывающих говорит Бог, устами читающих учит Дух Святый. Да, здесь, когда слушаем святое Евангелие, слышим не Евангелистов только, но Самого Иисуса Христа, благовествующего; здесь, когда слушаем чтение Апостола, слышим не Апостолов только, но Самого Бога, Который давал уста и премудрость Апостолам; здесь, когда слушаем писания пророческие, слышим не пророков только, но Самого Духа Святаго, глаголавшего пророки. Слову царскому мы все всегда и везде с благоговением внимаем, но гораздо с большим благоговением внимает тот, кто слушает его в доме его, у престола его, пред лицом его. Так и слово Божие всегда живо и действенно, но оно гораздо живее и действеннее делается для нас, когда мы слушаем его в храме Божием, у престола Божия, пред лицом Божиим. Так, слушатели, вы желаете знать, поучаться тому, чему учит Бог? Ходите в храм Божий,- непременно что-нибудь узнаете, если только будете все слушать со вниманием.
Храм Божий строится и освящается, в 3-х, для принесения в нем бескровной жертвы Тела и Крови Христовой. От совершения таинства сего, как от кадила, благоговением наполненного, все в храме исполняется благодати. Кто здесь приносит бескровную жертву Тела и Крови Христовой, для кого за кого, приносится она? Иисус Христос приносит ее Богу Отцу Своему, приносит в умилостивление Его, приносит за нас, за всех приносит.
Итак, слушатели благочестивые, чего вы желаете, что вам нужно, чего вы боитесь, что вас беспокоит, чего вы просите у Господа Бога? Все Он вам даст, себе ли чего желаете, другим ли,- все даст вам, и поможет, успокоит, избавит, сохранит, защитит. Ибо чего Он не даст Сам, когда для нас Сына Своего единороднаго отдал нам? В какой благодати, в какой милости откажет нам, когда во святом храме, на святом престоле единородный Сын Его Тело и Кровь Свою Ему в жертву приносит именно для того, чтобы Он благ и милостив был ко всем нам.
Так, Господи, верую вместе с верующими, что Ты никогда не оставишь меня благодатию и милостию Твоею, доколе я не оставлю храма Твоего святого, доколе буду приносить Тебе жертву правды и возношение во святых Твоих жертвенниках.
И потому, вместе с молящимися, умоляю Тебя,- Тебя, освятившего храм, сей дом молитвы, в училище благочестия, в сокровищницу всяких даров благодатных: умоляю Тебя — не лиши нас Твоей благодати, чтобы мы до последнего издыхания ходили в храм Твой святой; а в не имеющих сей любви, любовь к нему благодатию Твоею возбуди, ибо сюда, в храм Твой святой, все благодать же Твоя святая всех нас собирает. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 186
По освящении храма

Освятих храм сей, егоже создал еси, еже положити имя Мое тамо во веки: и будут очи Мои ту, сердце Мое во вся дни (3Цар.9,3).

Итак, храм сей благодатию Божию освящен. Да возрадуется душа ваша, благотворители и строители храма! Если храм, вашими попечениями и трудами сооруженный, освящен, если низошла на него благодать Божия то, значит, ваши попечения о нем приятны Богу, и ваши прошения угодны Ему. Освящение храма благодатью Божию есть видимое изъявление благоволения Божию к попечениям и приношениям благотворителей храма. Да возрадуемся и мы, сошедшееся на святую радость освящения сего храма; ибо если мы стояли здесь не телом только, но и духом, то от исполнения сего храма благодатию Божию прияли и мы благодать сию. Благодать Божия, как благоухание фимиама, разливаясь по всему храму, распространяется, на стоящих в храме. Возрадуйся и ты, богоспасаемый град Рыбинск! Время от времени богатый хлебом, со дня на день украшаясь красотою, ты богатеешь и домами хлеба животнаго, ты украшаешься красотами благодатными. Да ускорит сия твоя радость приближение другой подобной радости. Не давай очам своим сна и веждам твоим дремания, доколе не устроишь устрояемого храма Богу. Бог ждет от тебя сей жертвы. Если одна мысль об устроении храма, ныне освященного, за несколько десятков лет родившаяся, низвела на тебя столько благодати от Бога, что ты с того времени из простой веси стал градом, ни чем не меньше других градов России,— то еще былые благодати излиется на тебя, когда на ново устроенный тобою храм Бог снова ниспошлет благодать Свою! Не оскудевай твоим усердием к Богу благодетелю — и не оскудеет Его благодать к тебе, столь видимо на тебя изливающаяся. Пары, поднимающиеся с земли к небу, изливаются оттуда благотворным дождем,- так жертвы, приносимые нами Богу, низводят нам от него блага мирные и премирные.
Слушатели христиане! Вся сила освящения храма зависит от благодати Божией, и все достоинство освященного храма состоит в благодати Божией: храм освящается благодатию и для благодати.
Итак, в новоосвященном храме, пред лицем святителя, освятившего благодатию Божию храм сей, не неприлично будет побеседовать о том, каким образом мы можем всегда пользоваться благодатию, в храмах Божиих обитающею.
Благодать Божия имеет некоторое сходство с воздухом. Что в мире видимом воздух, то в мире невидимом благодать Божия. И Иисус Христос, беседуя с Никодимом о благодатном возрождении, для объяснения сей тайны благодати, указал ему на воздух. Итак, благодать Божия имеет некоторое сходство с воздухом. А воздухом как мы пользуемся? Какие для сего употребляем усилия, какие делаем напряжения? Никаких; просто, мы не удерживаем дыхания, и он входит в нас; мы не препятствуем ему, и он оживляет нас; мы пользуемся им дышим, и он пользует нас. Подобным образом мы можем пользоваться и благодатию Божию, в храме Божием обитающею. Надобно стоять в простоте веры, без пытливых усилий и напряжений смотреть, что в храме Божием совершается; слушать, что поется и читается; надобно участвовать в молитвах и священнодействиях,- и мы будем участниками благодати Божией, и она будет действовать на нас, и она будет оживлять нас. Кто дышит, тот непременно вдыхает в себя воздух; кто стоит в храм Божием, тот непременно получает благодать Божию. Храм Божий преисполнен благодати Божией; здесь все дышит благодатию; здесь и от воды льётся благодать, здесь и свет светит благодатью, здесь и елей подает благодать, здесь и фимиам благоухает благодатию, самый воздух дышит здесь благодатию. О, здесь рай благодатный, здесь небо, сшедшее на землю. Да, храм Божий весь преисполнен благодати Божией; он не был бы Божиим храмом, если бы не был исполнен Божией благодати; благодать — неотъемлемая его внутренняя принадлежность, благодатию собственно он и отличается от храмов иноверных. С виду и поддельные цветы, могут походить на натуральные,— но от поддельных нет благоухания, благоухают только цветы натуральные. Так, по внешности и иноверные храмы могут иметь много похожего на истинные храмы,- но в них нет Божией благодати,- благодать Божия действует только в истинных храмах.
Так, благодать Божия есть неотъемлемая принадлежность храма Божия; в мире видимом есть непременно воздух; в храме Божием есть непременно благодать Божия. И потому так веруй в благодать Божию, и с такою уверенностью в благодатное действование стой в храме Божием, как ты уверен в действовании на тебя воздуха, когда дышишь воздухом. Таким образом, можно сказать, в храме Божием невозможно не исполняться благодати Божией; разве только сами будем удалять ее от себя, сами будем препятствовать её действию на нас. Да, слушатели благочестивые, мы можем удалять от себя благодать Божию, мы можем препятствовать её действию на нас; и именно мы удаляем благодать Божию от себя, когда удаляемся мыслями нашими, нашею душою от того, что здесь совершается, поется, читается; мы препятствуем действию её на нас, когда здесь ничего не слушаем, ни на что не смотрим, а думаем о суетном, греховном, или, как ветром, волнуемся пытливыми недоумениями и недоверчивыми взглядами. Мы не исполняемся благодати Божией, когда не для благодати Божией приходим в храм Божий, не для благодати Божией стоим, не о благодати Божией думаем.
Если хочешь, чтобы благодать Божия, в храме Божием обитающая, действовала на тебя, то не препятствуй её действию на тебя, удаляй от себя все стороннее, греховное, оставляй все мирское, житейское; самые благочестивыя мысли лучше оставляй, если они отвлекают тебя от священнодействия; самые молитвенные воздыхания лучше удерживай в себе, если они не сообразны с молитвами церковными. В церкви именно так надобно молиться, как молится Церковь; о том именно думать, что она делает. Чрез эти священнодействия и действует на нас благодать Божия; в сих то молитвах и заключается спасительная сила. Дети во всем подражают своей матери,- у ней перенимают и слова, и выражения, и мину, и поступь; так и ты веди себя в храме Божием; будь послушным сыном матери — Церкви своей, во всем подражай ей, во всем смотри на нее, принимай участие во всех её молитвах и действиях, дели с нею все мысли и чувствования,- и ты будешь участником в благодати Божией, и тогда в тебе будет действовать спасительная сила Божия.
Итак, вот как близка к нам благодать Божия, в храме Божием обитающая; только смотреть надобно на все с благоговейною простотою, только вникать надобно во все с покойным вниманием,- и она, подобно солнечному свету среди дня, будет освещать нашу душу, и подобно благоуханию в прекрасном саду будет услаждать наше сердце.
Благословен Бог, приближающийся к нам Своею благодатию; благословен Бог, дивный во святилище Своем; буди имя Твое, Господи, благословенно отныне и до века. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 187
По освящении храма Пресвятой Богородицы всех скорбящих радости в новоустроенном Рыбинском Софийском женском монастыре

И всею оную себе на земли, и помилую непомилованную: и реку не людем Моим: люди Мои есте вы: и тии рекут: Господь Бог наш Ты еси (Ос.2,22).

Вот и церковь освящена здесь. Таким образом теперь здесь настоящая обитель святая.
Каким же это образом?… Как же это устроилась она?
Пожелали некоторые устроить её, пожертвовали некоторые на устроение её, и таким образом она устроилась. И вот, в этом, прежде диком пустынном месте, где, может быть, ни разу не произносилось имя Божие, мы теперь торжественно призываем Его, и день и ночь отныне все будем так призывать Его, молясь о Благочестивейшем Государе Императоре, о Святейшем Правительствующем Синоде, о Высокопреосвященнейшем архиепископе Ниле, о всех православных христианах и о всех людях; и, может быть, до скончания мира будут молиться Ему и призывать Его здесь…
Как же, однако, так случилось? Кто мог так устроить здесь обитель при средствах, как известно, самых малых, можно сказать, ничтожных, при препятствиях весьма трудных, при разных колебаниях, недоумениях и даже при некоторых недоброжелательствах? Бог устроил, Бог, по Своей особенной милости к этому месту и к нашему городу; Ему угодно, чтоб была здесь св. обитель. Где побеждаются всякие препятствия, утихают всякие колебания, исчезают всякие недоумения, где бессильны всякие недоброжелательства, где что является как бы из ничего, там явно действует невидимый Бог; того, очевидно, хочет Он — всеблагий Господь.
Да, Господь устрояет святыя обители, Он сеет это святое семя, Он разводит в разных у нас местах эти рассадники веры и благочестия.
Для чего?… Да, для чего? — может быть, скажете вы, слушатели, как действительно ныне и говорят некоторые, для чего эти св[ятые] обители? И про сию обитель тоже говорили: для чего она? Для сохранения веры православной, для поддержания благочестия между людьми.
Где он, там Господь милует и недостойных помилования. Смотря на них, и неверующие в Бога познают Его, и забывающие вспоминают о Нем, и не почитающие — чтут Его. Да, при святых обителях святость произрастает и утверждается на земле, ими вера и благочестие распространяются и хранятся повсюду.
Вот для чего и сию святую обитель Господь устроил близ нашего града православного: чтобы Ему ближе быть к сему граду Своею благодатию и милостию, чтобы Ему при ней и нас всегда спасать, чтобы ею напоминать о Себе и тем из нас, которые забывают Его или не чтут Его, чтобы ради неё во всем хранить всех нас и миловать самых не помилованных.
Благочестивые сестры святой обители! Помните, как и для чего Господь устроил вашу обитель; знаете для чего вы и призваны Им сюда! Призывайте же Его святое имя день и ночь, непрестанно, во всех случаях, при всех делах, о всех и за вся призывайте, подобно небесным Ангелам, которых образы на себя принять желаете; прибегайте к небесной Его Матери и ко всем святым, от века Ему благоугодившим, и Господь укрепит, утвердит, умножит; расширит и непреоборимою для сил вражеских сотворит. Семя свято стояние всякого града и всякой страны, всякого места и всякой обители.
Ты же, Царица Небесная, будь матерью, заступницею, хранительницею, покровительницею, наставницею, руководительницею сей святой обители: к Твоему предстательству прежде всех она прибегла и всегда прибегать будет. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 188
По освящении храма в Рыбинске

Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Св[ятого] Духа.

Что мы чтим, любим Бога, на это много у нас доказательств, слушатели. Сколько у нас храмов Божиих построено!
Вот, еще храм новый ныне освящен. И как храмы Божии у нас украшены! Вот и настоящий тоже не без украшения. А сколько молящихся у нас в храмах Божиих бывает! Вот и сей ныне храм полон.
Так, любви нашей к Богу доказательств у нас много. А что мы друг друга любим, на это у нас доказательств очень мало. Ах, слушатели, где только соберутся двое или трое из нас, мы тотчас и покажем, что между нами нет любви. Да, мало любви между нами; друг ко другу мы и не снисходительны, друг другу мы и завидуем, друг перед другом мы и превозносимся, гордимся, друг на друга мы и гневаемся, сердимся, и зло мы помним, и неправде радуемся, а истине не радуемся, и себя только одних знаем, о своих только выгодах заботимся, и друг друга укоряем, друг другу не верим, друг от друга обид не переносим, друг другу не уступаем.
И не исчислишь всех случаев, в которых мы показываем, что между нами любви взаимной нет, или очень мало.
Как же это так? Отчего же у нас мало доказательств любви нашей друг к другу, тогда как есть много у нас доказательств любви нашей к Богу? Оттого, слушатели, что любовь наша к Богу, большею частию, любовь не истинная, а наружная только она у нас, не искренняя, не от чистого сердца. Какая же это, например, любовь, когда мы приносим Богу жертвы и делаем ради Него пожертвования, а не задумаемся у ближнего отнять последний кусок хлеба? Какая это любовь, когда мы строим и украшаем Божии храмы, а ближнего и, пожалуй, родного готовы бываем по миру пустить?
Какая это любовь, когда мы чтим Бога и служим Ему постом и молитвою, бдением и стоянием, а так себя ведем, так поступаем в отношении к другим, что те нас, как рабы боятся, трепещут? И вообще мы делаем дела Божии и благоугодные, а в душе таим злость и явное оказываем презрение к ближним. Нет, это не любовь, а разве себялюбие, славолюбие, лицемерие, или… что бы то ни было, только не любовь. От любви, как от солнца, всем тепло, светло, и никому не страшно, не холодно.
Так, слушатели, возлюбим друг друга, т.е., надо показать на деле, что мы друг друга любим, и тогда докажем, что истинно Бога любим. Примириться друг с другом надобно, — и тогда Богу приятный дар принесем. Наша любовь взаимная лучше пред Богом всяких наших пощений и молений, бдений и стояний, жертв и пожертвований. Без любви же взаимной, верьте, никакими построениями и украшениями, никакими жертвами и пожертвованиями, никакими бдениями и стояниями, никакими прошениями и молениями не угодим Богу. И не только жизнью богоугодною, но и подвижническою смертью за Иисуса Христа Богу не угодим, если при этом не будет у нас любви к ближним. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любви же не имам, никакая польза ми есть (1Кор.13,3).
Так, постараемся друг друга любить, постараемся всегда показывать и доказывать, что друг друга любим; будем всегда друг к другу снисходительнее, милостивее, ласковее, внимательнее, доверчивее, друг о друге заботливее, сострадательнее, словом — постараемся, чтобы у нас вех и между нами всеми все было по любви и из любви, чтобы, таким образом, Христос был всегда посреди нас, да при Нем единомыслие исповемы Его со Отцом и Святым Духом. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 189
При освящении храма

Благословляя благословляющия тя, Господи.

Итак, и еще освящен храм в сей святой обители. Храм освящен, вознесена молитва о строителях и благотворителях храма, принесена в нем и бескровная жертва о всех и за вся. Остается теперь сказать поучение. Готово и поучение: устроение сей святой обители есть поучение для нас, слушатели. Да, оно очень поучительно.
Когда задумывалось устроение сей святой обители, ничего не было,- ни строителя, ни средств к устроению. Бог благословил задуманное,- и все явилось. Явился и строитель, всегда готовый на всякое дело богоугодное, хотя вовсе не готовящийся на это дело; явились и средства, так сказать, не прошеные, и даже неизвестно откуда приходившие. Не явно ли благословение Божие над сею обителью? Так скоро все здесь устроилось, и так много всего здесь построено. Ведь время построения сей обители считается не годами, а почти днями. Как же все это сделалось? Да, явное благословение Божие над сею обителью. А если над обителью есть благословение Божие, то, значит, есть в ней благословляющие Бога. Где слышится пение, там, значит, есть поющие. Бог благословляет тех, которые Его благословляют. Благословляя благословляющие Тя, Господи, взываем мы к Нему. Благословляя благословляющие Мя, говорит Он к нам. Так, видно, есть в сей обители благословляющие Бога, потому что над нею благословение Божие: если бы не было в сей обители таких, которые благословляют Бога, то не было бы над нею благословения Божия. Кто не это они — здесь благословляющие Бога! Бог знает сущая Своя.
Что скажу вам, сестры сей обители? Продолжайте, как начали, продолжайте благословлять Бога, как вы благословляли Его, и устроится собственное ваше дело — дело вашего спасения. Вспоминайте, что было здесь, на этом и что стало теперь.
Вспоминайте, сколько было препятствий, затруднений к устроению сей обители, невозможным представлялось устроение её,- однакоже она устроилась. Почему? Потому, что Бог благословил; что Бог благословляет, тому ничто не воспрепятствует — никакие препятствия. Обитель святая устроилась; устроится здесь и ваше собственное спасение. Вы боитесь, вас тревожат разные сомнения, недоразумения, вам иногда может представляться и представляется, что вам спастись невозможно. Ничего не бойтесь. Над святой обителью вы видите благословение Божие, следовательно, и на вас, есть благословение Божие. Бог благословил вас здесь спасаться, следовательно, вы здесь спасетесь. Еслиб вам здесь, невозможно было спастись, Бог не благословил бы вам здесь и жить, другое бы место указал вам для вашего спасения. Как я спасусь? Устроил же Господь сию обитель, хотя некоторым казалось это дело несбыточным. Спасет Господь и меня, хотя иногда представляется это мне невозможным. Так утешайте, ободряйте себя чаще.
Только, еще скажу, продолжайте, как начали, не переставайте благословлять Бога, благословляйте словом и делом, сердцем и устами, благословляйте, чем можете, и сколько сил есть.
Будем и все мы, слушатели, благословлять Бога: с благословением Божиим везде хорошо жить и везде можно спастись. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 190
При освящении храма3

Имеяй уши слышати да слышит (Мф.11,15).

Радуйтесь, братие, прихожане святого храма сего, радуйтесь и благодарите Бога, что у вас теперь есть опять церковь. Радуйтесь и благодарите строителей храма сего и благотворителей, молясь о них Богу, чтобы Он радовал их Своею милостию и благодатию, как они вас обрадовали устроением церкви. Теперь послушайте моего к вам слова. Церковь есть по преимуществу дом молитвы. Но молиться ли только мы должны в церкви? Нет, не молиться только, но и учиться; да, учиться вере и благочестию; особенно для вас, жителей здешних селений, церковь должна быть училищем. В других местах школы и училища ныне заводятся. А у вас здесь ничего пока нет. Да если бы и были училища, многим из вас ходить туда некогда, а некоторым из вас уже и не по летам. А учиться необходимо всем вам, всем — и молодым и старым, мужчинам и женщинам. Истины веры и правила благочестия не только знать наизусть нам надобно, но понимать их, разуметь,- тогда только они и полезны для нас, спасительны будут. Да, веровать и действовать надо бы всегда с чувством, с разумом. А этого достигнуть можно только чрез изучение истин веры и правил благочестия. Да, вам непременно всем надобно учиться. Многие из вас самых нужных, самых главных истин и правил не только не разумеют, но просто не знают, на память не знают, сказать определенно не могут, во что должно веровать, и как должно жить. Да, вам необходимо учиться, так же необходимо учится, как необходимо молиться. Вы новую жизнь начнете, новый свет увидите, когда будете учиться, когда будете стараться все разуметь, понимать. Хорошо нам, весело на душе у нас, когда ясно солнце светит. А еще лучше, еще веселее на душе, когда ум у нас учением просвещен. При свете учения вы и молиться будете лучше, вы будете беседовать с Богом, как с Отцем Небесным, и, молясь так, будете духом утешаться, радоваться о Боге. При свете учения — и дела ваши житейские, и занятия ваши домашние пойдут у вас лучше, с большим успехом, с большею пользой для вас. Свет учения для всего хорош, везде пригодится. Кто веру и благочестие хорошо понимает, разумеет, тот и все прочее поймет лучше, вернее, и все сделает разумнее, успешнее. Как же учиться вам в церкви? — В церквах у нас слово Божие читается, проповедуется. Слушайте эти чтения, поучения. Впрочем, этого мало, не достаточно. Чтения, поучения — только пособие вам в учении, как бы книги только, по которым вы должны учиться. Вы главным образом имейте желание все узнать, уразуметь, понять,- старайтесь, домогайтесь, усиливайтесь все узнать. Это то старание, это усилие все узнать — особенно и развивает, просвещает наш ум. Ум без упражнения, как тело без движения, тупым остается, ни к чему неспособным. И потому, что ни увидите, что ни услышите в церкви, старайтесь уяснить себе, дознать: что это? для чего? отчего? почему? как? каким образом? Вы, например, слышите: «Благослови, Владыко»,- говорит диакон. А священник на это отвечает: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Что это значит? Почему так начинается служба? Кто это — Отец, Сын и Святый Дух? Или почему диакон не сам благословляет, а священника просит благословить?… Слышите: миром Господу помолимся. Что значит — миром Господу помолимся? Кто это — миром? Все вместе, или что-нибудь другое значит?… Когда со Святым Евангелием идут, мы поем: приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Где тут Христос? не в Евангелие ли? — Так предлагайте больше и чаще себе подобные вопросы, и вы многому научитесь, и будете многое разуметь. Только предлагая вопросы о действиях, чтениях, о пениях в церкви, ожидайте на них себе ответов от Церкви же, т.е., от учителей Церкви, от её писании, от её толкований. На многое, впрочем, вопросы свои вы тут же и ответ получите, или сами после догадаетесь, что то и другое значит. В церкви нашей многое одно другому служит объяснением. Что не поймешь в чтении или пении, то может объясниться тебе в священнодействии, а непонятное в священнодействие иное имеешь из чтения и пения. Итак, еще скажу: радуйтесь благодарите Бога, что у вас есть церковь, радуйтесь и благодарите строителей церкви, благотворителей. Теперь есть у вас церковь святая, есть куда вам ходить молиться и учиться, освящаться и просвещаться. Да даст вам Господь умение во всем и духа молитвы на всяком месте и во всякое время. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 191
По освящении храма Покрова Пресвятой Богородицы

Освяти любящия благолепие дому Твоего (Мол. заамвон.)

Стоя в ново устроенном и новоосвященном храме Божием, обратили ли вы, слушатели, внимание на следующие слова молитвы к Богу, сию минуту произнесенные: освяти любящия благолепие дому Твоего? И, слушая слова, вспомнили ли о строителях храма сего?… А надобно бы.
Под любящими благолепие дома Божия ведь кто разумеется? Конечно, и все те, которые любят ходить в храм Божий, которые стоят, молятся, трудятся, поют в нём, вообще, которые имеют какую-нибудь любовь, усердие, внимание к нему; но главно, но преимущественно разумеются они, строители храма, как особенно любящие благолепие дома Божия, как более других внимательные к нему и усердствующие для него. И потому то их первых и надобно бы вспоминать при этом молении Церкви: освяти любящия благолепие дому Твоего.
Нельзя оставить без внимания и этого слова — освяти. Чего этим просит Церковь строителям храма? Разве и им нужно освящение при таком святом их деле, какое устроение храма? Да, и им нужно освящение, как оно нужно и всем предстоящим и молящимся во святом храме. как бы ни было велико чье усердие ко храму Божию, как бы ни было свято чье дело,- без молитвы к Богу оно не может быть свято пред Ним и благоприятно Ему. Как бы ни были мы безгрешны, мы не можем при наших делах святых сохранить себя от мыслей нечистых, корыстных; только молитвою к Богу очищаемся мы от всего в нас нечистого, греховного. Хорош был этот храм и до своего освящения, благоустроен, благоукрашен, но он только чрез молитвенное освящение сделался храмом Божиим, святым, чистым, благоприятным Богу, а без того не был таким; так и все наше,- все наши дела и деяния, все наши входы и исходы, все наши жертвы и пожертвования ради Бога, все только молитвою к Богу очищается, только при молитве к Нему восходит в пренебесный Его жертвенник, в воню благоухания духовнаго.
Боже, очисти мя грешнаго, или — сердце чисто созижди во мне, Боже! Так мы должны молиться Богу при всяком нашем деле святом. - Приими от меня сию Тебе жертву, Господи, да будет она благоприятна пред Тобою! Такою молитвою мы должны сопровождать всякое наше делание ради Господа. И потому Святая Церковь всегда молится: освяти любящия благолепие дому Твоего, чтобы строители храма и все предстоящие в храме были святы пред Богом, чтобы это стояние одних и усердие других были чисты и благоприятны Ему.
И может ли Церковь не молиться молитвою особенною о любящих благолепие дома Божия.
Где мы можем познать истинного Бога? Небеса поведают славу Божию, и человек есть образ и подобие Божие. Да, желаешь иметь понятие о Боге? - Взгляни на небо, посмотри на землю, рассмотри, что на ней; обрати внимание на человека, рассмотри его способности и суди, как должен быть велик и чуден, премудр и всемогущ Тот, Который все это сотворил из ничего, в шесть дней, единым словом. Кто всему этому рече, и все это бысть… Так и из сотворения мы можем заключить о Творце Боге. Но Бога истинного, Бога Отца, Сына и Святаго Духа мы можем познать только в храме Божием православном, только здесь святится пречестное и великолепное Его имя. Да, ничто так не говорит нам о Боге, как храм Божий, и нигде так не приходит Он на память нам, как здесь. Здесь, можно сказать, ощутительно присутствует Он. Здесь чувствуешь бытие Его, здесь слышишь глас Его, здесь обоняешь дыхание Его. О, ты, косный сердцем, еже веровати в Бога! Есть Бог: вот Его и дом. Приди сюда, приди просто, приди без предубеждений, с одним рассудком, побудь здесь, постой со вниманием, послушай, посмотри, — и ты увидишь, уверишься и скажешь: есть Бог. Надо быть не человеком, чтобы не видеть здесь Бога. Так, доколе будет существовать храм сей, всегда он, когда и нас, слушатели, не будет на земле, все будет благовествовать всем, что есть Бог, что Бог есть Отец, Сын и Святый Дух.
О, благовествуй, дольше и громче благовествуй, во веки веков благовествуй эту радость великую, что есть Бог!
Может ли же Святая Церковь не молиться о любящих благолепие дома Божия, особенно о строителях храма, когда они своею любовью к храму Божий, своим усердием к нему, своим устроением его, можно сказать, во веки веков прославляют имя Бога истинного?… Господи, освятивый храм Покрова Пресвятыя Девы Богородицы, освяти строителей и прихожан его, покрой его кровом крилу Твоею, и утверди до скончания века, чтобы всегда неумолчно благовестил он всем славу Твою, Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 192
По освящении храма4

Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог… Аще же без наказания есте, ему же причастницы быша вси,— убо прелюбодейчищи есте, а не сынове (Евр.12,7—8).

Слово мое ныне преимущественно к вам, заключенные!
Правительство наше и некоторые частные лица всячески заботятся, чтобы вам, сколько можно, покойнее было здесь жить. С тою, между прочим, мыслью вот устроена тут и церковь Божия, ныне освященная во имя св. сорока мучеников Севастийских. Нигде так скоро и верно не успокаиваешься духом, как в церкви Божией, в этом жилище свышнего мира и спасения душ наших. Но и при всех здесь возможных удобствах жизни, все, должно быть, по временам скучно, тяжело вам жить. Да, жизнь в заключении — жизнь несладкая, в собственном смысле — наказание.
Такая мысль о вашей здесь жизни заставляет меня обратить особенное внимание на то, что значит всякое претерпеваемое нами в жизни наказание.
Человек, где бы он ни жил, вполне покоен может быть только тогда, когда он уверен, что грехи его прощены ему или простятся несомненно. Великое дело эта уверенность. Рай в душе, когда чувствуешь, что грехи прощены, а и в раю без этой уверенности было бы невесело, тяжело, мучительно.
Итак, чем мы можем увериться, что Господь грех наши прощает нам или простит несомненно? Конечно тем, что мы вот живы пока, что мы скорбим, сокрушаемся о грехах, просим у Бога прощения, помилования Кому не получить от Бога прощения, те не молятся и не скорбят о грехах своих, тем не дает Бог духа молитвы и чувства скорби, тем, наконец, и жить дольше Он не дает. Так, я жив, я молюсь, я скорблю о грехах,- значит, есть надежда, что Господь помилует меня. Всего ж вернее мы можем увериться, что Господь простит нам грехи наши по исповеди нашей пред духовником и по принятию Св[ятых] Таин Тела и Крови Христовой. Кого, после его слез сокрушения, после молитвы о прощении грехов, допускает Господь исповедаться и Св[ятых] Таин причаститься, тому, очевидно, грехи Он оставляет, прощает. Не допустил бы меня Господь к исповеди и к причастию, если бы не угодно Ему было меня простить и помиловать.
Но чем еще, слушатели, мы можем увериться, что Господь простит нам наши грехи? Обратите на это свое внимание, особенно вы, заключенные! Итак, чем? - Тем, что наказание терпим за грехи свои. Да, если терпим наказание за грехи свои, то это явный знак, что Господь простит нам грехи наши. Избегать, посему, должного наказания за грехи свои, значит,- бегать от Божьего помилования, от Божьего прощения. Слышали вы ныне за литургиею, что Господь говорил нам чрез Своего Апостола: аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог. То есть, если наказание терпите, то это значит, что Бог поступает с вами, как с сынами Своими, наказывает вас, чтобы спасти, помиловать, чтобы сделаться достойными наследия Своего Небесного Царствия. Аще же без наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове, т.е., если вы без наказания остаетесь, то это значит, что вы не законные дети Отца Небесного, а следовательно, и не наследники Небесного Царствия. Итак, видите, заключенные, что значит это наказание, эта ваша скучная, тяжелая жизнь здесь: то значит, что Бог хочет спасти вас, хочет вас помиловать, хочет простить вам грехи ваши. Не унывайте же. Не брошенные вы люди, не отверженные, не погибшие, а законные вы дети Отца Небесного, имеющие право на милость Его и наследие Царства Небесного. Да, потерпите, пострадаете немного,— недолго, зато навеки прощение себе от Бога получите, зато страдать вечно за грехи свои не будете; и не только страдать не будете, но и Царство Небесное наследуете, если только, сознавая свои грехи, сознаетесь перед Богом и людьми, что вы несете наказание по делом, т.е., за грехи, и терпя так, будете просить Господа, чтобы Он Своею благодатию соделал вас достойными Небесного Царствия, и по Своей милости сподобил вас жить там со святыми Своими.
Или вам не думается, не верится, чтобы Господь к вам был так милостив, чтобы сподобил вас Небесного Царствия? Почему, за что нас сподобит Он? — Вы, конечно, знаете, слыхали о благоразумном разбойнике, о том, который со Иисусом Христом распят был на кресте и который, после своей смерти, тотчас со Иисусом Христом в рай взошел? Ведь он настоящий был разбойник, и именно за разбои свои был наказан распятием на кресте. Как же, за что, почему сподобился он быть в раю с Иисусом Христом? А потому же, что наказание претерпел по делом своим, за грехи свои, и, терпя заслуженное наказание, сознался пред Богом и людьми, что он виноват, что кроме наказания ничего не заслуживает, и потому просил у Господа милости себе одной, — чтобы Он помянул его во Царствии Своем, когда там будет. Итак, вспоминайте чаще благоразумного разбойника, и вы еще больше уверитесь, что и вы, как он, за претерпение наказания, следующего вам по закону, за сознание ваше в содеянных грехах, за веру вашу во Иисуса Христа, за молитву вашу к Нему, Спасителю Богу, можете сподобиться Небесного Царствия.
Что скажу я вам, присутствующие в сем месте наказания за грехи? Ведь и мы не без грехов. Чем же мы счастливы, если остаемся без наказания? — Скажу на это: нет, и мы наказание несем. А несчастия и огорчения разные в жизни нашей, а потери, а неудачи, а скорби душевные, а болезни телесные, а труды до изнеможения, а нужды до слез, и другие многие горести и тягости, которые мы терпим, разве это не наказание? И разве это не за грехи наши? Да, наказание есть общее всем, как говорит Апостол, только всякому свое, одному — то, другому — другое. Ах, иному иногда и в своем доме не слаще, чем в замке тюремном… Впрочем, с вами об этом могу беседовать и после, в другое время. Теперь же скажу пока только одно: не забывайте благотворения, жертвуйте на бедных, заключенных; таковыми жертвами благоугождается, умилостивляется Бог; при таковых наших благотворениях Господь воздаст нам уж не по грехам нашим, но по единой Своей милости.
Обращаю слово мое еще к вам, заключенные! Да наставляет, да вразумляет, да утешает, да укрепляет вас в вашем терпении здесь Господь Своею благодатью, пришедшею ныне под один с вами кров и отныне здесь пребывающею во вся дни. Жизнь наша на земле и вся не долга, как бы долго мы ни жили, а наказания еще короче, как бы ни были они тяжки. Терпите, сердцем веруя в Господа Иисуса Христа, устами произнося Его святое имя, руками творя Его крестное знамение, телом и душою посещая Его Святую Церковь; терпите, не забывая слов Апостола, что если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Будут ли помилованы не наказываемые за свои грехи, это неизвестно, а что наказываемых Бог помилует, это несомненно. Наказание от Бога в этой жизни есть знак прощения Его нам грехов в жизни будущей. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 193
По освящении домовой церкви А.Я.Г—ой

Мария же благую часть избра… (Лк.10,12).

Благую избрала часть и раба Божия А., устроив у себя в доме церковь Божию.
Как это пришло на мысль создательнице храма сего построить храм у себя в доме? Очень просто. Да, очень просто построила она его.
Для жизни своей временной все нужное она имела, не о чем было ей много беспокоиться, не о чем было ей много хлопотать; было кому и готовить ей; нужное было, из чего и приготовить. Таким образом, свободного времени у ней оставалось всегда много.
Чем же ей заняться? В чем проводить время? В светских занятиях пустых каких-нибудь? В мирских суетных развлечениях, в удовольствиях чувственных? Словом, в том, без чего ныне многие не знают, что делать? Это было ей не по духу, не по сердцу. И вот она избрала себе дело — благочестие, и нашла себе занятие — молитву. Это ей по духу, по сердцу. Да, она любила молиться, и молиться не по-модному и по-земному, а по-нашему, православному, пред святыми иконами, в святой церкви. Не стыдилась она при всех ограждать себя крестом животворящим, не боялась она при других унижать, смирять себя пред Богом поклонами земными. Особенно она любила бывать за Божественною литургиею. Благочестивые люди чувством сердца постигают, где всего лучше бывать и молиться.
Как же ей было быть? Как бывать почаще в церкви? Своя приходская церковь далеко, и к нам, в город, тоже не близко. И вот, она задумала устроить у себя в доме церковь. Средства были. Бог благословил ее достоянием довольно богатым, для неё с избытком достаточным. А еще большим богатством была для не детей её любовь, всегда внимательная, готовая всегда исполнять мысли и желания своей любимой матери.
И вот, во славу Божий, во спасение свое и в поучение всем нам, устроено сие тихое, скромное святилище благочестия, сей покойный, уединенный дом молитвы.
Видите, слушатели, как просто и легко, можно сказать,
естественно совершилось это святое и спасительное дело — устроение этой церкви Божией. Спасительное и все легко и просто всегда. Да, Бог и всем нам дает всякому свои средства ко спасению, близкие к нам, так сказать, подручные нам, возможные для нас: что у кого есть, тот тем и спасайся, то тому и послужит во спасете. Кому чем легче, удобнее спастись, тому то и дает Бог. Богатым во спасение дается богатство; бедным бедность; сильным силы; больным болезнь; славным слава, низким низкая доля; печальным печаль; надобно только стараться пользоваться этими своими средствами в свое спасение.
Да, думай только непрестанно о том, чтобы тебе спастись, и тебе легко будет спастись, потому что все твое будет служить тебе во спасение, все — и бедность и богатство, и болезнь и здоровье, и низкая доля и славная участь и печаль души, и веселие сердца. Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и все ваше послужит вам во спасение.
Так, благую часть избрала создательница храма сего, умела во благо себе, в спасение свое воспользоваться своим богатством. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 194
По случаю малого освящения Никольского собора, в Рыбинске

Освяти любящия благолепие дому Твоего, Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою.

Слушатели христиане! Кто это любящие благолепие дома Божия, о которых так молится Св[ятая] Церковь? Те ли это, которые любят, чтобы в церкви все было хорошо — и облачение, и освещение, и чистота, и порядок, и чтение, и пение; любят, чтобы все было хорошо, а сами впрочем ничего для этого не делают, ничем не помогают, а жалуются, досадуют, говорят и указывают: вот и то нехорошо, и это неприлично, и тому не следовало бы быть там, и это надо бы сделать иначе,— жалуются, досадуют, говорят, указывают на не благолепие в церкви, а сами и перстом своим не хотят ни до чего коснуться, чтобы все было благолепно в церкви? Очевидно, не об этих любителях Св[ятая] Церковь молится, чтобы Господь ниспослал им особую Свою милость; разве только того им надобно молить у Бога, чтобы Он вразумил их, что не так они любят благолепие в церкви.
Да, слушатели, не так надобно любить благолепие дома Божия, как большая часть из нас любит. Ты видишь в церкви неблаголепие? Сделай так, чтобы было благолепно. Это не красиво, говоришь, тут нечисто, там нет порядка, тут нет приличия? Сделай так, чтоб было красиво, чтоб было чисто, чтоб был порядок, чтоб было прилично. Скажешь — не мое дело заботиться о благолепии в церкви? Неправда, в благолепии церкви Божией всякий христианин должен, обязан принимать деятельное участие. Церковь Божия — общий дом для всех любящих Бога. Особенно грешат против Бога те, которые не делают ничего для благолепия своей приходской церкви. Да, если видишь, указываешь, жалуешься, досадуешь, что в церкви то и другое и третье не хорошо; то ты это говоришь на себя, против себя, тебе говорящему стыд и грех; потому что от тебя это не хорошо; оттого не хорошо в церкви, что ты нерадив и беспечен к церкви. Ты виноват, если у тебя в собственном твоем доме что-нибудь не хорошо? Так если и в церкви что-нибудь не благолепно, то ты же сам виноват, потому что церковь Божия для тебя должна быть то же, что собственный твой дом. Ты не можешь сам сделать, чтоб в церкви все было хорошо? Так дай другим способы, средства делать так, чтобы в церкви все было хорошо. Ты не можешь дать этих способов и средств? Так молчи и скорби про себя, досадуй на себя, что ты не можешь дать способов и средств для того, чтобы в церкви было все хорошо. На себя досадуй, что, может, у тебя только для себя достает способов и средств, чтобы у тебя и на тебе все было хорошо,- а для Бога у тебя не достает средств и способов, и церкви Божией не можешь помочь, чтобы в ней все было хорошо. Да, говорящий или указывающий на неблаголепие церкви сказывает не о другом, а о себе, что он ничего не делает для церкви.
Так, слушатели христиане! любить благолепие дома Божия не то значит, чтобы желать только, чтобы в церкви все было хорошо; говорить только и указывать, что то, другое, третье не хорошо, не значит любить делать самому, чтобы в церкви все было хорошо, или давать другим средства и способы делать, чтобы в церкви все было хорошо: и облачение, и украшение, и чистота, и порядок, и чтение, и пение.
И о таких то любителях благолепия дома Божия Св[ятая] Церковь всегда молится за Божественною службою, т.е., о тех любителях, которые или сами любят делать, или другим дают все способы и средства делать, чтобы в церкви все было хорошо, благолепно.
Что любящие благолепие делают для Бога, то Бог сделает для них; любящие благолепие, украшая благолепно храм Божий, прославляют таким образом Бога, и Бог за то им воздаст тем же — воспрославит их Божественною Своею силою. Любящие благолепие делают или дают средства и способы делать то, что в храме Божием хорошо и облачение, и украшение, и чистота, и порядок, и чтение, и пение; и Бог сделает, даст им все способы и средства к тому, что у них самих все будет хорошо. За Богом ни молитва, ни жертва никогда не пропадет. И свеча, которую ставим для освещения, и ладан, который приносим для благоухания, и плат, который подаем для облачения, и лента, которую жертвуем на украшение, и голос, который присоединяем для благолепного пения,- все у Бога остается в памяти, за все по своему освятит Он и прославит, за все всякому ниспошлет потребную благодать и милость.
И мы, слушатели, чем-нибудь благодарны бываем и как-нибудь стараемся заплатить тому человеку, который нам жертвует, делает что-нибудь для нас, для нашей чести, для нашего довольства, для нашего спокойствия или для одного нашего удовольствия; ужели Бог всем и всячески не воздаст тем, которые для Него, для Его чести и славы, благолепно украшают Дом Его?
Освятит и воспрославит Божественною Своею силою; так верует, так молится св[ятая] Церковь, и так бывает, и так будет. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 195
По случаю освящения вновь устроенного иконостаса

Если бы в Бозе почившие создатели и благотворители храма сего5 могли видеть, что у нас здесь делается,- то как бы порадовались на вновь устроенный здесь благолепный иконостас! Но видят ли они?
Да, слушатели, видят ли, могут ли умершие видеть, что у нас, слушатели, делается, что с нами бывает?
Что теперь такое умершие? - Они стали теперь существа невидимые, как Ангелы; они существуют душою, с ними их ум, сердце, воля, все духовное их с ними; но телесного, видимого для наших очей телесных, не имеют ничего. И потому нам невозможно телесными очами видеть их, видеть, что они теперь такое, и что с ними там; нам видеть их невозможно, и их состояние таково, что невозможно им видеть нас, видеть, что у нас делается, что с нами бывает, потому что нет у них тех органов, которыми могли бы видеть видимое, телесное. Являлись иногда души умерших видимо, в виде похожем на тот, в каком они жили; например, души святых видимо являлись; бывало даже, что многие в своем действительном теле являлись; например, при воскресении Иисуса Христа, многие из святых умерших воскресли и являлись многим; но то было и бывает не на долго, на время, и по особенному Божию изволению.
Впрочем, умершим там и не до того, чтобы смотреть, что у нас происходит, делается, потому что они непрестанно заняты. Чем заняты? - Кто к чему привык в этой жизни, кто здесь что возлюбил,- тот тем и там занят. Привычка души со смертию человека не умирает.
Итак, кто привык Богу служит, молиться, о Боге радоваться, Бога славить, во славу Божию все делать,- тот и там тем же занимается, Бога славит, о Боге радуется. А кто здесь о Боге не помнил, Бога не славил, во славу Божию ничего не делал и ничего святого не любил,- тот, без сомнения, и там этим не занимается, Бога не славит, о Боге не радуется. Что же подобные умершие делают? Ах, худо им там. Что делает тот, кому есть хочется, а есть нечего? - мучится. Что делает тот, кому пить хочется, а пить нечего? - мучится. Но мы и представить себе не можем тех мучений, какие терпят души тех умерших, которые здесь не находили радости в прославлении Бога, а искали ее в занятиях греховных. О, привыкай к Богу, к Божественному, и бойся привыкать к греховному. Привычка души со смертью человека не умирает.
Вот потому то, слушатели, счастливы, блаженны и умершие в младенчестве, в детстве, вообще, в невинном возрасте; они ни к чему худому здесь не приучились, не приучились они и к святому, доброму; но… как птичка, вырвавшись из клетки, тотчас начинает петь свою любимую песнь, так души детей и всех детски невинных, освободившись от тел, тотчас начинают петь и радоваться о Бог.
Где теперь души умерших?
Как существа невидимые, они в мире невидимом, только не в одном месте. По слову Божию, в невидимом беспредельном мире два места: одно, где Бога славят, о Боге радуются, место светлое, покойное, небо, рай, жилище Ангелов добрых; другое, где нет славословия Богу, нет радостей Божиих, место темное, страшное, ад, жилище духов злых. Теперь понятно, кто из умерших где. Те умершие, которые Бога славят, Богу служат, и которые, посему, все веселятся, радуются,- те, значит, на небе, в раю, с Ангелами, где, впрочем, много всяких светлых мест, и светлых, и светлейших, и пресветлейших; а потому и в раю радуются не все одинаково, хотя во всех там местах ни у кого не видно и малейшей печали, ни от кого не слышно и минутного воздыхания, и во веки веков ничего там не будет, кроме радости непрестанной и веселея неумолкающего; а те умершие, которые Бога не славят и славить Его не хотят, которые о Боге не радуются и радоваться о Нем не любят, и которые посему все мучатся, страдают,- те, значит, во аде, в преисподней, с злыми духами, где, впрочем, тоже много всяких мрачных мест, и мрачных, и страшно мрачных, и ужасно мрачных, а потому и во аде не все одинаковые терпят мучения, хотя во всех местах его только и слышны непрестанно печаль и воздыхание, плач и скрежет зубов, и во веки веков все и будет там слышаться печаль и воздыхание, плач и скрежет зубов; и во веки веков…
О, премилосердный Господи6, будь милостив и к этим умершим, которые в местах мрачных, страшных, ужасных, имиже веси судьбами, будь и к ним милостив.
Итак, ужели души умерших ничего о нас и нашего не знают?
Вот эту нашу молитву, которую мы сейчас произнесли: «О, премилосердный Господи, будь милостив и к этим умершим, которые в местах мрачных, страшных, ужасных», они могут знать по-своему, т.е., чувствовать. Да, сердечною нашею молитвою о умерших, сочувствием нашим к ним мы подаем их сердцу весть, даем им знать, чувствовать. Так, души умерших знают, т.е., чувствуют, что мы их поминаем, о них молимся; чувствуют это души усопших святых, благочестивых, Богом помилованных, а потому и сами о нас молятся, просят у Бога нам благодати и милости; чувствуют и не святые умершие, когда, любя их, мы молимся о них, или милостыню за них подаем, или другое какое добро делаем.
Умершие чувствуют это, что их поминают здесь. Как же это? - А так, что когда, например, мы от души говорим: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих»,- в это время они там покой в себе чувствуют, покойнее становятся. И потому то счастливы, блаженны души умерших, Св[ятой] Церковью поминаемых: Св[ятая] Церковь православная ежеминутно о упокоении умерших молится и до конца века молиться будет; таким образом поминаемые ею умершие минута от минуты будут все покойнее и покойнее.
Итак, рабы Божии, устроившие и украсившие храм сей, и не видя нас, и что у нас, знают, чувствуют, что их здесь поминают.
Да, счастливы благотворители и создатели Божия храма, блаженны; Св[ятая] Церковь до скончания века будет молиться о их вечном покое. Аминь.

 

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Карталинский и Кахетинский Никон (Софийский), экзарх Грузии (1861 - 1908), член Императорского Православного Палестинского Общества.

Родился 14 (26) мая 1861 г. в с. Озарниково, Чухломского уезда, Костромской губернии в семье сельского священника Андрея Павловича Софийского. Когда Николаю было три года, умер отец. Семья, в которой было семь детей (шесть мальчиков и одна девочка), и без того жившая бедно, осталась без средств к существованию. Смог получить образование только благодаря трудам его матери, которая кормила семью, занимаясь тяжелой крестьянской работой. Точно так же и другие дети получили образование (исключая родившегося глухонемым брата Василия), а старший брат Иван позднее был протоиереем в чухломском Преображенском соборе.

Подробнее...

Статьи

Рукописи Е.В. Честнякова – источник духовной и народной мудрости.

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник обладает уникальным фондом рукописных произведений Е.В. Честнякова. Всю жизнь наряду с рисованием и писанием картин он "сочинял словесности". Его рукописное наследие является подлинной сокровищницей духовной и народной мудрости. Это - сказки, стихи, романы в прозе и стихах, драматические сценки для детского театра, размышления о вере, жизни, искусстве. В своих художественных и литературных произведениях он поднимает общечеловеческие духовно-нравственные проблемы, через прекрасную мечту показывает пути совершенствования человека, построения всеобщего благоденствия. И делает это с такой неповторимой национальной самобытностью, что позволяет нам рассматривать его творчество не только как российское, но как общемировое явление художественной культуры.

Подробнее...