Светильник Костромского Заволжья

Автор: Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.. .

hramС 1932 года в городскую черту Костромы входит село Селище, расположенное на правом берегу Волги. С XVI века оно называлось Новоселки, затем – Мошениной слободой. Неизвестно, принадлежало ли Селище до середины ХVI века какому-либо владельцу, или его жители относились к числу «черных» (государственных) крестьян, но во второй половине ХVI века – предположительно в 70-е годы – Селище и прилегающие к нему деревни были пожалованы царем Иваном Грозным в вотчину князю и боярину Ивану Михайловичу Глинскому.

По преданию, князья Глинские вели свое происхождение от знаменитого эмира Мамая, правителя Золотой Орды в 60-70 гг. ХIV века, разбитого русскими войсками в битве на Куликовом поле в 1380 году и впоследствии принявшими Православие. В 1526 году дочь Василия Львовича Глинского, Елена Васильевна, стала второй женой бездетного в первом браке великого князя Василия Ивановича, и через четыре года родила ему долгожданного наследника – будущего царя Ивана Грозного. Особое место при государевом дворе занимал Иван Михайлович Глинский, владелец Селища, племянник великой княгини Елены Васильевны и двоюродный брат Ивана Грозного. Его положение еще более упрочилось после женитьбы на дочери всесильного Малюты Скуратова. Согласно местному преданию, в Новоселках разрешилась от бремени (двойни) княгиня из семейства Глинских. Детей назвали Александром и Антониной в честь святых Римских мучеников Александра и Антонины. Благодаря князю Ивану Михайловичу Глинскому мы обязаны первому упоминанию, в дошедших до нас документах, церкви святых мучеников Александра и Антонины, где она в январе 1599 года значится как «новопостроенная» (в данном случае, по-видимому, имеется ввиду – построенная взамен старой, разобранной по ветхости, или сгоревшей при пожаре). Строительство церквей в вотчинах являлось, по сути, прямой обязанностью их владельцев. По данным 20-х гг. ХVII века церковь была шатровой. Скорее всего, это был монументальный могучий храм. Еще в начале ХХ века таких храмов еще немало оставалось на русском Севере, а отдельные шатровые храмы сохранялись и в отдаленных уголках Костромской губернии. Храм был «летним», он не отапливался, и в нем совершали богослужения только в теплое время года (из-за своих размеров шатровые храмы, как правило, являлись «холодными»). Рядом с летним Александро-Антониновским храмом стоял небольшой зимний храм «страстотерпца Христова Егория» (святого великомученика Георгия Победоносца) . Особенностью Селища было то, что если в ХVI-ХVII вв. большинство приходских деревянных церквей состояло из двух храмов – летнего и зимнего, то в Селище, на рубеже ХVI и ХVII вв. высился ансамбль из трех деревянных храмов (что сразу заставляет вспомнить одно из объяснений термина «селище» как «весьма большое село, где более одной церкви»). Наряду с Александро -Антониновской и Георгиевской здесь находилась и третья церковь – во имя святого пророка Илии, про которую в писцовой книге 20-х годов XVII века сказано, что она «ветха, стоит без пения» (к тому времени богослужение в ней уже не совершалось). Согласно храмовой «Летописи», с момента основания и вплоть до 80-х гг. XVIII века храмы в Селище стояли не на вершине холма, где ныне находится современная каменная Александро-Антониновская церковь, а у его подножия (где позднее была выстроена церковь во имя Василия Блаженного). Возле храмов располагалось приходское кладбище; здесь же, в 20-е гг. ХVII века, стояло семь келий для нищих, живших подаянием. Необходимо отметить, что Селище являлось центром большого прихода, в который входили десятки небольших окрестных деревень (в основном, скорее всего, относящихся к вотчине И.М. Глинского). Упоминание в истории селение Новоселки (так к тому времени село называлось Селище) заслужили в связи с событиями Смутного времени: в 1609 г. в них стоял при нападении на Кострому отряд сторонника «тушинского вора» Лжедмитрия II- А. Лисовского; а в 1613 г. здесь же останавливалось великое посольство Земского собора, прибывшее в Кострому с целью «умоления» на царство избранного на Российский престол Михаила Федоровича Романова.

С первой половины XVII века на жизнь Александро-Антониновского прихода заметное влияние стал оказывать Богородицко-Игрицкий монастырь, основанный в 1624 году посадскими людьми города Костромы на месте бывшего погоста Николы Великорецкого в «Игрицах». Он находился в 15 верстах к югу от города. В период с XVII – начала XX веков этот монастырь слыл одним из наиболее почитаемых в Костромском крае монашеских обителей. Жители прилегающих к монастырю дальних селений Александро-Антониновского прихода ходили туда на богомолье и поклонение главной святыне обители – чудотворной Смоленской Игрицкой иконе Божией Матери. Во второй половине XVII века возникла традиция ежегодного принесения чудотворного образа в Селище и другие селения прихода. Эта традиция просуществовала несколько столетий – вплоть до 20-х годов XX века.

   В XVIII столетии Александро-Антониновская церковь оставалась приходским храмом для весьма крупного прихода: в 1744 году в нем числилось 206 дворов. В 1870 году в приход вместе с Селищем входило 15 деревень, максимально удаленных от храма на 10-13 верст: Пантусово, Козелино, Коряково, Дербино, Будихино, Захарово, Зарубино, Палкино, Пепелино, Окульцево, Ременниково, Емельянка, Стариково и Самычево. Благодаря удобному расположению, рядом с Костромой, в связи с притоком сельского населения Новоселки стали расширяться и получили название Новое Селище, затем – просто Селище. За свою историю имение сменило множество владельцев. Одним из них был боярин Г. И. Морозов, муж знаменитой последовательницы старообрядчества Ф. П. Морозовой.

Вторая половина XVIII явилась временем повсеместной замены деревянных храмов на каменные. В 70-е гг. XVIII века из всех правобережных сел и слобод, находящихся напротив Костромы, древние деревянные храмы сохранились только в Селище. Но дошел черед и до них. В 1779-1786гг. взамен деревянных церквей - Александро-Антониновской и Георгиевской, на средства местных помещиков А. Ф. Мошкова, В. Д. Каблукова, П. С. Поливановой и прихожан была возведена каменная, в стиле барокко, одноглавая, с двумя теплыми приделами: правым – Георгиевским и левым – Ильинским, с трехъярусной колокольней,  церковь во имя святых мучеников Александра и Антонины. В 1831 г. к северо-западу от Александро-Антониновского храма была построена, разрушенная около 1935г., каменная церковь во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского. Каменная ограда Александро- Антониновской церкви обрамляла новое приходское кладбище, возникшее у стен храма. С конца XVIII-го и до середины XX века оно являлось основным местом упокоения жителей Селища. Храмоздателей, в число которых входили прославившиеся своей благотворительностью дворяне Поливановы, хоронили у алтарной части Александро-Антониновского храма. В 1822 году здесь был погребен Сергей Николаевич Поливанов (1761 – 1822 гг.). Через семь лет, в 1829 году, рядом с ним было предано земле тело его сына – подполковника Азовского пехотного полка Николая Сергеевича Поливанова (1791 – 1829 гг.), погибшего 21 июля 1829 года во время Русско-турецкой войны. В 1839 году здесь же похоронили пережившую и мужа и сына Александру Ивановну Поливанову (1764 – 1839 гг.) К сожалению, в послереволюционное время большая часть «господских» надгробных памятников была уничтожена. Каким-то чудом, с севера от алтарной части храма уцелел один обомшелый надгробный памятник в античном стиле – вероятно, поставленный над могилой кого-то из Поливановых.

Сведений о составе причта церкви в конце XVIII века не сохранилось. Но история сохранила имя ставшего известным на всю Россию человека, который происходил из Александро-Антониновского причта. В декабре 1797 года, за три дня до Рождества, в Селище родился, и, по-видимому, через несколько дней был крещен, в зимнем приделе Александро-Антониновской церкви едва ли не самый знаменитый местный уроженец – выдающийся русский религиозный философ, профессор Московской духовной академии, протоиерей Федор Александрович Голубинский (1797 – 1854 гг.). Мать его, Анастасия Андреевна (1774 – 1836 гг.) была дочерью причетника селищенской церкви.

В 1870 году в жизни Александро-Антониновского храма произошло событие, имевшее важное значение в истории прихода: в этом году настоятель храма священник Иоанн Богословский начал вести уже не раз упоминавшуюся выше «Церковно-приходскую летопись Александро-Антониновской церкви села Селище», сохранившуюся до наших дней. Побудительным толчком к началу её ведения послужила анкета какого-то исторического общества, разосланная, видимо, по линии Святейшего Синода. Однако, возникнув по довольно случайному поводу, «Летопись» непрерывно велась далее несколькими поколениями настоятелей на протяжении почти полувека – вплоть по 1917 год. Она – уникальный источник и по истории храма, и Селища в целом, в котором фиксировались различные предания, биографии членов причта, данные о ремонтах и перестройках, природные явления, сведения о посещении храма архиереями, о благотворителях, ежегодные статистические данные о крещениях, венчаниях, отпеваниях и т.д.

   К концу 80-х гг. XIX века находящееся возле стен Александро-Антониновской церкви приходское кладбище постигла обычная участь – оно оказалось переполненным и ему стало тесно в стенах ограды. В результате долгих хлопот в мае 1892 года с восточной стороны кладбища к нему был прирезан участок земли площадью в 400 квадратных сажен (около 1800 квадратных метров). 30 августа того же года общее собрание прихожан приняло постановление о сборе средств для расширения кладбищенской ограды. Сбор продолжался семь лет, и к сооружению нового участка приступили в 1899 году: в период с 15 июня по 5 октября вокруг нового участка кладбища возвели – «по образцу существующей» – каменную ограду (её окончательная доделка произошла в 1900-1901 гг.), одновременно было разобрано восточное прясло прежней ограды. В 1861г. на колокольне повесили колокол весом 252 пуда (4123 кг.), разбитый затем в одну из антирелигиозных кампаний 30-х годов ХХ века. В XIX – начале ХХ века столетия теплые приделы храма перестраивались с целью их расширения. В 1908г. в летнем Александро- Антониновском храме установили новый четырехъярусный резной иконостас. С 1909 по 1917гг. стены храма были заново расписаны.   В начале ХХ века причт Александро-Антониновской церкви состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков.     При храме действовало общество трезвости во имя великомученика Пантелеимона. В 1911 г. его членами значились 120 человек.В селениях Александро-Антониновского прихода к концу XIX века находилось шесть часовен (в Корякове, Будихине, Емельянке, Дербине, Пепелине и др.). Они являлись своеобразными деревенскими храмами для немощных и больных людей. В часовнях молились главным образом старики, которым было тяжело добраться до Селища. На рубеже XIX и XX веков обновление коснулось и часовен. 1 ноября 1892 года в д. Корякове состоялось освящение новой большой часовни во имя Феодоровской иконы Божией Матери, построенной на средства жителей деревни взамен «старой, ветхой и тесной». Часовню освятил причт Александро-Антониновской часовни во главе с о. Василием Шафрановым. В освящении участвовал также иеромонах Богородицко-Игрицкого монастыря Сергий, прибывший в Коряково вместе с чудотворной Смоленской Игрицкой иконой Божией Матери. В 1897 году в д. Емельянке взамен старой деревянной на средства С. Гаврилова – в память коронации 14 мая 1896 года императора Николая II –была возведена первая в приходе каменная часовня, построенная. В 1869 году Костромское уездное земство открыло в центре Коряковской волости – деревне Корякове – начальное училище. Первым его попечителем на протяжении многих лет являлся селищенский помещик и благотворитель Г. Н. Ратьков, который на протяжении долгого времени являлся одним из главных жертвователей Александро-Антониновской церкви. В 60-е гг. XIX века он сделал в храм ценный вклад – изготовленное его «усердием» большое напрестольное Евангелие в серебряном окладе, весившем 3 фунта 30 золотников (то есть свыше 1,2 килограмма). Г. Н. Ратьков необычайно много сделал для просвещения крестьян Селища и его округи. Еще в 1852 году он открыл в людской своей усадьбы первую школу для крестьянских детей. Вслед за Коряковским училищем, в октябре 1874 года земское начальное училище открылось и в Селище. Первоначально оно размещалось в частном доме, но в середине 80-х гг. XIX века для него на земле, уступленной Г. Н. Ратьковым, выстроили специальное здание. В феврале 1882 года благотворитель храма С. Гаврилов преподнес селищенскому храму в дар большое напрестольное Евангелие с переплетом, оправленным позолоченным серебром; в 1884 году – серебряную дарохранительницу (весом в 8,5 килограммов), изготовленную, скорее всего, питерскими мастерами и представляющую собой в миниатюре точную копию Александро-Антониновской церкви. Надпись на дарохранительнице гласит: «От Сакердона и Марии». В марте 1885 года С. Гаврилов пожертвовал «священнослужебный сосуд сребропозлащенный с принадлежащими к нему: дискосом, звездицею, лжицею и двумя блюдцами...» (общий вес всех предметов составлял около двух килограммов серебра) (116). 9 июня 1887 года, накануне Александрова дня, он пожертвовал храму сребрянный с позолотой напрестольный крест (весом около 0,5 килограмма).

В 1891-1892 гг. целый ряд губерний Европейской части страны вследствие неурожая поразил голод. Церковь откликнулась на нужды голодающим. Был организован сбор средств для помощи голодающим. В 1891 году по призыву о. Василия Шафранова прихожане Александро-Антониновской церкви собрали «в пользу голодающих и неурожайных местностей России» немалую для того времени сумму – 49 рублей 25 копеек. В 1892 году, как записал о. Василий в «Летописи», прихожане вновь «сделали довольно значительные пожертвования вещами, хлебом и деньгами в пользу голодающих»; одними деньгами в 1892 году было собрано 40 рублей 55 копеек. Тогда же установилась традиция принесения на престольный праздник Александро-Антониновской церкви главной святыни Костромского края – чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, доставляемой через Волгу из кафедрального собора Костромы.

После революции 1917-го года, в годы гонений на религию, Александро –Антониновский храм был воистину духовным светильником всего костромского Заволжья. 30-е годы XX века – особый период в истории Русской Православной Церкви, когда она, не будучи запрещена официально, фактически находилась вне закона. В 30-х годах над храмом постоянно висела угроза закрытия. То, что в это жестокое время массового террора и повсеместного закрытия церквей храм в Селище удалось спасти, во многом является личной заслугой его настоятелей – протоиереев Павла Острогского и Иоанна Костина (в монашестве – игумен Игнатий).   В условиях безбожной власти значение настоятеля Александро-Антониновской церкви о. Павла Острогского было исключительно высоко. По благословению архиепископа Костромского и Галичского Никодима (Кроткова) он создал кассу помощи для ссыльных священников и их семей, куда поступали денежные отчисления из всех городских храмов. Там же, в Селище, нашли пристанище и жили на квартирах – епископ Уманский священномученик Макарий (Карамзин), профессор Московской духовной академии Н. И.Серебрянский. По приговору Особого совещания при НКВД СССР от 17 марта 1935г. епископ Макарий, протоиерей П. Острогский и некоторые другие члены «контрреволюционной группы» из Селища были сосланы на пять лет в Казахстан. В конце 1937г. протоиерея Павла расстреляли в Алма-Ате. Почти в то же время был расстрелян и епископ Макарий. 27 апреля 1938 г. подвергся аресту Н. И. Серебрянский, приговоренный к работам в «исправтрудлагере» на пять лет и скончавшийся 23 мая 1940г. Где находятся могилы владыки Макария и о. Павла по сей день неизвестно. В самый канун Великой Отечественной войны в Заволжском районе Костромы осталась только одна действующая церковь – Александро-Антониновская в Селище. Значение Александро-Антониновского храма для жителей Заволжья во время Великой Отечественной войны трудно переоценить. Суровые военные испытания, гибель близких, постоянный страх за находящихся на фронте сыновей, мужей, отцов и братьев вели в единственную уцелевшую церковь заволжской части Костромы и тех, кто, казалось, давно порвал с верой. Для множества же верующихстарый храм в Селище являлся в это жестокое время единственной духовной отдушиной. Всё горе приносимое людям войной стекалось в церковь. Настоятель храма отпевал воинов павших на поле брани (большинство из которых он знал лично), служил по ним панихиды, ободрял и утешал своих духовных детей, вместе со всеми прихожанами молясь о победе нашего оружия. В условиях военного лихолетья шел сбор средств на танковую колонну им. Дмитрия Донского. Как известно, в победном 1945 году Пасха пришлась на 6 мая, совпав с днем святого великомученика Георгия Победоносца, бывшего как мы помним одним из престольных праздников селищенского храма. Долгожданный же День Победы наступил через три дня – 9 мая, в среду Светлой Пасхальной седмицы.  На воинском мемориале, открытом в Селище на приходском кладбище 22 июня 2005 года, значится 109 имен погибших, в основном – уроженцев села.

     В первые послевоенные годы значение Александро-Антониновского храма в Селище было ничуть не меньше, чем во время войны. Военное напряжение спало, но зато яснее стали видны масштаб и безвозвратность понесенных жертв. Многочисленные вдовы и сироты, матери и отцы, потерявшие детей, невесты, оставшиеся без женихов, находили утешение в стенах храма.   Настоятель храма, протоиерей Иоанн Костин, много сделал для украшения и восстановления Александро-Антониновской церкви. По воспоминаниям старожилов, во второй половине 30-х годов он переносил в неё иконы из закрываемых в Заволжье храмов, которые каким-то образом удавалось спасти от гибели. В 1947 году по инициативе о. Иоанна в храме была подновлена настенная живопись. Эту работу выполнили художник Игнатий Игнатьевич и Сергей Игнатьевич Дубовы, уроженцы бывшего посада Большие Соли (489), откуда родом были живописцы И. И. Шварев, расписавший в 1861 году холодный храм, и Н. И. Демидов, расписавший в 1917 году теплый храм. После окончания обновления живописи на западной стене теплого храма была сделана сохранившаяся до наших дней надпись: «В 1947 году произведена переколировка живописи при настоятеле церкви отце протоиерее И. И. Костине и старосте А. Ф. Кабановой художниками И. И. и С. И. Дубовыми».   В 50-е годы о. Иоанн восстановил в Селище традицию колокольного звона. Как писалось выше, все колокола с церковной колокольни были сброшены в 1930 году и сданы в металлолом. Отец Иоанн всюду, где мог, искал сохранившиеся дореволюционные колокола и устанавливал их снова на звонницу. И хотя всё это были небольшие колокола, однако, после долгих лет молчания колокольня Александро-Антониновского храма вновь «заговорила» и по большим праздникам над Селищем вновь, как и до 1930 года, плыл колокольный звон...

   В настоящее время произведено перезахоронение останков схиигумена Игнатия (Костина) на кладбище у стен Александро-Антониновского храма. В 1959-1961 гг. в Александро-Антониновском храме неоднократно совершал богослужения Архиепископ Дмитровский Пимен (Извеков; 1910 – 1990 гг.), исполнявший тогда обязанности правящего костромского архиерея – будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси. В 60-е годы настоятелем храма в Селище был ключарь Воскресенского кафедрального собора, доктор богословия, протоиерей Ростислав Романович Лозинский (1912 – 1994 гг.) В 60-70 гг. XX века в числе прихожан Александро-Антониновского храма был А. А. Григоров (1904 – 1989 гг.) - костромской краевед, крупнейший специалист по истории костромского дворянства, незадолго до кончины удостоенный звания Почетный гражданин г. Костромы. Крупской.  С 1977 года и почти четверть века настоятелем храма в Селище служил протоиерей Борис Васильевич Втюрин (1939 – 2000 гг.) В настоящее время при Александо-Антониновской церкви действует детская воскресная школа, организовываются летние православные лагеря для детей, издается приходская газета «Православный собеседник». Кладбище при храме является местом захоронения почивших священнослужителей Костромской епархии. В 2004 г. на месте разрушенного храма Василия Блаженного был установлен памятный крест. 23 июня, престольный праздник Александро-Антониновского храма, широко отмечается жителями Селища: после Божественной Литургии старожилы вспоминают былые времена, проходят выступления народных коллективов, театральные сценки, детские развлекательные мероприятия.

Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины в Селище, как и положено ему, светильником ясным освещает дорогу всем, приходящим ко Христу Спасителю, и «жаждущим утешения» людям. Он служит хранителем и сокровищницей веры, надежды и любви.

 

Храмы и монастыри

Буйского уезда село Троицкое в Ликурге

Краткие сведения о селе и Ликургской волости. Две каменные церкви 1685 г. Описание их. Надпись 1721 г. на иконостасе. Колокольня, ограда. Церковный дом «Трапеза». Кресты 1669 и 1665 гг. Два печатныя Евангелия начала XYII века. Евангелие 1681 г. Гробница Готовцевых. Надгробныя камни с надписями 1725, 1709 (над убитым под Полтавою), 1661 (над Голенищевою Кутузовою), 1650, 1624, 1729 гг.

Подробнее...

Святые и Святыни

140-летию со дня рождения священника Павла Флоренского посвящается

Павел Флоренский родился 9 (21) января 1882 года в местечке Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан).

Отец – Александр Иванович Флоренский, русский;

мать – Ольга (Саломия, Саломэ) Павловна Сапарова (Сапарьян) из древнего армянского рода

Подробнее...

Статьи

В свете христианских ценностей… К оценке личность А. Д. Самарина

К 150-летию А. Д. Самарина

Аннотация. В статье дается оценка личности А. Д. Самарина, на протяжении своей жизни занимавшего значимые государственные и общественные посты, человека, благодаря инициативам которого на Поместном Собре Русской Православной Церкви удалось расширить смысл и дополнить содержание определения прихода и приходской жизни, благодаря верности которого ценностям христианства, удалось сползание Русской Церкви в обновленчество, посредством деятельности которого во главе союза объединенных приходов удалось в 1918 году защитить церковные святыни и имуществ. В статье делается вывод о том, что жизненные примеры (подвиг веры) и ценности таких людей должна церковная общественность противопоставлять ценностям мира, выбравшего поклонение язычеству.

Ключевые слова: Церковь, ценности, вера, идолопоклонство, память, вечная жизнь, идеал, путь.

7 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен[1]. Мы склоняем головы перед их подвигом, перед тем ценностным выбором, верность которому большинство из новомучеников и исповедников доказали своей смертью. Но вряд ли даже те, кто сейчас почитает их память, и говорит о величии их подвига, до конца осознают, насколько евангельским был их выбор. А что выбор был, можно не сомневаться. Ведь цена выбора – вечная жизнь. Вечная жизнь с Богом через тюрьмы, лагеря, расстрелы, через «возьми крест и следуй за Мной», либо спасение временной жизни любыми путями и способами, неверие в Божие мздовоздояние в вечной жизни, а может даже извечное самооправдание: «ну, Бог простит». Выбор, который лежит через принятие либо духовно-нравственных ценностей, либо материальных. Одни ведут к Богу и, следовательно, Его ценностям и пребыванию с Ним, другие в погибель.

Святейший Патриарх Кирилл 10 февраля 2013 года в слове, сказанном им в Успенском сборе Московского кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских определил выбор ценностей, который приходилось делать даже священникам-узникам и узникам-мирянам как выбор между ценностями христианства и язычества (идолопоклонства): «их также заставляли поклониться идолам — идолам политическим и идеологическим. Им так же предлагали, в лучшем случае, совместить храм Божий с идолами, а в худшем — разрушить всякие Божии храмы ради поклонения идолам. Но они не пошли по этому пути» [2]. Далее, Святейший Патриарх говорит о людях того времени, которые готовы были религиозно служить идолам, получая взамен призрачное счастье временной жизни. Поколение, заставшее время Советского Союза очень хорошо помнит имена идолов: К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, И. Сталина, запечатленных на плакатах, вылитых в бронзе, запечатленных в названиях городов и улиц этих городов. О них слагали легенды, к их бюстам и памятникам возлагали цветы, им клялись в верности. Многие выбирают ценности пусть временного, но благополучия, наживы любой ценой, удачной карьеры.

Отметим, что революция 1917 года, каким бы оценкам и мнениям ее пользы и вреда она не подвергалась, создала для людей ситуацию выбора и предоставила человеку право воспользоваться своей свободой. Каждый сделал свой ценностный выбор. И для многих, выбор не оставил надежду одновременно служить Богу и маммоне, спасти временную жизнь или потерять ее: одним бросились разбирать помещичью землю, громить буржуев и занимать места в новой бюрократии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, анализируя ситуацию того времени, говорит о допущенных человеком, коренных духовно-нравственных ошибках «В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войн. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром. В чем была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни и поставив нравственность в положение, подчиненное идеологии, что привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения «светлого будущего»?»[3] Другие объединились вокруг Церкви, и свой выбор сделали в пользу защиты своих идеалов.

Среди тех, кто остался верен Богу «даже до смерти» был Александр Дмитриевич Самарин. Мы вряд ли найдем как в прошлом, так и в настоящем, много восторженных откликов на его дореволюционную деятельность, в частности, в бытность его на посту обер-прокурора, где он своей деятельностью не оставил сколько-нибудь заметный след. Политизированность того времени, борьба придворных группировок, не располагала к раскрытию тех качеств его личности, которые проявились впоследствии: верность Богу и выбранным идеалам, любовь к Отечеству, желание служить благу своего народа не жалея сил, да и самой жизни не жалеть. Еще в 1905 году в «Обращении к московских дворян к императору Николаю II» он вместе с другими представителями дворянства настаивал на проведении нужных и необходимых по его мнению реформ, способствующих постепенному освобождению народа от излишних «стеснений в духовной и экономической жизни», в отличие от предлагаемых оппозиционными партиями учреждения «народных представительств», видя в них политизированную деструктивную силу, способную разрушить диалог власти и народа. Не в даровании Конституции преданные престолу и Росси люди видели выход из сложившейся трагической ситуации общественного раскола, не в даровании прав и представительств, а в воспитании «подлинной христианской свободы», верности традициям и исконным ценностям. которые преодолеет общественный разлад. В Обращении они описывают картину нестроений: «Значительная часть (общества) постепенно утрачивает предания, которыми все общество жило до сих пор, и отрекается от унаследованных исстари верований и идеалов. Над всем веками сложившимся политическим строем над верованиями и идеалами народа , над всем его бытом произносится строгий приговор, и все это беспощадно осуждается как окончательно отжившее»[4]. В частности, в Обращении, любящие Отчизну представители дворянства буквально взывали к государю о раскрепощении Российской Церкви, в которой видели институт могущий воспитать общество: «Так, бесспорно, давно пора освободить Церковь от государственной опеки, возвратить ей «свободу жизни, свободу внутреннего строения» которые будто бы для пользы Церкви наложены на верующую совесть; надо же, наконец, когда-нибудь понять, что от нынешнего порядка страдает сама Церковь, чем люди, от нее уклоняющиеся, и что он является более сильною опорою неверия и индифферентизма, чем самая убедительная проповедь какого-либо модного учения»[5]. К великому сожалению, их голос, голос искренних в своем стремлении блага для Родины людей не был услышан, приходится только гадать, как повернулись бы события, если необходимые реформы были бы проведены.

Личность Самарина объединяла вокруг него представителей различных кругов общества: дворян, священнослужителей и простых людей. Его интеллектуальные и душевные качества, бескомпромиссность и порядочность подтверждается всей его жизнью. О его высоком авторитете среди различных представителей общества говорит тот факт, что кандидатура Самарина была выдвинута в качестве кандидата на московскую митрополичью кафедру. Он во многом способствовал тому определению прихода и приходской жизни, наделению его правами, которое затем вошло в определение деяний Поместного Собора 1917-1918 гг.[6] Александр Дмитриевич обладал всеми качествами лидера за которым следовали люди и который мог довести выстраданную им мысль до конца, и силою следования высшей Правде склонить людей к согласию с выбранной им позицией. В качестве подтверждения вышеприведенной характеристики зачитаем выдержку из обвинительного приговора разоблаченной ОГПУ в 1925 году «сергиево-самаринской группировке», в частности, обвинений предъявленных лично А. Д. Самарину, как одному из руководителей консервативного крыла «тихоновцев», сорвавших планы ОГПУ по «примирению тихоновцев и обновленцев» и созданию подконтрольной большевикам религиозной организации: «а) Поставив целью сохранение церкви в качестве активной к[онтр]революционной организации, он с 1917 года все время старался держать церковь под властью и влиянием лиц, принадлежавших к черносотенной группировке, в которой САМАРИН играл руководящую роль. б) Руководил антисоветской работой патриарха Тихона до раскаяния последнего перед Соввластью […]. в) Руководил деятельностью им возглавляемой черносотенной группировки в гор. Сергиев-Посаде […]. г) Подчинив себе гр. ПОЛЯНСКОГО Петра Феодоровича (митрополита Петра) […], руководил работой последнего, корректируя и утверждая даже письменные распоряжения Петра, сносясь с ним через посредствующих лиц и отдав его под контроль черносотенного даниловского синода»[7]. За все вышеперечисленные обвинения А. Д. Самарин (в 1920-м получивший смертный приговор - С. Д.) получил, ввиду преклонного возраста, сравнительно малый срок – три года ссылки в Сибирь. О том, какое значение для Церкви в выборе правильного курса в тяжелейшие времена поставленной большевиками задачи уничтожения оппозиционной Церкви имела деятельность «сергиево-самаринской группировки» ярко характеризует историк священник А. Мазырин: «значение сделанного с ее помощью священномучеником Петром выбора (антиобновленческого – Д. С.) огромно. Русская Церковь проявила силу духовного сопротивления безбожной власти, выбрав в его лице не соглашательский, а исповеднический путь. В конечном итоге богоборческий режим пал, а Церковь выстояла»[8]. Перед нами характеристика одного из тех людей, благодаря исповедническому подвигу которых мы можем говорить «мы – Церковь верных». Они сделали свой выбор. Они выбрали голгофские ценности Христа, веруя в Его и свое воскресение, и этот выбор церковных людей был правильным, ибо был выстраданным выбором Бога и его ценностей.

Еще более оценим мы масштаб личности А. Д. Самарина[9], когда вспомним его деятельность на посту председателя союза объединенных московских приходов. По свидетельству современников, союз приходов был реальной невооруженной силой гражданского общества, противостоящей большевикам. Именно ненасильственные действия верующих смогли остановить действия большевиков по уничтожению Церкви, смогли остановить компанию по «изъятию церковных ценностей» начатую не в начале 20-х годов, о чем чаще всего вспоминают, а в 1918 году, тогда когда она задумывалась и началась Именно провозглашенные союзом приходов ненасильственные действия показали силу веры и не дали большевикам воспользоваться временем «бури и натиска» для разгрома церковных организаций. Достаточно вспомнить оборону Александро-Невской Лавры, подвиг солигаличских мучеников, отдавших жизнь за сохранение народных святынь. В ответ на красный террор в феврале 1918 года было сделано беспрецедентное в истории Русской Православной Церкви дело - при помощи братств и союзов объединенных приходов были собраны силы, народ отозвался на призыв Патриарха Тихона и встал на защиту православных святынь и веры. В силу вступившего в 1918 году религиозного законодательства (Декрет об отделении Церкви от государства – С. Д.), а также, лишения духовенства гражданских прав, огромная тяжесть ответственности за сохранение Церкви легла на мирян: «При всех приходских и бесприходных церквах надлежит организовывать из прихожан союзы (коллективы), которые и должны защищать сввятыни и церковное достояние от посягательства»[10]. В приходской общине святитель Святейший Патриарх Тихон и Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. увидели реальную силу, могущую противостоять большевистскому натиску[11]. Инициативу Святейшего Патриарха подхватил товарищ председателя и член Собора А. Д. Самарин, Н. Д. Кузнецов и другие видные миряне и священнослужители Православной Российской Церкви. Самарин был избран председателем союза объединенных приходов г. Москвы. Именно с деятельностью Собора по обновлению приходской жизни, объединяющей клир и мирян на правах общины, и началось так долго ожидаемое подлинное обновление Церкви[12], строящееся на основах свободы, любви и ответственности. Объединенный в своем представлении ценностей православный народ представлял собой великую силу. Достаточно сказать, что в ответ на требования большевистского Декрета отделать школу от Церкви, 25 февраля 1918 года, на собрании представителей московских приходов было решено требовать сохранения преподавания Закона Божия в школах, а законоучителям преподавать до тех пор, пока не выгонят оттуда штыками, затем продолжать обучение по рамам и домам[13]. Церковно-благотворительное братство при Покровском монастыре г. Углича, возмущенное грубым насилием над свободой совести, обращалось к Патриарху и «смиреннейше испрашивало святых молитв и благословвения стоять до смерти за веру Христову и церковное достояние»[14]. Считали Декрет неприемлемым и готовы были «пострадать за веру православную» прихожане Нерехтского уезда Костромской губернии[15]. В Петрограде члены братства защиты Александро-Невской Лавры перед ракой с мощами благоверного князя Александра дали обет защищать обитель до последнего вздоха. До 57 000 питерских прихожан вступили в союзы защиты православных храмов. И это при том, что только за восемь месяцев, с июня 1918-го по января 1919-го года в стране было убито митрополитов -1, архиереев – 18, священников 102, дьяконов – 154, монахов и монахинь – 94. Тюремному заключению по обвинениям в контрреволюционности подвергнуты 4 епископа, 198 священников, 8 архимандритов и 5 игуменов. Запрещено 18 крестных ходов, 41 церковная процессия разогнана, нарушены непристойностями богослужения в 22 городах и селах[16]. Но православных верующих людей не удалось запугать ни «красным террором», ни ужасающими условиями жизни, отягощенными гражданской войной и разрухой, голодом и болезнями. Народ встал на защиту веры, не только мужчины, но и женщины. 11 июня 1918 года было ознаменовано открытием союза православных женщин как отдела союза объединенных приходов. Союз православных женщин открыл огромный потенциал служения женщины в Церкви. Председателем союза была избрана сестра Александра Дмитриевича Софья Дмитриевна Самарина. Именно «белые платочки», вплоть до 90—х гг. ХХ века будут спасать церковную жизнь во все время пребывания у власти коммунистической партии.

Власть дрогнула, она отложила свои планы уничтожения противника, каким виделась Церковь, до «лучших времен». До времен, когда «данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий … теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления»[17]. Большевики не намерены были терпеть какую-либо оппозицию, особенно церковную, которая представляла собой силу народного протеста. Силу, которая объединялась для защиты своих прав и идеалов, своих святынь. Летом А. Д. Самарина обвинили в «разработке плана организации православного духовенства в целях борьбы с советской властью на религиозной платформе». Он был арестован и в январе 1920 года московским губернским ревтрибуналом (дело Самарина - Кузнецова) к стандартному обвинению в контрреволюции добавлено: «в проведении политики Собора и Патриарха, направленной на создание по всей стране «советов объединенных приходов, которые организовали крестные ходы, звонили в набат, собирали народ для противодействия советской власти". А. Д. Самарин и Н. Д. Кузнецов были признаны «главными вдохновителями всех контрреволюционных организаций … как «оказавшие активное сопротивление Советской власти» были приговорены к расстрелу, впоследствии отмененному. Пройдя ссылку в Якутии, тюрьмы: Бутырскую, Таганскую, Лубянку, А. Д. Самарин в начале 30-х годов оказался в Костроме, в должности псаломщика Всехсвятской церкви, затем, в Борисоглебской церкви[18]. Он верил Богу и Богу черпал силы и вдохновение в Нем. Он оставался верным Богу и избранным ценностям всегда, во все время своей жизни: и на посту обер-прокурора, и будучи главой союза объединенных приходов, в таганской тюрьме, в якутской ссылке, и … церковным псаломщиком. Александр Дмитриевич вряд ли будет причислен к лику святых, хотя пример его жизни для многих является «правилом веры и образом кротости», но его подвиг веры мы должны помнить. Он будет служить поддержкой христианам, а также, будет назидателен для тех, кто избрал ценности мира сего.

Шли годы. Менялось время, которое представляло новую идеологическую парадигму. Уничтожались одни идолы, на их место заступали другие. Сразу после закрытия XXII съезда в стране началось массовое переименование всего, что носило имя Сталина – городов, улиц и площадей, предприятий и учреждений. Тогда же, поздней осенью 1961 года, начался и повсеместный снос памятников Сталину: их отправляли на переплавку, разбивали на части, закапывали в землю, топили в воде. Улицу, которая носила имя Сталина, и в конце которой находилось Александро-Невское кладбище, на котором был погребен А. Д, Самарин в 1961 году переименовали в проспект Мира[19]. 12 ноября 1961 года «Северная правда» в крошечной заметке сообщала: «Исполком Костромского городского Совета, идя навстречу пожеланиям граждан города, решил переименовать проспект имени Сталина в проспект Мира»[20]. Всё последующее после 1956-го и 1961 гг. время всячески старались отделить «хорошего» Ленина от «плохого» Сталина. Из фильмов про Ленина вырезали куски со Сталиным, из пьес, где Ленин и Сталин ходили парой, вырезали Сталина, а его слова отдавали Ленину. На живописных полотнах, где на фоне выступающего Ленина был виден Сталин, вместо него вписывали какого-нибудь солдата или рабочего. В тех случаях, когда отделить учителя от верного ученика не удавалось, приходилось жертвовать обоими. В частности, это касалось многочисленных парных скульптур Ленина и Сталина. В одну из ночей ноября 1961 года в Костроме в сквере на Советской площади исчезла скульптура «Ленин и Сталин». Старожилы вспоминают, что ещё вечером вожди стояли на месте, а утром от них не осталось и следа. Вероятно, скульптуры – скорее всего, в разбитом виде – увезли на тогдашнюю городскую свалку в Посадском лесу. Ставший свидетелем сноса статуи Сталина у железнодорожного вокзала г. Костромы «сталинский сиделец» А. А. Григоров[21], только в 1956 году вернувшийся из тюрем, ссылок и лагерей, глядя на зрелище как низвергают идола «отца народов» подумал: «Как Перуна» [22]. Интересно мнение историков о судьбах кумиров и о скоротечности времени «народной любви» к ним. «Почему в подавляющем большинстве случаев фигуры бывшего вождя убирали по ночам, понятно: власти вполне обоснованно опасались, что какая-то часть граждан встанет на защиту сталинских изваяний и могут произойти нежелательные эксцессы. А так людей ставили перед свершившимся фактом – вечером памятник стоял, а утром его уже нет» - делает вывод костромской историк Н. А. Зонтиков[23].

12 февраля 2018 года исполнилось 150 лет со дня его рождения Александра Дмитриевича Самарина. На кладбище, где он был похоронен, и которое в начале 80-х годав ХХ века было снесено, восстановлен крест на его могиле. В 1989 году Самарин был реабилитирован следственным отделом КГБ СССР, а 1995 годы, в дни празднования Победы над фашистской Германией, на территории кладбища и Мемориала была возведена часовня во имя святого воина, великомученика, покровителя Костромы Феодора Стратилата. На месте снесенных могил появилась возможность совершать молитву по усопшим. С восстановлением надгробного креста Александру Дмитриевичу Самарину многие родственники людей, чьи надгробия были снесены возлагают надежду и на возможность восстановить могилы своих предков. Постепенно, шаг за шагом, люди пытаются выйти на дорогу веры, на которой к ним возвращается историческая память. В юбилейные годы, когда мы должны вспомнить не только имена великих святых: святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, свщмч. Владимира, митрополита Киевского и др., а в противовес им - злодеев и палачей: Н. Ежова, Л. Троцкого, М. Тухачевского, мы должны вспомнить имена и почтить память тех, кто не канонизирован, но защищал храмы и святыни, кто «даже до смерти» отстаивал идеалы и ценности, не укладывающиеся в рамки навязанных и общепринятых ценностей. И надо понимать, что среди тех, кого необходимо вспомнить, были не только государственные деятели, представители высших сословий и заметные фигуры, но много простых верующих людей, чья вера и верность остановила и разрушила глиняных колосс коммунистического язычества.

«Не стоит село без праведника, а город без святого» , - говорили на Руси. Не устоит селения без праведника(Быт.18: 17-33).

Святитель Святейший Патриарх Тихон писал о людях подобных А. Д, Самарину - выбравших ценности Христа и путь следования Ему: «О, тогда воистину подвиг твой за Христа в нынешние лукавые дни перейдет в наследие и научение будущим поколениям, как лучший завет и благословение, что только на камени сем – врачевания зла добром созиждется великая слава и величие нашей Святой Православной Церкви в Русской земле, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя Ее и чистота Ее чад и служителей. Тем, кто поступают по сему правилу, мир им и милость. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духов вашим, братие. Аминь»[24].

 

 


[1] Новомученики и исповедники. Лица и судьбы. [Электронный ресурс.] http://pstgu.ru/scientific/newest/smi_muchen/2016/02/15/63560/. Дата обращения 01.02.2018 г.

[2] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских.[Электронный ресурс.]. http://www.patriarchia.ru/db/text/2786981.html. Дата обращения 11.01.2018 г.

[3] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби». [Электронный ресурс]. http://www.patriarchia.ru/db/text/5050963.html. Дата обращения 02.02.2018 г.

[4] «Подвигом добрым подвизался…». С. 212.

[5] «Подвигом добрым подвизался…». С. 215.

[6] Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. М., Изд-во6 Новоспасский монастырь, 2012. Т.5. С.883-884.

[7] «Подвигом добрым подвизался…» Материалы к жизнеописанию Александра Дмитриевича Самарина (1898-1932) / Авторы-составители С. Н. Чернышев и прот. Д, Сазонов. – Кострома: Изд-во Костромской митрополии. 2017. С.175

[8] «Подвигом добрым подвизался…». С. 176.

[9]Самарин А. Д. - предводитель Губернского   дворянства Москвы, потомок известной дворянской фамилии, состоящей в родстве с Трубецкими и Лопухиными, Пушкиными и Толстыми, славянофил, член Госсовета, Обер-прокурор Священного Синода РПЦ, Руководитель Русского Красного Креста в годы Великой войны 1914-1918гг., Кавалер многих высших орденов Российской империи и был единственным из мирян, кого выдвигали кандидатом в Патриархи на Поместном Соборе 1917-1918гг., проходящего в Соборной палате Епархиального дома, который спроектировал и воздвиг в 1902г. русский зодчий П.А.Виноградов (четвероюродный прадед). Внучатый племянник выдающегося полководца генерала А. П. Ермолова.

[10] Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об устройстве Организации объединенных приходов. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ сот. М. Губонин. М., 1994. С.97.

[11] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.97-99.

[12] «Подвигом добрым подвизался…». С. 185.

[13]

[14] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.37.

[15] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.82-89.

[16] Владимирские епархиальные ведомости. 1917. №36. С.37.

[17] Письмо членам Политбюро от 19 марта 1922. Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190—193.

[18] Обе церкви были снесены: Всехсвятская; Борисоглебская

[19] В исполкоме Костромского горсовета// Северная правда. 12.11.1961.

[20] Новое название улицы.// Северная правда. 10.11.1961 г.

[21] Григоров Александр Александрович – выдающийся русский историк, крупнейший специалист по истории дворянства, костромской краевед, Почетный гражданин г. Костромы.

[22] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[23] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[24]Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.161-162.