| | vivaspb.com | finntalk.com

Поучения Рыбинского протоиерея Родиона Путятина (1806-1869)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

ОТДЕЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
ПОУЧЕНИЯ НА ДНИ СВЯТЫЕ

 

ПОУЧЕНИЕ 83
В день святого Пророка Божия Илии

Наша Церковь ныне воспоминает преславное восхождение святого славного пророка Илии.
Чудный человек был пророк Илия; чудно было его восхождение; ему явилась огненная колесница, и он на ней, как вихрем поднятый, скрылся из глаз изумленного Елисея. Куда же он скрылся? Без сомнения, на небо. Так верует Святая Церковь. Да, Святой пророк Илия теперь на небе. Но, несмотря на то, он всегда духом близок к нам; он и теперь с нами здесь, в этом храме, посвященном его имени; он и во всяком месте близок к тем, кто ему молится усердно.
Так, слушатели, мы своими молитвами приближаем к себе тех святых, которым молимся; и чем усерднее им молимся, тем они ближе к нам становятся.
Когда вы, слушатели, усердно молитесь,- не чувствуете ли тогда чего-то особенного, неизъяснимо радостного? Около вас как бы веет чем-то неземным, Божественным; вам от молитвы и отстать тогда не хочется. Что же это такое? Отчего это происходит? - Почему не сказать, что это оттого, что святой, которому мы молимся, приближается к нам, а мы к нему? Вы спросите, как это может быть? Как может быть, чтобы, например, святой пророк Илия был близок ко всем, теперь ему молящимся? Мы ему молимся, в другой церкви ему молятся, в нашем городе ему молятся, в другом, в третьем, словом, ему теперь молятся в бесчисленных местах и бесчисленное множество людей: как же он может быть близок ко всем? Я не знаю, как это может быть; но уверен, что точно так бывает. Мало ли чего мы себе не можете объяснить? Объясните мне, каким образом мы мысленно в одну минуту можем бывать во многих, одно от другого отдаленнейших местах? Да понимаем ли мы, как бывает близко и Бог ко всем тем, которые Ему молятся? Конечно, не понимаем; а Он точно «близ всем призывающим Его»(Пс. 144,18), сказал премудрый царь и боговдохновенный пророк Давид. Безрассудно было бы, если бы мы стали отвергать бытие всего того, чего не понимаем.
Так, близок Господь всем призывающим Его; близки и святые к тем, кто молится им усердно. И потому, слушатели, когда вы молитесь усердно святому, то утешайте себя мыслию, что он близ вас; а когда молитесь без усердия, то не забывайте, что святой далеко от вас, и вашей молитвы не слышит.   
Святый пророче Божий Илие! Удалившись от нас телом, не оставляй нас своим духом, не оставляй сего святого храма, посвященного твоему имени. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 84
К сельским прихожанам в день пророка Божия Илии

И в честь пророка Божия Илии, и в ваше назидание, слушатели, мне хочется сказать какое-нибудь слово. Еще вчера я об этом думал, — думал и приходил в недоумение: не зная вас, я не знаю, о чем с вами поговорить. Так, я был в недоумении. Но один вчерашний случай, о котором я ныне вспомнил, решил мое недоумение: я теперь придумал, знаю, о чем поговорить с вами в честь пророка Божия — ревнителя славы Божией.
Расскажу вам наш вчерашний случай. Шли мы мимо вашего храма; у вас еще не кончилось всенощное бдение; мы обрадовались этому,- подошли к церкви, и видели великолепное освещение вашего храма, и слышали стройное ваше пение. Как это хорошо; это по христиански, по православному; ревнитель славы Божией пророк Илия без сомнения радовался, что вы в честь его составили такой торжественный праздник. Но послушайте, что мы тут же увидели. Не могу умолчать об этом; вот что мы увидели. Когда взрослые с благоговением стояли и молились в церкви, в это время малые дети бесчинничали, бегали, смеялись около церкви; а из видевших это ни у кого не нашлось ревности вразумить, унять их, вступиться за славу Божию, за честь пророка Божия. Это не хорошо, не по христиански; не так должны вести себя дети православных родителей.
И мы это терпим, и мы это допускаем, и мы на это смотрим равнодушно, и нам дела нет до этого. Ах, слушатели, будьте внимательны к подобным случаям; мы сами бесчестим Бога, когда не останавливаем других бесчинствующих; мы сами оскорбляем Бога, когда позволяем им при себе говорить или делать оскорбительное для Бога. Не наше дело, вы говорите, обыкновенно. Нет, слушатели, наше дело, наша обязанность, наше существенное дело, наша священная обязанность — останавливать и вразумлять бесчинствующих. Я еще скажу: мы сами бесчестим, оскорбляем Бога, когда допускаем других делать и говорить что-нибудь бесчестное и оскорбительное для Бога. Особенно мы грешим, тяжело грешим перед Богом, когда не останавливаем, не вразумляем детей бесчинствующих, неблагоговейно стоящих за Божественною службою во храме Божием.
Дети, бесчинствующие за церковною службою, — пустые дети, стыд для родителёй, бесчестие для соседей, пагуба для селения, язва для будущего поколения; ибо от таких детей, если не исправятся, не могут рождаться хорошие дети: от худой яблони и плоды худые. Таким образом вы, не унимающие детей, позволяющие им стоять бесчинно в церкви, много грешите и будете отвечать на том свете не только за своих детей, но за внуков и правнуков.
Не так судил, не так поступал прославляемый нами святой пророк Илия; он всегда вступался за славу Божию, никому не спускал, никого не щадил, он мечем и огнем наказывал всех, кто Богу осмеливался не воздавать чести, он и царю Ахаву прямо говорил: ты худо делаешь, Бога бесчестишь, подданных развращаешь.
Святый пророче Божий Илие! Вдохни в нас твою святую любовь к славе Божией; пошли нам твою пламенную ревность по Боге, чтобы мы и словом, и делом прославляли Бога. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 85
В день усекновения главы Иоанна Предтечи

И почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Мы ныне с почтением и благоговением торжественно вспоминаем усекновение честныя главы честнаго, и славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Почему так почтенно, так важно и дорого для всех усекновение главы Иоанна?
Потому что из-за истины он пострадал, из-за истины отсечена ему глава; а истина для всех дорога, потому что в ней спасение всех.
Что было бы и на земле если бы между людьми правды не наблюдалось; если бы истина не была так хранима, уважаема? Тогда и жить никому нельзя было бы на земле. Общество людей неправедных и лживых долго существовать не может: истребятся они сами собою или друг друга истребят. Где правды не наблюдается, там близок всему конец, и неправедное приобретение — всегда прах. Где истина не хранится, там скоро все погибает,— и беззаконная жизнь — близкая смерть. Что была бы земля без солнца? Мрачная, холодная, мертвая пустыня. А без правды еще хуже было бы на земле. Правда нужнее солнца для людей. И потому величайшее благодеяние делает роду человеческому тот, кто правду на земле водворяет.
Вот почему почтенно, важно, дорого для всех усекновение главы Иоанна Предтечи: он, уча людей правде, уча истине, доказал своею главою, что истина достойна всякого уважения, и правда должна быть всего дороже для всех; своими страданиями заставил других любить правду и почитать истину. Если бы он перестал говорить Ироду, что не достоит ему иметь женою жену брата своего, то могли многие подумать, что им можно подобным образом жить. Мученическою смертию его все убедились, что беззаконная жизнь Ирода есть действительно беззаконие; таким образом, правда и тогда торжествует, когда праведник умирает. Она тогда-то особенно и торжествует, когда за нее праведник умрет: кровь, пролитая за истину, самая красноречивая проповедь о истине.   
Слушатели христиане! Люди страдают, умирают, лишь бы научить всех правду любить и истину хранить; а мы, по крайней мере, жить будем правдою и истиною, чтобы тем заставить других правду любить и истину почитать. А от одной нашей неправды родятся сотни неправд, для нас пагубных; наш один незаконный поступок научает многих преступать закон—нам же во вред.   
Итак, будем, слушатели, и для себя, и для других любить истину и хранить правду. Неправда ни для кого не полезна, и беззаконие для всех пагубно. Почитая усекновение главы Иоанна Предтечи, почтим истину, которую он так желал водворить. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 86
В день святых первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Молите Бога о нас, святии и первоверховении Апостоли Петре и Павле, яко мы усердно к Вам прибегаем,к скорым помощникам и молитвенникам о душах наших.

У нас у всех есть обыкновение, в день именин преимущественно молиться тому святому, которого имя мы носим: нареченный во имя Апостола Петра — молится ему; во имя святителя Николая — святителю Николаю молится. Почему такое обыкновение? Потому что этот святой, которого имя носим, наш особенный помощник, наш особенный молитвенник. Ведь и отцы дают имя известного святого с тем именно, чтобы святой этот особенно нам помогал, чтобы он особенно за нас молился, чтобы был нашим Ангелом хранителем в жизни; и потому-то мы и называем его нашим Ангелом, и день его называется днем нашего Ангела. Есть еще, если не у всех, то у многих, другое обыкновение — обыкновение в день святого ходить преимущественно в тот храм, именем которого храм называется; это почему? Это потому, что святой в том храме, который его именем назван, особенный помощник и молитвенник; он преимущественно за тех молится и тем помогает, которые в его храме молятся ему, прибегают к нему. Да, святой в том храме, который назван в его имя,- как в своем жилище обитает, невидимо присутствует, Божественною силою и благодатию действует в нем.
Когда мы идем молиться в какую-нибудь церковь, то мы иногда прямо говорим: я пойду к Петру и Павлу, к святителю Николаю, к Георгию. Куда же это? В те храмы, которые во имя этих святых названы.
Итак, в день именин молитесь,- молитесь преимущественно тому святому, которого имя носите, потому что он ваш особенный помощник и молитвенник; а в день памяти святых ходите преимущественно в те храмы, которые их именем названы, потому что там они скорее вас услышат и вам помогут.
Слушатели христиане! Ныне день святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, и придельный храм, в котором вы теперь стоите,- их именем наречен. Следовательно, они теперь невидимо здесь, как в своем доме о нас и за нас молятся. И вы им молились, вы их просили. Веруйте же и молитесь: они слышали ваши молитвы и помогут вам в том, о чему вы их просили. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 87
В праздник трех святителей и вселенских учителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго

Итак, в честь и память великих святителей и вселенских учителей,- Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, мы, слушатели благочестивые, составили праздник. Остается теперь предложить слово поучения; но как я осмелюсь учить чему-либо в день таких учителей и святителей? И к чему мое слово при воспоминании Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго? Одни имена их поучительнее тысячи моих слов; одно напоминание о них убедительнее всякого моего красноречия.
В самом деле, Если бы мы не знали других бесчисленных доказательств, подтверждающих нашу веру, то довольно было бы нам знать в подтверждение ее, что сию веру хранили упоминаемые нами учители и святители. Наша вера — православная, наша вера — спасительная; ибо так веровали, так спасались Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Ум успокаивается, сердце радуется, вся душа торжествует при этой мысли: я молюсь, как молились Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст; я верю, как они веровали; я призываю Бога, как они призывали; я приношу Ему жертву, как они приносили. Да, слушатели благочестивые, и при них в храмах Божиих богослужение было; как теперь у нас; это же было пение, это же чтение, так же горели свечи при служении, так же курился фимиам, так же в том чине, в том же порядке предлагаема была трапеза Господня. О, призрите на нас с высоты своей, святии трие святителие! Мы по всему ваши, у нас, все по вашему, ни на одну йоту и ни на одну черту мы не отступили от вас! Твоими молитвами мы молимся, святой Василие; по твоему примеру мы покланяемся Пресвятой Троице, святой Григорие; твоим служением мы служим, святой Иоанне!   
Итак, слушатели благочестивые, вместо слова о спасительной вере возблагодарим Господа, что Он сподобил нас так веровать и спасаться, как веровали и спасались Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
Вы же, Апостолов единонравнии и вселенные учители, помолитесь о нас, чтобы нам и по смерти можно было с вами и по вашему славословить Бога; чтобы нам хотя издали можно было послушать, как вы там славословите прославленную вами на земле святую, единосущную, животворящую и нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 88
В день святителя и чудотворца Николая

Пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. 11, 12).

Вот каковы бывают добрые пастыри: они ничего не жалеют для своих пасомых, самую жизнь они готовы положить за них. Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. Таков был в жизни святитель и чудотворец Николай, которого память ныне прославляет, Святая Церковь! Не думая о своем спокойствии, он, как на крыльях летал всем на помощь; забывая себя, он день и ночь заботился о спасении всех.
Таковы бывают добрые пастыри, таковы должны быть и все мы. Пастыри жертвуют собою для своих пасомых, а мы должны жертвовать собою друг для друга. Да, непременно должны; ибо мы только то и сохраняем, что жертвуем; то только и оставляем себе, что отдаем другим; тем только будем сами некогда жить в будущей жизни, что делаем ныне для ближних.
Да, слушатели, то никогда не погибнет, с избытком нам возвратится, что мы употребляем на пользу для других, что делаем ближним. Какими семенами земледелец засевает землю, те у него сохраняются, ибо, истлевая, возрастают и приносят плод; а какие смена у себя оставляет, какими сам пользуется, те пропадают навсегда, безвозвратно. Подобное бывает и будет с нами. Наши ближние суть та земля, в которой мы сеем семена для будущего; в них, как в сокровищницах, на будущее время для нас сохраняется все, чем мы им жертвуем, что им отдаем. Земледельцы не соберут плодов, будут с голоду умирать, если все свои семена сами поедят, а землю оставят незасеянною: так и мы ничего себе не оставим на будущее время, если свои способности и силы, свое богатство и достояние истратим только на себя, а ближним добра не сделаем.
Итак, когда вы уступаете что-нибудь другим, когда чем-нибудь жертвуете ближним,- то не беспокойтесь, это не пропадает; Бог, дающий семя сеющему и хлеб в пищу, подаст правды обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей (2Кор.9.10). Если бы за нашими пожертвованиями, за нашими делами, смотрели люди, то мы могли бы сомневаться в награде за них; но за ними смотрит Сам Бог. Бог Сам хранит наши пожертвования; могут ли же они не сохраниться, Бог Сам поливает наши смена; могут ли они не произрасти? Бог порукою, что наше не пропадет; может ли же что-нибудь пропасть? Нет, не будет забыт и стакан воды, который мы подадим ближнему; не будет забыто и ласковое слово, которое скажем другому; не пропадет даром и сажень земли, которую уступим соседу. Но скажете: как же и чем же мы сами будем здесь жить когда станем все уступать, будем все жертвовать другим? — Проживем, слушатели, без всякой нужды проживем: в этом нам порукою Бог, у Которого в руках богатство всего мира.
Так, будем жертвовать собою друг для друга,- тогда и нам, и другим, и всем будет хорошо. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 89
В день святителя и чудотворца Николая

Прославляя память святителя и чудотворца Николая, святая наша Церковь приносит в честь ему многоразличные псалмы и песни и возносит к нему пространные благодарения и прошения. Так делает Святая Церковь и в праздники Господни, так делает и в праздники Матери Божией, так делает и в праздники всех угодников Божиих.
Для чего это такие пространные благодарения и прошения? Для чего такие многоразличные псалмы и песни, в честь Господа Бога и угодников Божиих? — Так иногда некоторые спрашивают.
Да, слушатели, непонятно это для нас, — для нас, людей плотских, знающих и любящих только одни чувственные удовольствия и радости, не знающих и не чувствующих утомления только среди мирских занятий. Если бы мы составляли эти прошения и благодарения, эти псалмы и песни,- то очень кратки и немногосложны вышли бы они у нас. Ах, слушатели, стоя на молитве, мы иногда трех слов не умеем сказать, трех минут не знаем как провести. Так мы холодны к Богу и угодникам Его; но не таковы были мужи, составлявшие в честь Господа Бога и угодников Его эти псалмы и песни, эти прошения и благодарения: душа их была преисполнена любви и благоговения; оттого так обильно текла их речь и так пространно говорили их уста.
Да, от полноты любви произошли эти пространные благодарения и прошения, от избытка усердия пелись эти многоразличные псалмы и песни в честь Господа Бога и угодников Его. Для чего же нам они, когда они не наши, и не по нашим чувствам,- спросит, может быть, кто-нибудь.
Не спрашивать, а благодарить надобно матерь нашу — Святую Церковь, что она сберегла, сохранила их для нас бедных; сберегла, сохранила для нашего вразумления, для нашего назидания, для нашего спасения. Эти пространные благодарения и прошения, эти многоразличные псалмы и песни возбуждают и поддерживают наши молитвенные расположения к Богу и угодникам Его; они — духовная для нас лестница, и лестница самая прямая и верная, по которой мы можем восходить к Богу душою, и по которой нисходит на нас благодать от Бога. Длинна для нас эта лестница, продолжительна, утомительна: оттого и длинна, оттого и продолжительна, оттого и утомительна, что мы слишком далеко стоим душою от Бога, слишком глубоко погрязли сердцем в чувственность, слишком крепко мыслями запутались в житейские попечения; оттого длинна, продолжительна, утомительна для нас она, что мы нейдем по ней, а только смотрим на нее, — только смотрим где она начинается и скоро ли оканчивается.
Да, слушатели, продолжительные благодарения и приношения, многоразличные псалмы и песни святой Церкви оттого нам кажутся утомительными, что мы плохо слушаем их, слабо вникаем в них; наше слушание большею частию сопровождается нетерпеливым вниманием: ах, как долго идет служба, ах, как не скоро читают, ах, как протяжно поют!
И потому слушайте внимательно, что поют и читают в церкви, — и вам не будет утомительно стоять и, вам не покажутся длинными самые пространные молитвы; идите по лестнице духовной, а не смотрите только на нее, идите,- и вы легко взойдете по ней к Богу и низведете на себя благодать от Бога. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 90
В день преподобного Алексия, человека Божия

Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф.11,28).

Рече Господь Иисус Христос ученикам Своим: «Все предано мне Отцем Моим: и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто,кроме Сына,и кому Сын открыть восхочет. Приидите ко Мне,все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем,- и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11,27—30).
Слушатели христиане! Когда Иисус Христос учил, — чего Он желал слушателям от Своего учения? — Чтобы оно всех успокаивало, радовало, утешало. «Что вам мучиться, тревожиться, смущаться? Что вы боитесь за будущее? Что скорбите о прошедшем? Что тяготитесь настоящим? Ко мне обратитесь, Меня слушайтесь, и успокоитесь, Я вас успокою». Вот сущность учения Христова. Да, Иисус Христос проповедовал, учил именно для того, чтобы всех успокаивать; чтобы, слушая Его, все делались покойны. Он иногда обличал, грозил,- но все это делал для того, чтобы к Нему скорее обратились, чтобы Его послушали и чтобы таким образом успокоились, перестали бояться, мучиться, тревожиться. Оттого учение Иисуса Христа всегда так успокоительно, утешительно, радостотворно. Почему книга Евангелие называется Евангелием, то есть, радостною, благою вестию? Потому, что в ней заключается учение Иисуса Христа, возвещающее всем радость, всех успокаивающее. Почему пред чтением книги Евангелия и после чтения ее мы всегда поем: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе»? Этим нашу радость выражаем. Пред чтением благословляем Бога, мы радуемся, что будем слушать Его учение; после чтения, благословляя Бога, мы радуемся, что сподобились послушать учения Его.
Мы удивляемся преподобным подвижникам Нового Завета; как это они отказывались от всех мирских радостей, утешений: проводили дни и ночи в посте и молитве, никакого покоя плоти своей не давали, умерщвляли, распинали ее со страстями и похотями; учение Евангелия их радовало, утешало, успокаивало; оно заменяло им все радости утешения, успокоения мирские.
Итак, вот, слушатели, какую книгу как можно чаще читайте: Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Чтение и всякой хорошей, благонамеренной и благочестивой книги успокаивает нас: читая такую книгу, точно слушаешь, беседуешь с добрым, умным, рассудительным человеком. Но никакое чтение так не успокаивает нас, как чтение Евангелия. Читая или слушая эту книгу, действительно слушаешь Самого Иисуса Христа, потому что действительно в ней Его Дух.
На книге Евангелия можно так написать: приидите к этой книге, возьмите, почитайте со вниманием — и вы успокоитесь, успокоитесь потому, что ее учение есть учение Иисуса Христа Сына Божия, Который, когда учил, только того и желал, чтобы учением Его все успокаивались. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 91
В день преподобного Алексия, человека Божия

Кто нас разлучит от любве Божия (Рим.8,35).

Вам, без сомнения, слушатели, известно, как жил и спасался преподобный Алексий, человек Божий. Сын богатых и знатных родителей, в цветущей юности отказавшись от всех мирских радостей и удовольствий, самых невинных и безгрешных, он добровольно сделался нищим, пил, ел, одевался, как нищий, жил и обращался с нищими, и так прожил слишком 30 лет, перенося от всех всякие обиды и оскорбления, поругания и насмешки.
Редким людям дается от Бога благодать такой жизни, как ему; и такие люди, как он, можно сказать, веками бывают, в наше поучение. Чему мы можем поучиться у Алексия, человека Божия?
1) У кого из нас есть блага мира сего, есть радости, есть удовольствия? - те не должны всем сердцем любить их всею душою привязываться к ним, т.е. не должны ими Только заниматься, радоваться, утешаться. Опасно так любить блага мира, так привязываться к ним: легко можно тогда забыть Бога и жизнь будущую.
Почему ведь преподобный Алексий, человек Божий, блага мира сего оставил, бросил, презрел? Именно потому, что бы не привязаться к ним, и, привязавшись, чтобы не забыть о Бое и о жизни будущей. При благах Мира сего легко забыть Бога и будущую жизнь: тогда и без мысли о Боге жить бывает не скучно, тогда и здешняя жизнь бывает хороша, так что лучшей и желать людям богатым не хочется. Да, иные из нас вечно желали бы жить в этой жизни: так много у них радостей и удовольствий всяких!
2) А у кого из нас нет никаких особенных радостей и удовольствий в жизни; кто трудом тяжким и самое необходимое для жизни себе добывает,- те не должны скорбеть, сокрушаться, в уныние от того приходить. Есть у нас Бог, всеблагий, премудрый, всемогущий; есть жизнь будущая, нас ожидающая, жизнь вечная, блаженная: вот что они должны помнить. Что в жизни утешало, что радовало Алексия, человека Божия, несмотря на то, что он никаких не имел земных радостей, жил с нищими, ходил в рубищах, питался самою скудною пищею? Мысль о Боге, о жизни будущей. Да, Бог есть радость, Бог есть то, что радует, Бог — сама радость. И потому-то при мысли о Боге, при радовании о Нем забываются все радости другие, и не нужно их, никаких других, человеческих, ни даже ангельских; и не радости только тогда забываются, а все, даже страдания всякие забываются, не чувствуются и не мешают о Боге радоваться. Радующиеся о Боге с Апостолом говорят: «Кто ны разлучит от любве Божия,- т.е. от радования о Боге,- скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Ни смерть, ни живот, ни ангели, ни начала, ниже силы… ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем».
Так не скорби, не сокрушайся, если у тебя нет земных радостей, если у тебя в жизни многого часто нет, если иногда и самого необходимого не достает, не скорби… но ты и не будешь ни о чем скорбеть и сокрушаться, напротив будешь весел, покоен, — только помни, что есть Бог, есть будущая жизнь, — вспомни это, и возрадуется душа твоя, и никаких радостей тебе не будет нужно, ибо с тобою будет сама радость - Бог. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 92
В день преподобного Алексия, человека Божия

Моли Бога о нас…

Так мы молимся святым угодникам Божиим.
Святые, которым молимся, хотя Божии человеки, но все же люди они, как и все мы.
Как же мы им молимся, — как будто они всеведущие и всемогущие существа? От кого научились мы молиться им?
Молиться святым мы научились по святому преданию… Ныне везде православные христиане святым молятся; и прежде все православные молились, даже и в ветхом завет им молились. — Те святые, которым мы молимся, сами в свое время, когда жили на земле, тоже молились святым, прежде их бывшим. — Св. Кирилл Иерусалимский пишет: «Поминаем и прежде почивших, во-первых, патриархов, пророков, Апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше»(См. Простр. Кат. Филар.). Св. Василий Великий, в слове на день св[ятых] сорока мучеников говорит: «Скорбящий к четыредесятым прибегает, веселящийся притекает к тем же: один — да обрящет разрешение скорбей, другой — да соблюдутся у него благая. — Здесь жена благочестивая о чадех молящися зрится: отшедшаго мужа возвращение, недугующему здравия просит. С мучениками да бывают прошения ваша»(См. Простр. Кат. Фила.).
В слове есть примеры, что святым всегда молились. Так пророк Давид в молитве взывает: «Господи Боже Авраама, и Исаака и Израиля, отец наших». А это то же, что сказать: ради молитв Авраама, Исаака и Израиля, отец наших, Господи! — как и мы христиане говорим: молитвами Пречистыя Матери Своея и всех святых Христос истинный Бог наш помилует и спасет нас. Апостол Павел, в посланиях своих, не святых только, но всех к кому писал, просил молиться о нем, молитвами помогать ему.
Как могут святые слышать наши молитвы и исполнять их, когда они не всеведущие и не всемогущие существа? Так же могут, как и на земле они, по крайней мере, многие из них, могли все знать и делать: в Боге святые все видят, Богом Святые всесильны. Вся могу о укрепляющем мя Иисусе (Флп.4,13).
Мы при свете солнца можем видеть все окружающее нас: святые, во свете Бога всеведущего, могут знать мысли и желания всех обращающихся к ним с молитвою. При свете Божием святым в нас все видно. А видя и зная, о чем мы их молим, они могут и исполнить наши прошения, чрез свое ходатайство о нас пред Богом всемогущим: Бога просят о нас, и делается по нашему прошению.
Да, много может у Бога молитва праведника. Все могут святые, как говорил один из них о себе. И когда жили на земле, святые много делали для прибегающих к ним с молитвою. Что же они не могут сделать для нас, молящихся им? — теперь, живя на небе и выну видя лице Бога всемогущего? - И делают, как доказывают бесчисленные примеры. Кто из призывающих их с верою не был услышан? Кто из просящих у них помощи не получил ее? Так, и молятся о нас, и по молитве нашей помогают нам, молятся усердно и помогают скоро.
Преподобный отче Алексее! Мы веруем, что ты слышишь молитвы наши и можешь исполнить прошения наши. Во свете Божием ты живешь и Богу всемогущему ты предстоишь. Исполни же прошения молящихся тебе ныне, в день памяти твоей: помоги всякому из нас в том, что кому нужно и кто о чем просит тебя. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 93
В день святителя и чудотворца Тихона Амафунтского

В честь и славу святого Тихона, прославляемого ныне Церковью, и в собственное наше назидание, побеседуем, слушатели, о тех чудесах, которые совершил он в своей жизни.
Может быть и много совершил он чудес, но до нас дошли только два из них.
Святый Тихон в молодости своей продавал хлебы и, имея сострадательное сердце, раздавал их нищим без денег; отец не мог этого не заметить, и потому в одно время строго наказал его за то. Святый Тихон, желая успокоить своего отца, сказал ему при сем: «Батюшка! напрасно ты на меня гневаешься, я твои хлебы трачу не попусту, а отдаю их взаймы Богу, и имею от Него в тому расписку — Его Божественное слово; в слове Божием именно сказано: «Кто дает нищему, тот взаймы дает Богу и сторицею от Него приимет»(Притч.19,17). Ты мне не веришь? Поди, посмотри, и увидишь, как верно слово Божие». Сказав сие, Тихон взял отца за руку и повел его в житницу; отворили двери житницы, и отец увидел подтверждение слов святого Писания: житница была наполнена самою чистою и лучшею пшеницею, хотя прежде в ней ничего не было. Отец пал на землю, возблагодарил Бога и с того времени не стал уже запрещать своему сыну раздавать милостыню бедным. Другое чудо, совершенное святым Тихоном, было не менее разительно. В некотором саду обрезывали сухие ветви с виноградных дерев и, по обыкновению, выбрасывали их вон. Святой Тихон, собрав эти сухие ветви, рассадил их в своем огороде; при сем он попросил Бога, чтобы сии сухие ветви принялись и выросли, чтобы виноград на них был полон и красив, чтобы ягоды были сладки и здоровы, и чтобы виноград в его саду скорее всех поспевал. Как хотелось святому, так и сделалось. На другой день он вышел в огород посмотреть, что сделалось с его виноградом, и увидел на нем благословение Божие: все ветки принялись и в то же лето принесли чрезвычайно много плодов; в других садах виноград был еще зелен, а у святого Тихона самый спелый, сладкий и здоровый.
Слушая о чудесах святого Тихона, вы, конечно, слушатели, заметили ту детскую простоту, с какою он верил словам святого Писания, и ту детскую смелость, с какою он всего ожидал от Бога. Заметьте же и еще, и все святые мужи, особенно чудотворцы, всегда бывают таковы, все они точно дети. Дети, ни мало не размышляя, верят всему, что им скажут старшие: и святые, ни мало не сомневаясь, верят всему, что говорит слово Божие. Дети всего смело ожидают от родителей; и святые всего смело ожидают от Бога.
Не думайте, впрочем, что эта простота веры, не далеко видит. Нет, она далеко видит; она просто на все смотрит, оттого просто, как что есть, видит; она потому и не усиливается знать, потому и не размышляет, что все с первого раза видит. Умствовать нужно для слабого только ума; это лествица, без которой он не мог бы дойти до истины; а и о великих умах говорят, что они умствуют просто, им истина всегда представляется прямо, они ее не ищут, а видят с первого взгляда.
Равно и детская смелость святых не есть какая-нибудь самонадеянность, в ней и они не наедятся на себя; она вся, так сказать, повергается в Бога, как дитя в объятия матери. Сия-то детская смелость была при всех чудесах, которые совершали святые; она вся покоряется Богу, и за то ей покорно все. Может быть, потому ныне так и мало чудес, что у нынешних христиан надежда на Бога слишком осторожна.
Подражайте же и вы, слушатели, детской простое и детской смелости святых; старайтесь просто веровать и смело надеяться. «Господи!- взывает Давид,- не надмевается сердце мое, и не возносятся очи мои, я не вхожу в великое и в то, что выше меня. Я смирен и кроток душою моею, как дитя подле матери: как дитя, душа моя во мне»(Пс.130,1).
Такую душу и вы, слушатели, старайтесь в себе образовать. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 94
В день святого Тихона чудотворца

Бывают в жизни такие случаи, что мы молимся Богу и ничего не получаем. Не удивительно, если ничего не получают те из нас, которые молятся о чем худом, молятся без внимания, без раскаяния во грехах; но нельзя не удивляться тому, что иногда многие молятся о добром, полезном, спасительном; молятся от всей души, со слезами, с раскаянием,— однакоже не получают того, о чем молятся. И не только Бог нас не слушает, но и угодники Его тоже иногда, по-видимому, вовсе не обращают внимания на наши к ним молитвы. Многие из нас, может быть, и к св. Тихону, ныне прославляемому, прибегали несколько раз с молитвою,— отходили без всякой помощи. Слабые в вере и уповании на Бога могут соблазниться такими случаями; и потому надобно вразумить и успокоить их, что Бог, богатый милостью, иногда не скоро исполняет наши прошения и делает это с особенным, для, нас спасительным, намерением.
Так, слушатели, молитесь; Бог рано ли, поздно ли, а непременно исполнит нашу молитву; Он иногда медлит, не скоро исполняет прошения молящихся Ему. Долго молилась Сарра, чтобы Бог даровал ей сына, и сын дан ей был в самой глубокой старости. Много лет Захария приходил в храм, и жена его Елисавета зачала уже в самых преклонных летах. Много лет Симеон и Анна ожидали Утехи израилевой, и эта Утеха утешила их уже при конце их жизни.
Такие и им подобные случаи бывали и всегда могут быт. И потому-то Иисус Христос предложил притчу о том, чтобы мы, долго не получая просимое, не ослабевали в молитве, не унывали. В одном городе, говорит Иисус Христос, был некоторый судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была некоторая вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. А он долгое время не хотел. Но после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь, но как вдова эта мне докучает, вступлюсь за нее, чтобы она не приходила беспрестанно докучать мне. Слышите, что говорит судья неправедный? — прибавляет Иисус Христос; Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защитить их? Я вам сказываю, что подаст им защиту вскоре.
Когда, слушатели, Бог медлит подавать помощь нам, просящим у него, то делает это с особенным для нас спасительным намерением. Если мы молимся и вместе сомневаемся в помощи Божией; если мы в вере подобны трости, ветром колеблемой,- то Бог медлит исполнять наши молитвы, желает, чтобы мы молились с полною верою и держались прямого пути постоянно. Сомневающийся в помощи Божией никогда не получит оной, молящийся во грехах никогда не будет услышан. Если же вера наша тверда, жизнь наша постоянна,- то Бог медленным исполнением наших прошений желает еще более утвердить нас в вере и доброй жизни. Мы все Дети: молимся, пока еще не имеем; исполни наше прошение по первой просьбе,- и мы, может быть, предадимся беспечности, забудем Бога, оставим благочестивые занятия.
Впрочем, и такие опыты бывают, что иной молится. и — вовсе не получает того, о чем молится.
Ты просишь себе славы: Бог не дает тебе, потому что в славе ты погибнешь бесславно. Вообще то, чего тебе Бог не дает — для тебя гибельно. Если бы было полезно, спасительно, то Бог непременно бы тебе дал.
Впрочем, ты несмотря ни на что, все продолжай молится, лишь бы предмет молитвы твоей был чистый; исполнит ли Бог твое прошение, или нет, тебе и знать не нужно. Молитва твоя ни в каком случае не останется тщетною. Как приходящие к тому человеку, у которого продаются разного рода благовония, хотя бы ничего не купили, заимствуют у него несколько благовония, так и христианин, молящийся Богу, хотя бы и не получил просимого блага, не может не заимствовать чего-нибудь из беспредельной сокровищницы Его. По крайней мере, Он научит, вразумит, как и о чем надобно молиться.
Итак, слушатели, ни в каком случае не унывайте, продолжайте просить Бога и Его угодников о чем бы то ни было, только о добром, непрестанно молитесь. Ищите, ищите постоянно; толцыте, толцыте неотступно. Бог наш, не как люди, не скучает нашими просьбами; Он любит, когда мы, так сказать, не даем Ему покоя нашими прошениями. Скажи Богу так: Господи, Тебе все возможно, все в Твоих руках; дай же мне то, чего я у Тебя прошу; я не отойду от Тебя, доколе Ты не исполнишь моего прошения. Так молись, и молитва твоя будет услышана.
Богу приятно, когда мы докучаем Ему нашими молитвами, ибо в этом Он видит нашу сыновнюю Ему преданность. Аминь

ПОУЧЕНИЕ 95
В день св[ятых] благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев

Мы ныне прославляем память св[ятых] благоверных князей Феодора, Давида и Константина, ярославских чудотворцев, и, прославляя их память, прибегаем с молитвою к ним, яко скорым помощникам и молитвенникам о душах наших.
И кому, слушатели, приличнее прославлять память сих благоверных князей, как не нам, жителям города Ярославля? — Мы ближе всех к ним; они, можно сказать, наши родные; здесь они жили, здесь они спасались, здесь они умерли, здесь и св[ятые] мощи их почивают. - И кого из угодников Божиих надежнее нам просить о помощи, как не их? Они и при жизни любили Ярославль, а теперь еще больше любят наш город; они и при жизни много делали различных благодеяний жителям Ярославля, а теперь еще с большим усердием готовы благодетельствовать всем нам. Освещаемые светом Божия всеведения, они теперь удобно могут слышать все наши прошения; укрепляемые силою Божия всемогущества, они теперь легко могут исполнять все наши нужды.
Впрочем, при всей своей близости и любви к нам, при всей возможности и готовности помогать нам, св[ятые] угодники Божии не всякое наше прошение готовы исполнять, так как не всякое полезно для нас; и потому, в честь их и в собственное наше. Назидание, побеседуем о том, что полезнее нам просить у св[ятых] угодников, и какое наше прошение всего охотнее они готовы исполнить?
Так, слушатели, не всякое наше прошение готовы исполнять св[ятые] угодники, потому что мы не всегда просим себе полезного. Если мы, например, станем просить св[ятых] угодников, чтобы нам при их помощи разбогатеть, и разбогатеть только для того, чтобы пожить в свое удовольствие,- то, конечно, они молитвы нашей не услышат; ибо и сами они не любили богатства, а какое у них было, то все употребляли только на добрые дела; а употреблять богатство на добрые дела многие ли из нас готовы? И потому то оно скорее может погубить, чем спасти. - Если мы будем просить св[ятых] угодников, чтобы они помогли нам достигнуть каких-нибудь почестей, и достигнуть их не для того, чтобы послужить другим, а чтобы нам другие служили,- то и в этом случае они нам не помогут; ибо они сами по опыту знают, как опасны эти почести; почести редко кого не испортят. — Если мы даже будем просить св[ятых] угодников, чтоб они избавили нас от болезней,- то и тут они нам помогут, может быт, но не вдруг; ибо им известно, как иногда спасительны для человека болезни; иногда бывает так, что наш внешний человек тлеет, зато внутренний обновляется; тело слабеет, зато душа приходит в силу. Вообще, надобно сказать: если мы будем просить св[ятых] угодников об одних земных благах, и только для того, чтобы жить веселее и пышнее,- то нет сомнения, что они молитвы нашей не услышат. — Итак, чего же должно просить? — Мы должны просить св[ятых] угодников, чтобы они помогли нам жить добродетельно. Вот это прошение и для них всего приятнее, и для нас всего полезнее. Если мы будем просить сего,- то и все прочее у нас будет. Так, если мы будем жить добродетельно, то и болезни наши пройдут, и здоровье наше поправится; ибо слабы и больны бываем почти всегда оттого, что ведем жизнь невоздержную, порочную, распутную. Все наши болезни происходят от каких-нибудь наших грехов или изнуряют нас за какие-нибудь грехи. Адам в раю, пока не грешил, был здоров; а как преступил заповедь Божию, то и болезни явились. Если мы будем жить добродетельно, то и бедны не будем. Бедность хотя не порок, однакоже она едва ли не всегда есть следствие пороков. Св[ятой] царь Давид говорил: «Я во всю жизнь не видывал праведника оставленного и детей его, просящих хлеба; праведник всякий день дает м милует, а у него все не убывает». Как в реке вода не убывает, хотя она и непрестанно течет, — так у праведника не убывает богатство хотя он непрестанно его расточает. И что богатство праведнику? Он и в бедности богат; у праведника малое лучше, чем у грешника большое. - Да, слушатели, мы с сладостью едим кусок черствого хлеба, когда уверены, что этот кусок добыт собственными нашими трудами. — Если мы будем вести жизнь добродетельную,- то и без чести не останемся. Что ни говорите о добродетельных людях, а их все и всегда уважают; их уважают самые враги добродетели. - Впрочем, и бесчестия что бояться? Лишь бы душа была чиста, лишь бы совесть ни в чем нас не укоряла; а другие пусть осуждают и бранят: на всех людей не угодишь; а станем всем угождать, так Богу не угодим. - Если мы будем жить добродетельно,- то и несчастия ничего не будут значить для нас, или мы скоро избавимся от них, или они вовсе не будут для нас тягостны. Да? слушатели, претерпеваемые горести имеют свои сладости; тому и страдать весело, по крайней мере, не тяжело, у кого совесть чиста. После бури и ненастья погода бывает еще лучше, еще веселее — так и после горестей и несчастий душа добродетельного бывает еще чище, еще спокойнее; только бы кто из вас не пострадал, как убийца, или тать, или злодей, или как мятежник; а если как христианин,- то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Впрочем, слушатели, не подумайте, что все говорится к тому, чтобы мы вовсе не заботились о земных благах. Пока мы живем на земле, земные блага для нас необходимы. - И почему не желать почестей? - Почему не приобретать богатство? — А не заботиться о своем здравий и вовсе безрассудно. Только, как мы должны обо всем этом заботиться? — Идет все по твоему желанию, благодари Бога; нет тебе успеха ни в чем, не беспокойся. «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его,- говорит нам Спаситель,- и сия вся приложатся вам»,- т.е., лишь главного не забывайте и живите правдою, а то все будет: и пища будет, и одежда будет, и жилище будет.
Итак, слушатели, какая бы ни была нужда, в каких бы обстоятельствах мы ни находились,- будем прежде всего и более всего просить св[ятых] угодников, чтобы они помогли нам перестать грешить—оставить наши худые дела и жить впредь добродетельно. В этом помогать нам они всегда рады и готовы: это и для нас всего полезнее и нужнее, Молясь св[ятым] угодникам, мы в это время сами легко можем сделаться святыми. Так, частое обращение с благородными людьми, облагораживает и грубого человека. Только надобно уметь, как молиться св[ятым] угодникам. Св[ятые] угодники теперь духи, плоти не имеющие; следовательно, для них одни наши слова и поклоны недостаточны; а потому надобно молиться им не устами только, не движениями только тела, но вместе душою и мыслями. Итак, когда вы молитесь, где бы то ни было — пред святыми ли их иконами, пред нетленными ли их мощами, дома ли, в храме ли,- во всяком случае представляйте себе, что вы видите их пред собою и беседуете с ними, как с живыми. Слова без мыслей, поклоны без души и люди не все любят,- а существам умным, духовным могут ли они быть приятны? Наша внешняя молитва или должна быть возбуждаема душою или сама должна возбуждать душу: в противном случае она суетна, бесполезна.
Да поможет нам Господь Бог, молитвами св[ятых] своих угодников, вести жизнь добродетельную, и Дух Его благий сам да вразумит нас, как и о чем должно всегда молиться. Аминь.

 

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

Материалы к истории прославления преподобнаго Макария Желтоводского и Унженского

Ключевые слова: Прп. Макарий Желтоводский и Унженский, царь М. Ф. Романов, игумен Никита, патриарх Иоаким, архиепископ Симеон, обретение мощей.

Среди рукописей, хранящихся в ценном книжном фонде ЦИАМ, заметно выделяется «Костромская Вивлиофика», составленная действительным членом Императорского Общества истории и Древностей Российских, сотрудником общества Российской словесности, сотрудником комиссии Священного Синода об исправлении истории Российской иерархии, протоиереем Михаилом Диевым (1794-1866).

«Костромская Вивлиофика» - рукопись в лист, судя, по имеющимся на бумаге штемпелям, датируется 1846-1847 гг. Сборник содержит огромное количество неизвестной и малоизвестной информации из истории Костромы, Нерехты, Галича, Чухломы; сюда вошли копии грамот и челобитных, прошений, житий Костромских святых. Поражаясь разнообразию форм материалов рукописи, невольно возникает вопрос: использовали ли когда-нибудь исследователи материалы из этого кладезя информации, публиковали ли когда-либо документы из собрания М. Я. Диева?

Подробнее...

Статьи

Императорское Православное Палестинское Общество в Костроме. Прошлое и будущее.

Старейшей в России международной общественной, гуманитарной, научной, благотворительной организацией является Императорское Православное Палестинское Общество, уставными задачами которого обозначены как содействие православному паломничеству на Святую землю, научное палестноведение, востоковедение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока. Несмотря на то, что основано оно было 21 мая 1882 года, ее предшественниками были Палестинский комитет, основанный в 1859 году и преобразованный затем в 1864 году в Палестинскую комиссию.

Подробнее...