Как начать поститься человеку, который это раньше никогда не делал? С чего начать?

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Во-первых, нужно помнить, что если вы только приступаете к этому подвигу, вы можете, вместе с духовником (или знакомым священником), определить для себя посильную меру поста. Поверьте, это не нововведение, не какие-то мои субъективные модернистские соображения, но подлинная православная традиция: соразмерять пост с силами.

Если вы только начинаете поститься, лучше взять мягкую форму и выдержать ее. На следующий год вы можете поститься более строго. Какой может быть эта мягкая форма поста? Воздерживаться от мяса. Молочные (преимущественно кисломолочные) продукты, яйца, рыбу – допускать. Соблюдать воздержание от алкоголя (за исключением особых дней и воскресений, в которые можно позволить себе послабление). Если вы выдержите такой пост, с помощью Божией, на следующий год приступайте к более строгому. Что касается постного воздержания от развлечений, акцента на посещение богослужений, на молитву, на дела милосердия, на более частое причащение, считаю применимым и к новоначальным.

В Великий пост молиться надо особенно усердно, стараясь не пропускать утреннего и вечернего правила. По- возможности расширить ежедневный круг молитв за счет псалмов, канонов или домашнего прочтения текстов богослужения на русском языке - чтобы лучше понимать, что происходит в храме. Внимательно изучите великопостную молитву святого Ефрема Сирина.

Начать свой Великий пост лучше с Прощеного воскресенья. Потом обязательно посетить хотя бы одну вечернюю службу, на которой читается Великий покаянный канон Андрея Критского (он совершается с понедельника по четверг первой недели Великого поста и в среду на пятой недели). "Тайны сердца моего я открыл пред Тобою, Судьей моим; воззри на смирение мое, воззри и на скорбь мою, обрати внимание на мое ныне осуждение и Сам помилуй меня, как Милосердный, Боже отцов", - слышим мы в эти дни в храмах. "

Если вы в течение года причащались редко, то в Великий пост обяжите себя принимать Таинство Причастия еженедельно. Поклонитесь Кресту Господню в Крестопоклонную неделю - четвертую неделю Великого поста. Посетите храм в пятницу пятой недели, когда на вечерней службе читается Акафист Божьей Матери. Найдите время помолиться за Литургией Преждеосвященных Даров (в пост она совершается по средам и пятницам). Особое внимание уделите богослужениям Страстной недели. Вот это и станет основой вашего Великого поста.

Не будем забывать, что у поста есть два крыла: воздержание и молитва, милосердие, добрые дела. Они возносят человека к Господу и дают ему силы. Без них пост – только слепой обряд, мертвая форма.

Храмы и монастыри

Запрудненская школа Александровского православного братства.

Запрудненская женская рукодельная школа Александровского православного братства была открыта 1 октября 1889 г. Первоначально школа располагалась в приходе Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. Однако уже через год после открытия школа была переведена в центральную часть города, оставаясь по-прежнему в ведении Запрудненского попечительства Александровского православного братства. Обязанности заведующего школой исполнял священник Спасо-Запрудненской церкви Андрей Никанорович Писемский. Должность попечительницы приняла на себя Любовь Степановна Чумакова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Рязанский и Касимовский Николай (Чуфаровский, 1884- 1967).

Архиепископ Николай (в миру Александр Матвеевич Чуфаровский) родился 13 ноября 1884 г. в семье псаломщика в с. Чуфарово Ростовского уезда Ярославской губернии. В 1908 году окончил Ярославскую Духовную Семинарию. Поступил в Варшавский университет на юридический факультет. После второго курса оставил обучение, чтобы содержать семью, которая оказалась в затруднительном положении после двух пожаров, уничтоживших дом и все имущество. 14 ноября 1910 г. Епископом Угличским Иосифом(Петровых) рукоположен во священника к Ростовскому собору.

Подробнее...

Статьи

Духовный мир сквозь призму религии

Большинство религиозных учений говорит о том, что человек не является единственным разумным существом во Вселенной, что кроме видимого материального мира существует мир духов. Согласно христианскому учению «Ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано» (Кол 1. 16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства (начала) и власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов многие святые отцы усматривают в 1-м стихе 1-й гл. кн. Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» они разумеют мир ангельский, а под «землей» – мир вещественный»[1].

Подробнее...