Архимандрит Поликарп (Будаква, 1926-1996)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

CCF22052018 00000Николай Леонтьевич Будаква родился 12 декабря1926 г. в с. Доброволье Близнецовского р-на Харьковской области в крестьянской семье. В 1934 г. отец скоропостижно скончался, и мать воспитывала сына одна. В 1941 г. он окончил семь классов школы.

По причине травмы ноги не был призван в армию. В 1943 г. поступил на работу в сельскую швейную мастерскую, где трудился семь лет. В 1950 году Николая Будакву приняли в число братии Киево-Печерской Лавры, где он нес послушания в монастырской ризнице и на клиросе. Духовным наставником послушника стал иеромонах Анемподист (Васильев). 30 марта 1957 г. Николай был пострижен в монашество с именем в честь Поликарпа, архимандрита Печерского. 8 января 1959 году рукоположен во иеродиакона. В 1960 году в связи с хрущевскими гонениями» на Церковь и закрытием Киево-Печерской Лавры, он переехал в Почаевскую Лавру, расположенную в Тернопольской области, но в связи с отказом в прописке и регистрации в Лавре, в апреле 1961 года был вынужден переехать в Житомир. Но и в Житомире последовал отказ в регистрации, однако, иеродиакону Поликарпу удалось устроиться на работу кладовщиком склада в епархиальном управлении. В 1961 году архиепископом Житомирским и Овручским Евмением он был рукоположен во иеромонаха. По приглашению епископа Костромского и Галичского Никодима (Руснак) он переезжает в Кострому, где становится снабженцем епархиального управления и келейником правящего архиерея. 4 октября 1963 года он получает назначение настоятелем в Успенский храм с. Тетеринское Нерехтского р-на, Костромской области.

К моменту приезда о. Поликарпа в Тетеринское в храме богослужения в храм не совершались в течение полутора лет. Приход был бедным и неухоженным. Производить ремонт в церковном здании власти запрещали; в храме не было отопления, печки-времянки не давали достаточного тепла. Одному из предшественников о. Поликарпа протоиерею Порфирию Груздеву в холодное время года приходилось служить в рукавицах и подшивать валенки трехслойными подошвами, чтобы выстоять во время службы на промерзшем чугунном полу. Дом священника обветшал, поэтому настоятелю пришлось жить у церковного старосты Бориса Дернова. С приездом настоятеля стала собираться церковная община. В доме Серафимы Павловны Шахровой собирались на спевки, шили богослужебные облачения, пекли просфоры.

Здание храма находилось в неприглядном состоянии. Без должного ухода и ремонта талой водой вымыло раствор в бутовом фундаменте церкви, храм накренился в южную сторону. За многие годы без присмотра кровля прохудилась, протекала, водосточных труб не было. Чтобы собрать необходимые для ремонта средства, отцу Поликарпу, имевшему большой опыт шиться церковных облачений, пришлось заняться изготовлением таковых при отсутствии церковных мастерских (только в 1980 году открылось церковное предприятие «Софрино», до этого были церковные мастерские в Новодевичьем монастыре, которые не могли обеспечить церковной продукцией потребности всех приходов Русской Православной Церкви). Он ездил к своим знакомым в Украину, в другие епархии Русской Православной Церкви и шил облачения, тем самым зарабатывая средства на ремонт храма. Жить помогали посылки друзей, сопровождаемые просьбами молитв о благодетелях и их близких. Спустя некоторое время трудами настоятели и прихожан была решена проблема с фиксацией разрушения храма. Для верующих людей время было нелегкое. Из-за запретов властей работами по восстановлению храма приходилось заниматься тайно. Все же, в 1971 году областные власти дали согласие на ремонт. В том же году иеромонах Поликрп удостоился сана игумена, в 1986 г. – сана архимандрита.    В 1967 году на жительство в Тетеринское переехали мать о. Поликарпа, впоследствии принявшая иноческий постриг с именем Елены и его духовник, иеромонах Анемподист, который после упокоения был погребен на кладбище возле церкви.

09
14 1
2ac44088354bdc04c38a8a105827babd
697320ba2f5d4c2a4ef3a9237c2d478a
CCF22052018 00000
CCF22052018 00001
d56da833aaf5b3521b36eb24b93e5e10

Храм стал наполняться верующими, приезжавшими в Тетеринское для поклонения его святыням - отцом Поликарпом в Успенский храм были привезены из Киева частицы мощей Киевских преподобных, богослужебные книги, многие литографические иконы, изданные когда-то в Лаврской типографии, Напрестольные Евангелия, изящной работы серебренное лаврское кадило, старые облачения со святых мощей преподобного Поликарпа и преподобного Еразма Киево-Печерских. Перевезен был в Тетеринское венец, украшавший мощи святой великомученицы Варвары, ранее хранившиеся в киевском Свято-Михайловском монастыре.

Управляющий Костромской епархией на протяжении почти четверти века архиепископ Кассиан характеризовал настоятеля Успенского храма так: «Очень хороший и ревностный исполнитель церковных служб и треб, уставщик и певец. Заслужил уважение прихода, особенно за заботу о благолепии храма и соблюдение порядка при богослужении. Трезвый и нравственный. Стремится к монастырской жизни, но архиереи и церковный совет не отпускают его».

В 1982 году о. Поликарп заканчивает Московскую духовную семинарию по заочному сектору.

Спустя годы, любовь к монашескому деланию побудила отца Полкарпа создать небольшую сестрическую общину при Успенском храме. Первыми сестрами были мать о. Поликарпа инокиня Елена (+1992г.), и еще 9 послушниц. Все сестры проживали в приобретенных приходом домах или на квартирах в Тетеринском.

22 марта 1992 указом епископа Костромского и Галичского Александра архимандрит Поликарп был назначен членом Епархиального совета и духовником Костромской епархии. 25 марта 1993 года по представлению епископа Костромского и Галичского Александра, постановлением Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при Успенском храме села Тетеринское был открыт женский монастырь – Успенская Тетеринская пустынь. Первой настоятельницей обители стала Ксения (Смирнова).

В пасхальную ночь 14 апреля 1996 года его земной путь завершился. Местом упокоения создателя Успенской женской пустыни и настоятеля храма, доброго пастыря, известного далеко за пределами Костромской земли, стал склеп близ алтаря церкви, между могилами его матери инокини Елены и духовного отца – иеромонаха Анемподиста.

Люди не забывают своего пастыря. Тропа к могиле всегда утоптана приезжающими, чтобы поклониться ему и попросить его молитв.

Село Тетеринское, расположенное на горе близ города Нерехты, с XV века являлось вотчиной Горицкого мужского монастыря в Переславле-Залесском. В 1722-1725 годах здесь попечением и при личном участии настоятеля Горицкой обители архимандрита Льва (Юрлова, впоследствии епископа Воронежского; около 1678 – 1755) был возведен каменный храм в честь Успения Божией Матери с приделом во имя святителя Николая.

В середине XVIII столетия в истории тетеринского храма совершилось знаменательное событие – явление местночтимой чудотворной Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Возвращавшийся в село из Нерехты безногий калека, передвигавшийся на колясочке, утомился в пути, свернул с дороги к протекавшей рядом речке Бобровец и увидел на воде икону Царицы Небесной. Он добрался до села и рассказал собравшимся сельчанам о явлении образа. Народ со священниками вышел к месту обретения иконы, и она была принесена в храм. Впоследствии от иконы стали происходить чудесные знамения. Во время смертоносного поветрия в конце XVIII века ее обносили с крестным ходом вокруг села, и эпидемия не причинила вреда тетеринским жителям.

В 1805-1806 годах к Успенскому храму пристроили придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1815-1820 годах рядом с храмом воздвигли величественную колокольню по проекту итальянского архитектора Маричелли.

В ХХ веке Успенский храм не закрывался, однако к началу шестидесятых годов пришел в плачевное, запущенное состояние: постоянного священника здесь не было, храм не отапливался, местные власти запрещали проводить какой-либо ремонт. Ситуация полностью изменилась с назначением в октябре 1963 года на служение в Тетеринское иеромонаха (впоследствии архимандрита, духовника Костромской епархии) Поликарпа (Будаквы; 1926-1996).

Святыни монастыря:

— местночтимая чудотворная Боголюбская икона Божией Матери;

— ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых;

— венец со святых мощей великомученицы Варвары.

 

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Епископ Ветлужский Неофит (Коробов 1878-1937)

Родился 15 января 1878 года в селе Новоселово Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии в купеческой семье. По одним сведениям мальчик получил домашнее образование, по другим — обучался в народной земской школе. Хорошо пел, был грамотным, писал красивым аккуратным почерком.

Подробнее...

Статьи

Разница понимания и смыслов при принятии реформы приходского управления 1961 года со стороны Церкви и государства. Дисскурс истории.

Статья посвящена принципиальным отличиям в понимании реформы приходского управления принятой Русской Православной Церковью под давлением государства в ходе компании по возвращению к «ленинским нормам» в конце 1950-х, начале 1960-х годов. Принятие внешних форм соборного утроения прихода обернулось экклезиологической и канонической катастрофой из-за разницы понимания и целей государства и Церкви. На основании исследования и сопоставления различных смыслов, вложенных идеологически атеистическим партийным и государственным аппаратом с одной стороны, и церковным священноначалием с другой, удалось определить границы различного понимания и целей государства и Церкви. На основании изученных документов удалось выяснить и определить выводы, о форме и содержании реформы, которые из-за различия смыслов и  возникших противоречий, привели к кризису церковной приходской жизни.

Подробнее...