Преподобный Никита

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Преподобный Никита, память которого совершается 28 сентября – ученик, и родственник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 1365 г. в Подмосковье.

Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1415 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился на покой в Высоко-Покровский монастырь близ города Боровска. Здесь он являлся духовным наставником преподобного Пафнутия Боровского – будущего основателя Пафнутиево-Боровского монастыря.

В начале 20-х годов XV века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь. Здесь он стал проводником идей преподобного Сергия, который стремился ввести в монастырскую жизнь общежительный устав и непрестанную Иисусову молитву. Господь наделил его даром прозорливости. Ученикам он заповедовал соблюдать «лествицу смирения», по образцу аскетического труда преподобного Иоанна Синайского. Подвиг утверждения тких добродетелей как: смирение, послушание, молчальничество, чистоту помыслов.

image002Почил преподобный в 1450 году и был погребен в Богоявленском соборе основанной им обители. По молитвам преподобного Никиты у раки его мощей совершилось много исцелений немощных, страждущих и больных. Особенно много было исцелений было связано с болезнью глаз. В 1559-1565 годах на месте деревянного построили каменный Богоявленский собор, нижняя часть которого стала усыпальницей; под юго-западной частью храма располагалась и гробница преподобного Никиты. После пожара 1847 года, уничтожившего практически весь монастырь, собор был восстановлен в 60-е годы XIX века, когда обитель хлопотами игумении Марии (Давыдовой) стала женской, и получила именование Богоявленско-Анастасииной. С Богоявленским монастырем были объединены еще две костромские женские обители: Крестовоздвиженская и Анастасиина.

Преподобный Никита включен в соборы Кострмоских и Радонежских святых. По местам своих молитвенных подвигов он еще именуется Серпуховским и Боровским. Он является молитвенником и покровителем Костромы и по месту своих подвигов носит название преподобный Никита Костромской.

image003С Богоявленско-Анастасиина монастыря началось возрождение монашеской жизни на костромской земле. В нем с 1991 года находится Всероссийская святыня, покровительница Дома Романовых и Костромы – чудотворный образ иконы Божией Матери «Феодоровская».

image004В 1918 году монастырь был закрыт, однако Богоявленский собор стал приходским храмом и действовал до 1924 года. С 1925 года в здании закрытого собора размещалось губернское архивное бюро, ставшее затем областным архивом. В 1920—1930 годах были почти полностью уничтожены монастырские стены и большинство башен, разрушены Никольский («Салтыковский») храм и Никольская часовня. В 1982 году в Богоявленском соборе, используемом как хранилище областного архива произошел пожар, уничтоживший остатки фресок собора XVII века. Монастырь был возрожден как Богоявленско-Анастасиин женский определением Священного Синода Русской православной церкви 20 июля 1990 года. В марте 1991 года из Успенского Пюхтицкого монастыря прибыли первые насельницы, и среди них, настоятельница монастыря, матушка игумения Иннокентия. 17 августа 1991 года Богоявленский собор стал кафедральным собором Костромской епархии Русской православной церкви. В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария (в здании Трапезной палаты).

image005

В 2002 году на территории монастыря был установлен памятник св. влкм. Феодору Стратилату, освященный в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

28 сентября 2015 года Кострома праздновала 650-летие со дня рождения преподобного Никиты. Мероприятия в честь преподобного Никиты стали носить название Никитских торжеств. С тех пор торжества стали традиционными. Они включают посвященные памяти и значению преподобного Никиты для Костромы богослужебную часть, просветительский блок: классные часы, утренники в детских садах, Общероссийские образовательные Никитские чтения.

image006

Богоявленский монастырь г. Костромы стал местом непрестанной молитвы, просветительских трудов иноков и инокинь. Обителью милосердия, где пребывали больничные учреждения и училище сестер милосердия, богадельня.

image007

Преподобне отче Никито, моли Бога о нас!

 

Храмы и монастыри

Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

На северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Груздев Федор Васильевич (1876 -1937)

Родился 27 декабря 1876 года в с. Красном, Красносельского уезда Костромской губернии в семье протоиерея Василия Петровича Груздева, служившего в церкви с. Бонячки, а с 1880г. — в Воскресенской церкви с. Старая Вичуга (+17.12.1916). Окончил в 1897 году Костромскую Духовную Семинарию.

Подробнее...

Статьи

Образы Костромских святых в иконописи и других памятниках русской культуры XVII-начала XXI вв. Проблемы подготовки Иконографического свода «Образы Костромских угодников Божиих в русской художественной культуре. XVII-начало XXI вв.»

В 1992 году в нашем Отечестве впервые за многие десятилетия после Октябрьского переворота 1917 года широко отмечалась знаменательная дата - 600-летие памяти преподобного Сергия Радонежского, подвижника благочестия и молитвенника за спасение Русской земли. Празднование проходило на государственном уровне и свидетельствовало об изменении государственной политики в отношении Русской Православной Церкви – хранительнице духовных основ русской государственности, духовных основ русской нации.

Подробнее...