Протоиерей Померанцев Алексей Степанович (1878-1949)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился Алексей Степанович Померанцев, брат протодиакона костромского Успенского собора Василия Степановича Померанцева, в с. Корба Нерехтского уезда Костромской губернии.

В 1900 году окончил Костромскую духовную семинарию и был рукоположен во иерея к Троицкой церкви с. Малыгино, Чухломского уезда Костромской губернии. С 1914 по 1931 гг. был благочинным 4-го округа Чухломского у. Костромской епархии. В феврале 1931 года был арестован. О.Алексию, пожилому (к тому времени ему было 53 года) и больному человеку было дано непосильное задание по лесозаготовкам: заготовить 356 кубометров дров, чего он не мог выполнить, т.к. был болен и представил справки о болезни, но его арестовали. 13 апреля 1931 года нарсудом 1-го участка Парфеньевского р –на Ивановской Промышленной области ему было предъявлено обвинение - "невыполнение твердого задания по лесозаготовкам". Статья ст.61–3 УК РСФСР. Приговор - 2 года лишения свободы с конфискацией имущества, дома, хозинвентаря, лошади, коровы, мелкого скота, сена, соломы с последующей высылкой сроком на 3 года.

image002

Первый приговор Парфеньевского Нарсуда был вынесен 7 февраля 1931г. Он был отменен Ивановским облсудом, который дал директивы нарсуду о пересмотре дела. Однако нарсуд игнорировал эти директивы, и обратил приговор к исполнению, в результате чего о.Алексий был немедленно отправлен в Уральскую область в Надеждинскую трудколонию. Рассматривая дело 13 апреля 1931г., нарсуд не вызвал о.Алексия из места заключения в суд, и приговор был вынесен в отсутствие подсудимого, следовательно, незаконно, т.к. ст.265 УК РСФСР предусматривает обязательную явку подсудимого на судебное заседание, если ему грозит лишение свободы. Во время следствия содержался в Костромской тюрьме, затем был этапирован в Надеждинскую трудколоонию Уральской области.

Дочь о.Алексия Валентина Алексеевна, проживавшая в Москве, в мае 1931г. подала жалобу на незаконное судебное решение в отношении ее отца. Аналогичную жалобу подал сам о.Алексий в июле 1931г. из места своего заключения. 30 октября 1931г. дело было прекращено, и о.Алексий был из-под стражи освобожден.

image003После освобождения он с 14 января 1932 года по30 мая того же года исполнял обязанности псаломщика, затем служил настоятелем в Покровской церкви г. Руза Московской области и благочинным приходов Рузского района Московской епархии, затем до сентября 1934 года был настоятелем Покровской церкви с. Петровское Наро-Фоминского района и благочинным Наро-Фоминского района Московской области. С 5 сентября 1934 г. по 27 июня 1941 года был настоятелем Спас-Сетуньской церкви г. Кунцево (ныне Москва).

27 июня 1941г. Спас-Сетуньская церковь была закрыта. С этого времени о.Алексий не имел места, где бы он мог служить в храме. Он подавал митрополиту Киевскому Николаю прошение о переводе его в только что открытую Покровскую церковь на Филях. Судьба этого прошения и дальнейшая судьба о.Алексия неизвестны.

В 1947–48г. был избит грабителями и стал инвалидом.

Скончался в 1949 году и был похоронен в Москве, на Введенском (Немецком) кладбище, уч.6–1 (ориентир: Урмаевы справа от тропы).

Публикации

Голубцов С., протодиак. Введенское (Немецкое) кладбище. Православно-церковный некрополь: Краткий справочник-путеводитель по захоронениям духовных и церковных лиц. 2-е доп. изд. М.:Крутицкое подворье, 2005.С.6.

 

Храмы и монастыри

Буйского уезда село Троицкое в Ликурге

Краткие сведения о селе и Ликургской волости. Две каменные церкви 1685 г. Описание их. Надпись 1721 г. на иконостасе. Колокольня, ограда. Церковный дом «Трапеза». Кресты 1669 и 1665 гг. Два печатныя Евангелия начала XYII века. Евангелие 1681 г. Гробница Готовцевых. Надгробныя камни с надписями 1725, 1709 (над убитым под Полтавою), 1661 (над Голенищевою Кутузовою), 1650, 1624, 1729 гг.

Подробнее...

Святые и Святыни

Буевский Алексей Сергеевич (1920 - 2009)

Родился Алексей Сергеевич 20 июня 1920 года  в семье музыканта С. Н. Буевского и А. И. Козловой, воспитывался в семье деда - И. Г. Козлова, старосты Преображенской церкви Спаса в Подвязье в Костроме, с 6 лет прислуживал в храме.

Подробнее...

Статьи

О СНИЛСах

Вопрос:  Отец Дмитрий, обратилась к нам одна женщина и требует, чтобы мы выпустили статью о СНИЛСах. О том, чтобы люди начали массово отказываться от них. Будто бы из-за наличия СНИЛСа человек гарантированно попадёт после смерти в ад. Особенно женщину беспокоит посмертная судьба своих детей и сейчас она собирается добиваться, чтобы пенсионный фонд вычеркнул их из своей базы.
Женщина эта воцерковлена и убеждает, что именно из православных источников почерпнула приведённую информацию. Будьте добры, выскажите хотя бы кратко-кратко своё мнение о проблеме. 

Подробнее...