Протоиерей Андрей Артемович Артамонов (1888-1976)
Андрей Артамонов родился 25 сентября 1888 года в деревне Верховье Тихвинского уезда в бедной крестьянской семье. Получил будущий священник только начальное образование (учился в Соминской второклассной учительской школе). После окончания школы (в 1906 г.) в течение 6 лет батрачил на местного помещика, после чего был назначен на должность псаломщика. Усердие и горячая вера молодого человека обратили на себя внимание епархиального начальства и спустя некоторое время он был рукоположен сначала во диакона (в 1920 г.), а затем в 1924 году и во священника Носовской церкви под Череповцом.
В полной мере замечательные качества характера отца Андрея, такие как твердая вера, мужество, бескомпромиссная позиция в вопросах вероучения, проявились в сложное время становления и распространения обновленческого раскола. Священник стал активным борцом с обновленчеством. Причем его антираскольническая деятельность в Новгородском и Череповецком уездах была известна далеко за их пределами. По характеристике череповецкого обновленческого епископа Иоанна Звездкина, о. Андрей был известен «как идейный вдохновитель смут и как лицо, зарекомендовавшее себя перед ЧЕУ своею разрушительной деятельностью в церковной жизни». Такая уничижающая критика со стороны раскольников лучше всего свидетельствует о том, что проповедь о. Андрея была очень действенной и способствовала возвращению в лоно Православной Церкви многих и многих людей.
После переезда в Череповец Андрей Артамонов становится правой рукой тихоновского епископа Макария (Опоцкого), который назначает священника своим личным секретарем. В этой должности о. Андрей состоял на протяжении 2 лет (1924-1926 годы) – самое тяжелое время противостояния верующих Патриаршей церкви и обновленцев. Жил отец Андрей в Череповце по адресу: ул. Прогонная, д.13.
Справка: Макарий (Опоцкий), епископ Череповецкий, викарий Новгородской епархии. Родился 16 ноября 1872 года. Окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия. Рукоположен в сан иерея к одной из церквей г. Череповца и возведен в протоиерея. 14 сентября 1922 года хиротонисан обновленческими архиереями (старого поставления) во епископа Крестцовского, вик. Новгородской епархии. Вскоре он стал критиковать обновленческое движение, за что 7 февраля 1923 года был уволен обновленцами на покой с запрещением в священнослужении впредь до выздоровления. В марте 1924 года православными архиереями был назначен епископом Череповецким, где по сообщению митрополита Мануила (Лемешевского) образовал «сектантское общество под маркой «Иоаннитов». Боролся с обновленчеством. Обновленчество в Череповце было настолько сильно, что несмотря на предупреждении епископа Макария, часть верующих, считавших себя православными, явилась на обновленческий съезд и один из них даже был избран делегатом на Собор. 25.06.1926 г. арестован в с.Богородское Череповецкого уезда Новгородской губернии. Обвинение, предъявленное ему при аресте: «организовал в селе годам к Богородском Череповецкого уезда кружок-сестричество, хранил иобвинению распространял письмо антисоветского содержания митр.Киевского и Галицкого Антония».
25.06.1926 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по обвинению в «распространении ложных слухов» приговорен к 3 годам концлагерей. В 1927 г. заключен в Соловецкий лагерь особого назначения. Находясь в заключении, впал в догматическое расхождение с учением Православной Церкви о 9-м члене Символа Веры, за что группой православных иерархов был отлучен от Церкви. 5.12.1927 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ освобожден досрочно.По освобождении, когда он возвратился в Новгородскую епархию, изменил свои неправые взгляды, покаялся в обновленчестве и оставался православным епископом. С 1928г. — заштатный епископ. В 1932г. участвовал в православной хиротонии архим.Сергия (Васильева) во епископа. Многие его почитали, приходили к нему за советами. В 1928г. епископ Макарий стал организатором церковного «Религиозно-Трудового братства». Основным уставом и целью братства являлось религиозно-нравственное совершенствование личности до христианоподобия. Его духовные чада, в основном, череповецкие крестьяне, бежавшие от коллективизации, организовали две общины, мужскую и женскую, в домах на Советской и Средней Конюшенной улицах. 7 человек занимались домом, остальные работали в различных советских учреждениях. Утро начиналось с общей молитвы, вместе трапезничали, вечером вели духовные беседы и чтения, молились. Заработанные деньги вносили в общую кассу. Кроме бытовых нужд, тратили их на материальную помощь репрессированному духовенству, ежемесячно высылали 25 рублей митрополиту Арсению (Стадницкому). Члены «Трудового братства» вели трезвый образ жизни, не посещали клубы и читальни. Общежительность объединила самых разных людей: монахинь, мирян, священнослужителей. К братству примкнули священнослужители и «антисергиевской ориентации». Вместе посещали службы в церкви Флора и Лавра, где настоятелем был о.Алексий Успенский и где часто служил епископ Макарий. «Трудовое братство» существовало несколько лет. Обновленец Соловский — «красный протоиерей», которого епископ Макарий пытался безуспешно переориентировать, написал донос, и 20 апреля 1933г. были арестованы все 22 члена братства. 19 мая 1933 г. тройкой при ПП ОГПУ по Ленинградскому военному округу епископу Макарию предъявлено обвинение: «руководитель «Трудового Братства», активная проповедь о неизбежности падения Советской власти и восстановление власти церкви». Приговорен к 5-ти годам концлагерей, считая срок с 20.04.1933г. с заменой на высылку в Северный край на тот же срок. Руководители и члены братства обвинялись в том, что «проводили систематическую контрреволюционную деятельность, используя с этой целью не только молебные сборища в общежитии «Трудового братства» и амвон церквей, но и отдельные встречи, ведя свою контрреволюционную пропаганду о неизбежном конце Советской власти, о восторжествовании церкви и т.п.». В материалах архивного дела написано, что на допросе 16 мая 1933г. епископ Макарий показал, что «действительно является создателем и руководителем «Религиозно-Трудового братства» двух общин по Советской ул. д.7 и Ср.Конюшковской, д.7… В общину по Советской ул.: Опоцкий М.Н., Пикин И.К., Пикина П., Беляев А.П., Беляева Е.С., Беляева Т., Капитонова Е.В., Афоничева Ф., Викулова, Хазова Е., Успенский А.А. В общину по Конюшковской ул. входили: Покровская-Жукова М.Ф., Горшкова Е., Горшкова З., Горшкова А., Горшкова С., Домахова, Домахова Л., Домахова А., Гришина В., Сотникова О., Варвара. Виновным себя признал, но заявил: «От учения Христова отказаться не могу»». С 20.04.1933 г.содержался в Домзакес г. Новгорода по I разряду. Оттуда был направлен на Север. Скончался 9 ноября 1941 года в Витке, похоронен на Петровском кладбище в Новгороде.
Имел несколько печатных и рукописных трудов, но названий их не удалось установить.26.10.1989 г. реабилитирован Прокурором Новгородской области по 1933 году репрессий.
В ноябре 1924 года о. Андрея Артемьева выбирают настоятелем Рождественской церкви г. Череповца. Прослужил он здесь недолго (чуть более трех лет), но сумел завоевать любовь и уважение прихожан, оставив о себе добрую и благодарную память. По воспоминаниям верующих, он был человеком жизнерадостным, обладал даром слова, запомнились его замечательные проповеди. Яркая антиобновленческая позиция и большой авторитет священника среди верующих вызывали недовольство им среди лидеров обновленческого движения и череповецких чиновников, которые начинают кампанию по его дискредитации в глазах карательных органов. Кульминации эта кампания достигает в конце 1927 года, когда священника арестовывают. 05.12.1927 г. решением ОС при коллегии ОГПУ он был приговорен по ст. 58-10 УК к высылке из Череповецкого округа на 3 года с лишением права проживать в ряде городов. Одновременно принимается решение горсовета о закрытии Рождественского храма за нелояльное отношение к советской власти со стороны его причта. Если храм верующим отстоять удалось, то с о. Андреем пришлось проститься навсегда. Несмотря на многочисленные ходатайства со стороны верующих вернуться в Череповец ему не разрешили. С 1928 года о. Андрей становится настоятелем храма Покрова Богородицы в селе Покров-на-Удгоде Костромской епархии. С этим приходом у о. Андрея был связан самый значительный отрезок жизни. Во время службы в церкви Покрова он был возведен в сан протоирея, здесь он подвергся репрессиям.
В 1937 отца Андрея арестовали и на десять лет выслали на каторгу в Сибирь. Испытания не сломили о. Андрея, из ссылки он слал письма своим духовным чадам, укрепляя их дух. Сохранились два стихотворения священника; вот отрывок из одного из них. Конец всех в жизни осложнений
Наступит раз и навсегда.
Настанет Царство света, славы,
Не будет злобы уж тогда.
О, как отрадно жить сей верой,
Познать заботу всех Творца,
Проникнуть в глубь сей Думы Божьей
И ждать пришествия Отца!
После освобождения он служил настоятелем ряда храмов Костромской епархии: в городе Буй, Нерехта, Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. В 1955 году (после прихода к власти Н.С. Хрущева, начавшего очередные гонения на Русскую Церковь) он вернулся в село Покров на Удгоде, где прослужил до самого своего выхода по состоянию здоровья за штат в 1971 году. Здесь отец Андрей и скончался 21 января 1976 года после тяжелой продолжительной болезни. По благословению архиепископа Костромского и Галичского Кассиана отпевание о. Андрея возглавил благочинный храмов округа о. Борис Васильев, который произнес весьма прочувствованное надгробное слово. На отпевание пришло множество верующих. Похоронили священника на приходском кладбище рядом с могилами его почивших прихожан. Отец Андрей пользовался большим уважением среди священнослужителей, о чем говорит тот факт, что он был удостоен множества наград, включая митру и право служения Божественной Литургии при отверстых Царских Вратах (высшая церковная награда белого духовенства). Не меньшей любовью он пользовался и среди простых верующих, которые отмечали высокую духовную настроенность, жизнерадостность и общительность о. Андрея. Протоиерей Андрей Артамонов прожил долгую, очень трудную, но счастливую жизнь и оставил о себе светлую и благодарную память.
Статья написана с использованием материалов сайтов:
2.http://blagovest.orthodoxy.ru/mb/2006n10n12/2006n10n12s03.php
Свято-Запрудненская церковь в Костроме
Церковь Спасская на р. Запрудне, памятник истории и культуры федерального значения, выстроена в 1754 г. на месте деревянного храма в Спасо-Запрудненском монастыре, основанном во 2-й половине 13 в. на месте явления кн. Василию Ярославичу Фёдоровской иконы Божией Матери. Выстроенная незадолго до упразднения монастыря, Спасская Церковь в дальнейшем существовала и развивалась как приходской храм.
В 1806 г. на средства купца В.И. Стригалева к храму пристроены трапезная и колокольня, во 2-й четверти 19 в. к востоку от него выстроена небольшая кирпичная часовня в стиле классицизма, в середине 19 в. устроена кирпичная ограда с четырьмя башнями и Святыми воротами, в конце 19-го — начале 20 в. храм подвергся перестройке; в это же время к северу от него выстроен кирпичный 1-этажный дом причта. Двухэтажный храм типа «восьмерик на четверике», завершённый небольшой главкой на восьмигранном барабане, выстроен в формах «нарышкинского барокко»; 2-этажная квадратная в плане трапезная и ярусная колокольня, увенчанная шпилем — в стиле классицизма.
Фасады четверика и трапезной частично переделаны в формах эклектики. Росписи верхнего храма и трапезной — масляные, письмо академическое, отдельными композициями. Архитектурные формы главного иконостаса напоминают силуэт храма с тремя главами на высоких пьедесталах.
Боковые главки расположены ниже центральной и вместе составляют высотную шатровую композицию, характерную для конца 19 в. В отдельных элементах резьбы просматриваются приёмы модерна. Иконы в современной резьбе. Храмовая икона «Нерукотворный Спас» (реставраторы Брягины,16 в.) и образ Богоматери Федоровской с чудесами образа (реставратор Н.А. Волкова, конец 17 в.) перешли из старого деревянного храма.
Иконостасы приделов — резные, позолоченные; резьба — геометризованная, в псевдорусском стиле. С. ц. — один из интереснейших образцов культовой архитектуры середины 18-го — начала 20 вв.; особый интерес представляет художественное оформление интерьеров храма и хорошо сохранившийся на его территории некрополь с большим числом художественных надгробий 18-го — начала 20 вв.
- На кладбище при храме находятся захоронения представителей виднейших фамилий костромских купцов и фабрикантов - Зотовых, Дурыгиных, Стригалевых, Солодовниковых и мн. др.;
- Храм продолжал действовать после 1917 года, однако с его колокольни были сброшены колокола, были уничтожены некоторые из надгробных памятников;
- В 1990 году была возрожлена традиция проведения крестных ходов к храму в день обретения Феодоровской иконы;
- В настоящее время приход храма осуществляет духовно-просветительскую и благотворительную деятельность, окормляет Костромские детские дома и реабилитационные центры. При храме действует Воскресная школа, открыта библиотека.
Святыни храма:
- чудотворная икона Спаса Нерукотворенного;
- частички святых мощей преподобного Агапита, врача Печерского;
- частички святых мощей блаженного Августина;
- частички святых мощей Григория Двоеслова;
- могила блаженной Дарьюшки-целительницы.
Покровская пог. Покровский, что на Удгоде (1859).
В приходе 2 церкви: теплая Богоявленская кам., с кам. колокольнею, и холодная Покровская; построены первая в 1796, вторая в 1859 г. усердием прихожан с прибавлением церковной кошельковой суммы. Обнесены кам. оградой. Кладбищ два: одно в церковной ограде, другое вне ее, в 1/2 в. от церкви, обнесено палисадником. Престолов в церквах 6: в Богоявленской церкви: а) в честь Богоявления Господня, б) в ч. Успения Божией Матери, в) во имя святит. Иоанна Златоустого и Николая Мирликийского; в Покровской церкви, г) в ч. Покрова Пресвятой Богородицы, д) во имя св. апостола Матвея, е) во имя св. мчч. Флора и Лавра и мц. Александры.
Местно чтимой святыней служит храмовая икона Покрова Божией Матери. Храмовой иконой была икона Покрова Богородицы греческого письма «написанная по обещанию поручика Степана Степановича Жадовского 1702 году февраля 15». В 1848 г., во время жестоко свирепствовавшей в приходе холеры, поражавшей смертию целые семейства, икона носима была по всем селениям прихода, и холера вскоре прекратилась. В память этого, усердием прихожан в 1851 г. сделана на икону серебряная 84 пр. риза, с чеканною внизу надписью: "сия риза сделана усердием доброхотных дателей, в воспоминание избавления от холеры в 1848 г.". Весу в ризе 12 фун. 20 зол.
Расстояние от Костромы 80 в., от г. Буя 22 в. Ближайшие церкви: Спасская с. Спасского на Елнати Любимского уезда Ярославской губернии в 7 в., Благовещенская на Сендеге в 11 вер. и Архангельская с. Контеева в 12 вер.
В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Галичский уезд. По церковно-административному делению приход относился к Костромской десятине. В 1628 г. упоминается церковь "Покрова св. Богородицы на Угоди". В 1642 г. упоминаются "Корежской волости Покровские попы: Никита Степанов да Григорий Павлов". В июне 1700 г. "запечатана благословенная грамота на два престола по челобитью Галич. уезда Костр. десятины церкви Покрова Пр. Богородицы, что на Угоди, попа Ивана с прихожаны, велено им на прежнем погорелом месте построить вновь церковь во имя Покрова Пр. Богородицы, да в приделе Флора и Лавра".
В 1858 г. в Богоявленском храме венчался будущий адмирал, герой Синопа и обороны Севастополя П.А.Перелешин с дочерью декабриста М.М.Корсакова Александрой.
Здесь проходил старинный Московский тракт из Галича через Буй в Любим и Москву.
Церковь состояла по штату 1856 г. по четвертому классу. Причта при ней было положено: два священника, дьячок и пономарь. В середине ХIХ в. в приход церкви входило 30 населенных пунктов, в которых в 1856 г. проживало 2118 человек. В 1858 г. в Богоявленском храме венчался будущий адмирал, герой Синопа и обороны Севастополя П.А.Перелешин с дочерью декабриста М.М.Корсакова Александрой. На кладбище у церкви сохранились надгробные памятники дворян Корсаковых, Шкот, Полозовых, Канищевых, Перелешиных.
Богослужения в Покровском храме не прекращались за всю его историю. Богоявленский храм был осквернен в нач.50- х годов ХХ в. Сегодня в нем находится зернодробилка местного сельхозпредприятия.