Протоиерей Андрей Артемович Артамонов (1888-1976)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Андрей Артамонов  родился 25 сентября 1888 года в деревне Верховье Тихвинского уезда в бедной крестьянской семье. Получил будущий священник только начальное образование (учился в Соминской второклассной учительской школе). После окончания школы (в 1906 г.) в течение 6 лет батрачил на местного помещика, после чего был назначен на должность псаломщика. Усердие и горячая вера молодого человека обратили на себя внимание епархиального начальства и спустя некоторое время он был рукоположен сначала во диакона (в 1920 г.), а затем в 1924 году и во священника Носовской церкви под Череповцом.

image002В полной мере замечательные качества характера отца Андрея, такие как твердая вера, мужество, бескомпромиссная позиция в вопросах вероучения, проявились в сложное время становления и распространения обновленческого раскола. Священник стал активным борцом с обновленчеством. Причем его антираскольническая деятельность в Новгородском и Череповецком уездах была известна далеко за их пределами. По характеристике череповецкого обновленческого епископа Иоанна Звездкина,  о. Андрей был известен  «как идейный вдохновитель смут и как лицо, зарекомендовавшее себя перед ЧЕУ своею разрушительной деятельностью в церковной жизни». Такая уничижающая критика со стороны раскольников лучше всего свидетельствует о том, что проповедь о. Андрея была очень действенной и способствовала возвращению в лоно Православной Церкви многих и многих людей.

После переезда в Череповец Андрей Артамонов становится правой рукой тихоновского епископа Макария (Опоцкого), который назначает священника своим личным секретарем. В этой должности о. Андрей состоял на протяжении 2 лет (1924-1926 годы) – самое тяжелое время противостояния  верующих Патриаршей церкви и обновленцев. Жил отец Андрей в Череповце по адресу: ул. Прогонная, д.13.

Справка: Макарий (Опоцкий), епископ Череповецкий, викарий Новгородской епархии. Родился 16 ноября 1872 года. Окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия. Рукоположен в сан иерея к одной из церквей г. Череповца и возведен в протоиерея. 14 сентября 1922 года хиротонисан обновленческими архиереями (старого поставления) во епископа Крестцовского, вик. Новгородской епархии. Вскоре он стал критиковать обновленческое движение, за что 7 февраля 1923 года был уволен обновленцами на покой с запрещением в священнослужении впредь до выздоровления. В марте 1924 года православными архиереями был назначен епископом Череповецким, где по сообщению митрополита Мануила (Лемешевского) образовал «сектантское общество под маркой «Иоаннитов». Боролся с обновленчеством. Обновленчество в Череповце было настолько сильно, что несмотря на предупреждении епископа Макария, часть верующих, считавших себя православными, явилась на обновленческий съезд и один из них даже был избран делегатом на Собор. 25.06.1926 г. арестован в с.Богородское Череповецкого уезда Новгородской губернии. Обвинение, предъявленное ему  при аресте: «организовал в селе годам к Богородском Череповецкого уезда кружок-сестричество, хранил иобвинению  распространял письмо антисоветского содержания митр.Киевского и Галицкого Антония».

image00325.06.1926 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по  обвинению в «распространении ложных слухов» приговорен к 3 годам концлагерей. В 1927 г. заключен в Соловецкий лагерь особого назначения. Находясь в заключении, впал в догматическое расхождение с учением Православной Церкви о 9-м члене Символа Веры, за что группой православных иерархов был отлучен от Церкви. 5.12.1927 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ освобожден досрочно.По освобождении,  когда он возвратился в Новгородскую епархию, изменил свои неправые взгляды, покаялся в обновленчестве и оставался православным епископом. С 1928г. — заштатный епископ. В 1932г. участвовал в православной хиротонии архим.Сергия (Васильева) во епископа. Многие его почитали, приходили к нему за советами. В 1928г. епископ Макарий стал организатором церковного «Религиозно-Трудового братства». Основным уставом и целью братства являлось религиозно-нравственное совершенствование личности до христианоподобия. Его духовные чада, в основном, череповецкие крестьяне, бежавшие от коллективизации, организовали две общины, мужскую и женскую, в домах на Советской и Средней Конюшенной улицах. 7 человек занимались домом, остальные работали в различных советских учреждениях. Утро начиналось с общей молитвы, вместе трапезничали, вечером вели  духовные беседы и чтения, молились. Заработанные деньги вносили в общую кассу. Кроме бытовых нужд, тратили их на материальную помощь репрессированному духовенству, ежемесячно высылали 25 рублей митрополиту Арсению (Стадницкому). Члены «Трудового братства» вели трезвый образ жизни, не посещали клубы и читальни. Общежительность объединила самых разных людей: монахинь, мирян, священнослужителей. К братству примкнули священнослужители и «антисергиевской ориентации». Вместе посещали службы в церкви Флора и Лавра, где настоятелем был о.Алексий Успенский и где часто служил епископ Макарий. «Трудовое братство» существовало несколько лет. Обновленец Соловский — «красный протоиерей», которого епископ Макарий пытался безуспешно переориентировать, написал донос, и 20 апреля 1933г. были арестованы все 22 члена братства. 19 мая 1933 г.  тройкой  при ПП ОГПУ по Ленинградскому военному округу епископу Макарию предъявлено обвинение: «руководитель «Трудового Братства», активная проповедь о неизбежности падения Советской власти и восстановление власти церкви». Приговорен к  5-ти  годам концлагерей, считая срок с 20.04.1933г. с заменой на высылку в Северный край на тот же срок. Руководители и члены братства обвинялись в том, что «проводили систематическую контрреволюционную деятельность, используя с этой целью не только молебные  сборища в общежитии «Трудового братства» и амвон церквей, но и отдельные встречи, ведя свою контрреволюционную пропаганду о неизбежном конце Советской власти, о восторжествовании церкви и т.п.». В материалах архивного дела написано, что на допросе 16 мая 1933г. епископ Макарий показал, что «действительно является создателем и руководителем    «Религиозно-Трудового братства» двух общин по Советской ул. д.7 и   Ср.Конюшковской, д.7… В общину по Советской ул.:  Опоцкий М.Н., Пикин И.К., Пикина П., Беляев А.П., Беляева Е.С., Беляева Т.,  Капитонова Е.В., Афоничева Ф., Викулова, Хазова Е., Успенский А.А.      В общину по Конюшковской ул. входили: Покровская-Жукова М.Ф., Горшкова Е., Горшкова З., Горшкова А., Горшкова С.,  Домахова, Домахова Л., Домахова А., Гришина В., Сотникова О., Варвара. Виновным себя признал, но заявил:  «От учения Христова отказаться не могу»». С 20.04.1933 г.содержался в Домзакес г. Новгорода  по I разряду. Оттуда был направлен на Север. Скончался 9 ноября 1941 года в Витке, похоронен на Петровском кладбище в Новгороде.

Имел несколько печатных и рукописных трудов, но названий их не удалось установить.26.10.1989 г. реабилитирован Прокурором Новгородской области по 1933 году репрессий.

image004В ноябре 1924 года о. Андрея Артемьева выбирают настоятелем Рождественской церкви г. Череповца. Прослужил он здесь недолго (чуть более трех лет), но сумел завоевать любовь и уважение прихожан, оставив о себе добрую и благодарную память. По воспоминаниям верующих, он был человеком жизнерадостным, обладал даром слова, запомнились его замечательные проповеди. Яркая антиобновленческая позиция и большой авторитет священника среди верующих вызывали недовольство им среди лидеров обновленческого движения и череповецких чиновников, которые начинают кампанию по его дискредитации в глазах карательных органов. Кульминации эта кампания достигает в конце 1927 года, когда священника арестовывают. 05.12.1927 г. решением ОС при коллегии ОГПУ он был приговорен по ст. 58-10 УК к высылке из Череповецкого округа на 3 года с лишением права проживать в ряде городов. Одновременно принимается решение горсовета о закрытии Рождественского храма за нелояльное отношение к советской власти со стороны его причта. Если храм верующим отстоять удалось, то с о. Андреем пришлось проститься навсегда. Несмотря на многочисленные ходатайства со стороны верующих вернуться в Череповец ему не разрешили. С 1928 года о. Андрей становится настоятелем  храма Покрова Богородицы в селе Покров-на-Удгоде Костромской епархии. С этим приходом у о. Андрея был связан самый значительный отрезок жизни. Во время службы в церкви Покрова он был возведен в сан протоирея, здесь он подвергся репрессиям.

В 1937 отца Андрея арестовали и на десять лет выслали на каторгу в Сибирь. Испытания не сломили о. Андрея, из ссылки он слал письма своим духовным чадам, укрепляя их дух. Сохранились два стихотворения священника; вот отрывок из одного из них. Конец всех в жизни осложнений

Наступит раз и навсегда.

Настанет Царство света, славы,

Не будет злобы уж тогда.

О, как отрадно жить сей верой,

Познать заботу всех Творца,

Проникнуть в глубь сей Думы Божьей

И ждать пришествия Отца!

image005image006После освобождения он служил настоятелем ряда храмов Костромской епархии: в городе Буй, Нерехта, Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. В 1955 году (после прихода к власти Н.С. Хрущева, начавшего очередные гонения на Русскую Церковь) он вернулся в село Покров на Удгоде, где прослужил до самого своего выхода по состоянию здоровья за штат в 1971 году. Здесь отец Андрей и скончался 21 января 1976 года после тяжелой продолжительной болезни. По благословению архиепископа Костромского и Галичского Кассиана отпевание о. Андрея возглавил благочинный храмов округа о. Борис Васильев, который произнес весьма прочувствованное надгробное слово. На отпевание пришло множество верующих. Похоронили священника на приходском кладбище рядом с могилами его почивших прихожан. Отец Андрей пользовался большим уважением среди священнослужителей, о чем говорит тот факт, что он был удостоен множества наград, включая митру и право служения Божественной Литургии при отверстых Царских Вратах (высшая церковная награда белого духовенства). Не меньшей любовью он пользовался и среди простых верующих, которые отмечали высокую духовную настроенность, жизнерадостность и общительность о. Андрея. Протоиерей Андрей Артамонов прожил долгую, очень трудную, но счастливую жизнь и оставил о себе светлую и благодарную память. 

Источники: 1.Письмо УФСБ РФ по Вологодской области №БТ/3-511 пс от 25.07.1995 (ответ на №295 от 29.06.1995) директору ЦГА СПб Зерновой об имеющихся сведениях на Артамонова А.А. Голубева К.Н., Нововоселова М.А., Знамировского Н.И., Опоцкого Н.М. 

Статья написана с использованием материалов сайтов:

  1. http://vologda-eparhia.ru/protoierej-andrej-artamonov.html

2.http://blagovest.orthodoxy.ru/mb/2006n10n12/2006n10n12s03.php

Свято-Запрудненская церковь в Костроме

Церковь Спасская на р. Запрудне, памятник истории и культуры федерального значения, выстроена в 1754 г. на месте деревянного храма в Спасо-Запрудненском монастыре, основанном во 2-й половине 13 в. на месте явления кн. Василию Ярославичу Фёдоровской иконы Божией Матери. Выстроенная незадолго до упразднения монастыря, Спасская Церковь в дальнейшем существовала и развивалась как приходской храм.

  В 1806 г. на средства купца В.И. Стригалева к храму пристроены трапезная и колокольня, во 2-й четверти 19 в. к востоку от него выстроена небольшая кирпичная часовня в стиле классицизма, в середине 19 в. устроена кирпичная ограда с четырьмя башнями и Святыми воротами, в конце 19-го — начале 20 в. храм подвергся перестройке; в это же время к северу от него выстроен кирпичный 1-этажный дом причта. Двухэтажный храм типа «восьмерик на четверике», завершённый небольшой главкой на восьмигранном барабане, выстроен в формах «нарышкинского барокко»; 2-этажная квадратная в плане трапезная и ярусная колокольня, увенчанная шпилем — в стиле классицизма.

image007Фасады четверика и трапезной частично переделаны в формах эклектики. Росписи верхнего храма и трапезной — масляные, письмо академическое, отдельными композициями. Архитектурные формы главного иконостаса напоминают силуэт храма с тремя главами на высоких пьедесталах.

Боковые главки расположены ниже центральной и вместе составляют высотную шатровую композицию, характерную для конца 19 в. В отдельных элементах резьбы просматриваются приёмы модерна. Иконы в современной резьбе. Храмовая икона «Нерукотворный Спас» (реставраторы Брягины,16 в.) и образ Богоматери Федоровской с чудесами образа (реставратор Н.А. Волкова, конец 17 в.) перешли из старого деревянного храма.

Иконостасы приделов — резные, позолоченные; резьба — геометризованная, в псевдорусском стиле. С. ц. — один из интереснейших образцов культовой архитектуры середины 18-го — начала 20 вв.; особый интерес представляет художественное оформление интерьеров храма и хорошо сохранившийся на его территории некрополь с большим числом художественных надгробий 18-го — начала 20 вв.

- На кладбище при храме находятся захоронения представителей виднейших фамилий костромских купцов и фабрикантов - Зотовых, Дурыгиных, Стригалевых, Солодовниковых и мн. др.;

- Храм продолжал действовать после 1917 года, однако с его колокольни были сброшены колокола, были уничтожены некоторые из надгробных памятников;

- В 1990 году была возрожлена традиция проведения крестных ходов к храму в день обретения Феодоровской иконы;

- В настоящее время приход храма осуществляет духовно-просветительскую и благотворительную деятельность, окормляет Костромские детские дома и реабилитационные центры. При храме действует Воскресная школа, открыта библиотека.

Святыни храма:

- ​чудотворная икона Спаса Нерукотворенного;

- частички святых мощей преподобного Агапита, врача Печерского;

- частички святых мощей блаженного Августина;

- частички святых мощей Григория Двоеслова;

- могила блаженной Дарьюшки-целительницы.

Покровская пог. Покровский, что на Удгоде (1859).

image008В приходе 2 церкви: теплая Богоявленская кам., с кам. колокольнею, и холодная Покровская; построены первая в 1796, вторая в 1859 г. усердием прихожан с прибавлением церковной кошельковой суммы. Обнесены кам. оградой. Кладбищ два: одно в церковной ограде, другое вне ее, в 1/2 в. от церкви, обнесено палисадником. Престолов в церквах 6: в Богоявленской церкви: а) в честь Богоявления Господня, б) в ч. Успения Божией Матери, в) во имя святит. Иоанна Златоустого и Николая Мирликийского; в Покровской церкви,  г) в ч. Покрова Пресвятой Богородицы, д) во имя св. апостола Матвея, е) во имя св. мчч. Флора и Лавра и мц. Александры.

image009Местно чтимой святыней служит храмовая икона Покрова Божией Матери. Храмовой иконой была икона Покрова Богородицы греческого письма «написанная по обещанию поручика Степана Степановича Жадовского 1702 году февраля 15». В 1848 г., во время жестоко свирепствовавшей в приходе холеры, поражавшей смертию целые семейства, икона носима была по всем селениям прихода, и холера вскоре прекратилась. В память этого, усердием прихожан в 1851 г. сделана на икону серебряная 84 пр. риза, с чеканною внизу надписью: "сия риза сделана усердием доброхотных дателей, в воспоминание избавления от холеры в 1848 г.". Весу в ризе 12 фун. 20 зол.

Расстояние от Костромы 80 в., от г. Буя 22 в. Ближайшие церкви: Спасская с. Спасского на Елнати Любимского уезда Ярославской губернии в 7 в., Благовещенская на Сендеге в 11 вер. и Архангельская с. Контеева в 12 вер. 

В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Галичский уезд. По церковно-административному делению приход относился к Костромской десятине. В 1628 г. упоминается церковь "Покрова св. Богородицы на Угоди". В 1642 г. упоминаются "Корежской волости Покровские попы: Никита Степанов да Григорий Павлов". В июне 1700 г. "запечатана благословенная грамота на два престола по челобитью Галич. уезда Костр. десятины церкви Покрова Пр. Богородицы, что на Угоди, попа Ивана с прихожаны, велено им на прежнем погорелом месте построить вновь церковь во имя Покрова Пр. Богородицы, да в приделе Флора и Лавра".

image010В 1858 г. в Богоявленском храме венчался будущий адмирал, герой Синопа и обороны Севастополя П.А.Перелешин с дочерью декабриста М.М.Корсакова Александрой.

Здесь проходил старинный Московский тракт из Галича через Буй в Любим и Москву.

Церковь состояла по штату 1856 г. по четвертому классу. Причта при ней было положено: два священника, дьячок и пономарь. В середине ХIХ в. в приход церкви входило 30 населенных пунктов, в которых в 1856 г. проживало 2118 человек. В 1858 г. в Богоявленском храме венчался будущий адмирал, герой Синопа и обороны Севастополя П.А.Перелешин с дочерью декабриста М.М.Корсакова Александрой. На кладбище у церкви сохранились надгробные памятники дворян Корсаковых, Шкот, Полозовых, Канищевых, Перелешиных.

Богослужения в Покровском храме не прекращались за всю его историю. Богоявленский храм был осквернен в нач.50- х годов ХХ в. Сегодня в нем находится зернодробилка местного сельхозпредприятия.

Храмы и монастыри

Две рязанские обители

Предисловие

Первые Григоровы-рязанцы – младшие потомки испомещенного Великим князем Московским Иоанном 111 Васильевичем в 1495 году по Можайску Василия Иванова сына Григорова, не получившие доли в родовом поместье.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Алексий Васильевич Андроников (+1918)

Родился 14 сентября 1838 года в г. Чухломе, Костромской губернии. Выходец из старинного рода чухломских священников, сын настоятеля Преображенского собора Чухломы Василия Ивановича и Глафиры Ивановны Андрониковых. Незаурядные способности студента Алексея Андроникова проявились в Костромской духовной семинарии.

Подробнее...

Статьи

Ярослав Мудрый

НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДНИКИ СВЯТОЙ РУСИ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА МУДРОГО КАК ДОМИНАНТА ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ БУДУЩЕГО

Аннотация: В статье, на примере государственно-церковного устройства  Киевской Руси  в период княжения святого благоверного князя Ярослава Мудрого (1034- 1054 ), раскрывается наиболее идеальная модель будущего имперского симфонического строительства «новой России». Дана, также, историческая ретроспектива тех государственных моделей, которые воплотили в прошлом возглавлявшие русское государство наследники Ярослава.
Ключевые слова: Бог, Церковь, государство, империя, общество, Ярослав, князь.

Подробнее...