Образы Костромских святых в иконописи и других памятниках русской культуры XVII-начала XXI вв. Проблемы подготовки Иконографического свода «Образы Костромских угодников Божиих в русской художественной культуре. XVII-начало XXI вв.»

Автор: saКуколевская О.С., ведущий искусствовед ОГУ «Наследие» департамента культурного наследия администрации Костромской области. . Опубликовано в Статьи

В 1992 году в нашем Отечестве впервые за многие десятилетия после Октябрьского переворота 1917 года широко отмечалась знаменательная дата - 600-летие памяти преподобного Сергия Радонежского, подвижника благочестия и молитвенника за спасение Русской земли. Празднование проходило на государственном уровне и свидетельствовало об изменении государственной политики в отношении Русской Православной Церкви – хранительнице духовных основ русской государственности, духовных основ русской нации.

В октябре 1992 года в Москве в Центральном доме художников состоялась выставка, посвященная 600-летию памяти преподобного Сергия Радонежского. Организатором исключительного для того времени события выступил Центральный музей Древнерусского искусства им. преподобного Андрея Рублева (ЦМИАР). Колоссальную работу проделали специалисты этого музея, объединив в залах выставки лучшие памятники русской духовной культуры и истории, связанные с именами, как преподобного Сергия Радонежского, так и его учеников и последователей - святых угодников Божиих всей России. На выставке были представлены сотни памятников иконописи, прикладного искусства, искусства книги из десятков музеев России. Во многом именно эта выставка подвигла специалистов практически всех музеев начать серьезно заниматься исследованием своих коллекций, выявлением и атрибуцией музейных предметов, связанных с именами святых угодников Божиих, особо почитаемых в их регионах.

В Костромском музее-заповеднике (КГОИАМЗ) эта работа уже проводилась на протяжении нескольких лет, но не имела активной поддержки со стороны администрации музея. В связи с этим необходимо вспомнить хорошо известного костромичам настоятеля церкви Спаса на Запрудне г. Костромы протоиерея Иоанна Сазонова, который оказал и музейным сотрудникам духовную поддержку и практическую помощь, предоставив им свою курсовую работу по истории почитания Костромских угодников Божиих в Костромском крае, подготовленную им еще в Духовной семинарии. Во многом благодаря этому, работу удавалось вести и даже начать подготовку к реставрации лучших икон с образами Костромских святых.

Московская выставка и участие в ней КГОИАМЗ, благодарственные письма Министерства культуры РФ и Московской Патриархии, которые получили музей и Управление культуры Костромской области, имели благотворное влияние на дальнейший процесс работы сотрудников костромских музеев. В музее-заповеднике началась интенсивная работа по подготовке выставки «Свет от света». Образы Костромских угодников Божиих в памятниках русской истории и культуры XVII – XX веков». Были обследованы коллекции всех музеев Костромской области, организована реставрация многих памятников. Реставрационные работы проводились специалистами и КГОИАМЗ (Волкова Н.А.), и Костромского филиала Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских им. И.Э. Грабаря (КФ ГЦХРМ; Васильева Т.Л., Задонская И. В.), но основная нагрузка легла на бригаду реставраторов А.М. Малафеева Костромской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской (КСНРПМ; А.М. Малафеев, Е.В. Ильвес, Е. И. Марев, Е.В. Рыбцов, В.Е. Тисов и Г.Б. Губочкин). Подготовка выставки осуществлялась по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра. Огромную помощь в подготовке выставки оказал игумен Серафим (Фирстов), настоятель храма во имя преподобного Серафима Саровского в микрорайоне Малышково города Костромы.

Открытие выставки состоялось в 1993 году. Размещалась она в трех залах Архиерейского корпуса Ипатьевского монастыря. На протяжении четырех лет работы, выставка пользовалась непременным успехом костромичей и гостей города, и была одной из самых посещаемых в музее. Выставку посещали все высокие гости администрации Костромской области и Костромской епархии. В 1994 году ее посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

         Работа по выявлению памятников иконописи с образами Костромских святых и других источников, связанных с подвижнической деятельностью святых угодников Божиих Костромской земли, в том числе житийных списков, продолжилась и в последующие годы и не может считаться завершенной и в настоящее время. Тем не менее, результаты ее оказались крайне интересными и свидетельствуют о широком почитании Костромских святых на протяжении нескольких столетий не только в Костромском крае, но и далеко за его пределами. Свидетельством этого является, прежде всего, география распространения памятников иконописи, на которых представлены костромские святые и, прежде всего, это преподобные Макарий Унженский и Желтоводский; Авраамий Галичский, Городецкий и Чухломский; Тихон Лухский; Иаков Железноборовский; Геннадий Костромской и Любимоградский; святители Иона, митрополит Московский и Митрофан, епископ Воронежский.

         Свидетельства о почитании Костромских преподобных и святителей за пределами Костромского края находятся во многочисленных документах XVII-начала XX столетий: в Описных книгах соборов Московского Кремля, Патриаршей ризницы, монастырей и храмов Москвы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Вологды, Каргополя, Сергиева Посада, Екатеринбурга, Иванова. Иконы костромских святых хранились в частных коллекция Москвы и Петербурга. Их изображения были введены в программы стенописи XVII века самых почитаемых храмов России (Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Ипатьевского монастыря, церкви Ильи Пророка и Николы-Надеина города Ярославля).

Особое почитание костромские святые имели у представителей царского Дома Романовых. Прежде всего, это преподобные Геннадий Костромской и Макарий Унженский, а также святитель Митрофан, епископ Воронежский. Из их жития известно о той роли, которую они сыграли в судьбе представителей Романовской династии. Преподобный Геннадий Костромской предсказал дочери Романа Юрьевича Захарьина Анастасии Романовне, что она вскоре станет царицей. В 1547 году его предсказание сбылось, и Анастасия стала первой супругой царя Иоанн IV Грозного, а в 1549 году преподобный Геннадий крестил первую дочь царицы Анастасии. Ко гробу преподобного Макария Унженского дважды приезжали поклониться инокиня Марфа (К.И. Шестова-Романова) с сыном Михаилом: в 1612 году с молитвенным прошением о спасении митрополита Филарета (Ф.Н. Романова) от польского пленения, и в 1619 году они совершили второе паломничество в Макариево-Унженский монастырь и с благоговением и благодарностью молились у гроба преподобного о его заступлении за плененного мужа и отца, который возвратился в Москву в здравии и вскоре стал Патриархом всея Руси. Святитель Митрофан Воронежский был личным собеседником императора Петра I, и не было для Петра Алексеевича авторитета большего, нежели святитель Митрофан, а его мудрые наставления служили руководством в благочестивых действиях молодого царя.

         Эти обстоятельства не могли не способствовать столь широкому и повсеместному почитанию костромских святых, а соответственно и созданию многочисленных иконографических вариантов их образов в иконописи.

В настоящее время редкое собрание музеев России не хранит в своих коллекциях иконы и другие памятники культуры, на которых представлены образы костромских святых:

  • Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» - 12 памятников
  • Государственный Исторический музей – 8 памятников
  • Государственная Третьяковская Галерея – 2 памятника
  • Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. преподобного Андрея Рублева – 10 памятников
  • Государственный Русский музей – 7 памятников
  • Государственный музей истории религии (Петербург) – 3 памятника
  • Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник – 117 памятников
  • Ярославский художественный музей – 5 памятников
  • Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник – 5 памятников
  • Государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское» - 2 памятника
  • Сергиев-Посадский историко-архитектурный музей-заповедник – 3 памятника
  • Церковный Археологический кабинет Московской духовной академии – 1 памятник
  • Ектеринбургский государственный объединенный историко-краеведческий музей – 4 памятника
  • Череповецкий краеведческий музей – 1 памятник
  • Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник – 2 памятника
  • Кирилло-Белозерский историко-архитектурный музей-заповедник – 2 памятника
  • Каргопольский краеведческий музей – 2 памятника

 

Этот список далеко не полный, и количество предметов, хранящихся в музейных собраниях и связанных с именами костромских святых, значительно увеличится при более тщательном исследовании их коллекций. В основном нам были доступны для ознакомления и изучения памятники, опубликованные на экспозициях и выставках, научных конференциях и изданиях музеев.

         Многочисленные моленные образы преподобных Геннадия Костромского, Макария Унженского, Иакова Железноборовского, Пахомия Нерехтского, святителей Ионы, митрополита Московского и Митрофана Ворнежского имели широкое распространение среди населения России всех социальных слоев и сохранялись в домашних молельнях. По просьбам заказчиков их включали в состав святых на иконах с небесными покровителями отдельной семьи или целого рода.

         Широкое почитание служило непременным фактором к созданию и распространению многочисленных редакции сказаний о житии и чудесах этих святых и списков с них, что, несомненно, способствовало созданию и разнообразных иконографических вариантов, прежде всего, в памятниках иконописи. Среди них особенно выделяются иконы житийные, созданные на основании текстов житийных списков. В этой связи особо необходимо отметить развитие иконографии образа преподобного Макария Унженского.

В иконографии русских святых иконы «Преподобный Макарий Унженский, с житием» на сегодняшний день по количественному составу уступают, вероятно, только иконам «Преподобный Сергий Радонежский, с житием», что подчеркивает широту почитания преподобного Макария, чудотворца и заступника всех плененных и угнетенных иноверцами. В музеях Костромской области и храмах Костромской епархии икон преподобного Макария Унженского сохранилось на сегодняшний день самое большое количество. В разных музейных собраниях, частных коллекциях, в ряде действующих храмах и монастырях Центральной России, а также в других источниках, в том числе и публикациях выставочных и печатных, нам удалось выявить около 80 икон с изображением преподобного Макария Унженского. Ни одна из них не повторяется с абсолютной точностью.

         Неизменным, как правило, сохранялись основные черты его внешнего облика, прежде всего запечатленные на иконе, которая почиталась как чудотворная и хранилась на раке над святыми мощами чудотворца в Макариевской церкви Макариево-Унженского монастыря. На иконе Макарий был изображен прямолично в молении образу Святой Троицы, изображенному во облаце над главой преподобного. Чтимый образ преподобного сохранялся до 1758 года. «В апреле 1758 года случился пожар, во время которого сгорели и гробница и чудотворная икона преподобного Макария. В 1761 году при игумене Александре была написана новая икона на гроб Макария»1, которая была утрачена в период закрытия Макариево-Унженского монастыря в 1929 году и разграблении и осквернении его храмов и святынь в начале 1930-х годов.2

Но до настоящего времени в собрании Костромского музея-заповедника сохраняется двусторонняя пелена золотного шитья с изображением Святой Троицы на лицевой стороне и образа преподобного Макария Унженского на оборотной3. Сейчас этот уникальный памятник передан на сохранение в ЦИАМ и представлен в экспозиции «Ипатьевский монастырь – «колыбель» Дома Романовых». По монастырскому преданию пелена являлась вкладом инокини Марфы (К.И. Шестовой-Романовой) не позднее 1619 года. Пелена является самым ранним из сохранившихся памятников с образом преподобного Макария. Это позволяет предположить, что изображение Макария на пелене повторяет иконографию святого на чудотворном образе.

Но ситуация с иконографией преп. Макария исключительная. Что касается других святых преподобных, подвизавшихся в костромском крае в 15-17 столетиях, то ранних икон с их образами не сохранилось. Как выглядели эти образы, мы можем только предположить по иконам, как правило, позднего XVIII, а порой и XIX века.

Другим источником, поясняющим порядок написания образов святых на иконе, являются некоторые русские иконописные подлинники и в первую очередь т.н. Филимоновский иконописный подлинник4, в котором из более ранних рукописных подлинников и икон собраны описания, т.е. правила изображения святых, в том числе и 17 костромских угодников Божиих, прославившихся в период XV-XVI веков. Из текста подлинника узнаем, что преподобного Авраамия Городецкого следует писать «… подобием сед, власи просты, брада аки Кирилла Белозерскаго, ризы преподобнические и схима, в руках образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем Иисусом Христом»5, преподобного Александра Вочского «… образом аки Зосима Соловецкий, брада поуже, ризы монашеские, на плечах схима.»6, преподобного Варнаву Ветлужского «… подобием надсед, брада аки Сергиева, гораздо подоле, ризы преподобнические и в схиме, в руке свиток; нецыи пишут схима на плечах.»7, преподобного Геннадия Костромского «… подобием сед, брада аки Василия Кесарийскаго, немного покороче, в схиме, ризы преподобническия, сей святый вериги на себе ношаше.»8, преподобного

Григория Пельшмемского «… подобием сед, брада аки Иоанна Богослова, власы главные густы с ушей, на плечах схима, ризы преподобническия, рука благословенна, в другой свиток.»9, преподобного Иакова Галичского «…положен у церкви Бориса и Глеба под алтарем на правой стороне; образом и подобием по всему аки Зосима Соловецкий, и ризами; схима на плечах.»10, преподобного Иакова Железноборовского «… подобием сед, брада аки Власиева, в схиме, из под схимы кудрецы знать.»11, преподобного Кирилла Новоезерского «… подобием стар, надсед, брада меньше Василия Кесарийского, мантия малая»12, преподобного Макария Унженского «… подобием стар и сед, лицем блед, власы просты на главе, брада аки Сергия Радонежскаго, ризы преподобническия, в руке свиток, а в нем написано: «Хвалю тя, Господи, Иисусе Христе, …»13, преподобного Паисия Галичского «… подобием сед, брада аки Макария Желтоводского, наконец раздвоилась, курчевата, ризы преподобнические»14, преподобного Пахомия Нерехтского «… подобием сед, брада покороче Власиевы, схима на плечах, риза преподобническая»15, святителя Иону, митрополита Московского и всея Руси «…подобием сед, брада покороче Власиевы, на конце мало подвоилась, на главе шапка святительская, сак на нем празелень, кресты, омофор и Евангелие»16, блаженного Симона Юрьевецкого «… подобием власы на главе черны и долги, и брада черна, длиною с Николину; одеяние на нем одна рубашка раздранная.»17, преподобного Ферапонта Монзенского «подобием сед мало; брада аки Василия Кесарийскаго, подоле немного и шире, на плечах схима, ризы монашеские, багряныя, исподняя празелень темная.»18.

         Написание икон ранних костромских святых со сценами жития и чудес, т.н. житийных икон началось в 17 веке. Литературной основой для них служили, прежде всего, сказания о житии и чудесах святых. Для создания новых иконографий использовали классические иконографические схемы русских житийных икон XVI века. Заказчиками, а порой и авторами иконографических программ таких икон первоначально являлось священноначалие монастырей и кафедральных соборов, в которых покоились мощи святых угодников. Позднее в XVIII-XIX веках житийные иконы получили широкое распространение и почитались не только в храмах, но и в домашних молельнях, т.к. писались часто небольших размеров, письмо их было миниатюрными и премного искусным и удовлетворяло вкусы самых требовательных почитателей. Такие иконы также сохранились как в музейных, так и в частных собраниях.

         За 70-летний богоборческий период в истории нашего Отечества были уничтожены сотни тысяч памятников церковного искусства, новые иконы создавались в исключительно малом количестве. Слава Богу, с 1990 года ситуация изменилась. Началось возрождение традиций русской иконописи. Созданы и плодотворно работают иконописные мастерские во многих городах России, в том числе и в Костроме. Трудятся на благо духовного возрождения России и отдельные иконописцы. Возрождаются традиции иконописания в монастырях. Созданы и создаются иконописные школы и факультеты при высших богословских учебных заведениях и духовных семинариях. Создаются новые иконы и в немалых количествах, но к сожалению не всегда их качество совершенно. Нередко приходится наблюдать в отдельных современных иконах ошибки XIXи XX столетий. Это прежде всего две крайности, либо нарушение иконописного канона, либо излишне тщательное следование ему. И то и другое, как правило, приводит к исчезновению главного в иконе – ее духовной составляющей. Сохранить лучшие традиции русской иконописи в современном иконописании, в частности и в иконах костромских святых, создаваемых не только костромскими иконописцами, может способствовать подготовка и издание Иконографического свода «Образы Костромских угодников Божиих в русской художественной культуре. XVII-начало XXI века». В настоящее время выявлено почти 400 икон, фотографий, документальных свидетельств по иконографии костромских святых, канонизированных к общероссийскому и местному почитанию до середины 1990-х годов. Они рассредоточены по собраниям многочисленных музеев, действующих храмов, архивов, библиотек, частным коллекциям и, как правило, доступ к ним затруднен по разным обстоятельствам. Объединение этой информации в один книжный блок во многом облегчит работу по созданию новых памятников церковного искусства и не только иконописных.

         Особая проблема состоит в создании иконописных образов святых новомучеников, канонизированных в последнее десятилетие. Многие из них были современниками наших родителей. То есть визуальный материал для создания новых иконографических памятников – фотографии, еще могут храниться у родных и близких прославленных новомучеников, в архивах и музейных собраниях. Включение этих материалов в Иконографический свод так же обязателен.

Поскольку работа по созданию полноценного Иконографического свода многотрудная во всех отношениях и, конечно же, непосильна одному исследователю, возможно создание небольшой творческой группы при Костромском церковно-историческом обществе, которая, прежде всего, подготовит предложения по структуре Иконографического свода, разработает реальный план его подготовки и определит круг учреждений и специалистов, которых могут оказать реальную помощь в работе.

         В данной работе Костромская епархия и ее Костромское церковно-историческое общество выступит продолжателями традиций, которые были заложены в трудах лучших русских археографов и историков церковного искусства, подготовивших в конце XIX – начале XX вв. к изданию иконописные подлинники19 - Николая Васильевича Покровского20, профессора Петербургской духовной академии и нашего земляка, Никодима Павловича Кондакова21 и Федора Ивановича Буслаева22, академиков Российской Академии наук.

 

Примечания:

 

1. Тарасенко Л.П. О древнейших иконах преп. Макария Унженского // Филевские чтения: тезисы конференции (16-18 декабря 2003 г.). М., 2003. С. 71.

2. Зонтиков Н.А. Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский. К 555-летию со дня преставления. 1444-1999 гг. Кострома, 1999. С. 45-52.

3. КГОИАиХМЗ, инв. № КОК 13940. Поступила из Древнехранилища КЦИО в 1919 году.

4. Сводный иконописный подлинник XVIII в. по списку Г. Филимонова. М., 1874.

5. Сводный иконописный подлинник XVIII в. по списку Г. Филимонова. М., 1874. С. 396

6. Там же, С. 49-50

7. Там же, с. 57

8. Сводный иконописный подлинник XVIII в. по списку Г. Филимонова. М., 1874. С. 256.

9. Там же, с. 37

10. Там же, с. 350

11. Там же, с. 62

12. Там же, с. 265

13. Там же, с. 398

14. Там же, с. 63

15. Там же, с. 62

16. Там же, с. 167

18. Там же, с. 54

18. Там же, с. 41

19. Строгановский иконописный лицевой Подлинник (конца XVI и начала XVII столетий). М., 1869; Сводный иконописный подлинник XVIII века по списку Г. Филимонова. М., 1874; Успенский А.И. Подлинник иконописный. М., 1903

20. Покровский Н.В. Сийский иконописный подлинник. Вып. 1-4. СПб, 1893-1897; он же, Евангелие в памятниках иконографии преимущественно Византийских и русских. СПБ, 1892.

21. Кандаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. Исторический и иконографический очерк. Т. I. Иконография Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб, 1905; он же, Иконография Богоматери. Т. 1-2. СПб, 1914.

22. Буслаев Ф.И. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским описям с XVI в. по XIX в. Т. 1-2. СПб, 1884.

 

Список иллюстраций к статье:

1.Икона. Спас на престоле, с припадающими святыми преподобными Авраамием Галичским и Авраамием Ростовским (?). Конец XVI – начало XVII вв. Москва. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

2.Икона. Преподобный Авраамий Галичский. Начало XVII в. Галич. Из часовни села Фоминское Костромского района Костромской области. КГОИАиХМЗ и ЦИАМ.

3.Икона. Преподобный Авраамий Галичский, с житием. Последняя четверть XVIII в. Солигалич. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. преподобного Андрея Рублева

4.Икона. Преподобный Авраамий Галичский, с житием. Солигалич. Середина XIX века. Солигаличский краеведческий музей

5.Пелена двухсторонняя. Святая Троица. Преподобный Макарий Унженский. Первая треть XVII в. Москва. Вклад инокини Марфы (К.И. Шестовой-Романовой) в Макариево-Унженский монастырь в 1619 году (?). КГОИАиХМЗ и ЦИАМ.

6.Пелена. Макарий Желтоводский и Унженский в молении иконе Святой Троицы. 1670-1670-е гг. Москва. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

7.Икона. Преподобные Иаков Железноборовский и Макарий Унженский в молении иконе Святой Троицы. 1620-е гг. Кострома. Из Успенской церкви г. Костромы. КГОИАиХМЗ и ЦИАМ.

8.Икона. Преподобный Макарий Унженский, с видом Макариевского Желтоводского монастыря. Конец XVII века. Среднее Поволжье. Государственный исторический музей

9.Икона. Преподобный Макарий Унженский, с житием. Начало XVIII в. Кострома. Государственная Третьяковская Галерея

10.Икона. Святые князья Феодор, Давид и Константин, святые князья Василий и Константин, ярославские чудотворцы и преподобный Макарий Унженский в молении образу Богоматери Толгской. Конец XVII – начало XVIII в. Ярославль. Ярославский Художественный музей

11.Икона. Костромские угодники Божии преподобные Макарий Унженский, Авраамий Галичский, Тихон Лухский, Геннадий Костромской, Ферапонт Монзенский, Пахомий Нерехтский, Иаков Железноборовский, Варнава Ветлужский, Паисий Галичский. 1886 г. Кострома. Из Никольской церкви села Верховье Солигаличского района Костромской области. Нерехтский краеведческий музей

12.Икона двухсторонняя. Апостол и евангелист Иоанн Богослов. Преподобный Иоанн Вочский. Вторая половина XVIII в. Солигалич. Из Ильинской церкви села Верхний Березовец Солигаличского района Костромской области. КГОИАиХМЗ и ЦИАМ

13.Икона. Преподобный Кирилл Новоезерский, с видом Новоезерского монастыря. XIX в. Вологда (?). Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. преподобного Андрея Рублева

14.Икона. Преподобные Макарий Писемский и Павел Обнорский, в молении Господу Вседержителю. В окладе. XIX в. Кострома (?).Макариево-Писемский женский монастырь

15.Литография. Преподобный Паисий Галичский, с видом Паисиево-Галичского монастыря. XIX в. Типография Троице-Сергиевой Лавры. Сергиево-Посадский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

16.Икона. Преподобный Пахомий Нерехтский и святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси. XIX в. Кострома. Успенская женская пустынь в селе Тетеринском близ города Нерехты

17.Покров. Свт. Иона, митрополит Киевский и всея Руси. Вклад царицы Анастасии Романовны в Успенский собор Московского Кремля в 1551-1553. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

18.Икона. Апостолы Петр и Павел, святители Московские и всея Руси Филипп, Петр, Алексий и Иона в молении Христу Великому Архиерею. Круг Гурия Никитина. Конец XVII в. Кострома. Костромская епархия Ц. Воскресения на Дебре в Костроме

19.Икона. Преподобный Тихон Лухский. XIX в. Поволжье. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. преподобного Андрея Рублева

 

 

Храмы и монастыри

Буйского уезда село Троицкое в Ликурге

Краткие сведения о селе и Ликургской волости. Две каменные церкви 1685 г. Описание их. Надпись 1721 г. на иконостасе. Колокольня, ограда. Церковный дом «Трапеза». Кресты 1669 и 1665 гг. Два печатныя Евангелия начала XYII века. Евангелие 1681 г. Гробница Готовцевых. Надгробныя камни с надписями 1725, 1709 (над убитым под Полтавою), 1661 (над Голенищевою Кутузовою), 1650, 1624, 1729 гг.

Подробнее...

Святые и Святыни

Преподобная ОЛИМПИАДА Арзамасская (СТРИГАЛЕВА)

Олимпиада (Стригалёва)[1] (1771 - 1828), настоятельницаАрзамасской Алексеевской общинысхимонахиняпреподобная, местночтимая святая Киевской епархии.

Подробнее...

Статьи

«Советская» религиозность как фактор жизнеспособности религии в СССР. На примере областей Верхнего Поволжья

Аннотация: На основании документальных источников в статье доказывается, что религиозные представления неистребимо живут в обществе, даже провозгласившем атеизм основой своей идеологии. Религиозность в таком обществе воспроизводится как в формах традиционных религиозных представлений, так и принимает различные другие направления, восполняющие у человека религиозный вакуум и запросы. В целом, «советская религиозность» характеризуется неофитством, увлеченностью религией, желанием воплотить в жизнь субъективные идеалы и представления о религии в основном почерпнутые из книг и разговоров о ней. В основе поиска религиозной удовлетворенности лежит самопознание и самообразование. Как показывают исследования феномена «советской религиозности», результатом неофитских порывов является нынешнее, постсоветское состояние церковных структур, а также, религиозной жизни людей

Подробнее...