Священник Заварин Николай Константинович (1895-1937)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001

Родился в 1895 году в с. Вознесенское, Пречистенского р-на, Ярославской губернии (По другим сведениям в с. Возенсенье Ярославской губернии). По окончании Семинарии в 1921 году рукоположен во священника к церкви с. Вознесенское Ярославской губернии. Служил до конца 1920-х годов, потом о.Николай вместе с семьей переехал в г.Нерехту, где служил в Казанском соборе до 29 марта 1929 года. Люди потянулись к батюшке, стали активнее посещать храм. Это сразу обеспокоило местные власти.

Арестован 29.03.1929 г., после рапорта помощника уполномоченного ОГПУ, который докладывал. 21 марта 1929г.: "...соборный поп гор. Нерехты Заварин возбуждает к волнениям и беспорядкам, распространяет провокационные слухи о катастрофичности экономического состояния Союза и неизбежности падения власти". При обыске на квартире о.Николая были изъяты изъяты хранившиеся у него послания св. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Виновным себя не признал. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР от…1929 приговорен к 3 года ссылки на Урал.

image002Возвратившись из ссылки, о.Николай обнаружил закрытыми большинство храмов г.Нерехты, в том числе и Казанский собор, где он служил. Его назначили на место священника в Троицкую церковь с.Емсна Нерехтского района Костромской области, где он служил до июня 1937 года, когда и был арестован во время кампании по снятию колоколов с церквей в ночь на 5 августа 1937 года: не смог терпеть надругательства и вместе с другими священнослужителями Нерехтского района (свщмч. Василий Разумов – прим. Д.С.) выступил против снятия колоколов. Кроме того, о.Николай вел разъяснения в сельской церкви, направленные против обновленчества.

image00319.09.1937 г. осужден тройкой при УНКВД СССР по Костромской области. Обвинение - "организация церковно-монархической группы". Приговор высшая мера наказания — расстрел.

Расстрелян 21 сентября 1937 года (по другим сведениям 19 сентября 1937 года).

Реабилитирован 24.05.1989г.

Публикации

Хлебников М. "Не стоит село без праведника"// Православная Москва. 1996. N 28 (88). С.4.

 

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Монахини Феоктиста (Кулакова, 1902-1988), Палладия (Кулакова, 1906-1983), Анастасия (Кулакова,1909-2002).

Монахиня Феоктиста (в миру Мария Андреевна Кулакова), 1902 г.р., д. Минино Любимского узда Костромской губернии. С раннего детства пожелала служить Богу. Вместе с сестрами следовала наставлениям иеромонаха Железноборовского монастыря Иоасафа (Сазанова), была его духовной дочерью. Являлась насельницей тайного монастыря в Любимском р-не. 24 декабря 1932 года вместе с сестрами была арестована и обвинена в «религиозном возбуждении учения иеромонаха Иоасафа; организации нелегальных монашеских келлий; распространении антисоветской и антиколхозной агитации». 26 апреля 1933 года приговорена к 5-ти годам лишения свободы. Похоронена на городском кладбище в Костроме.

Подробнее...

Статьи

Оценка личности и сравнительный анализ деятельности костромских архиереев в период с 1958 по 1988 гг.

Аннотация. В статье дается сравнительный анализ личности костромских архиереев – выходцев из различных социальных слоев общества, людей различного образования и личностных качеств, осуществлявших свою деятельность в период с 1958 по 1988 годы. Их верность своим идеалам и христианским ценностям позволила нивелировать усилия государственного аппарата по сокращению церковных структур в Костромской епархии. На основании источников делается вывод о том, что никакими запретительными мерами и репрессиями невозможно уничтожить церковную организацию и запугать управляющих епархиями архиереев, верных своему призванию. Убеждает сделать такой вывод статистика, которая позволяет говорить о том, что даже в самые сложные годы притеснения церковных структур, Костромская епархия представляла собой жизнеспособную структуру, которая при улучшении государственно-церковных отношений смогла восстановить и развивать свою деятельность.

Подробнее...