Священник Заварин Николай Константинович (1895-1937)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001

Родился в 1895 году в с. Вознесенское, Пречистенского р-на, Ярославской губернии (По другим сведениям в с. Возенсенье Ярославской губернии). По окончании Семинарии в 1921 году рукоположен во священника к церкви с. Вознесенское Ярославской губернии. Служил до конца 1920-х годов, потом о.Николай вместе с семьей переехал в г.Нерехту, где служил в Казанском соборе до 29 марта 1929 года. Люди потянулись к батюшке, стали активнее посещать храм. Это сразу обеспокоило местные власти.

Арестован 29.03.1929 г., после рапорта помощника уполномоченного ОГПУ, который докладывал. 21 марта 1929г.: "...соборный поп гор. Нерехты Заварин возбуждает к волнениям и беспорядкам, распространяет провокационные слухи о катастрофичности экономического состояния Союза и неизбежности падения власти". При обыске на квартире о.Николая были изъяты изъяты хранившиеся у него послания св. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Виновным себя не признал. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР от…1929 приговорен к 3 года ссылки на Урал.

image002Возвратившись из ссылки, о.Николай обнаружил закрытыми большинство храмов г.Нерехты, в том числе и Казанский собор, где он служил. Его назначили на место священника в Троицкую церковь с.Емсна Нерехтского района Костромской области, где он служил до июня 1937 года, когда и был арестован во время кампании по снятию колоколов с церквей в ночь на 5 августа 1937 года: не смог терпеть надругательства и вместе с другими священнослужителями Нерехтского района (свщмч. Василий Разумов – прим. Д.С.) выступил против снятия колоколов. Кроме того, о.Николай вел разъяснения в сельской церкви, направленные против обновленчества.

image00319.09.1937 г. осужден тройкой при УНКВД СССР по Костромской области. Обвинение - "организация церковно-монархической группы". Приговор высшая мера наказания — расстрел.

Расстрелян 21 сентября 1937 года (по другим сведениям 19 сентября 1937 года).

Реабилитирован 24.05.1989г.

Публикации

Хлебников М. "Не стоит село без праведника"// Православная Москва. 1996. N 28 (88). С.4.

 

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Магер Василий Устинович (1883- 1960)

Родился 14 января 1883г., в м. Крево, Ошмянского уезда, Виленской губернии, царства Польского, Российской империи в крестьянской семье. После Октябрьского переворота 1917г. Василию Магеру с женой и двумя детьми пришлось оставить все имущество и эвакуироваться в Красноярск.

Подробнее...

Статьи

Костромское романоведение: темы и проблемы

Романоведение, возникшее в Костроме чуть ли не в 1613 году и со временем сделавшееся одним из главных направлений костромского краеведения, в 1913 году насчитывало свыше двухсот исследований, наиболее ранними из которых были костромские Писцовая [127] и Дозорная [125] книги, Летописец костромской краткий [105] и сказания о явлениях и чудесах икон Федоровской в Костроме [106] и Владимирской в Нерехте [107]. К исходу следующего столетия в «Истории о первоначалии и происшествиях города Костромы» [126] и «Кратком историческом известии о граде Костроме» [104] Николая Степановича Сумарокова и «Описании Костромского наместничества вообще» [38, 134] и «Собрании исторических известий, относящихся до Костромы» [37] Ивана Кузьмича Васькова наметились и основные темы костромского романоведения – избрания, сватовства, венчания и благословения на царство первого из Романовых, происхождения, землевладения и пребывания Романовых в Костромском крае и благодеяний ему, а также преданности им костромичей, увековечения памяти о них и пр.

Подробнее...