Епископ Ветлужский Неофит (Коробов 1878-1937)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001

Родился 15 января 1878 года в селе Новоселово Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии в купеческой семье. По одним сведениям мальчик получил домашнее образование, по другим — обучался в народной земской школе. Хорошо пел, был грамотным, писал красивым аккуратным почерком.

В конце 1902 года пришёл в Валаамский монастырь и после почти 3 лет трудничества 23 февраля 1906 года был зачислен в послушники монастыря.

11 марта 1906 года игуменом Пафнутием (Андреевым) пострижен в монашество, а 3 апреля того же года в Крестовой Михаило-Архангельской церкви Выборга рукоположён в иеродиакона архиепископом Финляндским и Выборгским Сергием (Страгородским).

До 1908 года иеродиакон Неофит служил в Валаамском монастыре, а с февраля 1908 года исполнял должность эконома в Финляндском Архиерейском Доме в Выборге.

image00224 июля 1910 рукоположён в иеромонаха. 4 октября 1911 года освобожден от должности эконома с перечислением в братство Валаамского монастыря. Был рекомендован руководителям Палестинского общества архиепископом Финляндским и Выборгским Сергием, когда требовался священник для сопровождения православных паломников в поездке на Святую Землю.

В 1914 году был назначен настоятелем Никольской церкви в Петрограде.

В 1918 году был переведен в Ярославскую губернию в Борисоглебский монастырь.

В июле (июне?) 1919 года архимандрит Неофит был назначен настоятелем Ростовского Борисоглебского двухклассного монастыря, однако, за невозможностью прибыть к месту назначения в январе 1920 года он был уволен от настоятельства.

image003В 1921 году зачислен в братство Угличского Покровского монастыря, настоятелем которого состоял викарий Ярославской епархии епископ Угличский Серафим (Самойлович).

В 1923 году переведен в Ростовский Авраамиев монастырь. В том же году его арестовали.

25 апреля 1927 года хиротонисан во епископа Городецкого, викария Нижегородской епархии. Вскоре прибыл в Городец.

За недолгое время управления Городецким викариатством епископ Неофит рукоположил несколько священников, в том числе Николая Державина (мученически погибшего в 1937). Поддерживал семьи репрессированных за веру (после ареста в декабре 1928 г. свящ. Николай передал епископ Неофиту список содержавшихся в нижегородской тюрьме священнослужителей и мирян).

С 19 июля 1929 года — епископ Ветлужский, викарий Нижегородской епархии.

По воспоминаниям он обладал большим смирением, был нищелюбив и после каждой службы, выходя из храма, раздавал милостыню. И не было никого среди его многочисленной паствы, кто был бы им обижен или кем бы он пренебрег. В великие праздники он звал нищую и убогую братию к себе на обед. Юродивые и блаженные приходили к нему в любое время. Будучи ревнителем церковного благочестия, он и паству свою призывал к исполнению церковных правил. В конце жизни обрёл дар прозорливости.

image004Время это неуклонно приближалось. Во время гонений 1930 года власти решили снять с собора Флора и Лавра колокола. Эти колокола были украшением города, ветлужцы почитали их своей святыней. Один был весом в пятьсот шестьдесят пудов с очень мелодичным звоном, слышным за двадцать пять верст. Со страшным гулом и стоном падал он вниз, под своей тяжестью уйдя в землю. Как живое существо, били и терзали безбожники колокол, пока не разбили его на мелкие части. Разорителями были приезжие, а из своих — городские пьяницы Николай Галанкин и Анатолий Морозов. Господь не замедлил явить над ними Свой суд. Николай Галанкин вскоре по несчастному случаю убился насмерть, а Морозова разбил паралич, и он неподвижно пролежал сорок лет. Видя происходящее, томилось и стенало сердце архипастыря. Но он знал, что любое слово протеста приведет к аресту, а колокола все равно снимут. Но не о колоколах поставил его печься Господь, а о душах живых. Конец все равно будет мученическим, а сейчас надо смириться и ждать. Но в народе поднялся — в первый раз — ропот на архипастыря: почему не защитил достояние народа.

И тогда епископ вышел на амвон и сказал:

« — Дорогие братья и сестры, я не хозяин над имуществом храма, теперь здесь хозяева власти, они захотели — они и сняли, меня не спросили. Я скоро умру, а вы еще будете жить, и вы сами увидите, какая наступит страшная жизнь»

. Вскоре безбожники закрыли Троицкую церковь, а затем и собор.

Но не пришли еще сроки уничтожения Ветлужской церкви. Один из благочестивых ветлужских прихожан поехал к начальству в Москву и добился разрешения на открытие собора. За это время кое-где стекла в храме побили, и хотя внутри было нетронуто, но уже потянуло духом запустения и смерти.

В собор вошел его настоятель о. Александр Зарницын. Он упал на колени и заплакал. За ним вошел протодиакон Иоанн Воздвиженский и опустился на колени рядом.

Люди, сколько их было в храме, заплакали.

Епископ Неофит, видя такую любовь народа к храму Божию, прослезился сам.

«- Ну вот, родные мои, я скоро умру. Вы за меня здесь помолитесь, а я за вас там помолюсь.

image005- Что вы это, преосвященнейший владыко, помирать собираетесь, - стали возражать певчие, зная, что никогда владыка ничем серьезным не болел.

- Да, да, - повторил епископ, - я скоро умру».

А 6 августа 1937 года владыка Неофит был арестован. Вместе с ним арестовали всех священников Ветлужской округи. Епископа содержали отдельно от собранного вместе духовенства. Он отказался отвечать на вопросы следователя, обвинил НКВД в арестах невиновных и предъявлении надуманных обвинений, за что был заключен в карцер. Следствие продолжалось весь август и сентябрь.

image006

Владыку обвинили в том, что он проводил активную контрреволюционную подрывную работу, направленную на свержение советской власти и реставрацию капитализма в СССР. В том, что им была "создана церковно-фашистская, диверсионно-террористическая, шпионско-повстанческая организация... с общим числом свыше 60 участников", что он будто бы "руководил подготовкой терактов, сбором шпионских сведений, поджогами колхозов, уничтожением колхозного поголовья. Передал шпионские сведения митрополиту Сергию Страгородскому для передачи разведывательным органам одного из иностранных государств".

На основании этих обвинений 11 ноября 1937 года Тройка УНКВД приговорила епископа к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же месяц.

Епископ Неофит был похоронен на кладбище Горьковской тюрьмы рядом со старообрядческой церковью.

В настоящий обсуждается возможность канонизации епископа Неофита. Епископ Августин (Анисимов) и диакон Георгий Максимов назвали его священномучеником.

Литература.

  • Баконина С. Н. Новые данные к биографии епископа Ветлужского Неофита (Коробова) // Материалы VI ежегодной Всероссийской научно‑богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». Санкт-Петербург — Саров — Дивеево. 25-28 июня 2009 г. — Нижний Новгород: Глагол, 2012. С. 140—149.
  • Баконина С. Н. Епископ Неофит (Коробов): к вопросу о канонизации.

 

 

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

Епископ Сызранский Фостирий (Максимовский, 1864-1938).

Преосвященный Фостирий (в миру Павел Ксенофонтович Максимовский) родился 21 октября 1864 года в с.Болотово Юрьевецкого уезда, Костромской губернии. В 1888 году окончил Костромскую духовную семинарию. 10 сентября 1895 года был рукоположен в иерейский сан священника. Служил в г. Ветлуга Нижегородской области в Воскресенском соборе[1].

Подробнее...

Статьи

К вопросу об авторитете священника на примере представителей духовенства 1960-1970-х годов

Аннотация. В исследовании на основании фактов и исторических свидетельств опровергаются устоявшиеся стереотипы историографии государственно-церковных отношений периода 1960—х годов в отношении духовенства Русской Православной Церкви. Анализ исследований приведенных в историографии показывает, что светские и церковные историки рассматривающие сложившуюся в середине ХХ века на приходах ситуацию рассматривают ее с ракурса  своих идеалистических представлений о неком «золотом времени», видят ее с позиций  буквального прочтения открытой документальной базы и общего нарратива государственной пропаганды, пытавшейся внушением зависимого состояния, сломить волю духовенства, исказить его представление о своем призвании. Привить стереотип ремесленничества.

Приведенные примеры личностей и деятельности авторитетного и харизматического духовенства в СССР в периода 1960-х годов позволяют сделать вывод, что только благодаря высокому авторитету священства у верующего народа и «неверующих», достигнутому соответствием высоким идеалам своего признания, удалось сохранить церковную организацию, а также открыть врата Церкви для многих миллионов наших соотечественников, пришедших в Церковь в 1990-е годы.

Подробнее...