Пропилеи на Волге 2013. Кавказ и русская культура

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

2013-05-24-25-0224-25 мая 2013 года в Костроме прошла международная научная конференция «Пропилеи на Волге 2013. Кавказ и русская культура». Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки РФ, Межрегиональный научный центр по изучению и сохранению творческого наследия В. в. Розанова и священника П. А. Флоренского, Костромской государственный  университет им. Н. А. Некрасова, Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев в России (ФНК Азерос) и др.

2013-05-24-25-012013-05-24-25-03В конференции участвовали ученые и исследователи творчества знаменитых философов и писателей из  США, Москвы, Ельца, Томска, Владимира, Иваново, Костромы, Кинешмы. С докладами выступили такие всем известные исследователи  как В. П. Троицкий, ведущий научный сотрудник Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева», проф., д-р культурологи  И. А. Едошина, проф. В. П. Океанский, д-р искусствоведения, проф. К. В. Зенкин, д-р философских наук, проф. А. М. Подоксенов и мн. др. На заседаниях секций конференции прошла презентация А. Ф. Лосева «Диалектические основы математики»М, 2013;  книги игумена Андроника (Трубачева) «Путь к Богу» М, 2012.

На конференции выступили ученые  и исследователи творчества В. В. Розанова и прот. Павла Флоренского,  о наличии кавказских корней последнего  и кавказского периода жизни присутствующие на конференции говорили. 25 мая с докладом «Феномен символизма в мировоззрении священника Павла Флоренского» выступил Секретарь Епархиального совета Кинешемской епархии  д-р философии, проф. прот. Дмитрий Сазонов.

Взяв за основу сакральную символику богослужения и храма, немало трудов  по разъяснению которой о. П. Флоренский предпринял в своей работе «Иконостас», докладчик показал, что руководствуясь  предложенным  о. Палом святоотеческим пониманием «неба-храма», мы можем поднять понимание церковных людей до высших степеней богословия.

Подводя итоги конференции, И. А. Едошина и все присутствующие подчеркнули плодотворный ее характер, плоды которого мы вскоре увидим в очередном номере научно-публицистического журнала «Энтелехия»

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Серафим (Соболев, 1881-1950)

Память13/26 февраля

Родился будущий святитель Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) 13 декабря 1881 года в Рязани. Во святом крещении его нарекли Николаем. Получив предварительно домашнее образование, в 1894 году тринадцатилетний Коля был зачислен в Рязанское духовное училище, затем окончил Рязанскую духовную семинарию и в 1904 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Подробнее...

Статьи

Рукописи Е.В. Честнякова – источник духовной и народной мудрости.

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник обладает уникальным фондом рукописных произведений Е.В. Честнякова. Всю жизнь наряду с рисованием и писанием картин он "сочинял словесности". Его рукописное наследие является подлинной сокровищницей духовной и народной мудрости. Это - сказки, стихи, романы в прозе и стихах, драматические сценки для детского театра, размышления о вере, жизни, искусстве. В своих художественных и литературных произведениях он поднимает общечеловеческие духовно-нравственные проблемы, через прекрасную мечту показывает пути совершенствования человека, построения всеобщего благоденствия. И делает это с такой неповторимой национальной самобытностью, что позволяет нам рассматривать его творчество не только как российское, но как общемировое явление художественной культуры.

Подробнее...