Священник Флоренский Павел Александрович (1882-1937)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Священник Павел Флоренский. Которого современники называют «русским Леонардо да Винчи»

- русский философ, богослов, искусствовед, литературовед, математик и физик.

Имя Павла Александровича связано с Костромским краем и по праву генетической памяти - прадед Флоренского Андрей Матвеевич был дьячком Христорождественской церкви села Завражье и с. Борисоглебского[1], на территории нынешнего Кадыйского района Костромской области, и по его научной деятельности - он вел фольклорные записи в селе Толпыгино Нерехтского уезда, и по дружеским отношениям со многими костромичами[2].

image002Родился Павел Флоренский 9 января в местечке Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан). Отец Александр Иванович Флоренский (30.9.1850—22.1.1908) — русский, происходил из костромского старинного священнического рода; образованный культурный человек, утративший связи с церковью, с религиозной жизнью.

image003В 1899 году окончил 2-ю Тифлисскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Московского университета. Печатается в журналах «Новый путь» и «Весы». В студенческие годы увлёкся учением Владимира Соловьёва и архимандрита Серапиона (Машкина). По окончании университета, по благословению епископа Антония (Флоренсова), поступает в Московскую духовную академию, где у него возникает замысел сочинения «Столп и утверждение истины», которую он завершил к концу обучения (1908; удостоен за эту работу Макариевской премии).

В Москве создается «Кружок ищущих христианского просвещения», всего лет десять просуществовавший (с 1907 примерно по 1917 гг.). Осуществленный, «кружок помог многим, находившимся “около церковных стен”, войти не только в Церковь, но и в алтарь. Священнический сан приняли о. Павел Флоренский, о. Сергий Булгаков, о.Александр Ельчанинов, о. Сергий Дурылин, о. Феодор Андреев, о. Сергий Мансуров, а М.А. Новоселов причислен к лику святых. Видными церковными деятелями были кн. Е.Н. Трубецкой, кн. Г.Н. Трубецкой, Ф.Д. Самарин, А.Д. Самарин[3], П.Б. Мансуров, Н.С. Арсеньев, Н.Д. Кузнецов, И.П. Щербов. Кружку были близки В.М. Васнецов[4] и М.В. Нестеров»[5]. Однако, без имени костромича епископа Феодора (Поздеевского)[6] этот перечень не будет полон. Достаточно сказать, что троеназванных священников — П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, С.Н. Дурылин — рукоположены владыкой. Последний — по благословению прав. Алексия Мечёва и прп. Оптинского старца Анатолия (Потапова), а второй — свт. Тихона («Я и не подумал, что Патриарх мог иметь желание сам совершить мое рукоположение, когда просил его поручить совершить это Преосвященному Феодору», — вспоминал прот. Сергий[7].

image004image005В 1904-1909 гг. в с. Толпыгино, Нерехтского уезда Костромской губернии[8] приезжал Павел Флоренский со своим другом, сыном местного священника Сергеем Троицким. Они вместе обучались в Московской Духовной академии. На каникулах друзья отправлялись в Толпыгино и помогали отцу Симеону в реставрации храма, проповедовали, организовали при храме библиотеку для крестьян, собирали народный фольклор[9]. П. Флоренский в 1912 году опубликовал сборник частушек, собранных им в окрестностях села Толпыгино. Храм Воскресения словущего в Толпыгино никогда не закрывался[10].

Весной 1904 года П.А. Флоренский с отличием окончил Московский университет, в сентябре 1904 года поступил в Московскую Духовную академию. С тех пор вся жизнь его оказалась связанной с Троице-Сергиевой Лаврой, у стен которой он прожил почти тридцать лет. Как автор книги «Столп и утверждение Истины» и ряда других работ отец Павел завершил становление онтологической школы Московской Духовной академии (протоиерей Феодор Голубинский – В.Д. Кудрявцев-Платонов – А.И. Введенский – архимандрит Серапион (Машкин) – священник Павел Флоренский). После защиты магистерской диссертации священник Павел Флоренский был утвержден в степени магистра богословия и звании экстраординарного профессора Московской Духовной академии. В 1914–1915 годах за магистерскую диссертацию «О духовной Истине» отец Павел был награжден премиями митрополита Московского Филарета и митрополита Московского Макария.

В 1908–1919 годах отец Павел преподавал в Московской Духовной академии историю философии. В 1912 году назначается редактором академического журнала «Богословский вестник» (1908).

image006В 1911 принимает священство. В 1912—1921 служил в церкви Убежища сестер милосердия Красного Креста в Сергиевом Посаде, после её закрытия в 1921 году, находился за штатом.

Если говорить о вкладе П.А. Флоренского в русскую философию и богословие, то необходимо помнить, что его самобытное и оригинальное творчество отмечено противоречивостью. В нем отразился процесс постепенного духовного становления отца Павла, и потому он сам никогда не претендовал ни на абсолютность и законченность своих мыслей, ни на всеобщность признания, а подразумевал их обсуждение, развитие, уточнение, исправление. Но, писал он, «я хотел именно Православия и именно церковности. Я хотел и хочу быть верующим сыном Церкви»[11].

События революции воспринимает как живой апокалипсис и в этом смысле метафизически приветствует, но философски и политически всё более склоняется к теократическому монархизму. Сближается с Василием Розановым (из потомственных священников - костромичей – прим. Д. С.) и становится его духовником, требуя отречения от всех еретических трудов[12].

В.В. Розанов, едкий в своих оценках, тем не менее писал об отце Павле: «Это Паскаль нашего времени. Паскаль нашей России, который есть, в сущности, вождь всего московского молодого славянофильства и под воздействием которого находится множество умов и сердец в Москве и в Посаде, да и в Петербурге. Кроме колоссального образования и начитанности, горит энтузиазмом к истине. Знаете, мне порою кажется, что он святой, – до того необыкновенен его дух, до того исключителен... Я думаю и уверен в тайне души: он неизмеримо еще выше Паскаля, в сущности, в уровень греческого Платона, с совершенными необыкновенностями в умственных открытиях, в умственных комбинациях, или, вернее, в прозрениях»[13].

Пытается убедить власти, что Троице-Сергиева лавра — величайшая духовная ценность и не может сохраниться как мёртвый музей. Работая в Комиссии по охране Троице-Сергиевой Лавры, священник Павел Флоренский одним из первых в мировой практике развивал идею «живого музея», требуя сохранения каждого предмета в той среде и связях, в которых он возникает и живет. Отец Павел считал необходимым для Церкви и духовной культуры России сохранить именно как действующие монастыри Троице-Сергиеву Лавру («явление русской идеи») и Оптину пустынь («могучий соборный в России возбудитель духовного опыта») и делал для этого все, что было тогда для него возможно. Именно благодаря работе в Комиссии по охране Лавры отцу Павлу вместе с Ю.А. Олсуфьевым удалось 30 марта 1920 года сокрыть главу Преподобного Сергия. На Флоренского поступают доносы, в которых он обвиняется в создании монархического кружка.

С 1916 по 1925 годы П. А. Флоренский написал ряд религиозно-философских работ, включая «Очерки философии культа» (1918), «Иконостас» (1922), работает над воспоминаниями. В 1919 году П. А. Флоренский пишет статью «Обратная перспектива», посвящённую осмыслению феномена данного приёма организации пространства на плоскости как «творческого импульса» при рассмотрении иконописного канона в ретроспективном историческом сопоставлении с образцами мирового искусства, наделёнными свойствами таковой.

image0071 августа 1921 года священник Павел Флоренский был утвержден профессором печатно-графического факультета Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). В течение трех лет отец Павел читал во Вхутемасе курс лекций под названием «Анализ перспективы», переработанный затем в монографию «Анализ пространственности [и времени] в художественно-изобразительных произведениях» (1924–1925).

Судьба отца Павла была предопределена его верой во Христа и саном священника Православной Церкви, религиозно-философским мировоззрением и тем вызывающим положением «апологета», которое он занимал в обществе.

Он возвращается к занятиям физикой и математикой, работая также в области техники и материаловедения. С 1921 года работает в системе Главэнерго, принимая участие в ГОЭЛРО, а в 1924 году выпускает в свет большую монографию о диэлектриках. Его научную деятельность поддерживает Лев Троцкий, что, возможно, в будущем сыграло в судьбе Флоренского роковую роль.

Другое направление его деятельности в этот период — искусствоведение и музейная работа. Одновременно Флоренский работает в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, являясь её учёным секретарём, и пишет ряд работ по древнерусскому искусству.

В 1922 году он издал за свой счёт книгу «Мнимости в геометрии», в которой при помощи математических доказательств пытался подтвердить геоцентрическую картину мира, в которой Солнце и планеты обращаются вокруг Земли, и опровегнуть гелиоцентрические представления об устройстве Солнечной системы, утвердившиеся в науке со времён Коперника. В этой книге Флоренский доказывал также существование «границы между Землей и Небом», располагавшейся между орбитами Урана и Нептуна[14].

После 1928 года, получив запрет на ношение подрясника и не желая надевать светский костюм, отец Павел на работе во Всесоюзном электротехническом институте (ВЭИ) носил удлиненную русскую рубаху и сапоги, но когда это было возможно, облачался в духовную одежду (сохранились фотографии отца Павла в подряснике на кладбище в 1930 году).

image008Первый арест отца Павла был произведен 21 мая 1928 года в связи с так называемым Сергиевопосадским делом. 8 июня 1928 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило: «Флоренского Павла Александровича из-под стражи освободить, лишив права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, означ[енных] губерниях и округах с прикреплением к определенному местожительству сроком на три года, считая срок с 22/5-28 года»[15] . Это называлось «высылка минус шесть». 22 июня Особое совещание внесло изменение в свое решение: было исключено прикрепление П. А. Флоренского к «определенному месту жительства»[16].

14 июля 1928 года П.А. Флоренский отбыл в Нижний Новгород, но уже 31 августа, также благодаря ходатайству Е.П. Пешковой, Особое совещание при Коллегии ОГПУ пересмотрело дело № 60110 и постановило: «Флоренского П. А. досрочно от наказания освободить, разрешив свободное проживание по СССР».

В ночь с 25 на 26 февраля 1933 года отец Павел был вновь арестован на своей московской служебной квартире. Формально он был арестован как обвиняемый по делу № 2886 «О контрреволюционной национал-фашистской организации» («Партия возрождения России»).

26 июля 1933 года тройка при ПП ОГПУ МО постановила: «Флоренского П.А. заключить в исправ[ительный] труд[овой] лагерь, сроком на десять лет, считая срок с 25/II-33 года». 15 августа того же года отец Павел был отправлен по этапу в восточно-сибирский лагерь «Свободный». С 1 декабря он был приписан к научно-исследовательскому отделу управления БАМЛАГа.

Вскоре, 10 февраля 1934 года, отец Павел был переведен на Сковородинскую опытную мерзлотную станцию. Его исследования здесь заложили основы новой научной дисциплины – мерзлотоведения[17].

В 1935 году супруга отца Павла обсуждала с ним предложение чешского правительства договориться с правительством СССР о его освобождении из лагеря и выезде со всей семьей в Чехию. Он ответил решительным отказом, просил прекратить все хлопоты и, сославшись на Апостола Павла, сказал, что надо быть довольным тем, что есть (Флп. 4, 11). Несмотря на отрицательный ответ отца Павла, Т.А. Шауфус (духовная дочь о. Павла – прим. Д. С.), выехав в Чехию и работая в 1935–1938 годах секретарем президента Чехии Й. Масарика, осенью 1936 года вновь подняла этот вопрос через Е.П. Пешкову. На своей записке в НКВД Е.П. Пешкова записала: «...Была просьба Масарика, переданная мне чешским послом Славеком, о замене Флоренскому, как крупному ученому, лагеря высылкой за границу в Чехию, где он предоставит ему возможность научной работы. После моих переговоров с женой Флоренского, которая заявила, что за границу уехать ее муж не захочет, я просила лишь об освобождении Флоренского “здесь”»[18].

image009

15 ноября 1934 года отец Павел был направлен в Соловецкий лагерь. Для Соловецкой тюрьмы 16 августа 1937 года был утвержден план на расстрел 1200 заключенных[19]. Согласно этому плану, были заведены дела на 1116 заключенных, расстрелянных 1–4 ноября 1937 года в Сандермохе. Затем было получено разрешение на увеличение плановой цифры.

image010Тюремная «Справка № 190 на Флоренского П.А.» приводится собственно обвинение: «В лагере ведет к[онтр]-р[еволюционную] деятельность, восхваляя врага народа Троцкого». На основании обвинения тюремной «справки № 190» П.А. Флоренский был включен в «групповое» дело № 1042 14/37 года оперчасти Соловецкой тюрьмы «на 12 человек заключенных, осужденных ранее за к[онтр]-р[еволю- ционную] троцкистскую деятельность»[20].

25 ноября 1937 года Особая тройка УНКВД Ленинградской области в составе Л. Заковского, В. Гарина и Б. Позерна, рассмотрев дело №1042 14/37 года, постановила: «Флоренского Павла Александровича расстрелять».

2–3 декабря 1937 года в Соловецкой тюрьме был сформирован этап из 509 осужденных на расстрел, П.А. Флоренский числился под № 368.

3 декабря этап был переправлен по Белому морю в пересыльную тюрьму Кеми и затем отправлен спецпоездом в Ленинград для размещения в тюрьме госбезопасности НКВД Ленинградской области, так называемом «Большом доме».

7 декабря вышло предписание «прибывших из Соловецкой тюрьмы ГУГБ НКВД СССР – расстрелять»[21]. 8 декабря 1937 года приговор был приведен в исполнение. Акт о расстреле был подписан комендантом УНКВД Ленинградской области старшим лейтенантом госбезопасности А.Р. Поликарповым[22].

Предполагаемое место захоронения – Левашовская пустошь, где была похоронена основная часть расстрелянных в 1937–1938 годах.

Возможно, похоронен в общей могиле расстрелянных НКВД под Ленинградом («Левашовская пустошь»). А. Я Разумов приводит другое вероятное место — до сих пор не обнаруженный расстрельный могильник Лодейнопольского лагеря[23].

Сообщённая родственникам официальная дата кончины — 15 декабря 1943 года — вымышлена.

Реабилитирован 5 мая 1958 года (по приговору 1933 г.) и 5 марта 1959 года (по приговору 1937 г.

Память.

В 2011 году создан Фонд науки и православной культуры священника Павла Флоренского.

image011

5 декабря 2012 года в Сергиевом Посаде открыт памятный знак «Пострадавшим за веру во Христа в годы гонений и репрессий XX века», установленный Фондом Павла Флоренского. Открытие знака было приурочено к памятной дате — 75-летию со дня расстрела и мученической смерти Павла Флоренского. Автор проекта — художник-монументалист Мария Тихонова.

Именем Флоренского названы улицы в Калининграде и в посёлке Соловецком (на Большом Соловецком острове).

image012

image013

Литература:

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=35863&p_comment=belief

Философский энциклопедический словарь. – М.: Инфра-М, 1999, С.487.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

Иеродиакон Андроник. Основные черты личности, жизнь и творчество священника П. Флоренского // ЖМНП. 1982. № 4;

Иеромонах Андроник (Трубачев). Священник П. Флоренский: Личность, жизнь и творчество. (Теодицея и антроподицея) // МДА. 1984 (рукопись). Игумен Андроник (Трубачев) и П.А. Флоренский; П.А. Флоренский // Литературная газета. 1988. № 48, 30 ноября.

Хоружий С.С. Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки // Историко-философский ежегодник — 88. М., 1988.

Половинкин С.М. П.А.Флоренский: Логос против хаоса. М., 1989; Кравец С.Л. О красоте духовной (П.А. Флоренский: религиозно-нравственные воззрения. М., 1990.

Иеродиакон Андроник (Трубачев). Указатель печатных трудов священника П. Флоренского // Богословские труды. 1982. Сб. 23.

 


[1] Старинное русское село Завражье, Костромской области, Кадыйского района расположено на левом берегу Волги у впадения в неё рек Нёмды и Унжи, напротив города Юрьевца Ивановской области. Село формировалось вокруг горы Кабан из находящихся рядом небольших деревень и погостов, которые явились как бы воротами Заволжья – в русской истории понятия не только географического и исторического, но и духовного. Статус села был присвоен в 1713 году, когда здесь была построена деревянная церковь в честь Рождества Пречистой Богородицы при Погосте. Село Борисоглебское название свое получило по стоявшей здесь деревянной церкви во имя Бориса и Глеба. Каменная церковь здесь построена в 1821 г. В 15 веке Завражный край посетил Преподобный Макарий в возрасте 90 лет, он искал место для монастыря. Макарию Преподобному больше приглянулся крутой берег Унжи, где он и начал строить храм в честь Животворящей Троицы. В память о себе жителям нашего края он оставил родничок с животворящей водой, он находится при спуске с крутой горы в местечке Васильково. С тех пор Макарий стал небесным покровителем Завражного края. Оберегал он эти места и после своей кончины. В 1609 году местные жители встали на защиту левобережья Волги от поляков и приверженцев Лжедмитрия. В память о чудесной победе был устроен монастырь в честь Прп. Макария Унженского (в настоящее время это место затоплено). В 1936-37 годах храмы были закрыты и использовались не по назначению. В 1955г. при строительстве Горьковской ГЭС большая территория была затоплена, воды подступили под стены храмов, и они частично обрушились в воду. Завражье также связано с именами местных деятелей – основателя земской больницы (1897г.), врача Н.А. Соловьёва и священника Василия Попова – создателя школы-приюта для глухонемых детей (1901г.), а также Завражского дендрария. А в 1932 году в селе Завражье родился Андрей Тарковский, который в последствии стал знаменитым на весь мир кинорежиссёром. Силами внука Павла Флоренского игумена Андроника (Трубачева) восстанавливается храм Рождества Пресвятой Богородицы. http://www.zapoved.net/index.php/Каталог/Регионы/Центральный_округ/Костромская_область/Кадыйский_район/Завражье.

[2] Фамилия Флоренских часто встречалась среди священников двух уездов Костромской губернии — Костромского и Нерехтского. Именно с Нерехтским уездом в 1904 — 1908 г. г. связан П. А. Флоренский. Это годы удивительной дружбы с Сергеем Семёновичем Троицким (8 августа 1881 — 2 ноября 1910).

Село Толпыгино на р. Шаче находилось в 40 верстах от Нерехты и в нескольких от фабричного села Большого Яковлевского (сейчас г. Приволжск Ивановской обл.). В 1904 — 1908 гг. в нём было 55 крестьянских дворов, в котором жили 338 крестьян. Посреди села стоял Воскресенский храм. Сюда в 1883 году, получив сан священника, приехал из Костромы о. Симеон Троицкий. По инициативе С. С. Троицкого в Толпыгине была основана церковно-приходская школа. В ней во время приездов Павел Александрович и Сергей Семёнович устраивали чтения со световыми картинами, давали уроки, подолгу беседовали с крестьянами. 6 июля 1909 года С. С. Троицкий венчается в Тифлисе с сестрой П. А. Флоренского. 2 ноября 1910 года он был заколот кинжалом в здании гимназии учеником Тавгеридзе. Сразу же после его смерти Троицкие уехали из Толпыгина. ГАКО, ф. 179, оп. 1, д. 4., П. А. Флоренский. Собрание частушек Нерехтского уезда. Издание Костромской Губернской Учёной Архивной Комиссии. — Кострома. — 1912, Сборник памяти С. С. Троицкого. — Тифлис. — 1912.

[3] Племянники знаменитого славянофила Ю.Ф. Самарина. Старший, Федор Дмитриевич, же-нился на сестре братьев Трубецких, одна из их дочерей вышла замуж за С.П. Мансурова, сына Павла Борисовича — директора Московского Главного архива МИД, знатока истории Восточной Церкви. – С. Д,

[4] Ставший в 1914 г. почетным членом Московской духовной академии. В следующем году этойчести удостоился А.Д. Самарин, с июля по сентябрь занимавший пост обер-прокурора Св. Синода. – С. Д,

[5] Половинкин С.М.Ревностная дружба... С. 6.

[6] Феодор (Поздеевский), в схиме Даниил (1876 - 1937), архиепископ б. Волоколамский, викарий Московской епархии, священномученик канонизированный РПЦЗ в 1981 г. Память 10 октября (РПЦЗ), 21 марта (Греч. [1])

В миру Поздеевский Александр Васильевич, родился 21 марта 1876 года с. Макарьевского Ветлужского уезда Костромской губернии в семье протоиерея. В 1896 году по окончании Костромской духовной семинарии, поступил в Казанскую духовную академию. В 1900 году пострижен в монашество. С 19 августа 1909 года - ректор Московской духовной академии и преподаватель пастырского богословия. 1 мая 1917 года назначен управляющим (на правах настоятеля) Даниловского монастыря г. Москвы. Под его руководством в Даниловом монастыре в 1918 г. была открыта Высшая богословская школа, в которой сам он преподавал аскетику. Был строгим монахом и аскетом, знатоком святоотеческого богословия и канонического права, пользовался большим уважением среди архиереев. 22 октября 1937 года тройкой при УНКВД по Ивановской области был приговорен к расстрелу. Незадолго до своей кончины принял схиму с именем своего покровителя преп. Даниила Московского, оставаясь однако в оппозиции. Расстрелян 23 октября 1937 г. в Ивановской внутренней тюрьме УНКВД.Реабилитирован 1 марта 1989 года (по 1931 г. репрессий), 23 марта 1989 года (по 1937 г.), 21 июля 1989 года (по 1935 году), 7 мая 1992 года (по 1924 году). Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.6. С.336-339, Голубцов С., протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. с. 26-33.

[7] Булгаков С., прот. Мое рукоположение (24 года)... С. 107

[8] В настоящее время Ивановская обл., Приволжский р-н, с. Толпыгино. – прим. С. Д.

[9] См.: Кулигина А. П.А. Флоренский // Православные священники – собиратели русского фольклора. - М., 2004. С. 212–236; Флоренский П.А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. Издание Костромской губернской ученой архивной комиссии. - Кострома. 1909.

[10] Воскресенская церковь с. Толпыгина каменная, с такою же при ней колокольней, построена в 1670 г. тщанием думного боярина Ивана Ивановича Тщепинова. В 1901 г. по завещанию нерехтского купца Ивана Ивановича Чиркова весь теплый храм перестроен женой его - купеческой вдовой Пелагеей Николаевной Чирковой на собственные средства, с устройством с северной стороны нового придела, а с южной - сторожки. В 1903 г. на средства той же купеческой вдовы перестроен и алтарь холодного храма. Вокруг церкви ограда каменная, кладбище при церкви. Престолов три: в холодной - в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, в теплой - правый в честь Смоленской иконы Божией Матери, левый в честь св. Николая Мирликийского и Иоанна Милостивого. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г. В 1993 была создана Воскресенско-Никольская монашеская община, объединившая храмы в Толпыгино и Приволжске. С 1998 - подворье Успенского монастыря в Иваново. http://temples.ru/card.php?ID=19997.

[11] Игумен Андроник (Трубачев). Священник Павел Флоренский – профессор Московской Духовной Академии и редактор «Богословского вестника» // Богословские труды. Сб. 28. - М., 1987. С. 297.

[12] Васи́лий Васи́льевич Ро́занов (1856—1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист. Василий Розанов родился в городе Ветлуге Костромской губернии. Большую известность получил литературно-философский этюд Розанова «Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского» (1891), положивший начало последующему истолкованию Ф. М. Достоевского как религиозного мыслителя у Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова. Сборники «Религия и культура» (1899) и «Природа и история» (1900) были попытками Розанова найти решение социальных и мировоззренческих проблем в церковной религиозности. Однако его отношение к православной церкви («Около церковных стен», т. 1—2, 1906) оставалось противоречивым. Вопросам отношения церкви к проблематике семьи и сексуальным отношениям посвящена книга «Семейный вопрос в России» (т. 1—2, 1903). В сочинениях «Тёмный лик. Метафизика христианства» (1911) и «Люди лунного света» (1911) Розанов окончательно расходится с христианством по вопросам пола (противопоставляя при этом Ветхий Завет, как утверждение жизни плоти, — Новому Завету). В. В. Розанов умер 5 февраля 1919 года и был похоронен с северной стороны храма Гефсиманского Черниговского скита в Сергиевом Посаде. Фатеев В. С русской бездной в душе. Жизнеописание Василия Розанова. — СПб.-Кострома, 2002.

[13] Игумен Андроник (Трубачев). Священник Павел Флоренский – профессор Московской Духовной академии и редактор «Богословского вестника» // Богословские труды. Сб. 28. - М., 1987. С. 304.

[14] Хагемейстер, Михаэль "Новое Средневековье" Павла Флоренского // Звезда. — 2006. — № 11.

[15] П.А. Флоренский. Арест и гибель. - Уфа, 1997. С. 52–53.

[16] Там же. С. 182.

[17] См.: Быков Н.И., Каптерев П.Н. [Флоренский П.А.]. Вечная мерзлота и строительство на ней. - М., 1940.

[18] ИМЛИ РАН, архив А.М. Горького, фонд Е.П. Пешковой, био, 20-2-55 кн. п. 1892. Сведения в НКВД о Флоренском П.А., л. 2.

[19] Священник Павел Флоренский. Сочинения в четырех томах. Т. 4. - М., 1998. С.777.

[20] Ленинградский мартиролог (1937–1938). Т. 4. - СПб., 1999. Ил. № 141.

[21]Флоренский П А. Арест и гибель. - Уфа, 1997. С. 135–136. Уже подготавливая повестку протокола № 199, В.Н. Гарин наложил на «Справке № 190 Флоренского П.А.» резолюцию: «ВМН. В. Гарин. 23/XI».

[22] Флоренский П. А. Арест и гибель. - Уфа, 1997. С. 138. Архив УФСБ РФ по г. Москве и Московской области, № 212737. Л. 694.

[23] http://www.grad-petrov.ru/broadcast/solovetskie-etapy-2/ Дата обращения 01.07.2017 г.

 

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Храмов Ярославля XVII века

Добавлены исторические фотографии Храмов и Монастырей Ярославской Епархии

Святые и Святыни

Места заключения и расстрелов костромских священно и церковнослужителей

Подробнее...

Статьи

Брежневские гонения на Церковь. По материалам Центральной России.

Аннотация. Считается, что брежневский период «застоя», в отличие от реформ «хрущевской оттепели», является периодом стабильности и даже некоторого потепления в государственно-церковных отношениях. Но несмотря на некоторое изменение формулировок, отразившееся в законодательстве о религии и новой Конституции СССР 1977 года, суть политики государства и партийных органов оставалась прежней: выдавливание Церкви из всех сфер общественной жизни: запрет на обучение религии подростков и их присутствие на богослужениях, заперт на благотворительность, дискриминация верующих в образовательных учреждениях и на производстве, разложение исполнительных органов церкви с целью закрытия прихода, тотальный контроль за деятельностью и финансами церковной организации, регистрация священнослужителей как инструмент давления на неугодных, администрирование на местах в отношении церковных приходов. Закрепление за Советом по делам религий прав последней инстанции при закрытии приходов. Использование ренегатов и негативных явлений в церковной среде в качестве примеров для дискредитации религии. Антирелигиозная пропаганда. Все перечисленное в совокупности и явилось фактом нарушения конституционных прав и прав свободы совести. Государство провозглашая свое отделение от Церкви беззастенчиво вмешивалось в ее жизнь. История показала тщетность усилий по ликвидации Церкви. После смерти Брежнева и ухода «сталинско-хрущевской номенклатуры», наметились тенденции к возрождению церковной жизни. Празднование 1000-летия Крещения Руси дало мощный импульс к восстановлению религиозных прав и свобод.

Ключевые слова: гонения на Церковь, верующие, двадцатка, приход, регистрация, религия, уполномоченный.

Подробнее...