Протоиерей Алексий Иванович Дружинин (1866 - 1934)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился 26 сентября1866 года в селе Макарово Макарьевского уезда Костромской губернии в семье священника. В 1887 году окончил Костромскую духовную семинарию, в 1891 году - Казанскую духовную академию.

С 9 сентября 1892 года служил в канцелярии Казанской духовной консистории. С 3 декабря 1892 года был надзирателем Казанского духовного училища, с 21 октября 1893 года - учителем образцовой начальной школы при Казанской духовной семинарии.

10 октября 1894 года был утверждён в ученой степени кандидата богословия.

Вступил в брак. В семье был сын Александр (1895 - 20.01.1941, расстрелян), препод. мед. института.

С 25 августа 1895 по 24 января 1897 года служил наблюдателем церковноприходских школ Казанской епархии.

18 октября 1895 года был рукоположен во иерея архиепископом Казанским и Свияжским Владимиром (Петровым) и причислен к кафедральному собору.

В июне 1896 года посетил Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде и в качестве епархиального наблюдателя принимал участие на педагогических курсах для учителей церковноприходских школ.

image002С 13 сентября 1896 года исполнял должность доцента Казанской духовной академии на кафедре педагогики.

 История Казанской духовной академии начинается в 1797 году, когда Казанская духовная семинария именным указом императора Павла I вместе с Петербургской возведена была в звание академии. “Высочайше повелел оную снабдить всем званию сему соответствующем и для преподавания наук потребным, с тем, чтобы в оную присылаемы были из епархиальных семинарий отличившие себя успехами ученики для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям”.

В Казанской Духовной Академии было создано большое количество учебных руководств и пособий, которые были одобрены высшим духовно-училищным начальством и использовались во многих Духовных Учреждениях. Прежде всего, следует отметить труд профессора И. Я. Порфирьева “История русской словесности”, два раза удостоенный премии митрополита Макария и принятый с уважением знатоками как светской, так и духовной литературы; П. В. Знаменского “Руководство к Русской церковной истории”, представляющее из себя краткий, но связанный и осмысленный очерк предмета, также удостоенный премии митрополита Макария, а во втором издании он был одобрен в качестве пособия наставникам и воспитанникам семинарий; Н. И. Ивановского “Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических”. Следует также упомянуть о “Кратком курсе церковного права” профессора И. С. Бердникова, назначенном для руководства в приготовлении к экзаменам студентов Университета – юристов, но могущем оказать помощь и студентам Академии. Этот труд был удостоен неполной премии митрополита Макария.

Значительнейший вклад в русскую богословскую науку был внесен В. И. Несмеловым при написании им обширной работы, известной под названием “Наука о человеке”.

При Академии выпускался богословский журнал “Православный Собеседник”, благодаря которому российская общественность могла знакомиться с новейшими исследованиями церковных деятелей и с современной жизнью Церкви.

image003Высшее церковное управление своим указом от 1 ноября 1918 года вынуждено было констатировать, что не располагает средствами для содержания духовных учебных заведений. Однако, профессура духовных академий предпринимала попытки в той или иной форме сохранить православные школы. Перед угрозой прекращения существования Казанской духовной академии ее совет, испросив благословение священноначалия, готов был к тому, чтобы преобразоваться в богословский факультет Казанского университета. В марте 1921 года двадцать преподавателей Академии во главе с ректором епископом Чистопольским Анатолием (Грисюком) были арестованы за нарушение декрета об отделении Церкви от государства. Епископа Анатолия этапировали из Казани в Москву и заключили в Бутырскую тюрьму, остальных преподавателей освободили, приговорив к одному году концлагеря условно. И уже в ноябре академическая корпорация организовала Богословский институт во главе с профессором Казанской Академии протоиереем Николаем Васильевичем Петровым и его помощником архимандритом Варсонофием (Лузиным). Коллегия Татарского Наркомпроса зарегистрировала институт, но просуществовал он менее года.

В 1897-1917 годах был членом епархиального училищного совета.

С 1 августа 1897 по май 1902 года одновременно с преподаванием был законоучителем и настоятелем домовой церкви ап. Андрея Первозванного Казанского учительского института.

4 ноября 1900 года удостоен ученой степени магистра богословия.

С 1901 по 1902 год находился в командировке в Германии с целью изучения методики преподавания педагогики в высших духовных и светских учебных заведениях.

С 11 октября 1902 года – клирик кафедрального Благовещенского собора в Казани, со 2 мая 1903 года одновременно с преподаванием был настоятелем Николо-Низской церкви в Казани.

image004В начале XX века сформировался как ученый-педагог, занимался проблемами преподавания Закона Божия в светских, в первую очередь педагогических, учебных заведениях. Почти ежегодно выступал с циклами лекций для законоучителей средних учебных заведений Казанского учебного округа. Его речь на годичном акте Казанской духовной академии в 1904 году была посвящена истории и современному состоянию проблем нравственного воспитания с православных позиций.

С 5 апреля 1904 года - экстраординарный профессор кафедры педагогики Казанской духовной академии. В 1905-1906 годах состоял членом Казанской духовной консистории.

6 мая 1909 года возведен в сан протоиерея.

С 1 сентября 1909 по 1 октября 1915 года одновременно преподавал английский язык.

С 24 августа 1911 года - преподаватель педагогики в Казанском Родионовском институте.

В начале сентября 1918 года оставил Казань с отступавшими белочехами и Народной армией Комуча.

Около 1920 года вернулся и был назначен настоятелем Троицкой церкви с. Усады (ныне в Высокогорском районе Татарстана).

25 марта 1933 года арестован по обвинению в принадлежности к нелегальному братству свт. Гурия. 10 октября 1933 года освобожден с подпиской о невыезде. Позднее дело было прекращено.

Дальнейшая его судьба неизвестна.

image005Дружинин был единственным в дореволюционной России ученым, изучавшим творения отца Церкви III века свт. Дионисия Александрийского. Часть монографии посвящена выявлению сохранившихся сочинений свт. Дионисия, в т. ч. фрагментов, и оценке их подлинности. Ему удалось исправить ошибки и дополнить сведения, имеющиеся в книге А. фон Гарнака, обобщившего достижения западноевропейской патрологии XIX в. в изучении наследия свт. Дионисия Александрийского. Важным вкладом Дружинина в отечественную патрологию стал перевод на русский язык всех известных к началу XX в. творений свт. Дионисия, в т. ч. цитат, сохранившихся в сочинениях отцов Церкви и других авторов. Переводы выполнены квалифицированно, с использованием как греческих текстов, так и латинских переводов с сирийского языка. Проф. МДА, мч. И. В. Попов в статье о свт. Дионисии Александрийском назвал книгу Дружинина «обстоятельным сочинением», а издание переводов «полным собранием».

В курсе патрологии Попова раздел о свт. Дионисии излагается по трудам Дружинина.

 Николаевская с. Макарово (совр. село Николо-Макарово) зданием каменная, с такою же колокольнею, постр. в 1806 (1810?) г. тщанием прихожан и при участии доброхотных дателей. Ограда каменная с дерев. реш. Кладбище в 400 саж. от церкви, окопано рвом и обнесено забором. Церковь в Макарове упоминается в июне 1690 г.: "велено новопостроенныя церкви Николая чудотворца, которую построили вновь Галицкаго уезда Макариева Унженскаго монастыря Спасской пустыни вотчинные крестьяне Зиновейко Тарасов с товарищи в Галицком уезде Макарьева ж монастыря в деревне Макарове на попа с причетники вновь дани положить...".

 image006  В марте 1702 "в селе, что была деревня, Макарове церковь во имя Николая чуд. с трапезою древянные, на церкви клетка древянная рублена в замок, на клетках 4 бочки, на бочках глава, бочки и глава окожучены лемехом древянным, крест опаян белым немецким железом ... пред трапезою паперть с передней стороны забрана в бабки досками, на паперти сход древянной близ церкви колокольня на одном столбе, на колокольне 2 колокола, церковь, олтарь, трапеза и колокольня крыты тесом".

   В августе 1722 г. "Галицкаго уезда Макариева монастыря Унженскаго игумен Леонтий с братиею в синод. каз. приказ писал: "в вотчине означенного монастыря в селе Макарове церковь во имя Николая чуд. стоит близ рва и тем рвом вешнею и дождевою водою ту церковь подрыло под самыя паперти так же и кладбище ... все испортило, ... а есть за польми того ж села Макарова у реки Унжи порожнее место, где бы той церкви Божии зело угодно и пространно, и просим ту церковь Божию нам перенесть на то порожнее место, да на том же месте построить и другую церковь новую теплую во имя Пр. Богородицы честнаго и славнаго ея Успения...".

Сочинения

  • Образцовая школа при Казанской ДС за 1-е десятилетие ее существования (1885-1895 гг.). Каз., 1895
  • Историко-статистический обзор церковно-приходских школ и школ грамоты Казанской епархии за 11 лет их существования (1884-1896 гг.). Каз., 1896
  • Методические записки о преподавании Закона Божия в народных училищах. Каз., 1899
  • Жизнь и труды Дионисия Великого, еп. Александрийского(Магистерская диссертация, Казань., 1900)
  • Энциклопедия семейного воспитания и обучения: [Рец.] // ПС. 1901. Ч. 1. С. 474-488
  • Некролог. Отец прот. Н. М. Варушкин ([ум.] 28 марта 1903 г.). Каз., 1903
  • Значение молитвы в жизни христианина по учению о. Иоанна Кронштадтского // ПС. 1910. Ч. 1. С. 243-284
  • О средствах и методах религиозно-нравственного воздействия на учащихся на основании данных новейшей педагогической литературы //ПС. 1913. Ч. 2. С. 411-427.
  • Методика Закона Божия: Курс педагогических классов женских гимназий. Каз., 1916 (в соавт. со свящ. Е. Ф. Сосунцовым).

Литература

  • Троицкий С.И., Историческая записка о Казанском учительском институте за 25 лет его существования. Каз., 1901. С. 65-66.
  • НАРТ. Ф. 4. Оп. 142. Д. 91. Л. 101-104 [Клировые ведомости за 1910 г.];
  • Исхакова Р. Р. Педагогическое образование в Казанской губернии в середине XIX - начале ХХ века. Каз., 2001. С. 26-28.
  • Книга памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан. Каз., 2001. Т. 4. С. 525-526.

image00718 октября. Священномученик Дионисий, епископ Александрийский, был в зрелом возрасте обращен в христианство знаменитым учителем Церкви Оригеном (III) и стал его учеником.

Впоследствии был наставником Александрийской огласительной школы, а затем, в 247 году, поставлен во епископа Александрии. Много сил прилагал святитель Дионисий для защиты Православия от ересей и укреплял свою паству в твердом исповедничестве истинной веры во время гонений от императоров Декия (249-251) и Валериана (253–259).

Святой епископ претерпел много страданий. Когда в Александрии появилась чума, святитель призвал свою паству ухаживать равным образом за больными христианами и язычниками и погребать умерших. О почивших своих чадах он писал: «Таким образом оставили жизнь лучшие из наших братьев. Сей род смерти – дело великого благочестия и твердой веры, ничем не ниже мученичества».

Сам святой Дионисий не меньше паствы просиял делами любви и благотворительности. Кроме того, он автор первой Пасхалии, известен своей обширной перепиской, а также полемикой на богословские темы. Он посылал разным людям множество писем, сохранившихся доныне. Скончался святой Дионисий в 264 или 265 году.

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

Яковлев Михаил Николаевич (1889 – 1980)

Родился 23 октября 1889 года в семье протоиерея в пос. Николо-Корба, Семеновской волости Кинешемского уезда Костромской губернии.

Подробнее...

Статьи

ЗА КОГО «ПОЛОЖИЛ СВОЙ ЖИВОТ» ИВАН СУСАНИН В 7121 ГОДУ? (1)

Аннотация: Подвиг крестьянина Ивана Сусанина был совершен в период кульминации российской «Смуты» начала XVII в. В разгар работы Земского собора, на котором решался вопрос о преемственности верховной власти, М.Ф. Романов, один из главных претендентов на престол, проживал вместе с матерью старицей Марфой в своей костромской вотчине с. Домнино. Оказавшийся в это время в пределах владений Романовых отряд польско-литовских людей целенаправленно искал Михаила Федоровича. Домнинский крестьянин И. Сусанин ценой собственной жизни не выдал тайну его местонахождения. Спасая М.Ф. Романова от врагов, Сусанин, сам того не ведая, уберегал страну от нового витка «Смуты», а, возможно, и от полного распада государства.

Ключевые слова: Иван Сусанин, Костомаров, Михаил Романов, старица Марфа, Салтыковы, претендент на престол, польские и литовские люди, Домнино, Костромской край, Ипатьевский монастырь.

Подробнее...