Протоиерей Алексий Иванович Дружинин (1866 - 1934)
Родился 26 сентября1866 года в селе Макарово Макарьевского уезда Костромской губернии в семье священника. В 1887 году окончил Костромскую духовную семинарию, в 1891 году - Казанскую духовную академию.
С 9 сентября 1892 года служил в канцелярии Казанской духовной консистории. С 3 декабря 1892 года был надзирателем Казанского духовного училища, с 21 октября 1893 года - учителем образцовой начальной школы при Казанской духовной семинарии.
10 октября 1894 года был утверждён в ученой степени кандидата богословия.
Вступил в брак. В семье был сын Александр (1895 - 20.01.1941, расстрелян), препод. мед. института.
С 25 августа 1895 по 24 января 1897 года служил наблюдателем церковноприходских школ Казанской епархии.
18 октября 1895 года был рукоположен во иерея архиепископом Казанским и Свияжским Владимиром (Петровым) и причислен к кафедральному собору.
В июне 1896 года посетил Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде и в качестве епархиального наблюдателя принимал участие на педагогических курсах для учителей церковноприходских школ.
С 13 сентября 1896 года исполнял должность доцента Казанской духовной академии на кафедре педагогики.
История Казанской духовной академии начинается в 1797 году, когда Казанская духовная семинария именным указом императора Павла I вместе с Петербургской возведена была в звание академии. “Высочайше повелел оную снабдить всем званию сему соответствующем и для преподавания наук потребным, с тем, чтобы в оную присылаемы были из епархиальных семинарий отличившие себя успехами ученики для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям”.
В Казанской Духовной Академии было создано большое количество учебных руководств и пособий, которые были одобрены высшим духовно-училищным начальством и использовались во многих Духовных Учреждениях. Прежде всего, следует отметить труд профессора И. Я. Порфирьева “История русской словесности”, два раза удостоенный премии митрополита Макария и принятый с уважением знатоками как светской, так и духовной литературы; П. В. Знаменского “Руководство к Русской церковной истории”, представляющее из себя краткий, но связанный и осмысленный очерк предмета, также удостоенный премии митрополита Макария, а во втором издании он был одобрен в качестве пособия наставникам и воспитанникам семинарий; Н. И. Ивановского “Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических”. Следует также упомянуть о “Кратком курсе церковного права” профессора И. С. Бердникова, назначенном для руководства в приготовлении к экзаменам студентов Университета – юристов, но могущем оказать помощь и студентам Академии. Этот труд был удостоен неполной премии митрополита Макария.
Значительнейший вклад в русскую богословскую науку был внесен В. И. Несмеловым при написании им обширной работы, известной под названием “Наука о человеке”.
При Академии выпускался богословский журнал “Православный Собеседник”, благодаря которому российская общественность могла знакомиться с новейшими исследованиями церковных деятелей и с современной жизнью Церкви.
Высшее церковное управление своим указом от 1 ноября 1918 года вынуждено было констатировать, что не располагает средствами для содержания духовных учебных заведений. Однако, профессура духовных академий предпринимала попытки в той или иной форме сохранить православные школы. Перед угрозой прекращения существования Казанской духовной академии ее совет, испросив благословение священноначалия, готов был к тому, чтобы преобразоваться в богословский факультет Казанского университета. В марте 1921 года двадцать преподавателей Академии во главе с ректором епископом Чистопольским Анатолием (Грисюком) были арестованы за нарушение декрета об отделении Церкви от государства. Епископа Анатолия этапировали из Казани в Москву и заключили в Бутырскую тюрьму, остальных преподавателей освободили, приговорив к одному году концлагеря условно. И уже в ноябре академическая корпорация организовала Богословский институт во главе с профессором Казанской Академии протоиереем Николаем Васильевичем Петровым и его помощником архимандритом Варсонофием (Лузиным). Коллегия Татарского Наркомпроса зарегистрировала институт, но просуществовал он менее года.
В 1897-1917 годах был членом епархиального училищного совета.
С 1 августа 1897 по май 1902 года одновременно с преподаванием был законоучителем и настоятелем домовой церкви ап. Андрея Первозванного Казанского учительского института.
4 ноября 1900 года удостоен ученой степени магистра богословия.
С 1901 по 1902 год находился в командировке в Германии с целью изучения методики преподавания педагогики в высших духовных и светских учебных заведениях.
С 11 октября 1902 года – клирик кафедрального Благовещенского собора в Казани, со 2 мая 1903 года одновременно с преподаванием был настоятелем Николо-Низской церкви в Казани.
В начале XX века сформировался как ученый-педагог, занимался проблемами преподавания Закона Божия в светских, в первую очередь педагогических, учебных заведениях. Почти ежегодно выступал с циклами лекций для законоучителей средних учебных заведений Казанского учебного округа. Его речь на годичном акте Казанской духовной академии в 1904 году была посвящена истории и современному состоянию проблем нравственного воспитания с православных позиций.
С 5 апреля 1904 года - экстраординарный профессор кафедры педагогики Казанской духовной академии. В 1905-1906 годах состоял членом Казанской духовной консистории.
6 мая 1909 года возведен в сан протоиерея.
С 1 сентября 1909 по 1 октября 1915 года одновременно преподавал английский язык.
С 24 августа 1911 года - преподаватель педагогики в Казанском Родионовском институте.
В начале сентября 1918 года оставил Казань с отступавшими белочехами и Народной армией Комуча.
Около 1920 года вернулся и был назначен настоятелем Троицкой церкви с. Усады (ныне в Высокогорском районе Татарстана).
25 марта 1933 года арестован по обвинению в принадлежности к нелегальному братству свт. Гурия. 10 октября 1933 года освобожден с подпиской о невыезде. Позднее дело было прекращено.
Дальнейшая его судьба неизвестна.
Дружинин был единственным в дореволюционной России ученым, изучавшим творения отца Церкви III века свт. Дионисия Александрийского. Часть монографии посвящена выявлению сохранившихся сочинений свт. Дионисия, в т. ч. фрагментов, и оценке их подлинности. Ему удалось исправить ошибки и дополнить сведения, имеющиеся в книге А. фон Гарнака, обобщившего достижения западноевропейской патрологии XIX в. в изучении наследия свт. Дионисия Александрийского. Важным вкладом Дружинина в отечественную патрологию стал перевод на русский язык всех известных к началу XX в. творений свт. Дионисия, в т. ч. цитат, сохранившихся в сочинениях отцов Церкви и других авторов. Переводы выполнены квалифицированно, с использованием как греческих текстов, так и латинских переводов с сирийского языка. Проф. МДА, мч. И. В. Попов в статье о свт. Дионисии Александрийском назвал книгу Дружинина «обстоятельным сочинением», а издание переводов «полным собранием».
В курсе патрологии Попова раздел о свт. Дионисии излагается по трудам Дружинина.
Николаевская с. Макарово (совр. село Николо-Макарово) зданием каменная, с такою же колокольнею, постр. в 1806 (1810?) г. тщанием прихожан и при участии доброхотных дателей. Ограда каменная с дерев. реш. Кладбище в 400 саж. от церкви, окопано рвом и обнесено забором. Церковь в Макарове упоминается в июне 1690 г.: "велено новопостроенныя церкви Николая чудотворца, которую построили вновь Галицкаго уезда Макариева Унженскаго монастыря Спасской пустыни вотчинные крестьяне Зиновейко Тарасов с товарищи в Галицком уезде Макарьева ж монастыря в деревне Макарове на попа с причетники вновь дани положить...".
В марте 1702 "в селе, что была деревня, Макарове церковь во имя Николая чуд. с трапезою древянные, на церкви клетка древянная рублена в замок, на клетках 4 бочки, на бочках глава, бочки и глава окожучены лемехом древянным, крест опаян белым немецким железом ... пред трапезою паперть с передней стороны забрана в бабки досками, на паперти сход древянной близ церкви колокольня на одном столбе, на колокольне 2 колокола, церковь, олтарь, трапеза и колокольня крыты тесом".
В августе 1722 г. "Галицкаго уезда Макариева монастыря Унженскаго игумен Леонтий с братиею в синод. каз. приказ писал: "в вотчине означенного монастыря в селе Макарове церковь во имя Николая чуд. стоит близ рва и тем рвом вешнею и дождевою водою ту церковь подрыло под самыя паперти так же и кладбище ... все испортило, ... а есть за польми того ж села Макарова у реки Унжи порожнее место, где бы той церкви Божии зело угодно и пространно, и просим ту церковь Божию нам перенесть на то порожнее место, да на том же месте построить и другую церковь новую теплую во имя Пр. Богородицы честнаго и славнаго ея Успения...".
Сочинения
- Образцовая школа при Казанской ДС за 1-е десятилетие ее существования (1885-1895 гг.). Каз., 1895
- Историко-статистический обзор церковно-приходских школ и школ грамоты Казанской епархии за 11 лет их существования (1884-1896 гг.). Каз., 1896
- Методические записки о преподавании Закона Божия в народных училищах. Каз., 1899
- Жизнь и труды Дионисия Великого, еп. Александрийского(Магистерская диссертация, Казань., 1900)
- Энциклопедия семейного воспитания и обучения: [Рец.] // ПС. 1901. Ч. 1. С. 474-488
- Некролог. Отец прот. Н. М. Варушкин ([ум.] 28 марта 1903 г.). Каз., 1903
- Значение молитвы в жизни христианина по учению о. Иоанна Кронштадтского // ПС. 1910. Ч. 1. С. 243-284
- О средствах и методах религиозно-нравственного воздействия на учащихся на основании данных новейшей педагогической литературы //ПС. 1913. Ч. 2. С. 411-427.
- Методика Закона Божия: Курс педагогических классов женских гимназий. Каз., 1916 (в соавт. со свящ. Е. Ф. Сосунцовым).
Литература
- Троицкий С.И., Историческая записка о Казанском учительском институте за 25 лет его существования. Каз., 1901. С. 65-66.
- НАРТ. Ф. 4. Оп. 142. Д. 91. Л. 101-104 [Клировые ведомости за 1910 г.];
- Исхакова Р. Р. Педагогическое образование в Казанской губернии в середине XIX - начале ХХ века. Каз., 2001. С. 26-28.
- Книга памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан. Каз., 2001. Т. 4. С. 525-526.
18 октября. Священномученик Дионисий, епископ Александрийский, был в зрелом возрасте обращен в христианство знаменитым учителем Церкви Оригеном (III) и стал его учеником.
Впоследствии был наставником Александрийской огласительной школы, а затем, в 247 году, поставлен во епископа Александрии. Много сил прилагал святитель Дионисий для защиты Православия от ересей и укреплял свою паству в твердом исповедничестве истинной веры во время гонений от императоров Декия (249-251) и Валериана (253–259).
Святой епископ претерпел много страданий. Когда в Александрии появилась чума, святитель призвал свою паству ухаживать равным образом за больными христианами и язычниками и погребать умерших. О почивших своих чадах он писал: «Таким образом оставили жизнь лучшие из наших братьев. Сей род смерти – дело великого благочестия и твердой веры, ничем не ниже мученичества».
Сам святой Дионисий не меньше паствы просиял делами любви и благотворительности. Кроме того, он автор первой Пасхалии, известен своей обширной перепиской, а также полемикой на богословские темы. Он посылал разным людям множество писем, сохранившихся доныне. Скончался святой Дионисий в 264 или 265 году.