СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ ХХ ВЕКА ЦЕРКВИ РУССКОЙ СОБОРА КОСТРОМСКИХ СВЯТЫХ
Священномученик Василий (Преображенский),
епископ Кинешемский (1876-1945)
Память 31 июля (13 августа)
Епископ Василий (в миру Преображенский Вениамин Сергеевич) родился в 1876 году в г. Кинешма Костромской губернии (ныне Ивановской области) в семье священника. Получил высшее светское и высшее духовное образование, защитил диссертацию, получив степень магистра богословия.
Чудесное избавление от смерти помогло ему выбрать жизненный путь. Однажды он договорился с товарищами отдохнуть и покататься на лодке. По неизвестной причине лодка перевернулась, и все находившиеся в ней стали тонуть. Вениамин взмолился, прося Господа сохранить ему жизнь, обещая полностью посвятить себя служению Церкви. В этот момент он увидел толстую длинную доску и, ухватившись за нее, выплыл. Все остальные, бывшие с ним люди, погибли.
Вскоре Вениамин начал много проповедовать в разных храмах Кинешмы. Занимался он и миссионерской деятельностью, зачастую пешком ходил по селам, собирал людей, толковал им Евангелие. В 1920 году, в возрасте 45 лет он был рукоположен в сан священника, а через год принял монашеский постриг с именем Василий и был поставлен во епископа Кинешемского. Архиерейскую хиротонию его совершили митрополит Костромской Серафим (Мещеряков), митрополит Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев), архиепископ Нерехтский Севастиан (Вести).
Рукоположенный во епископа, он усилил свои подвижнические труды. Отказавшись от какой бы то ни было собственности, святитель поселился на окраине города в маленькой баньке, стоявшей на огороде одной вдовы-солдатки Анны Александровны Родиной. С большим благоговением он относился к богослужению. Проповеди святителя собирали множество людей. Святитель Василий творил дела милосердия: так, когда разразился в Нижнем Поволжье голод, и оттуда стали вывозить детей-сирот в детские дома, он в проповедях призывал прихожан взять этих детей к себе, и сам, подавая пример, снял дом, в котором поселил пять девочек, и приставил к ним воспитательницу – благочестивую христианку. Вскоре после хиротонии владыка Василий познакомился со своим будущим келейником Александром Павловичем Чумаковым, разделившим с ним трудности изгнания и тюремного заключения.
Меньше двух лет прослужил святитель на кафедре. 10 мая 1923 года был арестован и сослан в Зырянский край, в поселок Усть-Кулом, на два года.
По молитвам владыки совершались чудеса исцелений как от душевных, так и от телесных недугов. 4 марта 1923 года владыка Василий был назначен епископом Иваново-Вознесенским. Однако долго пробыть на Ивановской кафедре деятельному архиерею не удалось. Уже 22 марта 1923 года уполномоченный по секретным делам следственно-оперативной части Иваново-Вознесенского ГОПГУ писал о нем следующее: «...в связи с обновленческим движением... открыто заявил, что никогда не примкнет ни к какому обновленческому движению, а будет строго соблюдать данную им ранее клятву... Учитывая местные обстоятельства, где обновленческое движение протекает весьма слабо [...] реакционный епископ Василий […] является крайне вредным человеком в смысле развития обновленческого движения церковной жизни, являясь ярым сторонником патриарха Тихона. Кроме того, из последних материалов видно, что им ведется работа среди молодежи по созданию христианских кружков, последние имеют связь с центром. Поэтому, дабы парализовать его усиленное стремление к поднятию религиозных чувств среди масс (среди которых он пользуется большим влиянием), полагал бы епископа Василия выслать из пределов Иваново-Вознесенской губернии в одну из отдаленных местностей РСФСР».
На епископа Василия было заведено дело. Перехватывалась его переписка, даже сказанные им проповеди записывались специально поставленными людьми и затем приобщались к делу. 10 мая 1923 года был арестован и сослан в Зырянский край, в поселок Усть-Кулом, на два года.
Основным обвинением против владыки было то, что он создавал православные духовные кружки, которые духовно сплачивали верующих, помогая им хранить свою душу во время натиска безбожного государства на провозглашенную им же свободу совести. Вернувшись из ссылки в июле 1925 года в г. Кинешму, епископ Василий повел прежнюю деятельность, восстановил и связи с бывшими кружками.
«Для предотвращения укрепления реакционной тихоновщины» епископу Василию было предложено оставить пределы Кинешмы. В июле 1927 года он выбыл в Кострому, откуда поддерживал связь со своими духовными чадами. С появлением Декларации митрополита Сергия (Страгородского) и членов его Синода епископ Василий встал в оппозицию, присоединился к митрополиту Агафангелу Ярославскому, благословив своих последователей в Кинешме следовать его примеру.
19 ноября 1928 года коллегия ОГПУ постановила: «Преображенского Вениамина выслать через ОПОГПУ на Урал, сроком на три года, считая срок с 12.10.1928 г.».
Епископ Василий и его ближайшие духовные чада были признаны виновными в том, что, «являясь руководителями церковных организаций, прикрываясь религией, вели антисоветскую агитацию с целью возбуждения верующих против углубления социальной революции. Не ограничиваясь духовным закрепощением отсталых слоев верующих, особенно женщин, вовлекали их в кружки и сестричества, использовали при этом национальные предрассудки, материально поддерживали активных церковников, сосланных за антисоветскую деятельность».
Вернувшись из ссылки, владыка два года провел в Орле, откуда власти выслали его в Кинешму. Сразу же по приезде он и его келейник, верно сопутствующий ему во всех этих переносимых от безбожных властей гонениях, были заключены в тюрьму. Хотели их приговорить к смертной казни, но не нашли повода. На пять лет их заключили в лагеря: святителя Василия в лагерь, находящийся неподалеку от Рыбинска, его келейника – под Мурманск.Заключение владыка отбывал неподалеку от Рыбинска на строительстве канала.
В январе 1938 года епископа освободили из Рыбинского лагеря. Он поселился в Рыбинске. В лагере владыка познакомился со священником села Архангельского Угличского района отцом Сергием Ярославским (Кассиан, архиепископ Костромской и Галичский +1989г.), который после освобождения стал служить в Угличе, и владыка часто посещал его. В один из своих приездов в Углич епископ познакомился с регентом храма села Котово Ираидой Осиповной Тиховой, которая пригласила его жить к себе в Котово.5 ноября 1943 года ярославским НКГБ епископ Василий был арестован и 7 ноября заключен в ярославскую внутреннюю тюрьму. Конфискованного имущества у владыки оказалось немного: один ветхий подрясник, деревянный крестик, иконка, детская игрушка, кожаный ремень и расческа. При приеме в тюрьму врач поставил диагноз: миокардит и рекомендовал легкую работу. Владыке было шестьдесят восемь лет. Допросы начались на следующий же день. И в тот же день ночью. И на следующий день. И на следующий день. И снова ночью. Следователей было двое, и они менялись. Иногда их сменял третий следователь. Епископа допрашивали, не давая ему спать по многу суток.
Следственный конвейер, когда многосуточно не давали спать, пытка голодом на фоне немощей и болезней старости сломили волю к сопротивлению следственным домыслам. И когда следователь в очередной раз принес загодя отпечатанный на машинке протокол допроса, владыка его подписал. Долго рассказывал о своем религиозном пути. Как был до революции в Англии и с интересом там наблюдал за христианским студенческим движением, как вернулся в Россию и здесь сам стал участником московского студенческого кружка. Как впоследствии сам создал «евангельские кружки» и что к октябрьскому перевороту отнесся совершенно отрицательно. Некоторое время думал, что в результате закона об отделении Церкви от государства она обретет свободу от государственного насилия, но скоро государство открыло жесточайшее гонение на Церковь, и тогда он уехал в Кинешму к отцу. Следователь записывал по-своему: «Объединив вокруг себя недовольных советской властью лиц из числа сторонников нелегальной церкви, проживающих в городах и районах Ивановской и Ярославской областей, создавал антисоветскую организацию и руководил ею до момента своего ареста, вынашивая в себе надежду на неизбежность изменения у нас в стране политического строя...»
В январе 1944 года из НКГБ СССР телеграфировали в Ярославль, чтобы епископа Василия переслали этапом в Москву во внутреннюю тюрьму.
Измученный двухмесячным пребыванием в ярославской тюрьме и допросами, едва живым был доставлен святитель в Москву. При приеме во внутреннюю тюрьму НКГБ 26 января врач поставил диагноз: миокардит, артериосклероз, истощение и выписал направление в больницу. В конце января владыку отправили в больницу Бутырской тюрьмы. Через две недели его перевели во внутреннюю тюрьму НКГБ для допросов. Допрашивал владыку майор госбезопасности Полянский. Епископа Василия включили в одно «дело» с епископом Афанасием (Сахаровым), которого также доставили в Москву. 13 июля епископа Вениамина вновь перевели в Бутырскую тюрьму и здесь объявили приговор: пять лет ссылки, после чего у владыки случился тяжелый сердечный приступ. Общим этапом он был отправлен в тюрьму города Красноярска, где ему объявили, что до места ссылки в село Бирилюссы он должен следовать сам. Кроме подрясника, иконки, креста у владыки не было ничего; он нашел крохотный клочок бумаги и написал заявление в красноярский НКГБ, чтобы из денег, отобранных при аресте, ему выдали хотя бы сто рублей на первоначальное обзаведение.
После 8 месяцев заключения – 5 лет ссылки в Красноярский край, в село Бирилюссы. 31июля (ст. стиль)/ 13 августа (н. стиль) 1945 года епископ почувствовал приближение смерти и позвал жившую у хозяйки монахиню. Он попросил ее прочесть канон на исход души. Монахиня начала неспешное чтение, владыка молился. Когда она прочла последнюю молитву, святитель сам твердым голосом произнес: «Аминь», — и тихо почил.
Через 40 лет, 5/18 октября 1985 года, обретены были честные останки святителя и перевезены в Москву.
В июле 1993 года мощи епископа Василия были перенесены в Свято-Введенский женский монастырь города Иванова. В августе того же года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание святого. 13 августа в Свято-Введенском женском монастыре был отслужен первый молебен святителю Василию Кинешемскому.
В августе 1993 года Святейшим Патриархом Алексием было благословлено его местное почитание как святого. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви епископ Василий (Преображенский) был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. Из его литературного наследия сохранились проповеди, но в наибольшей полноте переизданные ныне «Беседы на Евангелие от Марка». Мощи святого почивают в Свято-Введенском женском монастыре г. Иваново.
Память совершается январь 29/11 февраля в День новомучеников и исповедников Церкви Русской, июнь 7/20 июля в соборе Ивановских святых, в день кончины 31 июля/13 августа.
Священномученик Василий Разумов, иерей Сыпановский (1879-1937)
Память 8 (21) сентября
Священномученик иерей Василий Разумов родился в 1879 году в деревне Кучино, близ города Судиславля, в бедной крестьянской семье. В начале 30-х годов ХХ века он служил священником в Красносельском районе; в 1932 году отец Василий был арестован и приговорен к 5 годам заключения в лагере, откуда его по состоянию здоровья досрочно освободили в 1935 году.
Управлявший в то время Костромской епархией будущий священномученик, архиепископ Костромской и Галичский Никодим (Кротков +1938), назначил отца Василия на служение в Свято-Троицкую церковь села Троица Нерехтского района – бывший монастырский храм Троице-Сыпановой Пахомиево-Нерехтской обители. В скорбные годы гонений на Церковь и веру Христову священномученик Василий, укрепляемый своим наставником и духовным другом – священномучеником Никодимом, ревностно защищал истину и чистоту Православия, утверждал свою паству в стоянии за правду Божию, оберегал храм от попыток закрытия и поругания.В следственном деле священника Василия Разумова сохранился донос в органы НКВД председателя Троицкого сельсовета Афанасьева, в котором говорилось, что после назначения о.Василия в церковь стали ходить люди "со всех концов окружности как Троицкого с/с, так и из других сельсоветов, а более всего из города Нерехты". Особенно полюбились прихожанам молебны и акафисты, которые о.Василий благоговейно совершал. В своей многотрудной деятельности о.Василий всецело пользовался поддержкой и опытом своего архипастыря, святителя Никодима, которому остался верен до смерти.Вместе с прихожанами храма весной 1936г. о.Василию удалось не допустить готовившееся местными властями снятие колоколов с церковной колокольни.
5 августа 1937 года, сразу же после окончания богослужения, отца Василия вновь арестовали.. Расстрелян 21 сентября 1937 года в Ярославской области. Место захоронения неизвестно, по всей видимости, оно находится в ближних окрестностях Нерехты.
27 апреля 1989 года реабилитирован прокуратурой Костромской области по 1937 году репрессий.
27 марта 1995 года было благословлено местное почитание мученика в Костромской епархии.
Свщмч. Василий, иерей Сыпанвоский. Икона нач. ХХI века
|
28 мая 2000 года в Троицком храме Пахомиевой Нерехтской обители состоялось прославление в лике местночтимых святых Костромской епархии.
Прославлен для общецерковного почитания Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Прославление священномученика иерея Василия Разумова в лике местночтимых святых Костромской епархии состоялось 28 мая 2000 года, в день торжественного празднования 325-летия обретения святых мощей преподобного Пахомия Нерехтского, в возрожденном Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре.
Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Дни памяти: Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02, и в день смерти 21 сентября.
Священномученик Димитрий (Добросердов),
архиепископ Можайский (1864-1937)
Память 8 (21) октября
Священномученик Димитрий (в миру Иван Иванович Добросердов) родился 22 января 1864 года в селе Пахотный Угол Тамбовской губернии в семье священника. По окончании в 1885 году Тамбовской Духовной семинарии он был назначен учителем земской школы в Моршанском уезде, где трудился до 1889 года. 6 мая 1889 года Иван Иванович был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Мамонтове Тамбовской губернии, где вскоре у отца Иоанна умерли жена и дети. Оставшись один, он уехал из Тамбовской губернии и в 1894 году поступил в Московскую Духовную академию. По окончании ее со степенью кандидата богословия в 1898 году он был назначен законоучителем 4-й Московской гимназии и священником гимназической церкви. 10 апреля 1899 года митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) поставил иерея Иоанна настоятелем Благовещенской церкви при гимназии. В декабре 1908 года в Смоленской Зосимовой пустыни Московской епархии отец Иоанн был пострижен в монашество с наречением ему имени Димитрий, возведен в сан архимандрита и назначен синодальным ризничим и настоятелем церкви Двенадцати апостолов в Московском Кремле. 18 мая 1914 года в Успенском соборе Кремля архимандрит Димитрий был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, и назначен настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря.
В 1921 году преосвященный Димитрий был назначен епископом Ставропольским, однако под натиском обновленцев вынужден был покинуть епархию и переехать в Москву. В июне 1923 года он был назначен епископом Бакинским, 26 сентября того же года – епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии, и временно управляющим Тамбовской епархией.
Прибыв на тамбовскую землю, епископ Димитрий принялся активно бороться с обновленчеством, чем навлек на себя гнев властей. Уполномоченный Тамбовского отдела ОГПУ по Козловскому уезду писал: «Во главе тихоновского движения в городе Козлове и уезде, а также всей Тамбовской губернии стоит епископ Димитрий, очень хитрый и осторожный человек, пользующийся громаднейшим авторитетом среди верующих, а в особенности у кулаков и темного элемента… Благодаря авторитетности и политике Димитрия, тихоновское движение в городе Козлове и уезде растет не по дням, а по часам. Громаднейшим злом для обновленческого движения являются также монахи, назначение которых Димитрий отрицает, ссылаясь на то, что и здесь он не причем, так как монахи опять-таки являются избранниками народа. Возвращение Пятницкой города Козлова церкви по распоряжению ВЦИКа тихоновцам от обновленцев дало возможность еще более поднять головы тихоновцам и еще более укрепить свой авторитет, в частности, авторитет епископа Димитрия...»
Великим постом 1925 года епископа Димитрия стали часто вызывать на допросы в ОГПУ. Иногда после допросов он сразу шел в храм, где его ждали, чтобы начать богослужение. Власти настаивали, чтобы владыка покинул Козлов, но он отказывался. Вскоре во время пребывания епископа Димитрия в Сергиевом Посаде он был арестован и отправлен в тюрьму на Лубянку в Москве, где пробыл неделю, а затем с приказанием ехать в Козлов был освобожден. В Козлове его арестовали и препроводили в Тамбов, где был освобожден из тюрьмы и уехал в Москву. В 1926 году епископ Димитрий служил в московских храмах и в Подмосковье. С 31 декабря 1929 года по 25 июня 1930 года святитель Димитрий был управляющим Костромской епархией, с 1932 года – возглавлял Пятигорскую кафедру. 14 апреля 1932 года епископ Димитрий был возведен в сан архиепископа. 23 марта 1934 года – был назначен архиепископом Можайским, викарием Московской епархии.
29 сентября 1937 года архиепископ Димитрий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Вместе с архиепископом Димитрием были арестованы архимандрит Амвросий (Астахов), игумен Пахомий (Туркевич), монах Варлаам Ефимов, диакон Иоанн Хренов, инокиня Татьяна (Бесфамильная), миряне Николай Рейн, Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич. Сразу же после ареста начались допросы, которые 9 октября были оформлены в виде протокола и подписаны архиепископом. Архиепископ Димитрий не признал себя виновным и не согласился кого-либо оговорить.
Архиепископ Димитрий был арестован 29 сентября 1937 года и заключен в Бутырскую тюрьму. Вместе с архиепископом Димитрием были арестованы архимандрит Амвросий (Астахов), игумен Пахомий (Туркевич), диакон Иоанн Хренов, инокиня Татьяна (Бесфамильная), миряне Николай Рейн, Василий Ефимов, Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич. 17 октября 1937 года тройка НКВД приговорила арестованных к расстрелу. 21 октября архиепископ Димитрий (Добросердов), архимандрит Амвросий (Астахов), игумен Пахомий (Туркевич), диакон Иоанн Хренов, инокиня Татьяна (Бесфамильная) и миряне Николай Рейн, Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой и погребены в общей безвестной могиле.Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна (Романова, (1864-1918))
Память 19 октября/1 ноября
Елизавета Фёдоровна (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская) родилась 1 ноября 1864г. в Дармштадте с титулом принцесса Гессен-Дармштадтская. 3 (15) июня 1884 года в Придворном соборе Зимнего дворца венчалась браком с великим князем Сергеем Александровичем Романовым, братом российского императора Александра III, о чём возвещалось Высочайшим манифестом. Великая княгиня царствующего дома Романовых. 4 февраля 1905 её супруг был убит террористом Иваном Каляевым, который метнул в него ручную бомбу. Тяжело переживала эту трагедию. Греческая королева Ольга Константиновна, двоюродная сестра убитого Сергея Александровича, писала: «Это чудная, святая женщина — она — видно, достойна тяжёлого креста, поднимающего её всё выше и выше!». Позднее великая княгиня посетила в тюрьме убийцу: она передала ему прощение от имени Сергея Александровича, оставила ему Евангелие. Более того, она подала прошение императору Николаю II о помиловании террориста, но оно не было удовлетворено.
После гибели мужа Елизавета Фёдоровна заменила его на посту Председателя Императорского Православного Палестинского Общества и исполняла эту должность с 1905 по 1917 годы.
Вскоре после гибели мужа продала свои драгоценности, и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 Марфо-Мариинская Обитель Милосердия (это не был монастырь в точном смысле слова, сестры обители занимались благотворительной и медицинской работой).
При создании обители был использован как русский православный, так и европейский опыт. Сёстры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определённого срока устав обители позволял сестрам выйти из неё и создать семью. Сёстры получали в обители серьёзную психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы, беседы с ними проводили духовник обители о. Митрофан Сребрянский (позднее архимандрит Сергий; канонизирован Русской Православной церковью).
Одна из современниц Великой Княгини писала о святой Елисавете: «Она обладала замечательным качеством – видеть хорошее и настоящее в людях – и старалась это выявлять. Она также совсем не имела высокого мнения о своих качествах...»
В Марфо-Мариинской обители Великая Княгиня вела жизнь подвижницы: строго постилась, спала на деревянных досках, тайно носила власяницу и вериги, отводила на сон 2-3 часа в день...
Привыкшая с детства к труду, она всё делала сама и не требовала от сестёр никаких услуг лично для себя. Более того, Великая Княгиня участвовала во всех делах обители, как рядовая сестра, подавая пример остальным.
В больнице Елисавета Феодоровна брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операциях, делала перевязки, утешала больных – и всеми силами стремилась облегчить их страдания, просиживая у их постелей целые ночи. Если кто-то умирал, она всю ночь читала над покойником Псалтирь, а в 6 утра неизменно начинала свой рабочий день. Елизавета Феодоровна открыла в монастыре школу для сирот и детей, которых она находила на Хитровом рынке. Это было место, где, казалось, собрались все отбросы общества, но настоятельница всегда повторяла: «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно не может быть уничтожено».
Её не пугали ни болезни, ни окружающая грязь, ни брань, разносившаяся по Хитровке. Неутомимо и ревностно искала она здесь сирот, переходила из притона в притон, уговаривая отдать их ей на воспитание.
Ведя строгую подвижническую жизнь, Великая Княгиня не требовала того же от своих сестёр. Воистину выполнила она своё обещание, высказанное сёстрам обители:
«Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».
Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.
С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре (Яковлевой) и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при великой княгине.
18 июля1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: "Господи, прости им, не знают, что делают!"
Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь - это пели мученики.
В 1995 году на месте гибели преподобномучениц был основан Алапаевский мужской монастырь во имя Новомучеников Церкви Русской.
Мощи святой преподобномученицы Елисаветы почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы; две гробницы из белого мрамора с иконами преподобномучениц находятся у алтаря храма.
На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной по случаю их общего прославления в 2000 году, на шестом клейме было изображено убиение преподобномученицы Елисаветы и иже с ней - её келейницы Варвары, великого князя Сергея Михайловича, князя Владимира Палея, великих князей Иоанна, Константина и Игоря, а также их преданных слуг.
В 1992 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских (ранее, в 1981 году, они были канонизированы Русской Православной Церковью Заграницей). 8 июня 2009 года Генеральная прокуратура России посмертно реабилитировала Елизавету Фёдоровну. В 2004—2005 мощи новомучениц находились в России, странах СНГ и Балтии, где им поклонились более 7 млн человек. По словам Патриарха Алексия II, «длинные очереди верующих к мощам святых новомучениц — это ещё один символ покаяния России за грехи лихолетья, возвращения страны на исконный исторический путь». Затем мощи были возвращены в Иерусалим.Память 5 (18) июня; Собор Санкт-Петербургских святых – третья неделя по Пятидесятнице; Собор Московских святых – воскресенье перед 26 августа
Священномученик Макарий (Кармазин),
епископ Екатеринославский (1875-1937),
память 20 ноября (3 декабря)
Священномученик Макарий (в миру Григорий Яковлевич Кармазин) родился 1 октября 1875 года в Подольской губернии. 23 августа 1893 года по окончании Подольской Духовной семинарии был рукоположен во священника и служил на приходах Подольской епархии.
В 1902 году отец Григорий Кармазин стал священником 8-го запасного кавалерийского полка, 4 мая 1912 года числился военным священником 152-го пехотного Владикавказского полка. Во время Первой мировой войны был ранен и дважды контужен. За личное мужество и пастырские труды был возведен в сан протоиерея и получил назначение в 729-й пехотный Новоуфимский полк. В качестве военного священника отец Григорий Кармазин служил в Брест-Литовске, Галиции, Риге и других местах, с 1918 по 1922 год – служил на разных приходах Киевской епархии.
В 1922 году, приняв монашество с именем Макарий, был хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии. После ареста Экзарха Украины митрополита Михаила (Ермакова) епископ Макарий фактически возглавил Киевскую епархию. В скором времени в силу замечательных административных и организаторских способностей, неиссякаемой энергии и всепоглощающей преданности церковному делу епископ Макарий стал пользоваться авторитетом не только в Киевской епархии, но и за ее пределами.
В 1923 году за активную деятельность епископ Макарий был арестован, но после 4 месяцев тюремного заключения снова возвратился к своему служению. В 1925 году был снова арестован, 10 месяцев находился под стражей и был выслан из Киева в Харьков. В 1925 году назначен епископом Екатеринославским. В 1927 году епископ Макарий был выслан в Западную Сибирь; позднее проживал в Вязьме.
В конце 1933 года по приглашению священномученика Никодима, архиепископа Костромского и Галичского, перебрался в Кострому, служил в Александро-Антониновской церкви в Селище. 30 сентября 1934 года был арестован. По приговору Особого совещания при НКВД СССР от 17 марта 1935 года епископ Макарий и некоторые другие «члены контрреволюционной группы» из Селища, в их числе настоятель селищенского храма протоиерей Павел Острогский, были сосланы на 5 лет в Казахстан.
20 ноября 1937 года епископ Макарий «за систематическую антисоветскую агитацию» был вновь арестован и постановлением тройки УНКВД Алма-Атинской области от 1 декабря 1937 года приговорен к расстрелу. Смертный приговор был приведен в исполнение 3 декабря 1937 года. Место погребения священномученика Макария неизвестно.
На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года священномученик Михаил, епископ Екатеринославский, был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских.
Священномученик Никодим (Кротков),
архиепископ Костромской и Галичский (1868-1937),
память 23 января (5 февраля) и 8 (21) августа
Архиепископ Костромской и Галичский Никодим (в миру Николай Васильевич Кротков) родился 29 ноября 1868 года в с. Погрешило Середского уезда Костромской губернии (ныне Ивановской области) в семье священника.
С ранних лет его отличало исключительное благочестие и любовь к Святой Церкви. По окончании в 1889 году Костромской Духовной семинарии в течение нескольких лет был он учителем приходской школы. В 1896 году будущий святитель поступил в Киевскую Духовную академию. Здесь 13 августа 1899 г. он принял монашеский постриг с наречением имени в честь праведного Никодима. В следующем году, после успешного завершения академического курса со степенью кандидата богословия, иеромонах Никодим направлен смотрителем Владикавказского духовного училища. Еще через два года он переведен в Кутаиси на должность инспектора духовной семинарии, в 1905 году назначен ректором Псковской Духовной семинарии.
В ноябре 1907 году состоялась архиерейская хиротония архимандрита Никодима во епископа Аккерманского, викария Кишиневской епархии. Хиротонию совершили епископ Кишиневский Владимир, бывший епископ Аккерманский Аркадий, епископы Новомиргородский Сергий и Каневский Иннокентий.
С середины ноября 1911 года владыка Никодим – епископ Чигирский, викарий Киевской епархии, с 1921 года – на Таврической и Симферопольской кафедре. В 1922 году Указом Святейшего Патриарха Тихона он возведен в сан архиепископа.
В тяжелое для Святой Церкви время начался долгий мученический и исповеднический подвиг архиепископа Никодима. Отказавшись от предложения митрополита Антония (Храповицкого) покинуть страждущую Родину, он жертвенно обрек себя на многочисленные страдания, заточения и ссылки, разделил судьбу своего народа.
Арестованный по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, он был заключен в тюрьму, а позднее по приговору суда отправлен в ссылку. По пути в заточение святитель заболел тифом и оказался в тюремной больнице. С 1929 до мая 1932 года святитель Никодим содержался в тюрьме.
10 июня 1932 года архиепископ Никодим был назначен управляющим Костромской епархией. За все время своего архипастырского служения владыка ни разу не уклонился в обновленческий раскол, сохранил верность Святейшему Патриарху Тихону и законной церковной власти.
23 ноября 1932 года за заслуги перед Святой Церковью Указом заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) архиепископ Никодим был награжден правом ношения креста на клобуке.
Управление Костромской епархией продолжалось для святителя Никодима до 1936 года. Многое претерпел архипастырь в это тяжкое время: на его глазах осквернялись и разрушались храмы и обители, пылали костры из икон, богослужебных книг и облачений, подвергались поруганию православные святыни. В 1934 году был взорван Костромской Успенский кафедральный собор, уникальный архитектурный памятник, где около шести веков пребывал чудотворный образ Феодоровской иконы Божией Матери. Однако сама всероссийская святыня, перед которой благоговейно склонялось не одно поколение благочестивых русских людей, в том числе и святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, была спасена стараниями богомудрого архипастыря.
В ночь на 4 декабря 1936 года, после служения всенощного бдения под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, архиепископ Никодим был вновь арестован. Следствие по его делу длилось более двух лет. В течение всего этого времени святитель находился в тюрьме, подвергаясь издевательствам, пыткам, многочасовым ночным допросам. 21 августа 1938 году на семидесятом году жизни истерзанное сердце святителя Никодима остановилось. Он отошел ко Господу как истинный подвижник и мученик, защитник веры и благочестия, ревностный архипастырь Православной Руси.
Солигаличские новомученики:
священномученики протоиерей Иосиф Смирнов (1864-1918 ), иерей Владимир Ильинский (1833-1918), диакон Иоанн Касторский(1848-1919) и мученик Иоанн Перебаскин (1862-1918).
Память 22 февраля (7марта)
Протоиерей Иосиф Смирнов родился в 1864 году. Закончив Костромскую Духовную семинарию, с 1885 по 1896 год преподавал в Солигаличском приходском училище. В 1886 году был рукоположен во священника собора Рождества Пресвятой Богородицы; состоял духовником при городской тюрьме и наблюдателем церковно-приходских школ Солигаличского уезда. В сентябре 1905 году был назначен настоятелем собора. Избирался депутатом городской думы и Солигаличского уездного собрания, состоял членом уездного комитета попечительства о народной трезвости. В 1907 году возведен в сан протоиерея. Сведения из послужного списка и материалы периодической церковной печати показывают нам отца Иосифа как образованного, достойного священнослужителя, человека безупречной христианской нравственности, пользовавшегося среди горожан глубоким уважением. Отец Иосиф был удостоен нескольких церковных и государственных наград, среди них – орден святой Анны III степени.
Иерей Владимир Иоаннович Ильинский родился в 1833 году, долгое время был священником церкви села Солда Солигаличского уезда. Его сын, иерей Василий Ильинский, служил священником при Богородице-Феодоровском Ратьковском женском монастыре, находившемся в двух верстах от Солигалича. Ко времени Октябрьского переворота отец Владимир был уже 85-летним старцем и находился на покое. Многолетнее беспорочное служение Церкви Христовой снискало священнику Владимиру Ильинскому почет и глубокое уважение православного народа.
Диакон Иоанн Алексеевич Касторский родился в 1848 году в семье диакона села Николо-Березовец Солигаличского уезда. Окончив Солигаличское духовное училище служил сторожем и причетником при городском соборе, затем псаломщиком в Богородице-Феодоровском монастыре. В 1880 году был рукоположен в сан диакона, имел 4 детей. На склоне лет отец Иоанн лишился супруги – в ведомостях клира за 1915 году указывается, что он вдов. Семидесятилетний старец, смиренный труженик на ниве Христовой, диакон Иоанн Касторский отличался благочестием и безупречностью в служении.
Статский советник Иоанн Павлович Перебаскин родился в 1862 году; окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и имел ученую степень кандидата богословия. Не принимая священного сана, Иоанн Павлович посвятил себя делу духовного образования и воспитания юношества. После окончания Академии в 1884 году он направился в небольшой уездный город Солигалич, где стал помощником смотрителя, а в 1897 году – смотрителем духовного училища.
К своим обязанностям Иоанн Павлович награжденный орденом св. Анны и св. Станислава III степени, относился с глубокой ответственностью и усердием; им была написана книга «Правила поведения учеников Солигаличского Духовного Училища», изданная в 1915 году.
22 февраля (7 марта) 1918 года за принадлежность к духовному сословию смиренные труженики нивы Христовой по прибытии в город Солигалич революционного карательного отряда претерпели мученическую смерть.12 апреля 1918 года управляющий Костромской епархией архиепископ Евдоким (Мещерский) доложил Священному Синоду и Поместному Собору об обстоятельствах гибели священнослужителей и мирян Солигалича. На заупокойной литургии, совершенной патриархом святителем Тихоном в храме Московской духовной семинарии 31 марта того же года (1-я служба, посвященная Российским новомученикам), были помянуты солигаличские новомученики. 27 марта 2000 года он был канонизирован как местночтимые святые Костромской епархии. Прославлены к общецерковному почитанию в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.Собор новомучеников и исповедников Российских. День памяти совершается также в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
Царственные страстотерпцы (+1918)
Царственные страстотерпцы император Всероссийский Николай II Александрович (1868-1918), императрица Всероссийская Александра Феодоровна (1872-1918), цесаревич великий князь Алексий Николаевич (1904-1918), великие княжны Ольга Николаевна(1895-1918), Татиана Николаевна (1897-1918), Мария Николаевна (1899-1918) и Анастасия Николаевна (1901-1918)
Память 4(17) июля
Память 4 июля в день кончины, в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Костромских и Санкт-Петербургских святых
Через три дня после мученической кончины царской семьи в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, святой патриарх Всероссийский Тихон в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном императоре положил начало церковному почитанию венценосных страстотерпцев. 21 июля, во время богослужения в Казанском соборе в Москве, он сказал:
"На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе".
Царевичу Алексию в момент расстрела было 13 лет, Великим княжнам Ольге — 23, Татиане — 21, Марии — 19, Анастасии — 17 лет, императору Николаю II – 50 лет, императрице Александре Феодоровне – 46 лет. Останки Царской семьи были сожжены в Ганиной яме, близ Екатеринбурга.
Патриарх благословил архипастырей и пастырей совершать панихиды об убиенном царе. Почитание царской семьи продолжалось и на протяжении десятилетий советского периода истории России. Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев. Одним из первых засвидетельствованных чудес было избавление во время гражданской войны сотни казаков, окруженных в непроходимых болотах красными войсками. По призыву священника отца Илии в единодушии казаки обратились с молитвой к государю Российскому - и невероятным образом вышли из окружения. В Сербии в 1925 году был описан случай, когда одной пожилой женщине, у которой двое сыновей погибли на войне, а третий пропал без вести, было видение во сне императора Николая, который сообщил, что третий сын жив и находится в России - через несколько месяцев сын вернулся домой. Царственные мученики стали почитаться как святые в Сербской Православной Церкви.
Обстоятельства убийства и последующего уничтожения останков царской семьи стали известны благодаря расследованию Соколова. Отдельные останки, найденные Соколовым, были переданы в храм праведного Иова Многострадального Русской Православной Церкви Заграницей, заложенный в Брюсселе 2 февраля 1936 года и освященный 1 октября 1950 года в память Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. В этом храме хранятся найденные иконы, кольца царской семьи и Библия, подаренная Александрой Феодоровной цесаревичу Алексию. В 1977 году дом Ипатьева был разрушен советскими властями в связи с притоком паломников.
14 ноября 1981 года царская семья была канонизирована в лике мучеников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей в составе Собора новомучеников Российских.
По решению светский властей России перезахоронение останков было произведено 17 июля 1998 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, отпевание возглавил настоятель собора.
В 1938 году канонизированы Сербской православной церковью (данный факт оспаривает профессор А. И. Осипов). Первые известия об обращениях верующих в Синод Сербской церкви с прошением о канонизации Николая II относятся к 1930 году. В 1981 году были прославлены Русской Зарубежной Церковью. Октябрь 1996 года — Синодальная комиссия по канонизации святых РПЦ относительно прославления Царственных мучеников представила свой доклад.
20 августа 2000 года были причислены на Юбилейном архиерейском соборе Русской Православной Церкви к лику святых новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных.
День памяти: 4 (17) июля (день расстрела), а также в числе Собора новомучеников — 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).
Одним из главных оснований для их общецерковного прославления в лике святых было заявлено широкое народное почитание.
Деяние Собора выразило понятие о подвиге царственных страстотерпцев в следующих словах:
"В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры".
На месте бывшего дома Ипатьева построен храм-памятник "на крови" во имя Всех святых, в земле Российской просиявших - 23 сентября 2000 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен на месте строящегося храма и поместил в его основание закладную грамоту.
Мироточивые иконы
- Мироточивая икона в Бутово
- Надымская икона государя Николая II, почитаемая как одна из главных святынь Сибирского казачьего войска Союза казаков России
- Мироточивая икона в храме Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево
- Мироточивая икона Олега Бельченко (первое сообщение о мироточении в доме писательницы А. В. Дьяковой 7 ноября 1998 года, то есть до момента канонизации царской семьи), находится в раме святителя Николая в Пыжах.