Епископ Гурий (Степанов, 1880-1937), священномученик

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001День памяти: Празднование Собора новомучеников и исповедников установлено определением Архиерейского Собора в 1992 году. Эта дата – переходящая, Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуют в воскресный день, если он выпадает на 7 февраля, или в ближайшее к этой дате воскресенье.

Также в этот день почитают память тех свя­тых, дата смерти которых неизвестна.

Дата смерти 1937г.

Священномученик архиепископ Гурий (Степанов Алексей Иванович) родился 3 октября 1880 года в городе Чебоксары Казанской губернии в крестьянской чувашской семье. В 1893 году окончил Чебоксарское городское училище, в 1896-м – Чебоксарское духовное училище. В 1902-м – Казанскую Духовную семинарию.

В том же 1902 году поступил в Казанскую Духовную академию.

В 1906 году окончил ее со степенью кандидата Богословия за работу «Буддизм и Христианство в их учении о спасении».

image002Был оставлен в академии. Его сокурсником и товарищем в годы учебы был будущий епископ и священномученик Герман (Ряшенцев). Во время обучения Алексей Иванович стал духовным сыном схиархимандрита Гавриила (Зырянова), бывшего в то время настоятелем Седмиезерной пустыни под Казанью. Позже старец вынужден был покинуть свою пустынь, но когда в 1915 году его здоровье ухудшилось, он пожелал вернуться в Казань, где его приютил в Казанской Духовной академии архимандрит Гурий. 24 сентября 1915 года преподобный Гавриил (Зырянов) мирно почил в казенной квартире отца Гурия, а 28-го в академический «храм Небесных Сил был изнесен, там и в присутствии своих духовных чад – академических иноков был благочестно отпет».

16 апреля 1905 года Алексей Иванович был пострижен в монашество. В том же году рукоположен во иеродиакона, а в марте 1906 года – во иеромонаха.

Изучал монгольские языки и буддизм. С марта 1906 года – исполняющий обязанности доцента (с 1909 года – доцент), магистр Богословия (с 1909 года), экстраординарный профессор (с 27 сентября 1910 года). С 1912 года – архимандрит. С 26 мая 1912-го по 1917 год – инспектор Казанской Духовной академии. 18 февраля 1916 года удостоен степени доктора церковной истории. Тема диссертации: «Очерки по истории распространения Христианства среди монгольских племен». Ординарный профессор Казанской Духовной академии по кафедре миссионерских предметов. Автор трудов по буддизму. С 15 августа 1917 года архимандрит Гурий – член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917-18 годов по избранию от монашествующих.

image003image00421 ноября/4 декабря 1917 года – в день настолования в Патриарха Московского и всея России святителя Тихона произнес приветствие Святейшему Патриарху от Казанской Духовной академии. В 1919 году – настоятель Сретенского монастыря в Москве. 2 октября 1919 года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму, но вскоре освобожден. В 1919 году – до 25 января 1920 года – настоятель Московского Покровского миссионерского монастыря. 26 января 1920 года хиротонисан во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии, но в епархию так и не выехал. В 1920 году епископ Гурий был управляющим Московским Покровским монастырем и проживал в Свято-Данииловом монастыре у епископа Феодора (Поздеевского). 27 июня 1920 года был арестован вместе с епископом Феодором в связи с тем, что при проведении обыска в Данииловом монастыре у его ворот собралась толпа. Содержался в Бутырской тюрьме. Обвинение по делу официально не было предъявлено. 26 июля Президиум ВЧК вынес приговор: заключение в лагере до конца гражданской войны. По амнистии 7 ноября 1920 года заключение в лагере было заменено тюремным заключением сроком на 5 лет.

С 25 августа 1920 года до 24 марта 1922 года находился в Таганской тюрьме.24 марта 1922 года был освобожден и определен на поселение в Москве без права выезда.

image005 С марта 1922 года по июнь 1923-го управлял Покровским монастырем. С июня 1923 года – временно управляющий в Петроградской епархии. Когда в том же 1923 году выехал из Петрограда в Псково-Печерский монастырь, был там арестован и при аресте обвинен в "нахождении в пограничной полосе". Заключен в тюрьму в Псковской области, позже освобожден.

В феврале 1924 года возведен в сан архиепископа. Был архиепископом Иркутским. В 1924 году проживал в Москве в Покровском мужском монастыре. Еще раз был арестован и освобожден. 12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

image006 19 ноября 1925 года арестован по делу митрополита Петра (Полянского) и обвинен в том, что "принимал непосредственное участие в группировке монархических церковников и мирян, ставивших своей задачей использование церкви и церковного аппарата в антисоветских целях, для сплочения вокруг церкви реакционного элемента". С 19 ноября до мая 1926 года во время следствия содержался в Бутырской тюрьме. Владыке Гурию было предъявлено обвинение, что он состоял членом так называемого "Даниловского синода". 21 мая 1926 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР обвинен по статьям 62, 68 УК РСФСР как "член контрреволюционной монархической церковной организации "Даниловский синод"". Приговор: 3 года ссылки через ПП ОГПУ в Сибирь. С мая 1926 года по 7 октября 1928 года находился в ссылке в Якутске. С 1 августа 1927 года жил в отдельном домике вместе со своей племянницей Елизаветой Ивановной, Александром Дмитриевичем Самариным, бывшим обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода, и его дочерью Елизаветой Александровной. 8 октября 1928 года на особом Совещании при Коллегии ОГПУ СССР приговорен к 3 годам высылки с прикреплением к определенному местожительству.

В Якутске работал внештатным сотрудником якутского научно-исследовательского общества «Саха Кэскилэ». Перевел с немецкого языка классический труд акад. О. Н. Бётлингка «Якутская грамматика» (совм. с Самариным), подготовил двухтомник «Чукчи и их занятия» и «Духовная культура чукотского народа» по материалам книги В. Богораза «Чукчи» (не опубл.). Печатал статьи в сборниках трудов общества «Саха Кэскилэ».

28 июля 1930 года по постановлению ОСО при Коллегии ОГПУ СССР досрочно освобожден.

image00725 июня 1930 года назначен архиепископом Костромским. От управления епархией отказался. Не признавал законности местоблюстительства митрополита Сергия (Страгородского). 13 августа 1930 года по 8 мая 1931 года – архиепископ Суздальский, викарий Владимирской епархии.

image008В 1931 году  из-за болезни архиепископ Гурий отошел от церковных дел. Проживал под Москвой, в пос.Перловка, где встречался с епископом Варфоломеем (Ремовым), отклонил по состоянию здоровья его предложение об участии в научно-богословской деятельности существовавшего при иноческой общине закрытого Высокопетровского монастыря нелегального духовного учебного заведения, продолжившего традиции МДА. Консультировал обращавшихся к нему за помощью при подготовке кандидатских и магистерских диссертаций.

В 1931 г. завершил главный богословский труд, начатый в ссылке,- «Богозданный человек: опыт православной теодиции жизни». Цель труда – дать «христианское оправдание смысла жизни» (С. 5). Архиеп. Гурий рассматривал догматические проблемы (грехопадение, его причина и суть, последствия (С. 12-30), домостроительство спасения - необходимость появления Нового Адама, Воплощение, ипостасное единение божества и человечества во Христе (С. 31-34), Жертва «за людей», «вместо людей» и «от людей» (С. 39), Искупление (С. 37 слл.), Воскресение (С. 44), Церковь и церковные таинства (С. 47-56), Церковь как вечное Царство Божие (С. 60-65) и др.), аскетические (сердце как место единения души с Богом, место таинственного Богообщения (С. 7), путь страданий как «единственно возможный и единственно нормальный путь духовного возрождения» (С. 36) в осуществлении достижения «Богообщения и Боговселения», которые являются целью жизни христианина (С. 67-68), система духовного совершенства (С. 69-72)). В этой работе также писал о структуре, канонических основах жизни Вселенской Церкви (С. 57-60).

В учении об Искуплении признавал неудовлетворительными как прежде доминировавшую в богословии юридическую теорию, так и появившуюся в противовес ей в начале ХХ в. нравственную теорию. Юридическая теория, замечает вл. Гурий, дает лишь внешнее истолкование тайны Искупления. Эта теория построена на базе облеченных в форму «строгого юридизма» греховных и себялюбивых отношений между людьми, которые несоизмеримы с понятием Бога любви. Поэтому, по мнению автора, юридическая теория, «оставаясь достоянием ума, ничего не говорит христианскому сердцу» (С. 39). Он отмечал силу нравственной теории в критике юридизма и слабость ее положительного содержания: «Явившись как протест против юридического понимания Жертвы Искупления, эта теория проявила естественную для духа критицизма тенденцию к умалению искупительного значения Голгофской Жертвы и некоторому обезличению этой всемирной Жертвы...» (С. 39-40).

Архиеп. Гурий в исследовании тайны Искупления стремился к тому, чтобы «из анализа внутренней природы греха и средств ее преодоления выяснить существенную необходимость Жертвы Искупления за грех, называемую онтологическими (природными) законами бытия как нормами Богом установленной жизни». Сын Божий, пишет он, является «не жертвой юридического возмездия или кары, а Жертвой самоотверженной Божественной любви, не жертвой, (притом) нужной Богу для умилостивления Его разгневанного Правосудия, а Жертвой, нужной для людей, неизбежной по онтологическим законам бытия и необходимой для снятия с совести людей тяготеющей над их сознанием ответственности пред судом Правды Божией, чтобы сделать людей оправданными и дерзновенными перед Лицом Божиим» (С. 40).

image009 8 мая 1931 года арестован по делу "филиала Истинно-Православной Церкви". Обвинен в "участии в филиале контрреволюционной церковно-монархической организации "Истинно-Православная Церковь"". Приговор: 3 года исправительно-трудовых лагерей. В 1932 году заключен в лагерь в Новосибирской области.

13 января 1932 г. архиепископ Гурий был арестован. Содержался в Бутырской тюрьме. Обвинялся в том, что «принял на себя руководство к[онтр]р[еволюционной] группировкой монахов в целях изменения церковной политики и направления ее в сторону активной борьбы с советской властью». 14 марта 1932 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к трем годам ИТЛ.

По возвращении из ссылки в 1934 году владыка проживал в городе Арзамасе вместе со своей племянницей Кочетковой Елизаветой Ивановной, которая находилась здесь в ссылке с 1932 года.

6 сентября 1937 года он был арестован по искусственно созданному групповому делу об организации контрреволюционной церковно-фашистской диверсионно-террористической организации в городе Арзамасе. По этому делу было арестовано 76 человек. В качестве руководителя этой группы был признан благочинный 1-го Округа города Арзамаса священник Александр Миныч Черноуцан.

Из всех арестованных не признали себя виновными 32 человека, в числе которых были владыка Гурий и его племянница Кочеткова Елизавета Ивановна.

21 октября 1937 года было вынесено обвинительное заключение участникам так называемой «к/р церковно-фашистской диверсионно-террористической организации» Арзамасского района в составе 76 человек.

«Архиепископ Гурий (Степанов Алексей Иванович), являясь участником к/р организации, по возвращении из ссылки в 1934 году был послан в город Арзамас Митрополитом (Москва) Страгородским Сергием с установками по организации к/р организаций и руководства последними. Проводил подготовку к восстаниям, в этих целях организовал и проводил у себя на квартире тайные собрания. На протяжении 1934–1937 года от митрополита Страгородского Сергия через его сестру Архангельскую получал к/р установки. Допрошенный по делу Степанов виновным себя не признал. Другими же участниками к/р организации вполне доказано».

23 октября 1937 года постановлением Тройки УНКВД по Горьковской области архиеп. Гурий (Степанов), Кочеткова Елизавета Ивановна, Архангельская Александра Николаевна были приговорены к расстрелу.

Расстрелян 1 ноября 1937 года в г. Горьком.

image010Реабилитирован 13 мая 1957 года решением Военного трибунала Московского Военного Округа. Военный прокурор Московского Военного округа докладывал о проведенной по делу дополнительной проверке, в ходе которой было установлено, что антисоветской организации, в принадлежности к которой обвинялись все перечисленные выше лица, не существовало, и данное дело было создано искусственно… Большое количество свидетелей, хорошо знавших обвиняемых до их ареста по данному делу, в своих показаниях, данных в процессе проверки по делу, не подтвердили проведения обвиняемыми какой-либо антисоветской деятельности. В ходе проверки было установлено, что бывшие работники Арзамасского райотдела НКВД, участвовавшие в расследовании дела, привлекались к ответственности за фальсификацию следственных материалов. Еще в 1939 году следственными органами было вынесено постановление о необоснованности привлечения к уголовной ответственности пятнадцати обвиняемых. В ходе проверки были выявлены оговорившие себя и других лица.

В 1981 году причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церковью Заграницей, канонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских.

Сочинения

Ветхозаветная политика // Странник. 1905. № 10. С. 476-492; К вопросу о панмонголизме. Каз., 1905; Преосв. Вениамин (Пуцек-Григорович), митр. Казанский и Свияжский. Каз., 1906; Калмыки // ПБЭ. Т. 8. С. 81-109; Буддизм и христианство в их учении о спасении. Каз., 1908; Тайна христианской жизни. Серг. П., 1908; Жемчужина христианства. Каз., 1908; Философия буддизма // ПС. 1908. Янв. С. 124-134; Март. С. 336-354; 1909. Ч. 1. С. 508-513; Современные течения в ламаизме // ПС. 1909. Ч. 1. С. 773-789; О переводческой деятельности на калм. яз.: Богослужебные и религ.-нравств. переводы на калм. яз. // ПС. 1910. Ч. 2. С. 209-224; О богопознании. Каз., 1911; Православная миссия среди калмыков // ПС. 1911. Ч. 2. Июль/Авг. С. 3-87; Донские калмыки и история их христианского просвещения по трудам Казанского миссионерского съезда. СПб., 1911; Бодимур и его критический разбор. М., [1915]; «Забытая жатва»: Миссионерская деятельность среди приволжских калмыков // ПС. 1915. Ч. 1. Янв. С. 3-49; Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен. Т. 1: Калмыки. Каз., 1915; Якутский язык в его отношении к тюркскому и монгольскому языкам. Жизненные аффиксы якутского языка, участвующие в образовании и изменении слов // Сб. трудов исследовательского об-ва «Saqa keskile». Якутск, 1927. Вып. 4. С. 75-93; 1928. Вып. 5. С. 29-60; 1936. Вып. 1. С. 71-91;Богозданный человек: Опыт правосл. теодиции жизни // БТ. 1974. Сб. 12. С. 5-72.

Литература:

Архивы: ГАРФ. П-50648; Ф. 8419. Оп. 1. Д. 254; Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 78; ЦА ФСБ. Д. Р-25200, Р-35609, Н-3677, Н-7678; НАРС(Я). Ф. 386. Оп. 1, 2; Собор, 1918. Деяния. Т. 1. С. 68; Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 61, 402, 416, 855-856, 970; Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С. 137-138; Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918 г. Т. 1. С. 68; Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1907 г. СПб., 1907. С. 31; Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917 г. Пг., 1917. С. 27; Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 2. С. 409-414; Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 1. С. 138; Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 2. С. 129; Вениамин (Милов), еп. Дневник инока// Троицкое слово. № 8. 1991. С. 36-61; Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России/ Составитель И.И.Осипова// Церковно-исторический вестник. 1999. № 2-3. С. 67-69, 180; Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных). М.: Современный писатель, 1998. 208 с., илл. С. 170-171; http://pstbi.ru.

Документы:

  1. ЦА ФСБ РФ. Д.Н-3677. Том_Лист Т.5.
  2. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.78.
  3. ГА РФ. Ф.8419. Оп.1. Д.254.

Храмы и монастыри

Две рязанские обители

Предисловие

Первые Григоровы-рязанцы – младшие потомки испомещенного Великим князем Московским Иоанном 111 Васильевичем в 1495 году по Можайску Василия Иванова сына Григорова, не получившие доли в родовом поместье.

Подробнее...

Святые и Святыни

Cвятитель Иннокентий (Вениаминов, 1797 – 1879) митрополит Московский и Коломенский

К 40-летию прославления митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова).

6 октября 1977 года, в Русской Православной Церкви появился новый святой. К лику святых был причислен святитель Иннокентий (Вениаминов, 1797 – 1879) митрополит Московский и Коломенский, святитель, апостол Америки и Сибири. Его память совершается еще: 31 марта в день кончины, 23 сентября в день прославления, в Соборах Московских святителей (ст. стиль), а также Московских, Радонежских, Санкт-Петербургских и Сибирских святых

Подробнее...

Статьи

Воцарение Дома Романовых. Подвиг Ивана Сусанина

К 400-ЛЕТИЮ ДОМА РОМАНОВЫХ
ПРЕКРАЩЕНИЮ СМУТЫ
И ВОССТАНОВЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

2013 год – юбилейный год для Костромы, которая, в связи с событиями 400-летней давности, прошедшими в Костромском Ипатьевском монастыре традиционно именуется «колыбелью дома Романовых». Название обращает наше внимание прежде всего на 14 марта (по старому стилю) 1613 года, когда в стенах Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря юный Михаил Феодорович Романов принял избрание его Земским Собором на престол государства Российского. Эта знаменательная веха отечественной истории, событие, восстановившее российскую государственность, нарушенную событиями Смуты и приведших к воцарению самозванца на престоле государей российских, предварялась рядом промыслительных действий, приведших в конечном итоге к избранию на царство юного боярина Михаила Феодоровича, родоначальника царствующего Дома Романовых.

Подробнее...